Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Еремина В.А.
судей Бредихиной С.Г., Кузнецовой С.В.,
при секретаре Евстигнеевой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе временно исполняющей обязанности нотариуса Белокурихинского нотариального округа Алтайского края Комаровской Ю. С., нотариуса Белокурихинского нотариального округа Алтайского края Комаровского К.А. на решение Белокурихинского городского суда г. Барнаула Алтайского края от 14 октября 2013 года по заявлению Гейжан Н. С. об обжаловании постановления об отказе в совершении нотариального действия, возложении обязанности совершить нотариальные действия,
заслушав доклад судьи Кузнецовой С.В.,
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГ заявитель обратилась к нотариусу за выдачей свидетельства о праве на наследство после умершего супруга Гейжан Н.В., состоящего из "данные изъяты" доли в праве общей долевой собственности на квартиру *** по адресу "адрес".
Для исчисления размера государственной пошлины она предоставила выписку *** из Единого государственного реестра объектов капитального строительства с инвентаризационной стоимостью наследственного имущества на день открытия наследства, выданную АКГУП "Алтайский центр земельного кадастра и недвижимости" от ДД.ММ.ГГ
ДД.ММ.ГГ в выдаче свидетельства о праве на наследство отказано в связи с тем, что совершение данного нотариального действия противоречит действующему законодательству. Данный отказ обосновывается тем, что с ДД.ММ.ГГ государственный технический учет объектов недвижимости на территории Российской Федерации органами и организациями, осуществляющими государственный технический учет, и (или) техническую инвентаризацию, не ведется. С ДД.ММ.ГГ Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии осуществляется кадастровый учет зданий, сооружений, помещений и объектов незавершенного строительства. Включение в государственный кадастр недвижимости сведений об инвентаризационной стоимости объектов недвижимости статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 г. N2 221-ФЗ не предусмотрено.
В соответствии с п. 2 ст. 5 закона N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" порядок расчета инвентаризационной стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности. Порядок расчета инвентаризационной стоимости объектов недвижимости до настоящего времени не установлен. Так же действующим законодательством не установлены органы (организации), осуществляющие государственный технический учет и определение инвентаризационной стоимости объектов недвижимости.
Пунктом 8 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 Г. N2221-ФЗ установлено, что с даты окончания переходного периода (1 января 2013 г.) нормативные акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства не применяются.
Исходя из изложенного, нотариус пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для предоставления нотариусу с ДД.ММ.ГГ сведений об инвентаризационной стоимости объектов наследования, выдаваемых филиалами АКГУП "Алтайский центр земельного кадастра и недвижимости".
Нотариусом предложено предоставить иные сведения о стоимости наследственного имущества.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратилась в суд с заявлением к Комаровской Ю.С., временно исполняющей обязанности нотариуса Белокурихинского нотариального округа Алтайского края Комаровского К.А., о признании постановления об отказе в совершении нотариальных действий от ДД.ММ.ГГ незаконным, возложении обязанности произвести расчет государственной пошлины для выдачи свидетельства о праве на наследство, исходя из инвентаризационной стоимости наследственного имущества, возложить обязанность выдать свидетельство о праве на наследство после оплаты государственной пошлины, рассчитанной, исходя из инвентаризационной стоимости, указанной в выписке *** из Единого государственного реестра объектов капитального строительства с инвентаризационной стоимостью наследственного имущества на день открытия наследства.
Определением суда от 02.09.2013 г. в качестве заинтересованного лица привлечен нотариус Комаровский К.А.
В судебном заседании Гейжан Н.С. свои требования поддержала, по основаниям, указанным в заявлении, уточнив адрес наследственного имущества "адрес".
Заинтересованное лицо Комаровская Ю.С., представитель Комаровского К.А. - Кленьшева Т.И. с заявлением не согласны, указав, что в связи с изменением законодательства Алтайское краевое государственное унитарное предприятие Алтайский центр земельного кадастра и недвижимости, Белокурихинский филиал, которым была подготовлена выписка N ***, с окончанием переходного периода с 1 января 2013 г. не относится к органам, осуществляющим учет объектов недвижимости по месту его нахождения.
Решением Белокурихинского городского суда Алтайского края от 14 октября 2013 года требования удовлетворены частично.
Отменено постановление вр.и.о. нотариуса Комаровского К.А. - Комаровской Ю.С. об отказе в совершении нотариального действия от ДД.ММ.ГГ
На нотариуса нотариального Белокурихинского нотариального округа Комаровского К.А. возложена обязанность принять выписку *** из единого государственного реестра объектов капитального строительства от ДД.ММ.ГГ года, выданную Алтайским краевым государственным унитарным предприятием "Алтайский центр земельного кадастра и недвижимости", как документ, подтверждающий инвентаризационную стоимость квартиры, расположенной по адресу г. "адрес", для исчисления государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство по закону, выдать свидетельство о праве на наследство.
С Комаровской Ю. С. в пользу Гейжан Н. С. взысканы "данные изъяты" рублей в счет компенсации расходов за оказание юридических услуг при предъявлении заявления, "данные изъяты" рублей государственной пошлины, всего взыскано "данные изъяты" рублей.
В остальной части заявленных требований отказано.
С решением не согласились Комаровский К.А. и Комаровская Ю.С. В апелляционной жалобе просят решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование доводов ссылаются на то, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Суд не учел, что ст.43 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" до 1 января 2013 года был установлен переходный период применения закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. В переходный период, т.е. до 1 января 2013 года, органы БТИ и иные органы являлись органами по учету объектов недвижимости. С 1 января 2013 года переходный период закончился, кадастровый учет осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, подведомственными ему государственным бюджетными учреждениями.
Алтайское краевое государственное унитарное предприятие "Алтайский центр земельного кадастра и недвижимости" в связи с окончанием переходного периода с 1 января 2013 года не относится к органам и организациям, которые осуществляют учет объектов недвижимого имущества по месту его нахождения, поэтому выданный им документ об инвентаризационной стоимости наследственного имущества не может быть принят для расчета государственной пошлины.
Поскольку у заявителя отсутствуют необходимые для выдачи свидетельства о наследовании документы, постольку отсутствовали основания для совершения нотариального действия.
Ссылка суда на мнение Министерства финансов Российской Федерации, отраженное в письме, не имеет правового значения для рассмотрения дела.
В дополнительной апелляционной жалобе указано на то, что у суда не было оснований для применения положений ч.3 ст.44 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". В силу указанной нормы в период до 1 января 2014 года органы технического учета и технической инвентаризации наряду с органами Росреестра продолжают осуществлять кадастровую деятельность, которая не включает в себя определение инвентаризационной стоимости объектов капитального строительства.
В связи с утратой силы с 09.07.2013 года Постановления Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 года N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства" технический учет и техническая инвентаризация объектов капитального строительства не ведется.
Проверив в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы материалы дела, заслушав представителя заинтересованного лица Кленьшеву Т.И., поддержавшую доводы жалобы, возражения против жалобы заявителя Гейжан Н.С., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалоб.
В соответствии со ст.15 "Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" нотариус имеет право, в том числе совершать предусмотренные Основами нотариальные действия в интересах физических и юридических лиц, обратившихся к нему.
Согласно п.1 ч.1 ст.48 "Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" нотариус отказывает в совершении нотариального действия, если совершение такого действия противоречит закону.
Как установлено судом первой инстанции, ДД.ММ.ГГ умер Гейжан Н.В., к имуществу которого открыто наследственное дело.
К имуществу Гейжан Н.В. с заявлением о принятии наследства по закону обратилась супруга умершего Гейжан Н.С.
ДД.ММ.ГГ Гейжан Н.С. обратилась к нотариусу с заявлением о выдаче ей свидетельства о праве на наследство по закону на "данные изъяты" долю в праве общей долевой собственности на квартиру *** по "адрес" в г.Белокуриха Алтайского края.
ДД.ММ.ГГ Комаровской Ю.С., временно исполняющей обязанности нотариуса Белокурихинского нотариального округа Алтайского края Комаровского К.А., на основании ст.48 "Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" вынесено постановление об отказе Гейжан Н.С. в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону в связи с тем, что совершение данного действия противоречит действующему законодательству.
Основанием для отказа послужило то, что представленный заявителем документ об инвентаризационной стоимости наследственного имущества, а именно выписка *** из Единого государственного реестра объектов капитального строительства с инвентаризационной стоимостью наследственного имущества на день открытия наследства, выданная АКГУП "Алтайский центр земельного кадастра и недвижимости" от ДД.ММ.ГГ г., не соответствует требованиям действующего законодательства, поэтому при отсутствии у нотариуса иных сведений о кадастровой, рыночной или инвентаризационной стоимости наследственного имущества на дату смерти не представляется возможным рассчитать государственную пошлину за выдачу свидетельства о праве на наследство по закону.
Оценив с учетом норм действующего законодательства действия нотариуса, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности действий нотариуса по отказу в выдаче свидетельства.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда.
Согласно п.5 ст. 333.25 Налогового кодекса Российской при исчислении размера государственной пошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство принимается стоимость наследуемого имущества, определенная в соответствии с подпунктами 7 - 10 настоящего пункта. По выбору плательщика для исчисления государственной пошлины может быть представлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества, выданный лицами, указанными в подпунктах 7 - 10 настоящего пункта. Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика представления документа, подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки).
В случае представления нескольких документов, выданных лицами, указанными в подпунктах 7 - 10 настоящего пункта, с указанием различной стоимости имущества при исчислении размера государственной пошлины принимается наименьшая из указанных стоимостей имущества.
В соответствии с п.8 стоимость недвижимого имущества, за исключением земельных участков, может определяться оценщиками, юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, или организациями (органами) по учету объектов недвижимого имущества по месту его нахождения.
Анализируя приведенную норму во взаимосвязи с положениями ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ, суд правильно указал, что для исчисления государственной пошлины может быть предоставлен документ с указанием инвентаризационной стоимости, выданной организациями, в том числе и предприятиями технической инвентаризации и оценки недвижимости, к которым относится Белокурихинский филиал Алтайского краевого государственного унитарного предприятия "Алтайский центр земельного кадастра и недвижимости".
В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости ( орган кадастрового учета).
Исходя из положений п. 2 указанной статьи, предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных ст. 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
В соответствии с частями 2.3 и 3 статьи 43 Федерального закона N 221-ФЗ органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, а также подведомственные органу кадастрового учета государственные бюджетные учреждения осуществляли государственный учет объектов капитального строительства в переходный период до 1 января 2013 года.
С 1 января 2013 года вместо государственного технического учета осуществляется государственный кадастровый учет объектов капитального строительства Росреестром. При этом в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости, производится их государственная кадастровая оценка (глава III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Под государственным техническим учетом признаются действия по внесению в Единый государственный реестр сведений об объектах учета, которые подтверждают существование таких объектов с характеристиками, позволяющими определить соответствующий объект учета в качестве индивидуально-определенной вещи.
Согласно положениям части 3 статьи 44 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровые инженеры осуществляют в установленном Федеральным законом N 221-ФЗ порядке кадастровую деятельность в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства с 1 января 2013 года. При этом с 1 января 2013 года и до 1 января 2014 года эту кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, которые 31 декабря 2012 года имели право осуществлять государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию данных объектов недвижимости.
Таким образом, с 1 января 2013 года и до 1 января 2014 года Алтайское краевое государственное унитарное предприятие "Алтайский центр земельного кадастра и недвижимости", как организация по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, которая до 31 декабря 2012 года имела право осуществлять государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию объектов недвижимости, имеет право осуществлять кадастровую деятельность.
Осуществление кадастровыми инженерами Алтайского краевого государственного унитарного предприятия "Алтайский центр земельного кадастра и недвижимости" с 01.01.2013 года деятельности по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации действующим законодательством не предусмотрено.
В соответствии с Уставом Алтайского краевого государственного унитарного предприятия "Алтайский центр земельного кадастра и недвижимости" предприятие создано для целей предоставления услуг организациям, гражданам, органам государственной власти и органам местного самоуправления в сфере управления и распоряжения недвижимым имуществом и получением прибыли.
В указанных целях предприятие осуществляет техническую инвентаризацию и технический учет объектов капитального строительства, оценку и переоценку объектов капитального строительства, в том числе для целей налогообложения, сбор и предоставление сведений об объектах капитального строительства для целей государственного статистического наблюдения, информационное и консультативное обслуживание и иную деятельность, связанную с государственным учетом объектов капитального строительства, кадастровые работы и другие виды деятельности.
С учетом цели и видов деятельности, несмотря на окончание переходного периода, т.е. окончания осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, предприятие является организацией по учету объектов недвижимого имущества, поскольку продолжает осуществлять виды деятельности по учету объектов, которые относятся как к кадастровой деятельности, так и к иной деятельности по учету объектов недвижимости. Довод жалобы об обратном, т.е. о том, что предприятие не относится к организации по учету объектов недвижимости, судебной коллегией признается несостоятельным, так как исключение из деятельности предприятия действий по осуществлению государственного учета, т.е. по внесению соответствующих сведений в Единый государственный реестр объектов капитального строительства, не означает, что другие действия по учету объектов недвижимости предприятием не выполняются, в том числе в отношении объектов, ранее учтенных в Едином государственном реестре объектов капитального строительства.
Действующее законодательство не содержит запрета определять Алтайскому краевому государственному унитарному предприятию "Алтайский центр земельного кадастра и недвижимости", как организации по учету объектов недвижимости, инвентаризационную стоимость объектов недвижимости, установление которой в рамках государственного кадастрового учета не предусмотрено, в том числе с целью предоставления нотариусу при уплате государственной пошлины.
При этом определение инвентаризационной стоимости объекта недвижимости по заявлению Гейжан Н.С. Алтайским краевым государственным унитарным предприятием "Алтайский центр земельного кадастра и недвижимости" не может быть расценено как деятельность по государственному техническому учету, поскольку стоимость объекта определяется не с целью государственного технического учета и включения сведений в Единый государственный реестр сведений об объектах учета, а с целью исчисления размера государственной пошлины при обращении за совершением нотариального действия.
В соответствии с пунктом 4 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301 (ред. от 30.01.2013) "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" утверждено Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, действующее в настоящее время.
Согласно п.3 Положения Государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет.
Основу государственного учета жилищного фонда составляет технический учет, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.
Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее именуются - БТИ).
В соответствии с п. 7 Положения в целях государственного учета жилищного фонда БТИ осуществляют:
техническую инвентаризацию жилищного фонда;
оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, в том числе для целей налогообложения;
Инвентаризационные сведения и иные данные технического учета жилищного фонда обязательны для применения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, в случаях, в том числе для исчисления и контроля базы налогообложения недвижимости в жилищной сфере (п.9).
Поскольку Налоговым кодексом Российской Федерации предоставлено право плательщика государственной пошлины на представление документа с указанием инвентаризационной стоимости, постольку отсутствие с 01.01.2013 года у организации по учету объектов недвижимости полномочий на осуществление государственного технического учета и технической инвентаризации в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" с учетом приведенных действующих норм о государственном учете жилищного фонда, с учетом отсутствия нормы, прямо возлагающей на иной орган или организацию обязанности по определению инвентаризационной стоимости объекта недвижимости, с учетом того обстоятельства, что кадастровый учет не включает в себя определение инвентаризационной стоимости объекта, не может быть оценено как невозможность определения органом по учету объектов недвижимости инвентаризационной стоимости квартиры и выдачи об этом выписки.
Таким образом, Алтайское краевое государственное унитарное предприятие " Алтайский центр земельного кадастра и недвижимости" имеет право на выдачу справки об инвентаризационной стоимости объекта недвижимости, поэтому судом действия нотариуса обосновано расценены как незаконные и отменено постановление об отказе в совершении нотариального действия.
Удовлетворяя требования, суд правильно указал, что в предоставленном заявителем нотариусу кадастровом паспорте из Росреестра с датой составления ДД.ММ.ГГ сведения о кадастровой стоимости отсутствуют, поэтому заявитель была вынуждена обратиться в Алтайский центр земельного кадастра и недвижимости для выдачи ей инвентаризационной стоимости имущества.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы жалобы заинтересованного лица об отсутствии оснований для признания незаконными действий нотариуса ввиду окончания с 01.01.2013 года переходного периода применения Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" и невозможности выдачи справки об инвентаризационной стоимости Алтайским краевым государственным унитарным предприятием "Алтайский центр земельного кадастра и недвижимости" являются несостоятельными.
Доводы жалобы были предметом рассмотрения судебного разбирательства, суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку. Доводов, влекущих отмену решения, жалоба не содержит.
Спор разрешен в соответствии с действующим законодательством. Материальный и процессуальный закон судом применен правильно.
Руководствуясь ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу временно исполняющей обязанности нотариуса Белокурихинского нотариального округа Алтайского края Комаровской Ю. С., нотариуса Белокурихинского нотариального округа Алтайского края Комаровского К.А. на решение Белокурихинского городского суда г. Барнаула Алтайского края от 14 октября 2013 года оставить без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.