Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Параскун Т.И.
судей Дмитриевой О.С., Блинова В.А.
при секретаре Ахроменко А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Министерства финансов Российской Федерации на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 09 сентября 2013 года по делу
по иску Колупаевой И. В. к Министерству финансов Российской Федерации, МО МВД России "Рубцовский" о компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания.
Заслушав доклад судьи Дмитриевой О.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Колупаева И.В. обратилась в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации, МО МВД России "Рубцовский" о компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания.
В обоснование требований указала, что содержалась в изоляторе временного содержания УВД "адрес" в следующие периоды: с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
Условия содержания были ненадлежащими и унизительными, заключались в том, что в камерах отсутствовали водопровод и канализация, вместо чего был предоставлен бак для нечистот, от которого исходил зловонный запах. Вентиляция в камере отсутствовала, искусственное освещение было недостаточным. Камера не соответствовала нормам площади, помимо истца в камере содержались еще от 4 до 7 человек. Дезинфекция в камерах не проводилась, постельные принадлежности не выдавались. Прогулки на открытом воздухе проводились через день или вообще не проводились.
Причиненный моральный вред (физические и нравственные страдания) оценивает в сумме "данные изъяты" руб.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования Колупаевой И.В. удовлетворены частично.
Взыскано с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Колупаевой И.В. ДД.ММ.ГГ руб. в счет компенсации морального вреда.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе Министерство финансов Российской Федерации просит решение суда отменить, в удовлетворении требований Колупаевой И.В. отказать.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что надлежащим ответчиком по данному делу является Министерство внутренних дел Российской Федерации, которое осуществляет функции главного распорядителя бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на содержание МВД России, и реализацию возложенных на него задач. На 2013, 2014 и 2015 годы у МВД России предусмотрена статья расходов по исполнению судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействий) органов государственной власти, а также в результате деятельности казенных учреждений.
Взысканная сумма компенсации морального вреда в размере "данные изъяты" рублей является необоснованно завышенной, не учитывающей требования разумности и справедливости. В судебном заседании нашел подтверждение факт отсутствия канализации в камерах, однако нет доказательств причинения этим фактом Колупаевой И.В. морального вреда в виде физических или нравственных страданий.
В возражениях на апелляционную жалобу Колупаева И.В. просит решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит решение суда в части определения размера компенсации морального вреда подлежащим изменению в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела (п.3 ч.1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно ст.3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950г., ст.21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В силу ст.ст. 17, 21, 53 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Критерии определения размера компенсации морального вреда определены в п.2 ст.151, п.2 ст.1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать характер и степень физических и нравственных страданий, фактические обстоятельства, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальные особенности потерпевшего. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Как усматривается из материалов дела, и установлено судом, Колупаева И.В., "данные изъяты" года рождения, осуждена за совершение преступления, предусмотренного п "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации, ей назначено наказание в виде 8 лет 5 месяцев лишения свободы с отбытием в исправительной колонии общего режима.
Условия и порядок содержания в изоляторах временного содержания регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995г. N103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и конкретизированы в "Правилах внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел", утвержденных приказом МВД Российской Федерации от 22 ноября 2005г. N 950.
В силу ст.4 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Закон) содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
На основании ст.15 Закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Подп. 11 ст. 17 Закона устанавливает, что подозреваемые и обвиняемые имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа. Из подп. 12 указанной статьи следует, что подозреваемые и обвиняемые имеют право пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень которых установлен Правилами внутреннего распорядка.
На основании ст. 23 Закона подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, в том числе подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место, норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
В соответствии с п.42 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом. Подозреваемы и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст.3 Конвенции и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемого под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающими достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения. В некоторых случаях принимаются во внимание пол, возраст и состояние здоровья лица, которое подвергалось бесчеловечному или унижающему достоинство обращению.
Судом установлено, что Колупаева И.В. содержалась в ИВС "адрес" в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ. Всего "данные изъяты" суток.
Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов дела, представителем ответчика МО МВД России "Рубцовский" в письменных возражениях на исковое заявление не отрицалось, что в указанный истцом период времени санузлов в камерах ИВС УВД г. Рубцовска не было, поскольку в связи с низким расположением системы слива центральной канализационной системы в изоляторе отсутствует возможность прокладки собственной канализационной системы, в камерах находятся баки для сборов орг. отходов, при смене дежурных нарядов изолятора дважды в день они выносятся в выгребную яму, после чего баки обрабатываются 3% раствором хлорной извести (л.д. 33-34).
Судебная коллегия принимает во внимание в качестве допустимого доказательства технический паспорт изолятора временного содержания г. Рубцовска (л.д. 56-64), согласно которому канализация в помещениях ИВС отсутствует.
При таких обстоятельствах факт содержания истца в условиях, не отвечающих санитарным требованиям, оскорбляющих честь и достоинство личности, признается судебной коллегией установленным, что является основанием для компенсации морального вреда.
Однако, как следует из материалов дела и установлено судом, не нашли своего подтверждения такие нарушения, как отсутствие в камере вентиляции, недостаточность освещения, не соответствие нормам площади, не выдача спальных принадлежностей, не проведение дезинфекции в камерах, отсутствие прогулок на открытом воздухе.
В связи с этим, оценивая характер и степень нравственных страданий истца, учитывая фактические обстоятельства дела, что из всех перечисленных истцом нарушений только одно нашло свое подтверждение, судебная коллегия полагает размер взысканной судом компенсации морального вреда в 70 000 руб. необоснованно завышенным, не соответствующим степени перенесенных истцом нравственных страданий.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать соответствующим требованиям закона, оно подлежит изменению.
С учетом требований разумности и справедливости, учитывая положения ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия снижает размер компенсации морального вреда до 10 000 рублей.
Компенсация морального вреда в силу положений ст. ст. 1070, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит взысканию за счет казны Российской Федерации, от имени которой выступает Министерство финансов Российской Федерации.
Таким образом, Министерство финансов России, вопреки доводам жалобы, является надлежащим ответчиком по делу.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации удовлетворить частично.
Решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 09 сентября 2013 года изменить.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Колупаевой И. В. компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" рублей.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.