Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Минеевой О.Г.,
судей Лазаревой М.А., Мартемьяновой С.В.,
при секретаре Асабаевой Д.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Малеванного А.А. об оспаривании решения Министерства имущественных отношений Самарской области с апелляционной жалобой Малеванного А.А. на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 17 октября 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Малеванный А.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области об отказе в предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты" кв.м для использования - под огородничество.
В заявлении указал на то, что основанием для отказа послужило наличие на испрашиваемом земельном участке зеленых насаждений (деревьев). Ссылаясь на пункт 4.1 СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утвержденные Постановлением Главы городского округа Самара N404 от 10.06.2008, а также на пункты 6.1 и 6.4 Приказа Госстроя РФ от 15 декабря 1999 года "Об утверждении правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах РФ", Министерство мотивировало отказ необходимостью сохранения на озелененных территориях зеленых насаждений и категорическим запретом самовольной вырубки деревьев и кустарников физическими и юридическими лицами.
С данным отказом заявитель не согласен, считает его незаконным и необоснованным, поскольку Земельный кодекс РФ не содержит запрета на предоставление земельного участка в собственность гражданина в случае наличия на нем зеленых насаждений. Испрашиваемый земельный участок не относится к землям лесного фонда (городским лесам), не находится в границах красных линий, не является территорией общего пользования, не изъят из оборота, прямого запрета на его приватизацию нет, для государственных и муниципальных нужд не зарезервирован и, следовательно, может подлежать приватизации. Кроме того, земельный участок испрашивается под садоводство, а не под строительство, наличие насаждений на участке не может служить препятствием для его использования под садоводство.
Просил признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области по заявлению N о предоставлении в собственность на бесплатной основе земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты" кв.м, для использования под огородничество; обязать Министерство возобновить работу по его заявлению о предоставлении указанного земельного участка; а также обязать Министерство направить в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара повторное обращение об утверждении схемы расположения участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории.
Решением Октябрьского районного суда г. Самары от 17 октября 2013 года постановлено:
"Заявление Малеванного А.А. оставить без удовлетворения".
В апелляционной жалобе Малеванный А.А. просит решение суда отменить как постановленное с неправильным применением норм материального права и принять по делу новое решение об удовлетворении требований.
В заседание суда апелляционной инстанции заявитель, представители министерства имущественных отношений Самарской области и департамента благоустройства и экологии администрации г.о. Самара не явились; о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, о причинах своей неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия на основании ч.1 ст.327 и ч.2 ст.257 ГПК РФ рассмотрела дело в их отсутствие.
Заслушав доклад судьи Минеевой О.Г., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч.1 ст.254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены
Согласно ч.2 ст.34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 года N 67 органом, уполномоченным распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, является Министерство имущественных отношений Самарской области.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержден Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.06 N74.
В соответствии с п.2.4 данного Порядка Министерство в рамках осуществления межведомственного информационного взаимодействия в течение 14 рабочих дней с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка направляет межведомственные запросы в органы и организации в целях получения документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, в соответствии с приложением N2 к настоящему Порядку.
В целях установления фактического использования испрашиваемого земельного участка и при наличии оснований, определенных в соответствии с действующим законодательством, Министерство или по его поручению соответствующее государственное учреждение Самарской области осуществляет осмотр земельного участка на местности. Результаты осмотра земельного участка оформляются актом осмотра земельного участка.
При выявлении в процессе рассмотрения заявления препятствий для предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством, министерство в течение 14 дней принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет его в адрес заявителя с указанием причин невозможности предоставления земельного участка.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Малеванный А.А. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", под огородничество.
Уведомлением N от ДД.ММ.ГГГГ Министерство отказало Малеванному А.А. в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что комиссией по проведению осмотра испрашиваемого в собственность земельного участка (акт осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. N) установлено, что в границах земельного участка находятся зеленые насаждения (деревья).
Согласно ч.4 ст.28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В силу ч.1, ч.2 ст.61 Федерального закона от 10.01.2002г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений.
Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
Таким образом, земли, занятые зелеными насаждениями, в границах населенных пунктов в силу прямого указания федерального закона отнесены к территориям зеленого фонда городских и сельских поселений, на использование которых для целей, не соотносящихся с осуществлением такими территориями функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения, установлен запрет.
Помимо этого, действующие Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утвержденные Постановлением Главы г.о. N404 от 10.06.2008, устанавливают запрет на уничтожение и повреждение деревьев, кустарников и газонов на земельных участках, на которых расположены зеленые насаждения, и обязывают землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, при использовании земельных участков обеспечивать сохранность зеленых насаждений (п.п.7,10 главы 27 Правил).
Согласно п.4 главы 26 Правил выполнение функций по охране зеленых насаждений, находящихся на земельных участках, расположенных на территории городского округа, осуществляется Администрацией городского округа Самара.
Факт наличия на испрашиваемом земельном участке зеленых насаждений (деревьев) подтверждается актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ N и не оспаривается заявителем.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о правомерности решения Министерства имущественных отношений Самарской области об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка по мотиву наличия на нем зеленых насаждений, обеспечение сохранности которых относится к компетенции органов местного самоуправления, в связи с чем решение суда об отказе в удовлетворении заявления Малеванного А.А. является правильным и подлежит оставлению без изменения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что земельное законодательство не содержит запрет на предоставление в собственность земельного участка в случае наличия на нем зеленых насаждений, равно как и ссылки на то, что испрашиваемый земельный участок не относится к землям лесного фонда, расположен в границах г.о. Самара в зоне малоэтажной жилой застройки индивидуальными домами (Ж-1), испрашиваемый участок не относится к ограниченному пользованию, специальному назначению, вид использования под огородничество соответствует зонированию территории, а следовательно, может рассматриваться вопрос о его предоставлении в собственность, не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат приведенным выше нормам федерального закона, налагающего запрет на предоставление земельных участков из состава территорий зеленого фонда городских поселений для целей хозяйственной и иной деятельности, не соотносящихся с осуществлением такими территориями функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия:
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 17 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Малеванного А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.