Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу Дегтяревой О.Н. на постановление государственного инспектора отдела надзорной деятельности N3 по пожарному надзору от 28 мая 2013 года, решение судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 27 июня 2013 года и решение судьи Челябинского областного суда от 26 июля 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Дегтяревой О.Н.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора отдела надзорной деятельности N3 по пожарному надзору (ОНД N3) от 28 мая 2013 года N1026 индивидуальный предприниматель Дегтярева О.Н. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 6 000 рублей.
Судья Центрального районного суда г. Челябинска решением от 27 июня 2013 года указанное выше постановление должностного лица оставил без изменения, жалобу Дегтяревой О.Н. - без удовлетворения.
Решением судьи Челябинского областного суда от 26 июля 2013 года решение судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 27 июня 2013 года оставлено без изменения.
В жалобе Дегтяревой О.Н., поданной в порядке надзора, поставлен вопрос об отмене принятых по делу постановления и судебных решений ввиду их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения принятых по делу постановлений не нахожу.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ Лица, осуществляющие
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.
В соответствии с чЛ ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи, влечет
2
наложение административного штрафа на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, 30 апреля 2013 года на основании заявления граждан прокуратурой Центрального района г. Челябинска совместно с ОНД N3 УНД ГУ МЧС России по Челябинской области проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в отношении ИП Дегтяревой О.Н. Проверка показала, что при эксплуатации помещений индивидуальным предпринимателем Дегтяревой О.Н., занимаемых на основании договора аренды N6-13 нежилого помещения от 03 января 2013 года, допущены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- помещение бани (помещение с температурным режимом до 85 градусов Цельсия, со слов предпринимателя оздоровительного комплекса -ингаляторий (лечебно-профилактическое учреждение), расположено в подвальном этаже многоквартирного жилого дома, чем нарушены ЗФ от 22 июля 2008 годаN123-ФЗ ст.4 п.З, СП 54.13330.2011 п. 4.11.
На основании материалов проведенной проверки 08 мая 2013 года прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП, копию которого Дегтярева О.Н. получила в установленном законом порядке; права, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ, Дегтяревой О.Н. разъяснены.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении государственным инспектором отдела надзорной деятельности N3 по пожарному надзору 28 мая 2013 года вынесено постановление N 1026 о привлечении Дегтяревой О.Н. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Постановление вынесено в соответствии с требованиями 29.10 КоАП РФ, в нем отражено событие правонарушения, квалификация деяния, копия постановления получена Дегтяревой О.Н. лично 28 мая 2013 года.
Факты допущенных нарушений требований пожарной безопасности и виновность Дегтяревой О.Н. в совершении правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, подтверждены представленными в дело доказательствами, в том числе: сведениями, указанными в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 08 мая 2012 года; актом проверки от 30 апреля 2013 года; пояснениями Дегтяревой О.Н., данными в ходе рассмотрения дела; представлением об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, выявленного 30 апреля 2013 года; представленными в материалы дела фотоснимками; свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, договором аренды нежилого помещения, заключенным между ИП С.В.Н. и ИП Дегтяревой О.Н.,и другими материалами дела.
4
Договором, заключенным между ИП С.В.Н. и ИП Дегтяревой О.Н. предусмотрено, что на арендатора возложены обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности (п. 4.2.3 договора).
Следовательно, ИП Дегтярева О.Н., пользуясь имуществом на законных основаниях, обязана обеспечивать соблюдение в арендуемом помещении требований пожарной безопасности.
С учетом изложенного, судьи пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ИП Дегтяревой О.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
То обстоятельство, что данное помещение Дегтярева О.Н. указывает как ингаляторий, не нашло своего подтверждения.
Услуги ингалятория являются одним из видов физиотерапевтических процедур, которые в соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключение указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 года N291 о лицензировании медицинской деятельности (за исключение указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") входят в перечень услуг медицинской деятельности подлежащей лицензированию.
Лицензия на право осуществления медицинской деятельности Дегтяревой О.Н. не предоставлена.
Доводы жалобы о том, что помещение оздоровительного комплекса принято в эксплуатацию до принятия правил, нарушение которых ей вменяется, не влекут отмену судебных постановлений.
До вступления в действие Федерального закона от 22 июня 2008 года N123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" действовали аналогичные положения о запрете размещения саун (бань) в цокольных и подвальных этажах жилых зданий.
Согласно п. 1.36 СНиП 2-08.01.89 (Строительные нормы и правила) "Жилые здания" (действующего на момент приемки оздоровительного комплекса) запрещалось размещение в жилых домах бань, саун, прачечных и химчисток.
Иная оценка лицом, привлекаемым к административной ответственности обстоятельств дела и представленных в материалы дела доказательств, не свидетельствуют об ошибочности выводов должностного лица, судей и незаконности вынесенных по делу постановлений.
Обстоятельства дела выяснены всесторонне, полно и объективно. Выводы о наличии в действиях Дегтяревой О.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, является обоснованным.
3
Указанным доказательствам была дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях Дегтяревой О.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, опровергаются материалами дела.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
В соответствии со ст. 38 названного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 22 июня 2008 года N123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Как следует из положений п. 4.10 СНиП 31-01-2003. Здания жилые многоквартирные (введен в действие 01 октября 2003 года взамен СНиП 2- 08.01.89) в цокольном и подвальном этажах жилых зданий не допускается размещать помещения для хранения, переработки и использования в различных установках и устройствах легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и сжиженных газов, взрывчатых веществ; помещения для пребывания детей; кинотеатры, конференц-залы и другие зальные помещения с числом мест более 50, сауны, а также лечебно-профилактические учреждения.
Аналогичные требования содержит п. 4.11 Свода правил 54.13330.2011. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003, утвержденный Приказом Министерства регионального развития РФ от 24 декабря 2010 года N778, и введенный в действие с 20 мая 2011 года.
Как усматривается из материалов дела, Дегтярева О.Н. является индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица и на основании договора аренды от 03 января 2013 года осуществляет предпринимательскую деятельность в подвальном помещении по адресу г. Челябинск, ул. Пушкина д. 56 "а", принадлежащем индивидуальному предпринимателю С.В.Н. на праве собственности.
5
Нарушений закона, влекущих отмену постановления должностного лица и судебных решений, не допущено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено в пределах санкций ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1,3.5,4.1-4.3 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении и его пересмотре Дегтярева О.Н. принимала участие, обосновывала свою позицию по делу, воспользовалась юридической помощью защитника, не была лишена возможности реально защищать свои права и законные интересы. Нарушений гарантированных Конституцией РФ и ст. 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст.ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Доводы надзорной жалобы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судебными инстанциями при рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, и получили надлежащую правовую оценку.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление государственного инспектора отдела надзорной деятельности N3 по пожарному надзору от 28 мая 2013 года, решение судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 27 июня 2013 года и решение судьи Челябинского областного суда от 26 июля 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Дягтяревой О.Н. оставить без изменения, жалобу Дягтяревой О.Н. - без удовлетворения.
Заместитель председателя областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.