Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего Тахирова Э.Ю.,
судей Перфиловой А.В., Романова П.Г.,
с участием прокурора Ляпиной О.В.,
при секретаре Слизкове А.А.,
рассмотрев в судебном заседании по докладу судьи Перфиловой А.В. гражданское дело по апелляционным жалобам Министерства образования Ростовской области и Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области на решение Обливского районного суда Ростовской области от 27 сентября 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Обливского района Ростовской области, действующий в интересах Черничкина И.А. обратился в суд с иском к Администрации Обливского района Ростовской области, третьи лица: Отдел образования Администрации Обливского района Ростовской области, Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, Министерство территориального развития архитектуры и градостроительства Ростовской области, об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств областного бюджета.
В обоснование заявленных исковых требований истец сослался на то, что Черничкин И.А., 19.07.1994 г. рождения, относится к лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Родители Черничкина И.А. не имели собственного жилья, и за ним жилое помещение в соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не закреплялось. Черничкин И.А. подлежит обеспечению жильем Администрацией Обливского района Ростовской области в соответствии с положениями Областного закона Ростовской области от 22.06.2006 г. N499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Администрацией Обливского района Ростовской области направлены соответствующие документы квартирного учета в Администрацию Ростовской области для принятия решения по вопросу финансирования приобретения жилой площади для Черничкина И.А. Кроме этого, истцовая сторона указала на то, что Черничкин И.А. состоит в общеобластном списке с 07.12.2011 г., согласно которого подлежал обеспечению жилым помещением в 2012 г., но не обеспечен им.
В силу изложенного, прокурор просил обязать Администрацию Обливского района Ростовской области предоставить Черничкину И.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств областного бюджета.
Истец Черничкин И.А. в судебное заседание суда первой инстанции не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Помощник прокурора Обливского района Ростовской области Суворов А.В. в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации Обливского района Ростовской области по доверенности Коротеева Т.В. в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования признала, пояснила о предпринимаемых мерах по реализации предоставленного Черничкину И.А. права на обеспечение жилым помещением.
Представитель третьего лица Отдела образования Администрации Обливского района Ростовской области в судебном заседании суда первой инстанции по доверенности Бессонова Л.В. просила удовлетворить иск.
Представитель третьего лица Министерства общего и профессионального образования Ростовской области в судебное заседание суда первой инстанции не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении иска.
Представитель третьего лица Министерство территориального развития архитектуры и градостроительства Ростовской области в судебное заседание суда первой инстанции не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Решением Обливского районного суда Ростовской области от 27 сентября 2013 г. исковые требования прокурора Обливского района Ростовской области в интересах Черничкина И.А. удовлетворены.
Суд возложил на Администрацию Обливского района Ростовской области обязанность предоставить Черничкину И.А. за счет средств бюджета Ростовской области благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Не согласившись с постановленным решением Министерства общего и профессионального образования Ростовской области в лице представителя по доверенности Млодзинской Е.Е., подало апелляционную жалобу, в которой просила изменить решение суда первой инстанции, исключив из резолютивной части слова "за счет средств бюджета Ростовской области".
Представитель Министерства общего и профессионального образования Ростовской области полагает, что формулировка в резолютивной части "за счет средств бюджета Ростовской области" сужает возможность обеспечения Черничкина И.А. при подборе жилого помещения, исключая жилые помещения, соответствующие социальной норме, в имеющемся муниципальном фонде.
Также с принятым решением не согласилось Министерство территориального развития архитектуры и градостроительства Ростовской области и в лице представителя по доверенности Сергеевой И.С. и обратилось с апелляционной жалобой, в которой также просила изменить обжалуемое решение в части указания предоставление жилого помещения за счет средств бюджета Ростовской области.
В силу ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционных жалоб, изучив материалы дела, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, Минобразования Ростовской области Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области представивших заявления с просьбой рассмотреть дело по апелляционной жалобе в их отсутствие, выслушав прокурора отдела Ростовской областной прокуратуры Ростовской области Ляпину О.В., указав на исключение из резолютивной части решения указание на финансирование из областного бюджета, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Постанавливая обжалуемое решение, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.ст. 57, 109.1 ЖК РФ, Федеральным законом от 21 декабря 2006 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Областным Законом Ростовской области от 22.06.2006 г. N499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и исходил из того, что Черничкин И.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Черничкин И.А. 19.07.1994 г. рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, вследствие того, что ее родители: мать [ФИО]18 умерла 08 февраля 2011 г. (л.д.16) и отец Черничкин А.А. лишен родительских прав по решению суда (л.д.14-15).Постановлением Главы Администрации Обливского района от 16.05.2011 г. N 391 "Об учреждении попечительства над несовершеннолетним Черничкиным Иваном истицу назначен попечитель - [ФИО]20 (л.д. 20).
Постановлением Главы Администрации Обливского района от 07.12.2011 г. N 1005 Черничкин И.А. признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма, как лицо из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 10).
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Ростовской области отсутствуют сведения о правах Черничкина И.А. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества (л.д. 17).
Из материалов дела следует, что Черничкин И.А. с 2011 г. состоит на учете, как нуждающийся в обеспечении жилым помещением вне очереди по договору социального найма. Данный договор с ним не заключен до настоящего времени, он внесен в общеобластной список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в трехлетний период с 2014 г. по 2016 г., в указанном списке он значится под N 1928 (л.д.32-33).
Судом достоверно установлено, что Черничкин И.А. до настоящего времени не обеспечен жилым помещением.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции, обоснованно применив к спорным правоотношениям ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пришел к выводу о необходимости восстановления нарушенных прав Черничкина И.А. и принял обжалуемое решение, которым обязал Администрацию Обливского района Ростовской области предоставить Черничкину И.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Судебная коллегия соглашается с принятым судом решением в данной части, полагает его законным и обоснованным.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
В силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ (в редакции ФЗ от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которой жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Поскольку государство приняло на себя обязательство в отношении указанной категории лиц, установленные Федеральным законом обязательства не исполнило, имеет место нарушение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку их право на получение жилья не реализовано. Нахождение в списках нуждающихся, выделение субвенций на приобретение жилья, нельзя расценивать как отсутствие нарушения прав указанной категории лиц, поскольку их право на обеспечение жилыми помещениями, как на момент достижения возраста 18 лет, так и на момент обращения в суд, не реализовано, жилье не получено.
На территории Ростовской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) регулируется Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 N 499-ЗС (в ред. от 03.12.2012) "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В силу статьи 1 указанного Закона исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 настоящего Областного закона, устанавливается областным законом и нормативным правовым актом Правительства Ростовской области (ст. 2 указанного Закона).
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд обоснованно пришел к выводу о возложении на Администрацию Обливского района Ростовской области обязанности по восстановлению нарушенных прав истца по получению жилого помещения.
Вместе с тем, удовлетворяя исковые требования о предоставлении жилой площади, суд первой инстанции неверно пришел к выводу о том, что жилое помещение подлежит предоставлению за счет средств бюджета Ростовской области, выделяемых на эти цели Правительством Ростовской области, поскольку такое указание в судебном решении направлено на вмешательство суда в регулирование межбюджетных отношений в Ростовской области, которые осуществляются на основании Областного закона от 22.10.2005 года N380-ЗС "О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области".
Порядок и сроки расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством) установлены Постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 N 539 "Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)". Поскольку действующий порядок финансового обеспечения переданных государственных полномочий Ростовской области нормативно установлен, то решение суда не должно его подменять.
При таких обстоятельствах постановленное по делу решение подлежит изменению.
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Обливского районного суда Ростовской области от 27 сентября 2013 года изменить. Обязать Администрацию Обливского района Ростовской области предоставить Черничкину Ивану Александровичу, 19.07.1994 года рождения, уроженцу ст.Обливской, Обливского района, Ростовской области благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.