Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Кавуновой В.В.,
судей Титовой В.В., Варнавского В.М.
при секретаре Горской О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя истца С.Р.Ю. - С.Е.А.
на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 27 сентября 2013 года по делу по иску иску С.Р.Ю. к Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "УправДом" о защите прав потребителя.
Заслушав доклад судьи Титовой В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
С.Р.Ю. обратился в суд с иском к ООО "Управляющая компания "УправДом" (далее ООО "УК "УправДом"), в котором, с учетом последующего изменения иска просил признать незаконными действия управляющей компании - ООО "УК "УправДом" в части начисления коммунальных услуг по нормативу потребления по "адрес" при отсутствии акта об отказе в допуске в помещение, обязать ответчика произвести перерасчет платы за коммунальные услуги по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению с момента начала начисления без учета показаний ИПУ и до составления акта снятия показаний "данные изъяты", взыскать компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" рублей.
В обоснование исковых требований ссылался на то, что С.Р.Ю. является собственником "адрес" ООО "УК"УправДом" является компанией, обслуживающей данный жилой дом. В феврале 2013 года в управляющую компанию были переданы показания индивидуальных приборов учета: горячая вода (кухня) - "данные изъяты", холодная вода (кухня) - "данные изъяты", горячая вода (ванная) - "данные изъяты", холодная вода (ванная) - "данные изъяты" кубических метра. В марте 2013 года истец получил квитанцию по оплате коммунальных услуг, в которой в нарушение закона ему было начислено по нормативу потребления. Данными действиями ответчика на истца была возложена обязанность производить оплату по установленному нормативу потребления, что влечет нарушение его прав. Полагал, что управляющая компания действовала незаконно.
После изменения исковых требований, истцом указано, что в нарушение положений пунктов 80, 81, 82, 85 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации ответчик не исполняет надлежащим образом возложенные на него обязанности по проверке состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных приборов учета, факта их наличия или отсутствия и проверки достоверности представленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных приборов учета путем сверки их с показаниями соответствующих приборов учета на момент проверки. Проверка достоверности снятия показаний приборов учета, установленных в квартире истца и исправности их состояния, проведена только 16.09.2013. Согласно акта управляющей компании от ДД.ММ.ГГ приборы учета горячего и холодного водоснабжения находятся в исправном состоянии, пломбы не повреждены, поэтому ответчик должен произвести перерасчет платы за коммунальные услуги по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению с момента начала потребления услуг без учета показаний приборов и до составления акта снятия показаний "данные изъяты". Неправомерными действиями ответчика истцу причинен моральный вред, компенсацию которого он оценивает в "данные изъяты" рублей.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 27 сентября 2013 года С.Р.Ю. в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель истца С.Р.Ю. - С.Е.А. просит решение отменить, принять новое решение об удовлетворении иска в полном объеме. Доводы жалобы повторяют позицию истца, изложенную в исковом заявлении. Полагает, что начисление по нормативам является незаконным, так как потребитель ежемесячно передавал показания ИПУ в управляющую компанию, которая ненадлежащим образом выполняла возложенные на нее обязанности. Также указывает, что отказ в производстве перерасчета по мотивам отсутствия оттисков на установленных пломбах, при отсутствии в актах допуска к учету индивидуальных приборов учета сведений об оттиске на пломбе является незаконным. Судом не исследовался и ответчиком не предоставлялся пломбир, на котором имеется клеймо N 1, соответственно решение принято при отсутствии доказательств.
Представителем ответчика ООО "УК "УправДом" на апелляционную жалобу поданы возражения с указанием на ее необоснованность.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия рассматривает дело в порядке статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Как установлено судом, С.Р.Ю. является собственником "адрес".
Управление многоквартирным домом осуществляется ответчиком ООО "Управляющая компания "УправДом".
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч.1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На момент возникновения спорных правоотношений отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулировались Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (ред. от 25.06.2012) "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
С 01.09.2012 отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируются "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 19.09.2013) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее Правила).
Указанные Правила устанавливают права и обязанности исполнителей и потребителей коммунальных услуг, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг.
В силу пункта 42 Правил, в редакции, действующей с 01 июня 2013 года, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
В ранее действовавшей редакции, данный пункт содержал аналогичные положения.
Согласно подп."в" п.34 Правил, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, потребитель обязан при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее 26-го числа текущего месяца, кроме случаев, когда в соответствии с настоящими Правилами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме действия по снятию показаний таких приборов учета обязан совершать исполнитель (уполномоченное им лицо) или иная организация.
С ДД.ММ.ГГ названный пункт утратил силу - Постановление Правительства РФ от 16.04.2013 N 344.
Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 N 344 в подп. "з" п.19 Правил предоставления коммунальных услуг внесены изменения, согласно которым порядок и условия приема показаний приборов учета отнесены к обязательным условиям договора о предоставлении коммунальных услуг.
Из материалов дела следует, что договору управления многоквартирным домом *** по "адрес", утвержденного на общем собрании собственников многоквартирного дома, заключенного ДД.ММ.ГГ между ООО "УК "УправДом" и собственником жилого помещения *** С.Р.Ю., собственник обязан при наличии индивидуального прибора учета (далее ИПУ) в своем помещении ежемесячно в срок до 23 числа текущего месяца подавать показания ИПУ в расчетно-кассовый центр (п.2.3.10). Плата за управление многоквартирным домом вносится на основании платежных документов, выставляемых Управляющей организацией либо по ее поручению - РКЦ (п.3.9).
Между ООО "Управляющая компания "УправДом" и МУП "Расчетно - кассовый центр" заключен договор *** об информационном и консультационно-справочном обслуживании от 25.04.2011, в котором МУП "РКЦ" обязалось оказывать услуги, связанные с формированием начислений по оплате за жилое помещение, иным обязательным платежам физических лиц, а ООО "УК "УправДом" обязалось оплачивать эти услуги.
Сторонами не оспаривалось, что принадлежащее истцу жилое помещение оборудовано индивидуальными приборами учета.
Отказывая в удовлетворении иска, районный суд исходил из того, что плата за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению определялась истцу правильно, имеющееся нарушение контрольных пломб не позволяет произвести перерасчет на основании показаний индивидуальных приборов учета.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда.
Согласно п.31 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 в редакции, действовавшей до 01.09.2012, в случае неисправности индивидуального прибора учета (если в жилом помещении объем (количество) потребления коммунальных ресурсов определяется несколькими приборами учета, то при неисправности хотя бы одного прибора учета) или по истечении срока его поверки, установленного изготовителем, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо в случае нарушения целостности на нем пломб, расчеты производятся в соответствии с пунктами 19, 21 и 22 настоящих Правил.
Пунктом 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (в редакции, действующей с 01 июня 2013 года) предусмотрены случаи при которых плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода).
По истечении указанного в пункте 59 названных Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (пункт 60 Правил предоставления коммунальных услуг).
В редакции, действовавшей ранее, среднемесячный объем потребления рассчитывался исходя из периода не менее 1 года, рассчитанный объем среднемесячного потребления применялся не более трех месяцев подряд, по истечении указанного срока плата за коммунальную услугу рассчитывалась исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Из акта допуска в эксплуатацию индивидуальных приборов учета водопотребления у потребителя С.Р.Ю. от ДД.ММ.ГГ усматривается, что счетчики, установлены и опломбированы, то есть документально оформлены в качестве приборов учета, по показаниям которых осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги.
Таким образом, начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги должен осуществляться исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
Вместе с тем, как следует из представленных ответчиком сведений, передача показаний не осуществлялась истцом с мая 2012 года.
При таких обстоятельствах у ответчика имелись законные основания для исчисления размера платы за коммунальную услугу сначала исходя из среднемесячного объема потребления, начиная с расчетного периода за который потребителем не представлены показания ИПУ, впоследствии, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги (п.59 Правил).
Доказательств нарушения ответчиком положений Правил в данной части в материалах дела не имеется.
В соответствии с пунктом 82 Правил исполнитель обязан: проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия; проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
Если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.
Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета (пункт 61 Правил).
ДД.ММ.ГГ ООО "УК"УправДом" была проведена проверка достоверности снятия показаний приборов учета в квартире истца и исправности состояния приборов учета. Согласно акту управляющей компании от ДД.ММ.ГГ приборы учета холодного и горячего водоснабжения находятся в исправном состоянии, "на пломбах установки водосчетчиков в ванной комнате и кухне отсутствуют оттиски".
Допрошенный судом в качестве свидетеля, инженер - теплотехник ООО "УК"УправДом" ФИО показал, что при проведении проверки выявлено, что на водосчетчиках установлены заготовки пломб, так как на них отсутствуют оттиски, то есть счетчики не пригодны к учету потребленного коммунального ресурса воды и водоотведения.
Принимая во внимание, что на момент проведения проверки индивидуальные приборы учета, установленные в принадлежащем истцу жилом помещении, фактически не опломбированы, в связи с чем не являются расчетными, районный суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для перерасчета размера платы за коммунальные услуги исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемых приборов учета.
В силу п.61 действующих Правил, такой перерасчет может быть произведен только, если прибор учета находится в исправном состоянии и пломбы на нем не повреждены.
При таких обстоятельствах доводы жалобы о том, что отказ в производстве перерасчета по мотивам отсутствия оттисков на пломбах является незаконным, судебной коллегией отклоняются, как противоречащие нормам материального права.
Учитывая, что на заготовках пломб, установленных в квартире истца, оттиски отсутствуют, оснований для исследования оттиска контрольных пломб, устанавливаемых ООО "УК "УправДом", у районного суда не имелось. Доводы жалобы в этой части судебной коллегией признаются несостоятельными.
Доводы о том, что начисление по нормативам является незаконным, так как потребитель ежемесячно передавал показания ИПУ в управляющую компанию, которая ненадлежащим образом выполняла возложенные на нее обязанности, судебной коллегией отклоняются, в связи с тем, что не подтверждены достаточной совокупностью допустимых доказательств.
Представленными истцом доказательствами подтверждена передача показаний исполнителю только в сентябре 2013 года, то есть после проведения проверки, в ходе которой выявлено, что установленные в квартире истца индивидуальные приборы учета не являются расчетными, что лишало ответчика возможности произвести начисления по показаниям приборов учета.
Не могут быть приняты в качестве основания к отмене решения и доводы жалобы о невозможности начисления платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг при отсутствии доказательств недопущения исполнителя в занимаемое истцом жилое помещение для проведения проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета, в связи с тем, что в силу пункта 59 Правил указанные основания являются одним из случаев (наряду с непредставлением потребителем показаний индивидуального прибора учета), при которых начисление платы за коммунальную услугу производится исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, а затем из нормативов потребления коммунальных услуг.
При этом судебная коллегия также учитывает, что несвоевременное проведение ответчиком проверки состояния индивидуальных приборов учета не повлекло нарушение прав истца, поскольку при установленном факте имеющихся нарушений контрольных пломб оснований для производства перерасчета и последующего начисления платы за коммунальные услуги по показаниям приборов учета у ответчика не имелось.
Кроме того, как правильно учено судом при отказе в удовлетворении иска, показания водосчетчиков истца на день проведения проверки и составления акта от ДД.ММ.ГГ превышают размер потребленного ресурса, рассчитанного ООО "УК "УправДом" истцу по нормативу потребления коммунальных услуг, что также свидетельствует об отсутствии нарушения прав истца со стороны ответчика.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, а повторяют правовую позицию истца, изложенную при разрешении спора, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, давшего им надлежащую правовую оценку, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными.
В связи с изложенным апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 328, ст.329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу представителя истца С.Р.Ю. - С.Е.А. решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 27 сентября 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.