Апелляционное определение СК по гражданским делам Приволжского окружного военного суда Самарской области от 05 декабря 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Безбородова С.П.,
судей: Сироты Д.А.,
Белкина И.В.,
при секретаре Вершининой Е.А. рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя Кислов О.М. на решение Саратовского гарнизонного военного суда от 9 августа 2013 года, которым частично удовлетворено заявление военнослужащего войсковой части N Кислова О.М. об оспаривании действий командира войсковой части N и начальника Федерального государственного казенного учреждения " " Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ " " МОРФ), связанных с невыплатой ему надбавок к денежному довольствию за работу с химическим оружием.
Заслушав доклад судьи Белкина И.В., судебная коллегия по гражданским делам окружного военного суда
УСТАНОВИЛА:
Кислов с декабря 2010 года проходил военную службу в войсковой части N в должности и исполнял обязанности, связанные с эксплуатацией авиационной техники, обеспечением мероприятий по планам и программам уничтожения химического оружия и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В связи с проведением организационно-штатных мероприятий 3 октября 2011 года Кислов сдал дела и должность войсковой части N, а с 17 октября 2012 года назначен на должность специальных машин роты аэродромного технического обеспечения.
В декабре 2012 года войсковая часть N была переформирована в войсковую часть N. При этом Кислов продолжает проходить военную службу в ранее занимаемой им должности.
На основании приказа командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N ему с этой же даты была прекращена выплата надбавок к денежному довольствию за работу с химическим оружием, предусмотренных Федеральным законом от 7 ноября 2000 года N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием".
Считая свои права нарушенными, Кислов через своего представителя - адвоката Рябоконова А.И. обратился в Саратовский гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия командира войсковой части N связанные с невыплатой ему надбавок к окладу по воинской должности и ежегодному вознаграждению за выслугу лет, выплачиваемых за стаж непрерывной работы с химическим оружием, с 1 июня 2011 года, и обязать войсковую часть N выплатить ему задолженность по указанным надбавкам с 1 июня 2011 года по день вынесения решения судом.
Саратовский гарнизонный военный суд своим решением от 9 августа 2013 года заявление Кислова удовлетворил частично.
Суд признал незаконными действия командира войсковой части N, связанные с невыплатой Кислову надбавок к окладу по воинской должности и ежегодного вознаграждения за выслугу лет, выплачиваемых за стаж непрерывной работы с химическим оружием, с 28 сентября 2011 года по 3 октября 2011 года, и обязал командира войсковой части N обеспечить, а " " Министерства обороны Российской Федерации произвести выплату Кислову денежной надбавки к окладу по воинской должности и ежегодное вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемых за стаж непрерывной работы с химическим оружием, за период с 28 сентября по 3 октября 2011 года.
В остальной части заявленных требований Кислову отказано.
Не согласившись с таким решением суда, Кислов подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права и передать дело в суд первой инстанции, к подсудности которого законом отнесено его рассмотрение.
В обоснование своей жалобы Кислов утверждает, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и, давая собственный анализ и оценку законодательства, действующего в сфере социальной защиты граждан, занятых на работах с химическим оружием, полагает, что суд неверно определил закон, подлежащий применению.
По мнению заявителя, суд первой инстанции при вынесении решения должен был руководствоваться положениями, содержащимися в Федеральном законе "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" и постановлениях Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N N и от ДД.ММ.ГГГГ N N, в соответствии с которыми войсковая часть N и занимаемая им должность были включены в Список производств с вредными условиями труда, работа на которых даёт право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии.
При этом наличие либо отсутствие должности, которую занимал Кислов, в Перечне, утверждённом Министром обороны и руководителем Федерального агентства по промышленности РФ по войсковой части N, не может повлиять на наличие у него права на получение социальных гарантий.
Как отмечает заявитель, ссылка суда первой инстанции в своём решении на постановление Правительства РФ от 29 марта 2002 года N 188 "Об утверждении списков производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых даёт право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на меры социальной поддержки", необоснованна, поскольку данное постановление не распространяет свою юрисдикцию на Министерство обороны РФ.
По мнению заявителя, судом необоснованно отказано в удовлетворении заявленного его представителем ходатайства об истребовании Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N N, необходимого для принятия решения по заявленным требованиям. Поскольку это постановление содержит сведения, отнесённые федеральным законом к государственной тайне, данное гражданское дело в силу части 1 статьи 14 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" и статей 25 и 26 ГПК РФ подлежало рассмотрению окружным военным судом в качестве суда первой инстанции.
Рассмотрев материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно Федеральному закону от 7 ноября 2000 года N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" гражданам, в том числе военнослужащим Вооружённых Сил Российской Федерации, занятым на работах с химическим оружием, установлен ряд мер социальной поддержки, в том числе выплата надбавки к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы с химическим оружием, и ежегодное вознаграждение за выслугу лет.
В соответствии со статьёй 1 названного закона списки производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых даёт право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2002 года N 188 утверждены списки производств, профессий и должностей, работа на которых даёт право на меры социальной поддержки в соответствии с названным законом, а также установлено, что гражданам, занятым на работах с химическим оружием, меры социальной поддержки предоставляются на основании совместных решений руководителей соответствующих органов исполнительной власти и Министра промышленности и торговли Российской Федерации, согласованных с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, исходя из результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
Анализ названных правовых норм позволил гарнизонному военному суду прийти к правильному выводу о том, что списки профессий и должностей, утверждённые постановлением Правительства РФ от 29 марта 2002 года N 188, являются общими для всех производств с вредными условиями труда, работа на которых даёт право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на меры социальной поддержки. При этом конкретные должности применительно к каждому производству должны быть подтверждены совместным решением руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти и Министра промышленности и торговли Российской Федерации, согласованных с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Применительно к военнослужащим Министерства обороны РФ оспариваемая заявителем выплата повышенного оклада и надбавки регламентирована Инструкцией "О порядке оплаты труда военнослужащих и лиц гражданского персонала, занятых на работах с химическим оружием", утверждённой Министром обороны Российской Федерации 29 июня 2005 года (далее - Инструкция).
В соответствии с пунктом 2 Инструкции выплата повышенных окладов по воинским должностям, должностных окладов (тарифных ставок), надбавок к месячному заработку (денежному довольствию) за непрерывный стаж работы с химическим оружием и вознаграждения за выслугу лет, производится в соответствии с Перечнем профессий и должностей на основании приказа командира воинской части.
В соответствии с выпиской из приказа командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N N изданного во исполнение Федерального закона РФ от 7 ноября 2000 года N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием", постановлений Правительства РФ от 29 марта 2002 года N 187 и от ДД.ММ.ГГГГ N N, указаний ГФЭУ ДД.ММ.ГГГГ N N, в связи с проведением организационно-штатных мероприятий во исполнение указаний ГШ ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N N и начальника мобилизационного управления штаба объединенного стратегического командования ЦВО от ДД.ММ.ГГГГ N N, Кислову с 28 сентября 2011 года прекращена выплата надбавок к должностному окладу и ежегодного вознаграждения за непрерывный стаж работы с химическим оружием.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что должность войсковой части N, которую занимал Кислов с декабря 2010 года, на основании указаний соответствующих должностных лиц в августе 2011 года выведена из категории воинских должностей и введена должность гражданского персонала, на которую был назначен М.А.И., в связи с чем Кислов сдал дела и должность 3 октября 2011 года. Кроме того, должность войсковой части N с 1 января 2012 года исключена из Перечня должностей и профессий граждан, занятых на работах с химическим оружием, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 1 Федерального закона "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием", работа по которым даёт право на социальные гарантии, утверждённого Министром обороны Российской Федерации и Министром промышленности и торговли Российской Федерации, а должность , на которую Кислов назначен с 17 октября 2012 года, - в указанном Перечне отсутствует
При таких установленных по делу обстоятельствах оснований для назначения и выплаты Кислову после 3 октября 2011 года надбавок за работу с химическим оружием у командования войсковой части N, чьи действия он оспаривает, не имелось, о чём к правильному выводу пришёл суд первой инстанции.
Доводы автора апелляционной жалобы о нарушении гарнизонным военным судом правил подсудности являются несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" к подсудности окружных (флотских) военных судов по первой инстанции наряду с другими отнесены гражданские дела, связанные с государственной тайной.
При определении подсудности гражданского дела в связи с наличием секретных сведений необходимо исходить из положений Закона Российской Федерации N 5485-1 от 21 июля 1993 года "О государственной тайне".
Согласно статье 2 указанного выше Закона под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 7 Закона сведения о компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям, не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию.
Поскольку заявление Кислова, поданное в гарнизонный военный суд, содержит требования, касающиеся права на получение мер социальной поддержки, то такие сведения не могут относиться к сведениям, содержащим государственную тайну.
Более того, вопреки доводам автора апелляционной жалобы, необходимость в истребовании судом постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N N, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, отсутствовала. Сведения, содержащиеся в названном выше постановлении, известны командиру войсковой части N, о чём им представлены в суд соответствующие сообщения, необходимые и достаточные для рассмотрения настоящего гражданского дела, оснований не доверять которым у суда первой инстанции не имелось.
Таким образом, рассмотрение данного заявления Саратовским гарнизонным военным судом соответствует правилам подсудности.
С учётом этого судебная коллегия считает, что приведённые в апелляционной жалобе доводы не могут быть признаны убедительными и не ставят под сомнение законность принятого по делу решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327, 327-1, п.1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Саратовского гарнизонного военного суда от 9 августа 2013 года по гражданскому делу по заявлению военнослужащего войсковой части N Кислов О.М. об оспаривании действий командира войсковой части N и начальника Федерального государственного казенного учреждения " " Министерства обороны Российской Федерации, связанных с невыплатой ему надбавок к денежному довольствию за работу с химическим оружием, связанных с невыплатой ему надбавок к денежному довольствию за работу с химическим оружием, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кислова О.М. - без удовлетворения.
Судья
Приволжского окружного военного суда И.В. Белкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.