Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.,
судей Тарасовой О.Н., Алешко О.Б.,
при секретаре Ретунской Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 05 сентября 2013 года по иску прокурора г.Рубцовска Алтайского края в интересах Лысцева В. А. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю, Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Рубцовский" о перерасчете пенсии и индексации сумм.
Заслушав доклад судьи Тарасовой О.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Рубцовска Алтайского края обратился в суд с иском в интересах Лысцева В.А. к ответчикам Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю, Межмуниципальному отделу МВД России "Рубцовский" о перерасчете пенсии и индексации сумм.
В обоснование исковых требований указал, что Лысцев В.А. получает пенсию по случаю потери кормильца- Л. Пенсия истцу выплачивается без учета повышения, предусмотренного п. "г" ст.45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Погибший при исполнении служебных обязанностей Л. относится в силу прямого указания закона от 27.11.2002 N158-ФЗ, п.п.1 п.1 ст.3 Федерального закона от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах" к числу ветеранов боевых действий, пенсии которым за выслугу лет, по инвалидности по случаю потери кормильца, предусмотренные ст.46 Закона, повышались согласно ст.45 указанного Закона в редакции Федерального закона от 03.12.2007 N319-ФЗ на 32% с 01.01.2008г. В соответствии со ст.46 Закона при назначении пенсии по случаю потери кормильца нескольким нетрудоспособным членам семьи повышения пенсий, предусмотренные ст.45 настоящего Закона, устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующие повышения пенсий. Следовательно, повышение пенсии производится не только лицам, являющимся ветеранами боевых действий, но и членам их семьи, в случае назначения пенсии по случаю потери кормильца. В соответствии с п. "г" ст.45 Закона предусмотрено повышение пенсии по случаю потери кормильца ветеранам боевых действий, соответственно, учитывая, что субъектами получения указанной пенсии являются не сами ветераны боевых действий, такое повышение предусмотрено именно для получателей пенсии по случаю потери кормильца.
При изложенных обстоятельствах прокурор полагал, что у Лысцева В.А. имеется право на перерасчет получаемой пенсии. Поскольку ответчик не исполнил обязанность по перерасчету истцу пенсии по случаю потери кормильца с момента возникновения такого права, то на ответчике лежит обязанность в силу ст.318 Гражданского кодекса Российской Федерации проиндексировать задолженность. Прокурор просил обязать надлежащего ответчика произвести Лысцеву В.А. перерасчет назначенной пенсии по случаю потери кормильца с учетом её повышения с 01.01.2008 на 32% расчетного размера пенсии и проиндексировать задолженность по пенсионным выплатам с учетом уровня инфляции.
В судебном заседании прокурор г.Рубцовска, истец Лысцев В.А. поддержали заявленные требования.
Представитель ответчика ГУ МВД России по Алтайскому краю представил письменный отзыв на иск, в котором заявленные требования не признал, полагая их незаконными и необоснованными.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 05.09.2013г. исковые требования прокурора удовлетворены частично.
На Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю возложена обязанность произвести перерасчет назначенной Лысцеву В.А. пенсии по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГ с учетом повышения размера пенсии с ДД.ММ.ГГ на 32% расчетного размера пенсии, указанного в части первой ст.46 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и проиндексировать полученную сумму перерасчета по пенсионным выплатам с учетом уровня инфляции.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
В иске к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Рубцовский" отказано.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю просит об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального права.
В качестве доводов жалобы ссылается на то, что суд при разрешении спора не учел, что предусмотренное п. "г" ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 повышение пенсии носит индивидуальный характер и применяется к самим ветеранам боевых действий, а не к членам семьи умершего кормильца; истец не является лицом, имеющим право на повышение размера пенсии. Кроме того, признавая за истцом право на повышение пенсии как члену семьи ветерана боевых действий, суд не исследовал вопрос о том, был ли погибший военнослужащий Л., призванный на действительную военную службу по контракту, участником (ветераном) боевых действий. Признавая право истца на повышение пенсии, суд при разрешении спора не применил закон, подлежащий применению, а именно постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года N280, от 09.02.2004г. N65.
Не основано на законе решение суда и в части возложения обязанности на ответчика проиндексировать полученную сумму перерасчета. В настоящее время какой-либо нормативный правовой акт об индексации сумм пенсии, выплачиваемой в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993г. N4468-1 отсутствует, законодательно не установлен порядок такой индексации, а положения ст.318 Гражданского кодекса Российской Федерации не применимы к данным правоотношениям.
В суде апелляционной инстанции прокурор М. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание Судебной коллегии не явились, о причинах неявки не уведомили, в связи с чем на основании ст.ст.167,327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела при данной явке.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Судом установлено, что Л., *** года рождения, проходил службу в должности командира инженерно-саперной роты *** полка оперативного назначения *** отдельной бригады СибВВ МВД РФ.
ДД.ММ.ГГ Л. погиб при исполнении обязанностей военной службы в СКР.
Отец Л.- Лысцев В.А. является получателем пенсии по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГ пожизненно на основании п. "а" ст.36,48 Закона РФ от 12.02.1993 на 1 члена семьи в размере 40% денежного довольствия в сумме *** руб. *** коп. в месяц, с учетом районного коэффициента 15%, пенсия составила *** руб. *** коп., что подтверждается материалами дела.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах внутренних дел производится на основании Закона Российской Федерации от 12.02.1993г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон).
Указанный Закон предусматривает три вида пенсии, две из которых - пенсия по инвалидности и пенсия за выслугу лет - получают сами военнослужащие, и третий вид пенсии - по случаю потери кормильца, которую в соответствии со ст. 28 Закона получают семьи погибших военнослужащих. Размер всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого согласно статье 43 Закона, то есть тех сумм выплат, которые получал сам кормилец.
В соответствии со статьей 5 вышеуказанного Закона, в случае гибели или смерти лиц, на которых распространяется действие этого закона, их семьи приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.
Согласно статье 49 Закона пенсии подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
В статье 45 Закона приведен перечень категорий пенсионеров, которым повышаются установленные размеры пенсий. К числу данных лиц отнесены и ветераны боевых действий.
Согласно п. "г" ст.45 Закона (в ред. от 03.12.2007г. N 319-ФЗ) назначаемые в соответствии с настоящим Законом пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
В соответствии со ст.46 названного Закона при назначении пенсии по случаю потери кормильца нескольким нетрудоспособным членам семьи повышения пенсий, предусмотренные ст.45 настоящего Закона, устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующие повышения пенсий.
Вышеуказанная статья 45 Закона помещена в разделе "Исчисление пенсий", где учитываются общие положения для всех видов пенсий, назначаемых на основании Закона. Субъектами получения пенсии за выслугу лет и по инвалидности являются военнослужащие, а субъектами получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со статьей 29 Закона являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего.
Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и с учетом требований названного Закона правомерно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку истец является членом семьи погибшего военнослужащего, являющегося ветераном боевых действий и отнесенного в числу лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 ст. 3 ФЗ "О ветеранах", и имеет право как на получение пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 29 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", так и на повышение пенсии, предусмотренное п. "г" ст. 45 указанного Закона.
Доводы представителя ответчика об отсутствии у истца права на перерасчет получаемой пенсии по потере кормильца суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание, поскольку в силу выше приведенных положений Закона, повышение пенсии производится не только лицам, являющимся ветеранами боевых действий, но и членам их семей, в случае назначения пенсии по случаю потери кормильца.
При таких обстоятельствах доводы жалобы ответчика о том, что члены семьи умершего кормильца не имеют самостоятельного права на повышение назначенной им пенсии по потере кормильца основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Довод жалобы ответчика об отсутствии доказательств участия Л. в боевых действиях является неправомерным.
Круг лиц, составляющих категорию ветеранов боевых действий, определен в статье 3 Федерального закона "О ветеранах" и включает лиц, принимавших участие в боевых действиях как при исполнении обязанностей военной службы, так и при исполнении иных служебных обязанностей.
Сотрудники органов внутренних дел, которые выполняли задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года, внесены в список ветеранов боевых действий Федеральным законом от 27.11.2002г. N 158-ФЗ, вступившим в законную силу с ДД.ММ.ГГ
Согласно выписки из приказа командира войсковой части *** от ДД.ММ.ГГ смерть Л. наступила в результате острой кровопотери, множественных огнестрельных ранений тела, при исполнении обязанностей военной службы (л.д.37).
Факт участия Л. именно в боевых действиях усматривается из заключения по материалам административного расследования факта гибели майора Л., утвержденного командующим ОГВ (с) в Северо-Кавказском регионе ДД.ММ.ГГ, которым установлено, что смерть Л. квалифицирована как гибель военнослужащего, наступившая при исполнении обязанностей военной службы в результате боестолкновения, в результате огнестрельного ранения при выполнении задач боевой службы (л.д.41).
Поскольку участие Л. в боевых действиях на территории СКР проходило в период, означенный в законе, смерть наступила при выполнении задач боевой службы при исполнении обязанностей военной службы, поэтому выводы суда об удовлетворении заявленных требований являются законными и обоснованными.
Сам по себе факт отсутствия соответствующего документа - удостоверения ветерана или участника боевых действий - при наличии иных доказательств, имеющихся в материалах дела, и подтверждающих факт непосредственного участия Л. в боевых действиях в СКР, вышеуказанных выводов суда не опровергает.
Кроме того, Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" не предусматривает присвоение статуса ветерана боевых действий, а устанавливает перечень лиц, отнесенных к категории ветеранов боевых действий.
Согласно ч.3 ст.51 Закона, лица вправе не представлять необходимые для назначения пенсии документы, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов.
При этом Закон не содержит условия о дополнительном обращении за повышением пенсии и иным дополнительным выплатам к пенсиям, в связи с чем, доводы жалобы в указанной части являются несостоятельными.
Довод апелляционной жалобы о незаконности выводов суда об индексации суммы перерасчета по пенсионным выплатам с учетом уровня инфляции судебной коллегией не принимается. То обстоятельство, что в результате инфляции (факт наличия которой общеизвестен и в силу ст.61 ГПК РФ доказыванию не подлежит) покупательская способность несвоевременно выплаченных денежных сумм с января 2008 года снизилась и истцу причинен ущерб, который должен быть в полном объеме компенсирован, является основанием для возложения на ответчика обязанности проиндексировать полученную сумму перерасчета с учетом уровня инфляции.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не являются основанием к отмене решения суда, поскольку были предметом исследования и оценки судом первой инстанции. Каких- либо дополнительных доводов, которые бы ставили под сомнение правильность и обоснованность выводов суда первой инстанции жалоба не содержит. Нарушений норм процессуального права при принятии решения судом не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу ответчика Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 05 сентября 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи :
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.