Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Кудря Т.Л.
судей Подвязниковой Н.А., Дьякова А.Н.
при секретаре Путиловой М.Л.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Главного управления государственной службы занятости населения Омской области на решение Центрального районного суда г. Омска от 30 сентября 2013 года, которым постановлено:
"Главному управлению государственной службы занятости населения Омской области в удовлетворении исковых требований отказать."
Заслушав доклад судьи Подвязниковой Н.А., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
УСТАНОВИЛА:
ГУ ГСЗН по Омской области обратилось в суд с исковым заявлением к ОАО "Плюс Банк", указывая, что в соответствии с требованиями законодательства работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать и выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать на них инвалидов. По результатам проверки ОАО "Плюс Банк" выдано предписание об устранении нарушений законодательства о занятости населения на территории Омской области от 11.01.2013г. N " ... " по несоблюдению установленной квоты для приема на работу инвалидов и по неисполнению обязанности по выделению (созданию) специального места по трудоустройству инвалидов. В установленный срок ? до 12.03.2013г. предписание организацией не исполнено. При этом в организации работает меньше инвалидов, чем установлено по квоте, специальное рабочее место не создано. В связи с чем, просило обязать ОАО "Плюс Банк" выполнить требования законодательства, обеспечить соблюдение установленной квоты для трудоустройства инвалидов путем создания (выделения) рабочих мест, а также специального рабочего места.
В судебном заседании представитель ГУ ГСЗН по Омской области Тарабанов А.И. исковые требования поддержал.
Представитель ОАО "Плюс Банк" Козаченко Т.А. в судебном заседании иск не признала.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ГУ ГСЗН по Омской области просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что органы службы занятости направляют работодателям работников при наличии соответствующей возможности. Работодатель имеет право принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему. Выполнение квоты для трудоустройства инвалидов является обязанностью работодателя, а потому отсутствие лиц, обратившихся по направлению центра занятости, или лично, не может быть принято во внимание. Обязанность по обеспечению установленной квоты для трудоустройства инвалидов посредством создания (выделения) рабочих мест и приема на них инвалидов следует из Закона Омской области "О квотировании рабочих мест в Омской области", то есть существует в силу закона.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела
Проверив материалы дела, заслушав пояснения явившихся представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
Статьей 20 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, к числу которых закон относит установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.
В соответствии со ст. 21 указанного закона организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Согласно ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:
создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;
создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
В развитие положений указанного закона на территории Омской области принят Закон Омской области от 21.07.2009 г. N 1174-ОЗ "О квотировании рабочих мест в Омской области".
Пункт 1 ст. 6 данного закона предусматривает, что работодатель обязан обеспечивать соответствие рабочих мест, выделенных (созданных) в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, требованиям, предусмотренным трудовым законодательством, в том числе проводить аттестацию указанных рабочих мест с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
В соответствии с п. 7 указанной статьи обязанности по квотированию рабочих мест считаются выполненными с момента выделения (создания) рабочих мест (в том числе специальных) и приема на них инвалидов работодателем, которому установлена квота для приема на работу инвалидов.
Пунктом 1 Постановления Правительства Омской области от 27.01.2010 г. N 16-п "О мерах по реализации Закона Омской области "О квотировании рабочих мест в Омской области" установлено, что для организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Омской области, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, среднесписочная численность работников которых составляет более ста человек, за исключением организаций, освобожденных от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов в соответствии с федеральным законодательством, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере двух процентов к среднесписочной численности работников, минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту.
При рассмотрении дела судом установлено, что в период с 17.12.2012 г. по 14.01.2013 г. ГУ ГСЗН Омской области проведена проверка соблюдения законодательства по выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой в ОАО "Плюс Банк". В ходе проверки установлено, что организацией не соблюдена установленная квота для трудоустройства инвалидов, не организовано специального рабочего места и на него не трудоустроен инвалид.
В названной связи учреждению выдано предписание об устранении нарушения законодательства о занятости населения на территории Омской области от 11.01.2013 г. N 2, которое в установленный срок ? к 12.03.2013 г. не выполнено.
В ОАО "Плюс Банк" среднесписочная численность работников ? 747 единиц, размер установленной квоты для инвалидов ? 14 единиц, а также предусмотрено создание 1 специального рабочего места. Фактически в организации работает 2 инвалида (ранее было 3, но 1 уволился), специальное рабочее место не организовано.
Отказывая в удовлетворении требований, суд правильно сослался на положения п. 1 ст. 7 Закона Омской области от 21.07.2009 г. N 1174-ОЗ, из которой следует, что трудоустройство инвалидов на рабочие места, выделенные (созданные) в счет квоты для приема на работу инвалидов, осуществляется организацией по направлению центров занятости, а также по заявлению граждан при непосредственном обращении в организацию.
В соответствии со ст. 8 Закона Омской области от 21.07.2009 г. N 1174-ОЗ орган службы занятости в порядке, установленном законодательством, осуществляет надзор и контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, как по направлению центров занятости, так и при непосредственном обращении в организацию, в том числе за выделением (созданием) рабочих мест (специальных рабочих мест) для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой.
Участие работодателей в обеспечении занятости населения регулируется ст. ст. 25, 26 Закона РФ от 19.04.1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
В соответствии с п. 1 ст. 25 указанного закона работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе, в том числе, соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов.
Пунктом 3 указанной статьи установлено, что работодатели обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Как следует из материалов дела, ОАО "Плюс Банк" сообщал в КУ Омской области "Центр занятости населения ЦАО г. Омска" сведения о наличии вакантных мест, по которым возможно трудоустройство инвалидов, что свидетельствует об исполнении обществом требований названного выше Закона.
Вместе с тем, КУ Омской области "Центр занятости населения КАО г. Омска" во исполнение данных заявок были направлены 2 кандидатуры, являющихся инвалидами. В частности, на вакантную должность кассира была направлена Маценко А.И., которая сама отказалась от предложенной должности ввиду невозможности исполнять обязанности по состоянию здоровья. На должность секретаря была направлена Синцова М.В. Однако согласно ее программе реабилитации ей противопоказан труд с психо-эмоциональным напряжением, в связи с чем ее кандидатура была работодателем отклонена, исходя из интересов последней. по деловым качествам.
При этом истцом во исполнение ст. 56 ГПК РФ, не представлено доказательств, что в счет квоты ответчику службой занятости направлялись иные инвалиды, либо обращались к нему лично, но им было безосновательно отказано в приеме на работу.
Согласно п. 2 ст. 1 Закона РФ от 19.04.1991 г. N 1032-1 гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом. Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения работодателя к административной или иной ответственности.
Таким образом, реализация права на труд инвалида, относиться на его усмотрение. В отсутствие волеизъявления инвалида на обращение в службу занятости либо непосредственно к работодателю по вопросу трудоустройства, на работодателя не может быть возложена ответственность за незаполнение вакантных мест, предназначенных для работы инвалидам.
Вместе с тем, законодательством установлена обязанность органов службы занятости по направлению инвалидов на работу (после их соответствующего обращения в службу занятости).
Доводы апелляционной жалобы о том, что органы службы занятости направляют работодателям работников, в том числе инвалидов, при наличии соответствующей возможности правильности изложенных выводов суда не опровергают, а подтверждают выводы суда о том, что выполнение обязанности по приему инвалидов на работу возможно только при наличии вакансии, его обращения и волеизъявления на трудоустройство.
Ссылки в жалобе на то, что выполнение квоты для трудоустройства инвалидов является обязанностью работодателя, а потому отсутствие лиц, обратившихся по направлению центра занятости, или лично, не могут быть приняты во внимание. Работодатель исполнил все обязанности, возложенные на него Федеральным законом. В суде апелляционной инстанции представитель ответчика подтвердила, что при направлении кандидатов (инвалидов) или их непосредственном обращении на вакантные должности, имеющиеся в ОАО "ПлюсБанк" соответствующей квоте, они готовы принять и трудоустроить последних.
Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Под принципом реального исполнения решения, в первую очередь, понимается возможность принуждать должника к исполнению определенных обязательств. Предмет обязательства должника должен быть четко определен, из которого могут следовать прямые или косвенные меры принуждения. В данном случае не ясно, каким образом, должник должен был бы исполнять решение о возложении на него обязанности по заполнению штатных единиц, предназначенных для работы инвалидам.
Относительно организации специального места судебная коллегия полагает необходимым отметить, что из статьи 22 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ следует, что специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов ? рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
В соответствии с Письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.02.2010 г. N 23-3/10/1-570 "О реализации Региональных программ в части содействия трудоустройству инвалидов в 2010 году", оснащение специальных рабочих мест для инвалидов осуществляется с учетом профессии (специальности) инвалида, характера выполняемых работ, степени инвалидности, характера функциональных нарушений и ограничения способности к трудовой деятельности, уровня специализации рабочего места, механизации и автоматизации производственного процесса.
Статьей 23 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ предусмотрено, что инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Аналогичные положения закреплены в ст. 224 ТК РФ, согласно которой работодатель обязан создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
Согласно п. 4.1 Санитарных правил СП 2.2.9.2510-09 "Гигиенические требования к условиям труда инвалидов" проектирование и оснащение специальных рабочих мест для инвалидов должны осуществляться с учетом профессии, характера выполняемых работ, степени инвалидности, характера функциональных нарушений и ограничения способности к трудовой деятельности, уровня специализации рабочего места, механизации и автоматизации производственного процесса.
Пунктом 4.3 данных правил предусмотрено, что условия труда на рабочих местах инвалидов должны соответствовать индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой Бюро медико-социальной экспертизы.
Данными правилами предусмотрены специальные требования к организации труда различных категорий инвалидов в зависимости от имеющихся у них заболеваний.
Аналогичные положения предусмотрены и в Санитарных правилах 35-104-2001 "Здания и помещения с местами труда для инвалидов" (раздел 5).
Термин "создание специального рабочего места для инвалида" раскрыт в пункте 3.1 ГОСТ Р 52874-2007, согласно которому это подбор, приобретение, установка и адаптация необходимого оборудования, дополнительных приспособлений, оснастки и технических средств реабилитации и проведение реабилитационных мероприятий по обеспечению эффективной занятости инвалидов с учетом их индивидуальных возможностей в условиях труда, соответствующих индивидуальной программе реабилитации инвалида к труду.
Согласно разделам 5.2, 6.1 указанного ГОСТ при разработке и создании специальных рабочих мест, в числе прочего, проводят:
- обследование места (структурного подразделения, трудового коллектива и помещения) создания СРМ (специального рабочего места);
- подбор инвалида, для которого создается СРМ;
- уточнение круга и порядка исполнения трудовых обязанностей на СРМ;
- подготовку инвалида к работе на СРМ;
- приобретение ТСР (технических средств реабилитации) и другого оборудования для СРМ;
- приобретение (изготовление) и установку вспомогательных устройств, приспособлений и иных дополнительных средств, необходимых для использования ТСР на СРМ;
- адаптацию ТСР для их использования при выполнении определенных трудовых обязанностей и с учетом индивидуальных возможностей инвалида, для которого предназначается СРМ.
Согласно п. 6.14 ГОСТ подбор инвалида, для которого создается СРМ, осуществляют на основе изучения состояния его здоровья, индивидуальных возможностей и предпочтений, в том числе для работы на конкретном рабочем месте, которые определяют на основе его индивидуальной программы реабилитации, медицинского заключения, а также путем проведения личного собеседования и тестирования.
В силу п. 5.2.3 ГОСТ, на созданное СРМ, составляют паспорт СРМ, в который включают сведения об организации, инвалиде, выполняемой работе, условиях труда, используемых средствах технической реабилитации.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида ? это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Из вышеуказанного следует, что создание специального рабочего места возможно, во-первых, при наличии инвалида, нуждающегося в трудоустройстве, во-вторых, при необходимости дополнительного технического оснащения и обеспечения техническими приспособлениями рабочего места с учетом индивидуальных возможностей инвалида, должности (профессии), по которой он трудоустраивается, и рекомендаций медико-социальной экспертизы, отраженных в индивидуальной программе реабилитации.
Более того, пунктом 5 Порядка организации содействия трудоустройству инвалидов в 2010 году, утвержденного приказом Главного управления государственной службы занятости населения Омской области от 29.01.2010 г. N 7-п, предусмотрено, что создание специального рабочего места для трудоустройства инвалида осуществляется работодателем на постоянной основе и под конкретного инвалида, имеющего ИПР (индивидуальную программу реабилитации).
Аналогичные положения содержатся и в пункте 25 Ведомственной целевой программы "Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Омской области на 2010 год", утвержденной приказом Главного управления государственной службы занятости населения Омской области от 31.12.2009 г. N 58-п.
Как следует из Административного регламента проведения проверок при осуществлении регионального государственного надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, в том числе за выделением (созданием) рабочих мест (специальных рабочих мест) для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, утвержденного приказом Главного управления государственной службы занятости населения Омской области от 28.09.2012 г. N 46-п, действующего на момент проведения проверки, при проведении проверки проверяется соблюдение организацией следующих обязательных требований: соблюдение срока создания (оборудования) специального рабочего места для трудоустройства инвалида, а также соответствие специального рабочего места для трудоустройства инвалида:
- санитарным правилам "Гигиенические требования к условиям труда инвалидов", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2009 г. N 30, и иным обязательным требованиям;
- рекомендациям медико-социальной экспертизы, указанным в индивидуальной программе реабилитации инвалида;
Таким образом, обязанность по созданию специального рабочего места возникает у работодателя с момента установления квоты, но выполнение данной обязанности невозможно без направления к нему для трудоустройства центром занятости либо самостоятельного обращения инвалида, которому в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации и учетом индивидуальным особенностей требуется создание такового.
В то же время, судебная коллегия считает необходимым особо отметить, что работодатель, на которого в силу действующего законодательства возложена обязанность создать специальное рабочее место, должен активно содействовать центрам занятости населения в реализации государственной политики трудоустройства инвалидов, в том числе, путем обязательного информирования центров занятости населения о готовности создать специальное рабочее место по ряду профессий (должностей), для определенной категории инвалидов с учетом отраслевой принадлежности, специфики производства и условий труда предприятия (организации).
Центр занятости населения в свою очередь должен будет осуществить подбор конкретного инвалида, для трудоустройства которого и с учетом индивидуальных особенностей которого работодатель будет обязан создать (оборудовать) специальное рабочее место.
В рассматриваемой ситуации, у ответчика такая обязанность при отсутствии конкретного кандидата не возникла, и она не может быть на него возложена путем принятия судебного решения, в связи с чем, судебная коллегия не может признать доводы апелляционной жалобы обоснованными.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи, с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Омска от 30 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ? без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.