Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу защитника Маркина П.Н. - Стахеевой О.А. на постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 5 Металлургического района г. Челябинска от 22 июля 2013 года и решение судьи Металлургического районного суда г. Челябинска от 11 сентября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.7 КоАП РФ, в отношении должностного лица -директора ООО "Теплоприбор-Юнит" Маркина П.Н.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением и.о. мирового судьи судебного участка N 5 Металлургического района г. Челябинска от 22 июля 2013 года должностное лицо - директор ООО "Теплоприбор-Юнит" Маркин П.Н. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 20.7 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание виде административного штрафа в размере
10 000 рублей.
Решением судьи Металлургического районного суда г. Челябинска от
11 сентября 2013 года указанное постановление и.о. мирового судьи изменено: из постановления исключено указание на совершение Маркиным П.Н. следующих нарушений в области гражданской обороны: не создан страховой фонд документации ООО "Теплоприбор-Юнит"; не организованы занятия с работающим населением по месту работы и участие в учениях и тренировках по гражданской обороне; не утверждены и не согласованы в установленном законом порядке план основных мероприятий на 2013 года и положение о гражданской обороне ООО "Теплоприбор-Юнит"; не определен порядок организации накопления, освежения средств индивидуальной защиты на предприятии. В остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в порядке надзора, защитник Маркина П.Н., действующая по доверенности Стахеева О.А., просит отменить состоявшиеся по делу судебные решения, считая их незаконными.
Изучив истребованное дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, доводы надзорной жалобы, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения принятых по делу судебных постановлений не нахожу.
2
В соответствии с частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, влечет административное наказание в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 26 апреля 2013 года на основании распоряжения N 256/3 заместителя начальника отдела надзорной деятельности N 3 от 28 февраля 2013 года в отношении ООО "Теплоприбор-Юнит", расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. *** д. 36, проведена плановая выездная проверка по выполнению требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ в области гражданской обороны.
Копия распоряжения получена ООО "Теплоприбор-Юнит" 12 марта 2013 года (л.д. 13). Таким образом, распоряжение о проведении плановой выездной проверки N 256/3 от 28 февраля 2013 года доведено в установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее Федеральный закон N 294-ФЗ) порядке до проверяемого лица.
В ходе проведения проверки должностным лицом ГУ МЧС России выявлены нарушения требований в области гражданской обороны, допущенные Маркиным П.Н. как должностным лицом, в том числе:
- в организации не созданы в целях гражданской обороны запасы иных средств: запасы вещевого имущества, средств связи и оповещения, спички, свечи и другие средства, чем нарушены положения абз. 5 п. 1 ст. 9 Федерального закона N 28-ФЗ от 12 февраля 1998 года; Постановление Правительства РФ N 379 от 27 апреля 2000 года; Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1994 года N330-15; п. 13 Постановления Правительства РФ N 804 от 26.11.2007 года; пп. 16.6 пункт 16 Приказа МЧС РФ N 687 от 14.11.2008 года (п. 3 акта проверки).
При проведении проверки принимал участие первый заместитель руководителя гражданской обороны - начальник штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Черномордик С.С, по результатам проверки составлен акт N 256/3 от 26 апреля 2013 года, в котором зафиксированы все выявленные нарушения и который получен законным представителем юридического лица 18 мая 2013 года (л.д. 10).
В соответствии с ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 21 февраля 1994г. N 28-ФЗ и п. 11 вышеуказанного Приказа МЧС РФ руководители организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
3
Из материалов дела следует, что ООО "Теплоприбор-Юнит" является юридическим лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке (л.д. 16). Согласно выписке из протокола очередного собрания участников ООО "Теплоприбор-Юнит" от 28 марта 2013 года директором ООО "Теплоприбор-Юнит" является Маркин П.Н. (л.д. 14).
В связи с выявленными нарушениями и с учетом положений ст. 2.4 КоАП РФ уполномоченным должностным лицом ОНД N 3 в отношении директора ООО "Теплоприбор-Юнит" Маркина П.Н. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 20.7 КоАП РФ, N287/3 от 31 мая 2013 года.
Факт допущенных нарушений и невыполнение Маркиным П.Н. как должностным лицом предусмотренных законодательством мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, подтверждены представленными в дело доказательствами, в том числе: сведениями, указанными в протоколе N287/3 об административном правонарушении от 31 мая 2013 года (л.д. 4-5); распоряжением N 256/3 от 28 февраля 2013 года (л.д. 11-12), актом проверки N256/3 от 26 апреля 2013 года (л.д. 8-9), выпиской из протокола очередного общего собрания участников ООО "Теплоприбор-Юнит" и другими материалами дела.
Всем представленным в материалы дела доказательствам судьей была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, выводы мирового судьи о наличии в действиях директора ООО "Теплоприбор-Юнит" Маркина П.Н. административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, являются правильными.
Вменяемое Маркину П.Н. нарушение обосновано нормами и требованиями действующего законодательства в области гражданской обороны.
Установленный факт нарушения свидетельствует о том, что директором ООО "Теплоприбор-Юнит" Маркиным П.Н. не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований, предусмотренных законодательством в области гражданской обороны, и он как должностное лицо правомерно привлечен к административной ответственности по ч.2 ст. 20.7 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что законодательство не обязывает ООО "Теплоприбор-Юнит" в целях гражданской обороны создавать запасы иных средств несостоятельны.
Правовое регулирование отношений в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Федеральный закон от 21.02.1998 N 28-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
4
Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Полномочия организаций в области гражданской обороны определены в ст. 9 Федерального закона от 21 февраля 1994г. N 28-ФЗ.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ N 804 от 26.11.2007 года организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
Таким образом, на основании указанных норм планирование и организация мероприятий в области гражданской обороны являются обязанностью всех без исключения юридических лиц.
В силу пп. 16.6 пункта 16 Приказа МЧС РФ N 687 от 14.11.2008 года на организации в целях решения задач в области гражданской обороны возложена обязанность по созданию и поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения действий сил гражданской обороны.
Доводы жалобы о том, что законодательством не определены номенклатура, вид и количество запасов иных средств, подлежащих накоплению организациями в целях гражданской обороны; ссылки в этой связи на то, что протокол не отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, безосновательны.
Постановлением Правительства РФ N 379 от 27 апреля 2000 года утверждено Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических средств, продовольственных, медицинских и иных средств (далее - Положение). Указанное Положение определяет порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических средств, продовольственных, медицинских и иных средств.
Согласно Положению запасы иных средств включают в себя вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, средства радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства.
Согласно п. 4 Положению и п. 4 Методических рекомендаций по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических средств, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями, разработанных в соответствии Постановлением Правительства РФ N 379 от 27 апреля 2000 года (далее Методические рекомендации) номенклатура и объемы запасов
5
определяются создающими их органами и организациями с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации, исходя из возможного характера военных действий на территории Российской Федерации, величины возможного ущерба объектам экономики и инфраструктуры, природных, экономических и иных особенностей территорий, условий размещения организаций, а также норм минимально необходимой достаточности запасов в военное время. При определении номенклатуры и объемов запасов должны учитываться имеющиеся материальные ресурсы, накопленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с Методическими рекомендациями организации создают запасы для работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения исходя из прогнозируемых условий жизнедеятельности в военное время и характера опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
При этом, установлено, что номенклатура запасов должна включать, в том числе в районах химического и биологического заражения - средства индивидуальной защиты, медицинские средства индивидуальной защиты (средства профилактики и терапии отравлений опасными химическими веществами), индивидуальные противохимические пакеты, приборы химической и биологической (бактериологической) разведки и контроля, оборудование и средства для дегазации, дезинфекции, антидоты и другие средства (Методические рекомендации Приложение N 2); в районах радиоактивного заражения (загрязнения) - средства индивидуальной защиты, медицинские средства индивидуальной защиты (медицинские средства ослабления воздействия ионизирующего излучения и радиоактивных веществ), приборы радиационной разведки и контроля, оборудование и средства дезактивации, радиопротекторы и иные средства (Методические рекомендации Приложение N 2); во всех районах создаются запасы продуктов питания (Методические рекомендации Приложение N 4).
Выбор конкретной марки (модели) средств индивидуальной защиты, медицинских средств индивидуальной защиты, продовольствия и приборов (технических средств) радиационной, химической и биологической разведки и контроля для создания запасов осуществляется по результатам прогнозирования поражающих факторов, возникающих при ведении военных действий, или вследствие этих действий и чрезвычайных ситуациях, а также с учетом выполняемых задач, области применения, предназначения и основных технических характеристик.
6
Согласно сводным данным о химически опасных объектах экономики Челябинской области, представленным в материалы дела, ООО "Теплоприбор-Юнит" находится в зоне возможного заражения химическими веществами. Таким образом, ООО "Теплоприбор-Юнит" расположено в пределах границ зоны возможного опасного химического загрязнения при авариях на химически опасных объектах, следовательно, обязано выполнять мероприятия в области гражданской обороны, в том числе связанные с накоплением запасов иных средств с учетом данного обстоятельства.
Кроме того, ООО "Теплоприбор-Юнит" расположено на территории г. Челябинска, который на основании п. 6 Порядка отнесения территорий к группам по гражданской обороне, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03 октября 1998 года N 1149, относится к первой группе территорий по гражданской обороне.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. О времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении Маркин П.Н. извещен надлежащим образом, был уведомлен о необходимости явки в отдел надзорной деятельности; при этом в уведомлении о составлении протокола об административном правонарушении указано время и место его составления, а также разъяснены положения ст.ст. 25.1, 25.5, 28.2 КоАП РФ. Уведомление направлено в адрес директора ООО "Теплоприбор-Юнит" заказным письмом и получено 18.05.2013 года (л.д. 6-7); для составления протокола и иных материалов дела Маркин П.Н. в отдел надзорной деятельности не явился. В связи с неявкой Маркина П.Н. протокол об административном правонарушении был составлен уполномоченным должностным лицом в его отсутствие, что согласуется с требованиями части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ. Копия протокола об административном правонарушении направлена в адрес Маркина П.Н. в установленном законом порядке.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены.
Постановление мирового судьи соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено Маркину П.Н. в пределах санкции ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ, является обоснованным и справедливым.
Судьей районного суда дело проверено в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ; выводы судьи районного суда как в
7
части исключения из квалификации деяния части вменяемых Маркину П.Н. как должностному лицу нарушений требований в области гражданской обороны, так и в части признания доказанности его виновности в невыполнении мероприятий в области гражданской обороны, выразившихся в непринятии мер по созданию в целях гражданской обороны запасов иных средств, являются обоснованными.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Доводы надзорной жалобы заявителя не содержат иных правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.16 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 5 Металлургического района г. Челябинска от 22 июля 2013 года и решение судьи Металлургического районного суда г. Челябинска от 11 сентября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.7 КоАП РФ, в отношении должностного лица -директора ООО "Теплоприбор-Юнит" Маркина П.Н. оставить без изменения, жалобу защитника Маркина П.Н. - Стахеевой О.А. - без удовлетворения.
Заместитель председателя областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.