Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Турковой Г.Л., судей Загайновой А.Ф., Смолина А.А., при секретаре Шагеевой О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске "12" ноября 2013 года в зале суда гражданское дело по заявлению Иризбаевой А.Н. к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Челябинской области, ФКУ "Следственный изолятор N2 ГУФСИН России по Челябинской области" о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии, восстановлении в списке участников подпрограммы с апелляционной жалобой ФКУ "Следственный изолятор N2 ГУФСИН России по Челябинской области" на решение Орджоникидзевского районного суда города Магнитогорска Челябинской области от 02 сентября 2013 года.
В суд апелляционной инстанции явились представитель Иризбаевой А.Н. Ушков Ю.В., действующий на основании нотариальной доверенности от 22.10.2013 года, представитель Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Челябинской области Залесский Д.С., действующий на основании доверенности от 11.01.2013 года, и представитель ФКУ "Следственный изолятор N2 ГУФСИН России по Челябинской области" Соловьева Г. А., действующая на основании доверенности от 27.02.2013 года.
Иризбаева А.Н. в суд апелляционной инстанции не явилась, извещение о времени и месте рассмотрения жалобы получила, просила рассмотреть дело с участием ее представителя Ушкова Ю.В. Дело рассмотрено в ее отсутствие в соответствии со ст. 327 и ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Заслушав доклад судьи Турковой Г.Л. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, пояснения представителей сторон, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иризбаева А.Н. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения жилищно-бытовой комиссии ФКУ "Следственный изолятор N2 ГУФСИН
1
России по Челябинской области" (далее ФКУ СИЗО N2) от 27 июня 2013 года об исключении ее в составе семьи из 4 человек из сводного списка кандидатов для получения жилищного сертификата в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050. Заявитель просила признать это решение незаконным, обязать ФКУ СИЗО N 2 восстановить заявителя с составом семьи из четырех человек в списке очередности на получение жилой площади и улучшение жилищных условий, обязать жилищно-бытовую комиссию ФКУ СИЗО N 2 включить Иризбаеву А.Н. с составом семьи из четырех человек в список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, обязать ГУФСИН России по Челябинской области включить Иризбаеву А.Н. с составом семьи из четырех человек в сводный список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы на получение государственного жилищного сертификата по ГУФСИН России по Челябинской области на 2013 год и выдать государственный жилищный сертификат. В обоснование заявленных требований Иризбаева А.Н. указала на отсутствие законных оснований для принятия жилищно-бытовой комиссией оспариваемого решения. В судебном заседании Иризбаева А.Н. и ее представитель Ушков Ю.В. поддержали заявленные требования.
Представитель ФКУ СИЗО N 2 с требованиями Иризбаевой А.Н. не согласилась, указав на то, что в ходе рассмотрения представленных ею документов установлено, что она была неправомерно поставлена на жилищный учет в 1999 году. Данное обстоятельство явилось основанием для исключения Иризбаевой А.Н. из списка на получение государственного жилищного сертификата.
ГУФСИН России по Челябинской области в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела было извещено.
Суд постановил решение об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ФКУ СИЗО N2 просит отменить решение суда в связи с нарушением норм материального права и принять по делу новое решение. Судом установлено, что на момент обращения с заявлением о постановке на жилищный учет в 1999 году Иризбаева А.Н. и ее семья была
2
обеспечена жильем выше учетной нормы и в силу п.1 ч.1 ст. 29 ЖК РСФСР не могла быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Не согласно с выводом суда о том, что в состав семьи на этот момент входило 5 человек, поскольку ее мать Д.М.Н. до 2002 года была зарегистрирована по месту жительства в другом населенном пункте. Показания свидетелей о ее проживании совместно с истицей не могут быть приняты во внимание. Кроме того, Д.М.Н. имела дом, площадь которого должна учитываться при расчете нуждаемости. Жилищно-бытовая комиссия обоснованно в соответствии с п.6 ч.1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ приняла решение о снятии Иризбаевой А.Н. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения.
В силу ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации судебной защите подлежит нарушенное или оспоренное право. Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Иризбаева А.Н. ссылается на нарушение ее прав исключением из списка граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы по ФКУ СИЗО N2 ГУФСИН России по Челябинской области и просит восстановить ее нарушенное право.
В ходе рассмотрения дела судом установлено и не оспаривается сторонами, что Иризбаева А.Н. являлась сотрудником уголовно-исполнительной системы и проходила службу в ФКУ СИЗО N2 с 04.01.1979 г. по 29 августа 2004 г., уволена по ст. 58 п. "е" Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (сокращение штата) и на момент увольнения имела выслугу **** лет **** месяцев **** дней (л.д.38,41,46).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, которой установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем
з
категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" осуществляются в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации названной выше подпрограммы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153.
В соответствии с абз. 6 подп. "а" п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 -2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года N 153 (в ред. от 18.02.2013 года) право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Пунктом 6 Правил установлено, что в рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание.
Для участия в Подпрограмме Иризбаевой А.Н. необходимо быть признанной в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).
Решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ СИЗО N2 от 11 марта 2013 года (протокол N2) Иризбаева А.Н. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий по состоянию на 2002 год в составе семьи из 5 человек (л.д.163).
Для участия в Подпрограмме граждане, указанные в п. 5 Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению N 1.1 с приложением
4
документов, в числе которых, выписка из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ СИЗО N2 от 19 июня
2012 года (протокол N3) Иризбаева А.Н. включена в состав участников подпрограммы "Жилище" на 2011-2015 годы на 2013 год в составе семьи из 4 человек (л.д.57, 58).
Решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ СИЗО N2 от 27 июня 2013 года (протокол N5) Иризбаева А.Н. исключена из списка граждан -участников подпрограммы на получение жилищного сертификата. При этом жилищно-бытовая комиссия сослалась на рекомендации помощника начальника по правовым вопросам ГУФСИН России по Челябинской области и некорректность заключений, выданных сторонними организациями при разрешении вопроса о включении в состав участников подпрограммы на 2013 год.
Установив, что Иризбаева А.Н. являлась сотрудником учреждения уголовно-исполнительной системы - ФКУ СИЗО N2 ГУФСИН России по Челябинской области, была уволена со службы по п. "е" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации по сокращению штата, её выслуга лет в календарном исчислении составляет более 10 лет, она состояла в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в ФКУ СИЗО N2 по состоянию на 2002 год, а основания, предусмотренные действующим законодательством для исключения ее из состава участников подпрограммы отсутствуют, суд пришел к правильному выводу о незаконности решения жилищно-бытовой комиссии ФКУ СИЗО N2 от 27 июня 2013 года об исключении Иризбаевой А.Н. из списка граждан - участников подпрограммы на получение жилищного сертификата.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда.
Довод апелляционной жалобы ФКУ СИЗО N2 о нарушении судом норм материального права не может быть принят в качестве основания для отмены постановленного по делу решения, поскольку он противоречит материалам дела и содержанию обжалуемого решения.
Так довод апелляционной жалобы о том, что Иризбаева А.Н. на момент ее обращения с заявлением о постановке на жилищный учет в 1999 году не могла быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что ее семья была обеспечена жильем выше учетной нормы и в силу
5
п.1 ч.1 ст. 29 ЖК РСФСР, не изменяет существа постановленного по делу решения.
В ходе судебного разбирательства установлено, что заявление Иризбаевой А.Н. о постановке ее на жилищный учет, поданное 27.01.1999 года (л.д.10), не было рассмотрено по существу и решения по нему в установленном законом порядке не было принято. Данное обстоятельство подтверждено заключением по материалам служебной проверки от 22 июня 2009 года (л.д.47).
Действительно, основания для признания Иризбаевой А.Н. в составе семьи из 4 человек нуждающейся в жилом помещении в 1999 году отсутствовали, так как она занимала жилое помещение жилой площадью **** кв.м, что выше действовавшей на тот момент учетной нормы ( **** кв.м жилой площади на одного человека).
Между тем в нарушение установленного порядка рассмотрения заявлений о признании нуждающимися в улучшении жилищный условий заявление Иризбаевой А.Н. о постановке ее на жилищный учет по существу впервые было рассмотрено жилищно-бытовой комиссии ФКУ СИЗО N2 только 11 марта 2013 года (протокол N2), когда Иризбаева А.Н. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий по состоянию на 2002 год в составе семьи из 5 человек (л.д.163).
Решение жилищно-бытовой комиссии от 11 марта 2013 года никем не оспорено, не признано недействительным и не отменено.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что грубое нарушение жилищно-бытовой комиссией учреждения уголовно-исполнительной системы положений ст. 31 Жилищного кодекса РСФСР, выразившееся в непринятии соответствующего решения по заявлению Иризбаевой А.Н. о признании ее нуждающейся в жилье либо об отказе в признании таковой, не может повлечь утрату Иризбаевой А.Н. права на улучшение жилищных условий, так как на момент рассмотрения заявления Иризбаевой А.Н. по существу и в настоящее время Иризбаева А.Н. в составе семьи из 4 человек обеспечена жилой площадью менее учетной нормы, действующей на момент вынесения решения о признании ее нуждающейся в жилье ( **** кв.м общей площади на 1 человека).
Не изменяет существа постановленного решения и доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводом суда о том, что в состав семьи на 1999 год входило 5 человек, поскольку ее мать Д.М.Н. до 2002 года была зарегистрирована по месту жительства в другом населенном пункте, поскольку к моменту рассмотрения по существу заявления Иризбаевой А.Н. о признании нуждающейся в жилье ее мать скончалась. В
б
настоящее время в состав семьи заявителя ( заявитель и 3 члена семьи) входят иные лица, чем указаны в заявлении от 1999 года.
Довод апелляционной жалобы о том, что жилищно-бытовая комиссия обоснованно, в соответствии с п.6 ч.1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, приняла решение о снятии Иризбаевой А.Н. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, является несостоятельным, так как это обстоятельство из содержания решения жилищно-бытовой комиссии от 27 июня 2013 года не вытекает, комиссия на положения какой-либо нормы жилищного законодательства не ссылалась, решения, на содержание которого указывает апеллятор, - не принимала.
Иное толкование апеллятором примененных судом норм права и другая оценка природы правовых отношений, сложившихся между сторонами, не означает нарушение судом норм материального и процессуального права.
Иных доводов, указывающих на незаконность и необоснованность решения суда, апелляционная жалоба ФКУ СИЗО N2 не содержит. Обстоятельства, влекущие в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ отмену решения суда, не установлены.
ГУФСИН по Челябинской области решение суда не обжаловано и оснований для проверки законности решения суда в части удовлетворения требований заявителя к этому органу за пределами доводов апелляционной жалобы ФКУ СИЗО N2 суд апелляционной инстанции не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Орджоникидзевского районного суда города Магнитогорска Челябинской области от 02 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУ СИЗО N2 ГУФСИН России по Челябинской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
7
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.