Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
Председательствующего судьи Жиляевой О.И.
Судей Нестеровой Е.А., Шамрай М.С.
С участием прокурора Горбатько И.А.
При секретаре Торпуджиян А.Х.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Жиляевой О.И. дело по апелляционной жалобе УСЗН Администрации Мартыновского района Ростовской области на решение Мартыновского районного суда Ростовской области от 17 сентября 2013 г.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Мартыновского района Ростовской области в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Ковальчук Е.М. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Администрации Мартыновского района Ростовской области, третье лицо Министерство труда и социального развития Ростовской области о признании незаконными действий по расчету и выплате компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг только на долю педагогического работника, об обязании произвести перерасчет указанной компенсации, указав в обоснование заявленных требований, что ответчик в нарушение положений Закона РФ "Об образовании" и Областного закона "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности" не предоставляет Ковальчук Е.М. в полном объеме меры социальной поддержки, как педагогическому работнику.
По мнению истца, действия ответчика по расчету и выплате льгот по оплате жилья и коммунальных услуг только на долю педагогического работника, а также пенсионера из их числа, незаконны, противоречат федеральному законодательству, и нарушают права Ковальчук Е.М. на стопроцентное возмещение понесенных расходов по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг.
На основании изложенного, прокурор просил суд признать незаконными действия УСЗН Администрации Мартыновского района по расчету и выплате компенсации Ковальчук Е.М. по оплате жилья и коммунальных услуг только на долю педагогического работника; обязать УСЗН Администрации Мартыновского района произвести перерасчет размера указанных льгот Ковальчук Е.М. с июня 2010 г. по июнь 2013 г., исходя из 100% компенсации расходов по оплате за жилье и коммунальные услуги, без учета доли занимаемой Ковальчук Е.М. общей площади жилого помещения.
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования, просил суд иск удовлетворить.
В судебном заседании Ковальчук Е.М. поддержала исковые требования, просила суд иск удовлетворить.
Представитель УСЗН Администрации Мартыновского района Ростовской области исковые требования не признал, просил суд отказать в удовлетворении иска.
В судебное заседание представитель Министерства труда и социального развития Ростовской области не явился, суд рассмотрел дело в отношении третьего лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Решением Мартыновского районного суда Ростовской области от 17 сентября 2013 г. исковые требования прокурора Мартыновского района Ростовской области удовлетворены. Признаны незаконными действия УСЗН Администрации Мартыновского района Ростовской области по расчету и выплате Ковальчук Е.М. компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг только на долю педагогического работника. На УСЗН Администрации Мартыновского района Ростовской области возложена обязанность произвести перерасчет размера компенсации в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 100 % платы за жилое помещение и коммунальные услуги Ковальчук Е.М. с июня 2010 г. по июнь 2013 г.
УСЗН Администрации Мартыновского района Ростовской области в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене постановленного решения в апелляционном порядке, ссылаясь на нарушение судом требований ст. ст. 31, 69 Жилищного кодекса РФ, согласно которым установлена солидарная ответственность членов семьи собственника (нанимателя) жилого помещения по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением (соответствующего договора социального найма). Расчет ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг осуществляется на площадь жилого помещения, приходящуюся льготнику.
Кроме того, ответчик утверждает, что расчет и выплата мер социальной поддержки Ковальчук Е.М. производилась УСЗН Мартыновского района в установленном законом порядке. Правом самостоятельно определять порядок, подлежащий применению, и объем мер социальной поддержки орган социальной защиты не наделен.
Ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Разрешая спорное правоотношение, суд первой инстанции руководствовался нормами абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании", ст.ст. 1, 2 Областного закона Ростовской области от 17.01.2005 г. N 274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области" и исходил из установленности того, что Ковальчук Е.М. является педагогическим работником, проживающим в сельской местности. Совместно с ней проживают и зарегистрированы 4 члена семьи: К.М.П., П.Н.О., П.М.О. и К.С.М.
В соответствии с действующим законодательством педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан, а также пенсионерам из их числа, производится в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 100 процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд пришел к выводу о том, что ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг должна предоставляться истице вне зависимости от количества состава членов ее семьи, проживающих с нею в данном жилом помещении.
Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия признает правильным.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" в редакции, действовавшей до 11 января 2011 г., педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Указанные нормы, как следует из их содержания, не предполагали какого-либо ограничения права на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, в том числе, размером приходящейся на долю занимаемой самим педагогическим работником общей площади жилого помещения.
Не привело к утрате названного права педагогических работников и изложение указанной нормы в новой редакции на основании Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 439-ФЗ. В действующей редакции абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" закрепляет право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Изменение формы предоставления (с натуральной на компенсационную) соответствующих мер социальной поддержки не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение.
Это подтверждает и статья 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", согласно которой нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции данного Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона.
Наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.
Так, в силу статей 1 и 2 областного Закона Ростовской области от 17 января 2005 года N 274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области" педагогические работники государственных областных и муниципальных учреждений образования и пенсионеры из их числа имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 100 процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги, рассчитываемой по установленным администрацией Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам независимо от регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения.
Названный Областной закон не устанавливает никаких ограничений размера компенсации, выплачиваемой указанной категории граждан, долей общей площади жилого помещения, приходящейся на самого педагогического работника (пенсионера).
Из материалов дела следует, что истица является педагогическим работником, проживающим в сельской местности. Компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитывается только на долю истицы и ее супруга, как на педагогических работников.
Разрешая спор по существу, суд 1-й инстанции пришел к выводу о том, что истица имеет право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации оплаты за жилое помещение, в котором она проживает, и коммунальные услуги, без каких-либо ограничений размера такой компенсации.
Судебная коллегия считает выводы суда 1-й инстанции правомерными, поскольку они основаны на вышеприведенных нормах Закона РФ "Об образовании", Областного закона "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности", в которых отсутствуют положения, ограничивающие размер денежной выплаты, приходящейся на долю педагогического работника (пенсионера) жилой площадью.
Вывод суда основан на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии требованиями статьи 67 ГПК РФ, а также нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Между тем, судебная коллегия считает постановленное по делу решение суда в части признания действий УСЗН Администрации Мартыновского района Ростовской области незаконными, подлежащими изменению, путем исключения указания из резолютивной части решения, по следующим основаниям.
В данном случае действия УСЗН Мартыновского района не обжалуются в порядке главы 25 ГПК РФ, прокурором заявлены требования в порядке искового производства. Предметом настоящего спора является право Ковальчук Е.М. на получение мер социальной поддержки в виде компенсации оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги, которое восстановлено в судебном порядке.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не проверены фактические расходы Ковальчук Е.М. по оплате коммунальных услуг и не определена сумма компенсации затрат за коммунальные услуги, подлежащая выплате Ковальчук Е.М., что в дальнейшем может повлиять на исполнение решения суда в части выплаты компенсации расходов по оплате коммунальных услуг, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку как уже было указано выше, в данном случае предметом спора является право на получение педагогическим работником мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги. Требование о взыскании каких-либо сумм, прокурором не заявлялось.
С учетом приведенных обстоятельств, в целом с выводами суда первой инстанции следует согласиться, а доводы жалобы подлежат отклонению.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мартыновского районного суда Ростовской области от 17 сентября 2013 г. изменить, исключив из резолютивной части указание о признании незаконными действий УСЗН Администрации Мартыновского района Ростовской области по расчету и выплате Ковальчук Е.М. компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг.
В остальной части решение Мартыновского районного суда Ростовской области от 17 сентября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу УСЗН Администрации Мартыновского района Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.