Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Кошелевой И.Л.,
судей Кабировой Е.В., Ночевника С.Г.,
при секретаре Шацких С.Г.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика - комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области на заочное решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 8 августа 2013 года, которым удовлетворены исковые требования Выборгского городского прокурора, действовавшего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Ленинградскому областному государственному предприятию "Рощинское дорожное ремонтно-эксплуатационное управление", комитету по дорожному хозяйству Ленинградской области об обязании привести покрытие проезжей части автомобильной дороги регионального значения в соответствии с требованиями действующего законодательствакого городского прокурораЛенинградской области.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Кабировой Е.В., объяснения ответчика - представителя комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области Мартюшова Н.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Ленинградской областной прокуратуры Гавриловой Е.В., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Выборгский городской прокурор, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области с иском к Ленинградскому областному государственному предприятию "Рощинское дорожное ремонтно-эксплуатационное управление" (далее ЛОГП "Рощинское ДРЭУ"), в котором просил обязать ответчика в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу привести в соответствии с требованиями ГОСТ 50597-93, утвержденными Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года N221 (далее ГОСТ Р 50597-93) покрытие проезжей части автомобильной дороги регионального значения "Рощино-Цвелодубово" 3 км + 200м, 4 км + 800м, 5 км + 300 м Выборгского района Ленинградской области путем ремонта.
В обоснование исковых требований указано, что 30 апреля 2013 года Выборгской городской прокуратурой совместно с государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по Выборгскому району Ленинградской области проведена проверка соблюдения ЛОГП "Рощинское ДРЭУ" законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения в части надлежащего содержания и ремонта автомобильных дорог регионального значения, расположенных на территории Выборгского района Ленинградской области.
В ходе данной проверки выявлены нарушения требований ГОСТ Р 50597-93, а именно, на покрытии проезжей части автомобильной дороги "Рощино-Цвелодубово" образовались выбоины размерами, превышающими допустимое значение (участок Зкм+500м - выбоина 164X147X8 см, участок 4 км +800 м - выбоина 164X121X7 см, участок 5 км+300 м - выбоина 110X132X11 см.).
Вместе с тем обязанность проведения работ по содержанию и ремонту региональных автомобильных дорог Выборгского района Ленинградской области лежит на ответчике как на победителе аукциона, с которым 7 апреля 2011 года был заключен соответствующий государственный контракт.
С учетом изложенного, ссылаясь на положения ст.ст. 41, 46 Конституции РФ, ст.ст. 3,5,6,22 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ст. 3,12 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п.п. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93, прокурор указывал, что ненадлежащее исполнение ЛОГП "Рощинское ДРЭУ" взятых на себя обязательств нарушает права неопределенного крага лиц на безопасность дорожного движения, сохранение их жизни, здоровья и имущества (л.д. 5-8).
В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела по существу, прокурор, реализуя право, предусмотренное положением ст.39 ГПК РФ, представил заявление, которым расширил субъектный состав лиц, участвующих в деле, в связи с чем определением судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 26 июня 2013 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель процессуального истца - Выборгской городской прокуратуры Шаркова О.А. исковые требования поддерживала.
Представитель ЛОГП "Рощинское ДРЭУ" Перепелица В.А. исковые требования не признавал (л.д.100-103).
8 августа 2013 года Ломоносовским районным судом Ленинградской области постановлено заочное решение, которым исковые требования Выборгского городского прокурора удовлетворены частично.
На комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу привести в соответствии с требованиями ГОСТ 50597-93 покрытие проезжей части автомобильной дороги регионального значения "Рощино-Цвелодубово" 3 км + 200м, 4 км + 800м, 5 км + 300 м Выборгского района Ленинградской области путем ремонта.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано (л.д.104-110).
Не согласившись с законностью и обоснованностью постановленного решения, представитель комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области Мартюшов Н.В. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение изменить в части срока удовлетворения требований прокурора.
Податель жалобы, ссылаясь на положения ст.ст.41.5, 41.9, 41.10, 41.11, 41.12 Федерального закона от 21 июля 2005 года N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", п.п. 1.3, 1.4 Порядка взаимодействия уполномоченного органа на осуществление функций по размещению заказов для заказчиков Ленинградской области, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области 22 августа 2008 года N248, указывает что совокупный срок процедуры размещения государственного заказа составляет около 55 дней без учета срока подготовки технического задания. Таким образом, исполнение решения суда в течении месяца со дня его вступления в силу невозможно. Более того, в соответствии с п. 10.16 СНиП 3.06.03-85 для выполнения работ, входящих в состав ремонта, требуется особый температурный режим, который не может быть достигнут в переходный осенне-зимний период (л.д. 138-140).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Согласно ст. 5 ФЗ от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется в числе прочего посредством деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
В силу п. 3 ст. 6 указанного Закона осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности относится к полномочиям исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 указанного Закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (п. 2 ст. 12).
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (1);
разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (2);
осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (6);
утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правил расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели (11);
осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (12).
Согласно ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Таким образом, лицами, ответственными за содержание, ремонт, обеспечение безопасности движения на дорогах, являются органы государственной власти субъекта Российской Федерации, а также лица, на которых возложена обязанность по содержанию автомобильных дорог.
В силу п. 1.1 Положения "О комитете по дорожному хозяйству Ленинградской области" Комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области (далее - Комитет) является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим в пределах компетенции, установленной Правительством Ленинградской области, полномочия и функции в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, включая полномочия по координации, регулированию и контролю деятельности дорожных организаций Ленинградской области.
Из содержания вышеуказанного Положения следует, что задачами комитета являются в числе прочего осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в порядке, предусмотренном статьей 13.1 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в части проектирования, содержания и ремонта (п.п.2.1, 2.3).
Функции комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области определены разделом 3, из которого усматривается, что комитет:
- утверждает распределение средств по объектам капитального ремонта и ремонта, содержания автомобильных дорог (п.3.2);
- участвует в выполнении федеральных и региональных программ по вопросам совершенствования и развития сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, повышения их транспортно-эксплуатационного состояния, обеспечения безопасности дорожного движения (п.3.8);
- осуществляет мероприятия по выполнению программ, перспективных и текущих планов по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, обеспечению безопасности дорожного движения (п.3.9).
Кроме того, комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области выполняет установленные Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" функции государственного заказчика при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Ленинградской области в части проектирования, ремонта и содержания автомобильных дорог, в том числе:
- заключает государственные контракты и контролирует их исполнение подрядными организациями;
- обеспечивает оплату выполненных подрядными организациями работ в соответствии с заключенными государственными контрактами;
- ведет учет и отчетность по деятельности, связанной с выполнением функций государственного заказчика, в порядке, установленном действующим законодательством (п.3.11).
Из материалов дела следует, что 7 апреля 2011 года между комитетом по дорожному хозяйству Ленинградской области (заказчик), государственным учреждением Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области" (балансодержатель) и ЛОГП "Рощинское ДРЭУ" (подрядчик) заключен государственный контракт N0042 на выполнение работ по содержанию и ремонту региональных автомобильных работ (л.д. 76-78).
Пунктом 1.2 настоящего соглашения предусмотрено, что подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению комплекса работ по содержанию и ремонту региональных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них (в соответствии с приложениями технического задания), обеспечению безопасного и беспрепятственного движения транспортных средств в соответствии с действующим законодательством РФ, строительными нормами и правилами, ВСН, ГОСТами.
Срок выполнения работ установлен с 1 апреля 2011 года по 31 декабря 2013 года (п.1.4).
В силу п.2.1 государственного контракта общая стоимость выполнения работ составила "данные изъяты", в том числе на ремонт автомобильных дорог 293608591 "данные изъяты". Общий лимит финансирования по настоящему контракту на 2011 года составил "данные изъяты", из них на ремонт автомобильных дорог - "данные изъяты".
В соответствии с дополнительным соглашение N9 к вышеуказанному государственному контракту от 7 апреля 2011 года лимит финансирования на 2012 год составил "данные изъяты", из них на ремонт автомобильных дорог - "данные изъяты" (л.д.79-80).
Лимит денежных средств, выделенных на выполнение работ по содержанию региональных автомобильных дорог Ленинградской области на 2013 год составил "данные изъяты" (л.д.83).
Приложением к распоряжению комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области от 25 июля 2013 года предусмотрено проведение ремонтных работ региональной автодороги "Рощино-Цвелодубово", км. 0 - км. 12 + 400 м в пределах лимита финансирования установленного в 2013 году в размере "данные изъяты" (л.д. 93-96).
Между тем, в ходе проверки, проведенной Выборгской городской прокуратурой совместно с государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по Выборгскому району Ленинградской области 30 апреля 2013 года установлено, что на покрытии проезжей части автомобильной дороги "Рощино-Цвелодубово", а именно: на 3 км + 200 м, на 4 км +800 м и на 5 км +300 м Выборгского района Ленинградской области образовались выбоины размерами, превышающими допустимое значение (л.д. 13 -19).
Удовлетворяя заявление прокурора об обязании привести покрытие проезжей части автомобильной дороги регионального значения в соответствии с требованиями действующего законодательства, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что обязанность по обеспечению соответствия эксплуатации дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги. Судом также учтено, что комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области в силу вышеприведенных норм материального права осуществляет полномочия распорядителя выделенных ему бюджетных средств города на цели обеспечения дорожной деятельности, а также осуществляет контроль над деятельностью подведомственных предприятий, выступает заказчиком при заключении государственных контрактов с подрядчиком, а поэтому является по делу надлежащим ответчиком.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку представленными доказательствами подтверждается ненадлежащее исполнение комитетом по дорожному хозяйству Ленинградской области возложенной на него законом обязанности по содержанию региональной автодороги "Рощино-Цвелодубово" в Выборгском районе Ленинградской области.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности исполнения решения в установленный судом срок ввиду длительности процедуры заключения государственного контракта подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку устранение выявленных прокурорской проверкой дефектов дороги возможно в рамках уже заключенного контракта от N0042 от 7 апреля 2011 года.
Доказательств, подтверждающих объективную невозможность исполнить решение суда в связи с затруднительностью достижения особого температурного режима в осенне-зимний период, ответчик не представил.
При наличии доказательств невозможности исполнить решение суда в месячный срок, комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области не лишен права обратиться в суд заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ч.1 ст.327.1, п.1 ст. 328, ч.1 ст.329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
заочное решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 8 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
судья Вепрова А.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.