Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Алексеевой Е.Д.,
судей Насиковской А.А., Свирской О.Д.,
при секретаре Мельниковой О.С.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца Щербак Р.Н. на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 24 сентября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Насиковской А.А., объяснения Щербак Р.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ во Всеволожском районе Ленинградской области - Веснеболоцкой Е.Е., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Щербак Р.Н. обратилась во Всеволожский городской суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ во Всеволожском районе Ленинградской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований истец указала, что ответчиком необоснованно не включен в специальный стаж, дающий право на назначении досрочной трудовой пенсии по старости, период ее работы в должности зубного техника с 1 ноября 1999 года по 24 сентября 2011 года, и в связи с этим ответчиком неправомерно отказано в назначении пенсии.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 24 сентября 2013 года Щербак Р.Н. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Щербак Р.Н. просит решение суда первой инстанции отменить, считая его незаконным и необоснованным. Ссылается на то, что ее работа в должности зубного техника тождественна должности медицинского технолога, работа в которой дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Кроме того, указывает на то, что средний медицинский персонал, к которому относится и занимаемая истицей должность, имеет право на досрочное назначение пенсии по старости. Также указывает, что работа в должности зубного техника является работой во вредных и тяжелых условиях труда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что 27 апреля 2012 года истец обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации во Всеволожском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет.
Решением N от 27 июля 2012 года Щербак Р.Н. отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Как усматривается из решения Управления Пенсионного фонда РФ во Всеволожском районе, в специальный стаж не включен период работы истца с 01 ноября 1999 года по 24 сентября 2011 года в должности зубного техника.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требования, поскольку установил, что период работы истицы в должности зубного техника с 01 ноября 1999 года по 24 сентября 2011 года в соответствии с действующим законодательством не может быть включен в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, находит его постановленным в соответствии с законом.
В соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона " О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно пункту 2 ст. 27 Федерального закона " О трудовых пенсиях в Российской Федерации", списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 утвержден список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Указанный список, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, не содержит в перечне должностей должности зубного техника.
Ранее действующий Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066, также не содержал в своем перечне должности зубного техника. Вместе с тем, пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 было предусмотрено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.
В свою очередь Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 464, позволял включать в специальный стаж период работы в должности зубного техника, но как было указано выше, только если такой период имел место до 1 ноября 1999 года.
С учетом этого, пенсионным органом был обоснованно включен в специальный стаж период работы истицы в должности зубного техника до 1 ноября 1999 года, одновременно правомерно было отказано во включении периода работы в указанной должности после 1 ноября 1999 года, поскольку действующее правовое регулирование после указанной даты не позволяло включать работу в должности зубного техника в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
Доводы апелляционной жалобы о том, что и после 1 ноября 1999 года работа в должности зубного техника должна включаться в специальный стаж, являются несостоятельными и противоречат вышеприведенным нормам пенсионного законодательства.
Суд первой инстанции, отклоняя данные доводы, правильно указал со ссылкой на позицию Конституционного Суда РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 26.05.2011 N 680-О-О), что после принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 работникам указанной профессии стало известно, что их работа после 1 ноября 1999 года не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Таким образом обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, гражданам предоставлялась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.
Основанное на анализе объективных данных изменение оценки профессиональной деятельности зубных техников применительно к льготному пенсионному обеспечению, как и сохранение за ними права на включение в специальный стаж времени работы в этих должностях за период, когда законодательством предусматривался их зачет в специальный стаж, не нарушает конституционные требования и согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 24 мая 2001 года N 8-П, в соответствии с которой внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также предоставление гражданам в случае необходимости возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.
Указание в апелляционной жалобе на тождественность должности зубного техника должности медицинского технолога является необоснованным и не может быть принято во внимание, поскольку в соответствии с пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Ссылки жалобы на то, что работа Щербак Р.Н в должности зубного техника была связана с тяжелыми и вредными условиями труда, являются безосновательными, поскольку соответствующий Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда и Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, не содержат в себе указания на должность зубного техника. Соответственно работа в должности зубного техника не может быть отнесена к случаям досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренным подпунктами 1 и 2 пункта 1 ст. 27 Федерального закона " О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 24 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Щербак Р.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья " ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.