Судья Пензенского областного суда Овчаренко А.Н.,
при секретаре Никулиной Н.Н.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу Ивеляйд С.В. на постановление судьи Октябрьского районного суда г. Пензы от 26 ноября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ивеляйд С.В.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Пензы от 26 ноября 2013 года Ивеляйд С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Пензенский областной суд, Ивеляйд С.В. выразил свое несогласие с указанным постановлением в части назначения ему наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, ссылаясь на то, что он въехал на территорию Российской Федерации в "данные изъяты" году в несовершеннолетнем возрасте вместе со своей матерью и сестрами. С "данные изъяты" года по "данные изъяты" год он проходил обучение в различных образовательных учреждениях в г. Пензе. В настоящее время все члены его семьи являются гражданами Российской Федерации и проживают в г. Пензе. Он также имеет намерение оформить гражданство Российской Федерации и с этой целью подал заявление о регистрации по месту пребывания в администрацию "данные изъяты" и был включен в число участников государственной программы по добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Считал, что при указанных обстоятельствах его выдворение с территории Российской Федерации не согласуется с положениями ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и нарушает его право на уважение семейной жизни.
Заслушав объяснения Ивеляйд С.В. и его представителя Логунова С.Ю., поддержавших доводы жалобы, объяснения представителя Управления ФМС России по Пензенской области - Желонкиной Н.В., полагавшей вопрос об удовлетворении жалобы на усмотрение суда, прихожу к выводу о наличии оснований для изменения постановления судьи, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ч.1).
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона (ч.2).
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 26 ноября 2013 года в "данные изъяты" минут в ходе поверки режима пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации сотрудниками отдела УФМС России по Пензенской области в Октябрьском районе г. Пензы был выявлен гражданин "данные изъяты" Ивеляйд С.В., "данные изъяты" года рождения, состоящий на миграционном учете по месту пребывания по адресу: "данные изъяты" в период с 06 октября 2012 года до 24 декабря 2012 года, который в нарушение вышеприведенных положений Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" по истечении срока временного пребывания не выехал из Российской Федерации.
Таким образом, Ивеляйд С.В. совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения Ивеляйд С.В. данного административного правонарушения им не оспаривается и подтверждается протоколом об административном правонарушении от 26 ноября 2013 года (л.д. 2), объяснением Ивеляйд С.В. от 26 ноября 2013 года (л.д. 4), копией его миграционной карты (л.д. 5), копией отрывной части к бланку уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания (л.д. 6) и другими материалами дела об административном правонарушении.
Постановление о назначении Ивеляйд С.В. административного наказания вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Вместе с тем, при назначении Ивеляйд С.В. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации судьей не были в полной мере учтены обстоятельства, указанные в части 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Из материалов дела следует, что Ивеляйд С.В. выехал с территории "данные изъяты" в несовершеннолетнем возрасте и с "данные изъяты" год проходил обучение в различных образовательных учреждениях на территории Российской Федерации в г. Пензе, в частности, в "данные изъяты", "данные изъяты" В настоящее время члены его семьи и близкие родственники: мать - "данные изъяты"., родные сестры - "данные изъяты" являются гражданами Российской Федерации и постоянно проживают на территории Российской Федерации в г. Пензе и Пензенской области. При этом, Ивеляйд С.В. значится членом семьи своей сестры, зарегистрированной в качестве участника государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Как следует из объяснений Ивеляйд С.В., он утратил какие-либо социальные связи с "данные изъяты", откуда выехал в несовершеннолетнем возрасте, и имеет намерение проживать на территории Российской Федерации вместе с членами его семьи, оформив разрешение на временное пребывание в Российской Федерации, а впоследствии приобрести гражданство Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права Ивеляйд С.В. на уважение семейной жизни.
Санкция части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 г. N 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 мая 2008 г. N 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В Постановлении от 14 февраля 2013 г. N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. N 3-П, от 13 марта 2008 г. N 5-П, от 27 мая 2008 г. N 8-П, от 13 июля 2010 г. N 15-П, от 17 января 2013 г. N 1-П и др.).
С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, учитывая, вышеизложенные обстоятельства, свидетельствующие о наличии семейных и социальных связей Ивеляйд С.В. с Российской Федерацией, а также то, что Ивеляйд С.В. ранее не допускал административных правонарушений на территории Российской Федерации, в настоящее время намерен устранить нарушение миграционного законодательства, легализовав свое нахождение на территории Российской Федерации, прихожу к выводу, что назначение Ивеляйд С.В. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации является явно несоразмерным и противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Принимая во внимание выраженную в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 г. N 1-П и от 14 февраля 2013 г. N 4-П правовую позицию о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление судьи Октябрьского районного суда г. Пензы от 26 ноября 2013 года подлежит изменению путем исключения из него указания на назначение Ивеляйд С.В. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда с территории Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пензенского областного суда
РЕШИЛ:
Жалобу Ивеляйд С.В. удовлетворить.
Постановление судьи Октябрьского районного суда г. Пензы от 26 ноября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ивеляйд С.В., изменить: исключить указание на назначение Ивеляйд С.В. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда с территории Российской Федерации.
В остальной части постановление судьи Октябрьского районного суда г. Пензы от 26 ноября 2013 года оставить без изменения.
Судья: А.Н. Овчаренко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.