Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
Председательствующего Кавуновой В.В.,
судей Варнавского В.М., Чубукова С.К.,
при секретаре Горской О.В.,
с участием прокурора Фоминой П.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству на решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 30 августа 2013 года
по делу по иску прокурора Центрального района города Барнаула в интересах несовершеннолетнего Островских С. А., его законного представителя Островских М. С. к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Кавуновой В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Центрального района города Барнаула обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Алтайского края жилищно-коммунального хозяйства, с учетом уточненных требований просил обязать предоставить жилое помещение вне очереди семье Островских в составе 7-ми человек по договору социального найма в черте "адрес" общей площадью не менее "данные изъяты" кв.м. с учетом права на дополнительную площадь.
В обоснование требований указал на то, что Островских М.С. является многодетной матерью детей: Цапко А.А., Цапко В.А., Островских В.А., Островских С.А., Островских В.А. Семья проживает в частном неблагоустроенном доме, который им не принадлежит. Постановлением администрации Центрального района города Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** семья Островских М.С. в составе семьи семи человек принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении среди инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Несовершеннолетний Островских С.А. ДД.ММ.ГГ является ребенком-инвалидом, страдает тяжелой формой хронического заболевания, включенного в Перечень заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***, имеет право на получение отдельной жилой площади. Ребенок нуждается в постороннем уходе. Поскольку принятые на учет в качестве нуждающихся члены семьи являются одной семьей с несовершеннолетним, они имеют право на внеочередное предоставление жилья по договору социального найма. Администрация Центрального района города Барнаула направляла сведения в отношении семьи Островских в Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, однако из поступившего ответа следует, что семья истца не включена в сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма.
Решением Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 30.08.2013 с учетом определения об исправлении описки от 08.10.2013 исковые требования прокурора Центрального района города Барнаула в интересах несовершеннолетних Островских С.А., его законного представителя Островских М.С. к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству о предоставления жилого помещения удовлетворены в части.
На Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству возложена обязанность предоставить Островских С.А. в лице законного представителя Островских М.С. вне очереди благоустроенное жилое помещение в городе Барнауле общей площадью не менее "данные изъяты" кв.м. на состав семьи из 7 человек ( Островских М.С., Островских А.В., Цапко А.А., Цапко В.А., Островских В.А., Островских С.А., Островских В.А.) и дополнительно 18 кв.м общей площади на Островских С.А. за счет средств федерального бюджета. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству просит об отмене решения и отказе в иске в отношении Управления, как противоречащее требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, ссылаясь на то, что в соответствии с законом Алтайского края от 12.12.2006 N136-ЗС, с изменениями внесенными Законом N74-ЗС от 11.10.2012, "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края", вступившим в силу с 01.01.2013, инвалиды (граждане), страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие на учет после 01.01.2005, не имеют право на предоставление жилого помещения краевого жилищного фонда. Перечень категорий граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования, определен ст. 5 указанного закона и является исчерпывающим. Таким образом, у Управления Алтайского края по жилищно-коммунального хозяйства отсутствуют основания для обеспечения инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, жилыми помещениями. Выводы суда о возложении на данное управление обязанности по предоставлению истцу жилого помещения во внеочередном порядке противоречат действующему законодательству. Судом не учтено, что Островских С.А. поставлен на учет администрацией Центрального района города Барнаула в качестве нуждающихся в жилом помещении среди инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, как лицо, страдающее тяжелым хроническим заболеванием, при котором невозможно совместное проживание в одном жилом помещении, на учете не состоит. Отказ управления о включении Островских С.А. в сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социальному найму не обжалован, в связи с чем, отсутствуют основания для обеспечения семьи Островских жилым помещением по договору социального найма за счет муниципального или государственного фонда.
Кроме того, решение об удовлетворении заявленных истцом требований о предоставлении жилого помещения по установленным ст. 8 закона Алтайского края ***-ЗС нормам, 18 кв.м общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех человек, не обоснованно, поскольку данная норма предусмотрена для предоставления жилого помещения категориям лиц, указанным в ст. 5 Закона, к которым истец не относится. В данном случае, должны применяться нормы предоставления жилого помещения, установленные решением Барнаульской городской Думы от 27.02.2006, в размере не менее 14 кв.м. Поскольку дополнительная гарантия в виде предоставления жилого помещения предоставляется только лицу, страдающему тяжелым хроническим заболеванием, расчет нормы предоставления жилого помещения с учетом права опекуна на жилую площадь является неправомерным.
Предоставление жилого помещения с учетом дополнительной жилой помощи, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N817, решается субъектом в зависимости от конкретных обстоятельств дела и не является предопределенным. В данном случае такая необходимость отсутствует.
С учетом правовой позиции, выраженной Конституционным Судом РФ в определении от 17.12.2009 N1563-О-О, надлежащими ответчиками по делу являются органы местного самоуправления, доказательств проживания нескольких семей в одном помещении истцом не представлено.
Также судом судебным решением были затронуты права и обязанности лиц, не привлеченных к участию в деле, остальных детей семьи Островских, супруга.
В возражениях на апелляционную жалобы прокурор Алтайского края просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика Удовиченко С.И., изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно ч.1 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В силу п.3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне.
В ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации приведены основания для признания граждан нуждающимися в жилом помещении. К числу таких граждан относятся лица, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающих в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N378.
Из материалов дела следует, что с учетом предусмотренного ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации права на постановку на учет семей, проживающих в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание невозможно, семья Островских поставлена на учет по улучшению жилищных условий.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N551-О-О предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях, независимо от их имущественного положения.
В п.п. 2-4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с Федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации.
Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит специальное регулирование порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма.
Однако, как указал Конституционный суд Российской Федерации, данное обстоятельство не исключает обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных, (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Таким образом, инвалиды, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне, чье право на внеочередное предоставление жилья предусмотрено ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, относятся к категории граждан, которые имеют право на предоставление жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования.
Отсутствие прямого указания на обеспечение указанной категории граждан за счет средств субъекта федерации не исключает ответственность последнего в решении вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан, поскольку эти вопросы относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Кроме того, категориям граждан, указанным в ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения могут предоставляться из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в случае наделения органа местного самоуправления в установленном порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Администрации Алтайского края, уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства является Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству.
Согласно ст. 6 Закона Алтайского края "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" уполномоченный орган Алтайского края обобщает данные учета нуждающихся граждан и ежегодно составляет сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма. На основании сводного реестра уполномоченный орган Алтайского края формирует предложения по обеспечению граждан жилыми помещениями краевого жилищного фонда социального использования для включения в адресную инвестиционную программу на очередной финансовый год.
В соответствии со ст. 11 названного Закона жилые помещения краевого жилищного фонда социального использования предоставляются гражданам на основании решения уполномоченного органа Алтайского края. Уполномоченный орган Алтайского края не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о предоставлении жилого помещения или об отказе в его предоставлении по договору социального найма выдает (или направляет) его гражданину (или его доверенному лицу), в отношении которого данное решение принято.
Оценивая существующий порядок предоставления жилья в Алтайском крае, принимая во внимание непринятие, как со стороны органа местного самоуправления, так и исполнительного органа власти субъекта федерации, мер по реализации права истца на обеспечение жилым помещением, позицию представителя органа власти Алтайского края об отсутствии у них обязанности по обеспечению жильем такой категории граждан, суд принял правильное решение о необходимости возложить на Управление жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края обязанность предоставить Островских С.А. вне очереди жилое помещение по договору социальной найма, а доводы апелляционной жалобы о том, что данное Управление является ненадлежащим ответчиком по делу, являются необоснованными.
Не приняты во внимание также судебной коллегией как несостоятельные и доводы жалобы о том, что суд неправильно определил площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению семье Островских и необоснованно возложил обязанность по предоставлению жилого помещения с учетом права на дополнительную площадь.
Учитывая то, что в нарушение требований закона жилое помещение семье Островских после постановки на соответствующий учет не было предоставлено вне очереди, суд обоснованно применил нормы предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найма, предусмотренные ст.8 Закона Алтайского края N136-ЗС, а именно: 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, исключив из размера площади площадь помещения, имеющегося в собственности членов семьи.
Решение суда в части возложения обязанности по предоставлению материальным истцам жилого помещения с учетом права Островских С.А. на дополнительную площадь также является законным, поскольку право на дополнительную площадь предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь" и подтверждается справками врачебной комиссии, обследовавшей несовершеннолетнего Островских А.С.
Судебная коллегия не соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что право на внеочередное обеспечение жильем граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, не ставится в зависимость от совместного проживания в одной квартире с членами других семей, при этом доводы жалобы о том, что истцом не представлено доказательств проживания нескольких семей в одном помещении являются необоснованными, поскольку из материалов дела следует, что ? доля дома по "адрес", в которой проживают и поставлена на учет, семья Островских принадлежит на праве долевой собственности Цапко А.Н. (? доля), который не является членом их семьи.
В связи с изложенным, учитывая то, что апелляционная жалоба не содержит каких-либо дополнительных доводов, не проверенных судом при разрешении дела, судебная коллегия находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству на решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 30 августа 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.