Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу защитника ООО "Теплоприбор-Юнит" - С.О.А ... на постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 5 Металлургического района г. Челябинска от 05 июля 2013 года и решение судьи Металлургического районного суда г. Челябинска от 11 сентября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.7 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Теплоприбор-Юнит",
УСТАНОВИЛ:
постановлением и.о. мирового судьи судебного участка N 5 Металлургического района г. Челябинска от 05 июля 2013 года ООО "Теплоприбор-Юнит" (далее Общество) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 20.7 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Металлургического районного суда г. Челябинска от 11 сентября 2013 года указанное постановление и.о. мирового судьи изменено: из постановления исключено указание на совершение ООО "Теплоприбор-Юнит" следующих нарушений в области гражданской обороны: в ООО "Теплоприбор-Юнит"не создан страховой фонд документации; не организованы занятия с работающим населением по месту работы и участие в учениях и тренировках по гражданской обороне. В остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в порядке надзора, защитник ООО "Теплоприбор-Юнит" - С.О.А., действующая по доверенности просит отменить состоявшиеся по делу судебные решения, считая их незаконными.
Изучив истребованное дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, доводы надзорной жалобы, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения принятых по делу судебных постановлений не нахожу.
В соответствии с частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, влечет административное наказание в виде административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела об административном
2
правонарушении, 26 апреля 2013 года на основании распоряжения N 256/3 заместителя начальника отдела надзорной деятельности N 3 от 28 февраля 2013 года, в отношении ООО "Теплоприбор-Юнит", расположенного по адресу: г. ***, проведена плановая выездная проверка по выполнению требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ в области гражданской обороны.
Копия распоряжения получена ООО "Теплоприбор-Юнит" 12 марта 2013 года (л.д. 13). Таким образом, распоряжение о проведении плановой выездной проверки N 256/3 от 28 февраля 2013 года доведено в установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее Федеральный закон N 294-ФЗ) порядке до проверяемого лица.
В ходе проведения проверки должностным лицом ГУ МЧС России выявлены нарушения, допущенные ООО "Теплоприбор-Юнит" в области гражданской обороны, в том числе:
- В организации не созданы в целях гражданской обороны запасы иных средств: запасы вещевого имущества, средств связи и оповещения, спички, свечи и другие средства, чем нарушены положения абзац 5 пункт 1 статья 9 Федерального закона N 28-ФЗ от 12 февраля 1998 года; Постановления Правительства РФ N 379 от 27 апреля 2000 года; Постановления Правительства РФ от 15 апреля 1994 года N330-15; пункт 13 Постановления Правительства РФ N 804 от 26.11.2007 года; пп. 16.6 пункт 16 Приказа МЧС РФ N 687 от 14.11.2008 года (п. 3 акта проверки).
- Положение о гражданской обороне ООО "Теплоприбор-Юнит" не утверждено и не согласовано в установленном порядке, чем нарушены положения п. 1 ст. 9 Федерального закона N 28-ФЗ от 12 февраля 1998 года; п. 4 Постановления Правительства РФ N 804 от 26.11.2007 года (п. 4 акта проверки).
- План основных мероприятий ООО "Теплоприбор-Юнит" не утвержден и не согласован в установленном порядке, чем нарушены положения п. 1 ст. 9 Федерального закона N 28-ФЗ от 12 февраля 1998 года; абз. 2 п. 4 Приказа МЧС РФ N 687 от 14.11.2008 года (п. 5 акта проверки)
- Не определен порядок организации накопления средств индивидуальной защиты на предприятии ООО "Теплоприбор-Юнит", чем нарушены положения п. 1 ст. 9 Федерального закона N 28-ФЗ от 12 февраля 1998 года; п. 10 Постановления Правительства РФ N 804 от 26.11.2007 года, Приказа МЧС РФ N993 от 21.12.2005 года; пп. 16.4 п. 16 Приказа МЧС РФ N687 от 14.11.2008 года, Приказа МЧС РФ N285 от 27.05.2003 года.
При проведении проверки принимал участие первый заместитель руководителя гражданской обороны - начальник штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Ч.С.С., по результатам проверки составлен акт N 256/3 от 26 апреля 2013 года (л.д. 8-
3
9), в котором зафиксированы все выявленные нарушения и который получен юридическим лицом 18 мая 2013 года (л.д. 10).
В связи с выявленными нарушениями должностным лицом ОНД N 3 в отношении ООО "Теплоприбор-Юнит" составлен протокол N284/3 об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 20.7 КоАП РФ от 30 мая 2013 года.
Факт допущенных нарушений и невыполнение ООО "Теплоприбор-Юнит" предусмотренных законодательством мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, подтверждены представленными в дело доказательствами, в том числе: сведениями, указанными в протоколе N284/3 об административном правонарушении от 30 мая 2013 года (л.д. 4-5); распоряжением N 256/3 от 28 февраля 2013 года (л.д. 11-12), актом проверки N256/3 от 26 апреля 2013 года (л.д. 8-9), копией устава ООО "Теплоприбор-Юнит" и другими материалами дела.
Всем представленным в материалы дела доказательствам судьей была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, выводы мирового судьи о наличии в действиях ООО "Теплоприбор-Юнит" административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, являются правильными.
Вменяемое Обществу нарушение обосновано нормами и требованиями действующего законодательства в области гражданской обороны.
Требование о создании запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны предусмотрено абз. 5 п. 1 ст. 9 Федерального закона N 28-ФЗ, п. 13 Постановления Правительства РФ N 804 от 26 ноября 2007 года (п.п. 4 протокола N 77/3 от 26 марта 2013 года).
Невыполнение данного требования нашло свое отражение в п.З протокола N 284/3 от 30 мая 2013 года.
Требование об утверждении организациями Положения о гражданской обороне предусмотрено положениями п. 1 ст. 9 Федерального закона N 28-ФЗ от 12 февраля 1998 года, п. 4 Постановления Правительства РФ N 804 от 26.11.2007 года, в соответствии с которыми порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в организации утверждается руководителем этой организации в соответствии с положением об организации и ведении гражданской обороны в организации, разрабатываемым и утверждаемым Министерством.
По результатам проверки установлено, что в ООО "Теплоприбор-Юнит" не утверждено положение о гражданской обороны (п. 4 протокола N 284/3 от 30 мая 2013 года).
Требование об утверждении плана основных мероприятий организации предусмотрено положениями п. 1 ст. 9 Федерального закона N 28-ФЗ от 12 февраля 1998 года; абз. 2 п. 4 Приказа МЧС РФ N 687 от
4
14.11.2008 года, из которых следует, что план основных мероприятий организации на год разрабатывается структурным подразделением (работниками) организации, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, и согласовывается с органом местного самоуправления, а организацией, находящейся в ведении федерального органа исполнительной власти, дополнительно согласовывается с соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Планирование основных мероприятий гражданской обороны производится с учетом всесторонней оценки обстановки, которая может сложиться на территории муниципального образования и в организациях в результате применения современных средств поражения, а также в результате возможных террористических актов и чрезвычайных ситуаций.
По результатам проверки установлено, что в ООО "Теплоприбор-Юнит" не утвержден план основных мероприятий на 2013 год (п. 5 протокола N 284/3 от 30 мая 2013 года).
Обязанность организаций по накоплению, хранению, освежению и использованию по предназначению средств индивидуальной защиты населения предусмотрена положениями п. 1 ст. 9 Федерального закона N 28-ФЗ от 12 февраля 1998 года; п. 10 Постановления Правительства РФ N 804 от 26.11.2007 года; Приказа МЧС РФ N993 от 21.12.2005 года; пп. 16.4 п. 16 Приказа МЧС РФ N687 от 14.11.2008 года; Приказа МЧС РФ N285 от 27.05.2003 года, согласно которым организации в целях решения задач в области гражданской обороны осуществляют накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты для обеспечения ими работников организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения. Организации определяют номенклатуру, объемы СИЗ в запасах (резервах), создают и содержат запасы (резервы) СИЗ, осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием своих запасов (резервов) СИЗ (п. 6 протокола N 284/3 от 30 мая 2013 года).
Оснований не доверять сведениям должностного лица ОНД N 3 по пожарному надзору о том, что на момент проведения проверки имелись вышеуказанные нарушения в области гражданской обороны, не имеется.
Доводы жалобы о том, что законодательство не обязывает ООО "Теплоприбор-Юнит" в целях гражданской обороны создавать запасы иных средств, у Общества отсутствует обязанность по накоплению, хранению, освежению и использованию по предназначению средств индивидуальной защиты населения, поскольку Общество расположено на территории не относящейся ни к одной из категорий по гражданской обороны, несостоятельны.
Согласно сводным данным о химически опасных объектах экономики Челябинской области, представленным в материалы дела, ООО "Теплоприбор-Юнит" находится в зоне возможного заражения химическими веществами. Таким образом, ООО "Теплоприбор-Юнит" расположено в пределах границ зоны возможного опасного химического загрязнения при
5
авариях на химически опасных объектах, следовательно, обязано выполнять мероприятия в области гражданской обороны.
Кроме того, ООО "Теплоприбор-Юнит" расположено на территории г. Челябинска, который на основании п. 6 Порядка отнесения территорий к группам по гражданской обороне, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03 октября 1998 года N 1149, относится к первой группе территорий по гражданской обороне.
Правовое регулирование отношений в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Федеральный закон от 21.02.1998 N 28-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Полномочия организаций в области гражданской обороны определены в ст. 9 Федерального закона от 21 февраля 1994г. N 28-ФЗ.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ N 804 от 26.11.2007 года организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
Таким образом, на основании указанных норм планирование и организация мероприятий в области гражданской обороны являются обязанностью всех без исключения юридических лиц.
В силу пп. 16.6 пункта 16 Приказа МЧС РФ N 687 от 14.11.2008 года на организации в целях решения задач в области гражданской обороны возложена обязанность по созданию и поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения действий сил гражданской обороны.
Накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения являются основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению убежищ и средств индивидуальной защиты, которые обязательны для исполнения всеми указанными выше субъектами, в том числе и организациями независимо от принадлежности территории, на которой находится организация к той или иной категории по гражданской обороне.
Доводы жалобы о том, что законодательством не определены номенклатура, вид и количество запасов иных средств, подлежащих накоплению организациями в целях гражданской обороны, ссылки в этой связи о том, что протокол не отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, безосновательны.
6
Постановлением Правительства РФ N 379 от 27 апреля 2000 года утверждено Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических средств, продовольственных, медицинских и иных средств (далее - Положение). Указанное Положение определяет порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических средств, продовольственных, медицинских и иных средств.
Согласно Положению запасы иных средств включают в себя вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, средства радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства.
Согласно п. 4 Положению и п. 4 Методических рекомендаций по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических средств, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями, разработанных в соответствии Постановлением Правительства РФ N 379 от 27 апреля 2000 года (далее Методические рекомендации) номенклатура и объемы запасов определяются создающими их органами и организациями с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации, исходя из возможного характера военных действий на территории Российской Федерации, величины возможного ущерба объектам экономики и инфраструктуры, природных, экономических и иных особенностей территорий, условий размещения организаций, а также норм минимально необходимой достаточности запасов в военное время. При определении номенклатуры и объемов запасов должны учитываться имеющиеся материальные ресурсы, накопленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с Методическими рекомендациями организации создают запасы для работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения исходя из прогнозируемых условий жизнедеятельности в военное время и характера опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
При этом, установлено, что номенклатура запасов должна включать, в том числе в районах химического и биологического заражения - средства индивидуальной защиты, медицинские средства индивидуальной защиты (средства профилактики и терапии отравлений опасными химическими
7
(средства профилактики и терапии отравлений опасными химическими веществами), индивидуальные противохимические пакеты, приборы химической и биологической (бактериологической) разведки и контроля, оборудование и средства для дегазации, дезинфекции, антидоты и другие средства (Методические рекомендации Приложение N 2); в районах радиоактивного заражения (загрязнения) - средства индивидуальной защиты, медицинские средства индивидуальной защиты (медицинские средства ослабления воздействия ионизирующего излучения и радиоактивных веществ), приборы радиационной разведки и контроля, оборудование и средства дезактивации, радиопротекторы и иные средства (Методические рекомендации Приложение N 2); во всех районах создаются запасы продуктов питания (Методические рекомендации Приложение N 4).
Выбор конкретной марки (модели) средств индивидуальной защиты, медицинских средств индивидуальной защиты, продовольствия и приборов (технических средств) радиационной, химической и биологической разведки и контроля для создания запасов осуществляется по результатам прогнозирования поражающих факторов, возникающих при ведении военных действий, или вследствие этих действий и чрезвычайных ситуациях, а также с учетом выполняемых задач, области применения, предназначения и основных технических характеристик.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что юридическим лицом - ООО "Теплоприбор-Юнит" не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований, предусмотренных законодательством в области гражданской обороны.
Доводы жалобы о том, что часть выявленных нарушений в настоящее время устранена, не являются основанием к отмене постановления судьи, так как не свидетельствует о его незаконности. Данное обстоятельство не устраняет виновности ООО "Теплоприбор-Юнит" в совершении административного правонарушения на момент проведения проверки.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. О времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении ООО "Теплоприбор-Юнит" извещен надлежащим образом, был уведомлен о необходимости явки в отдел надзорной деятельности; при этом в уведомлении о составлении протокола об административном
8
правонарушении указано время и место его составления, а также разъяснены положения ст.ст. 25.1, 25.5, 28.2 КоАП РФ. Уведомление направлено в адрес директора ООО "Теплоприбор-Юнит" заказным письмом и получено 18.05.2013 года (л.д. 6-7); для составления протокола и иных материалов дела законный представитель ООО "Теплоприбор-Юнит" в отдел надзорной деятельности не явился. В связи с неявкой законного представителя протокол об административном правонарушении был составлен уполномоченным должностным лицом в его отсутствие, что согласуется с требованиями части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ. Копия протокола об административном правонарушении направлена в адрес ООО "Теплоприбор-Юнит" в установленном законом порядке.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены.
Постановление мирового судьи соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Довод жалобы о малозначительности совершенного ООО "Теплоприбор-Юнит" правонарушения не может повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений по следующим основаниям.
По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств дела.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ. При этом учтены характер совершенного административного правонарушения, объектом которого являются правоотношения в области гражданской обороны, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, а также отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность. Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ у судей не имелось.
Назначенное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей отвечает принципам справедливости и соразмерности. Следует также учесть, что ООО "Теплоприбор-Юнит" назначен минимальный размер административного штрафа.
Судья районного суда, рассмотрев жалобу на постановление и.о. мирового судьи, проверил дело в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ, вынес законное и обоснованное решение, все доводы жалобы ООО "Теплоприбор-Юнит" получили надлежащую правовую оценку.
При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей и судьей районного суда защитник ООО "Теплоприбор-Юнит" С.О.А. принимала участие в судебных заседаниях и обосновывала позицию юридического лица по делу, представляла
9
доказательства, таким образом, юридическое лицо не было лишено возможности реально защищать свои права и законные интересы. Нарушений гарантированных Конституцией РФ и ст. 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст.ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Доводы надзорной жалобы заявителя не содержат иных правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.16 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 5 Металлургического района г. Челябинска от 05 июля 2013 года и решение судьи Металлургического районного суда г. Челябинска от 11 сентября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.7 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Теплоприбор-Юнит" оставить без изменения, жалобу защитника ООО "Теплоприбор-Юнит" С.О.А ... -без удовлетворения.
Заместитель председателя областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.