Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Грибалевой М.Н.,
судей Саяпиной Е.Г., Шмидт Т.Е.,
при секретаре Королевой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Октябрьского района г. Саратова в защиту прав и законных интересов Касумова Г.А.о. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании отказа в предоставлении выплаты на строительство или приобретение жилого помещения незаконным, возложении обязанности предоставить выплату на строительство или приобретение жилого помещения по апелляционному представлению прокурора Октябрьского района г. Саратова на решение Кировского районного суда г. Саратова от 02 сентября 2013 года, которым в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи Саяпиной Е.Г., объяснения прокурора Ильина Ю.В, истца Касумова Г.А.о., представителя ответчика министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области - Сергеева Д.А., действующего на основании доверенности N от "дата", рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора Октябрьского района г. Саратова обратился в суд в защиту прав и законных интересов Касумова Г.А.о. с иском к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (далее - министерство строительства и ЖКХ Саратовской области) о признании отказа в предоставлении выплаты на строительство или приобретение жилого помещения незаконным, возложении обязанности предоставить выплату на строительство или приобретение жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что Касумов Г.А.о. с "дата" состоит на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеет право на меры социальной поддержки в соответствии со ст. 14 ФЗ "О ветеранах". Истец считает незаконным отказ ответчика в предоставлении Касумову Г.А.о. выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в связи с обеспеченностью площадью жилого помещения на одного члена семьи выше учетной нормы, поскольку основанием для постановки на учет являлось неблагоустроенность жилого помещения.
Решением Кировского районного суда г. Саратова от 02 сентября 2013 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционном представлении прокурор Октябрьского района г. Саратова просит решение суда отменить, принять новое решение, которым иск удовлетворить. В обоснование доводов представления указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права.
В судебном заседании прокурор Ильин Ю.В., Касумов Г.А.о. доводы апелляционного представления поддержали, просили решение суда отменить, принять новое решение, которым исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика министерства строительства и ЖКХ Саратовской области - Сергеев Д.А. просил решение суда оставить без изменения, апелляционное представление без удовлетворения.
Представитель администрации Октябрьского района муниципального образования "город Саратов" на заседание судебной коллегии не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие. Учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия находит необходимым решение суда отменить ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушения норм материального права (п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
Отказывая Касумову Г.А.о. в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции указал, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих факт его нуждаемости в улучшении жилищных условий в настоящее время.
С данным выводом суда судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Касумов Г.А.о., 1940 года рождения, при исполнении обязанностей военной службы получил ранение, является инвалидом 2 группы и на основании удостоверения N от "дата" имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством СССР и союзных республик для инвалидов Отечественной войны, на льготы, установленные ст. 14 Федерального закона "О ветеранах".
Указанные обстоятельства подтверждаются справкой об инвалидности, удостоверением инвалида, ответом комитета социальной поддержки населения г. Саратова от "дата" N N.
Названные обстоятельства ответчик не оспаривал и доказательств, их опровергающих, не представил.
Судом первой инстанции установлено, что Касумов Г.А.о. является собственником "данные изъяты" доли домовладения ( "данные изъяты" кв.м общей площади и "данные изъяты" кв.м жилой площади), расположенного по адресу: "адрес".
По указанному адресу "дата" представителями администрации Октябрьского района г. Саратова составлен акт проверки жилищных условий, на основании которого "дата", Касумов Г.А.о. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. При постановке на учет Касумова Г.А.о. учитывалось, что его жилое помещение неблагоустроенное, без удобств.
Данное обстоятельство подтверждается учетным делом о постановке Касумова Г.А.о. на учет для предоставления жилого помещения по договору социального найма, предоставленного администрацией Октябрьского района муниципального образовании "Город Саратов", ответом указанной администрации от "дата" N N.
До настоящего времени Касумов Г.А.о. состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и до "дата" года был включен в списки инвалидов и ветеранов боевых действий, ежегодно направляемых в министерство строительство и ЖКХ Саратовской области для постановки его на учет для предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения (л.д. 64).
В силу ст.ст. 1 - 4, 13 - 24 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" законодатель различает следующие категории граждан, имеющих различный объем социальной помощи: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий (инвалиды войны), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалидам войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, пп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона "О ветеранах" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ, гарантировалось первоочередное (внеочередное для инвалидов войны I группы) бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственных и муниципальных жилых фондов.
С 01 января 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований", которым Федеральный закон "О ветеранах" был дополнен ст. 23.2 (п. 8 ст. 2), а Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - ст. 28.2 (п. 2 ст. 5). В соответствии с этими статьями, определяющими порядок передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем отдельных категорий граждан, как следует из пп. 4 п. 1 ст. 14, пп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах" и ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в новой редакции, осуществляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов войны и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года.
Из пп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона "О ветеранах" следует, что обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона.
Из п. 1 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" следует, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ст.ст. 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст. 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст. 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Названной статьей предусмотрена возможность обеспечения жильем указанной категории лиц путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Пунктом 11 ст. 23.2 вышеуказанного закона предусмотрено, что определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в пп. 2 п. 3 настоящей статьи гражданам (в том числе: инвалидам боевых действий, военнослужащим и лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей); ветеранов боевых действий), нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1.11 ст. 1 Закона Саратовской области от 28 апреля 2005 года N 39-ЗСО "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области" жилые помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области предоставляются признанным нуждающимися в жилых помещениях гражданам, вставшим на учет до 1 января 2005 года, имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в том числе: а) ветеранам боевых действий; б) инвалидам боевых действий; в) членам семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий; г) инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов.
Из п. 4.1 ст. 1 вышеуказанного закона следует, что гражданам, вставшим на учет до 1 января 2005 года, имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями могут предоставляться по выбору граждан в форме социальных выплат на приобретение (строительство) жилого помещения либо в форме предоставления жилого помещения на основании договора социального найма из государственного жилищного фонда области.
Постановлением Правительства Саратовской области от 9 октября 2008 года N 382-П утверждено Положение о порядке предоставления отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство (приобретение) жилых помещений.
Из п. 9 данного Положения следует, что формирование списка граждан - получателей социальных выплат, предоставляемых за счет субвенций из федерального бюджета, а также списка граждан - получателей социальных выплат, предоставляемых за счет средств областного бюджета, осуществляется уполномоченным органом из списка граждан, нуждающихся в социальных выплатах на строительство (приобретение) жилых помещений, отдельно по каждому муниципальному образованию и категориям граждан в той же хронологической последовательности, в которой каждый из нуждающихся в получении социальных выплат был поставлен на учет в органах местного самоуправления или признан нуждающимся в улучшении жилищных условий уполномоченным органом.
В соответствии с положением о министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от "дата" год N N, указанное министерство является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленном порядке политику в сферах жилищных отношений, жилищно-коммунального хозяйства.
Из материалов дела следует, что решением рабочей группы министерства строительства и ЖКХ Саратовской области от "дата" Касумов Г.А.о. был включен в список получателей социальных выплат за счет средств федерального бюджета, предусмотренных отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Для рассмотрения возможности предоставления именного свидетельства Касумову Г.А.о. было предложено предоставить соответствующие документы (л.д. 15).
Из п. 5 Положения о порядке предоставления отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство (приобретение) жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Саратовской области от "дата" N N (далее - Положение), исключение из списка граждан, нуждающихся в получении социальных выплат, производится уполномоченным органом в случаях: подачи гражданином заявления об исключении из списка граждан, нуждающихся в социальных выплатах на строительство (приобретение) жилых помещений; получения гражданином в установленном порядке социальной выплаты; выявления в представленных документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет гражданина в органах местного самоуправления; утраты оснований, дающих ему право на получение социальной выплаты.
"дата" после рассмотрения представленных Касумовым Г.А.о документов министерство строительства и ЖКХ Саратовской области сообщило Касумову Г.А.о. об отсутствии оснований для предоставления социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения ввиду обеспеченности общей площадью жилого помещения более учетной нормы.
Судебная коллегия считает данный отказ ответчика незаконным, поскольку он противоречит требованиям ч. 2 ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 года, согласно которым граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Как указано выше, Касумов Г.А.о. принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до "дата". При этом обеспеченность жилой площадью ниже учетной нормы не являлось основанием для постановки его на учет.
Поскольку Касумов Г.А.о. был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по иным основаниям, отказ ответчика в предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения является незаконным.
Доказательств снятия Касумова Г.А.о. в установленном законом порядке с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а также утраты им оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали ему право на получение жилого помещения по договору социального найма, суду не представлено.
Из вышеуказанного Положения следует, что социальная выплата на строительство (приобретение) жилья выдается в форме свидетельства, удостоверяющего право гражданина на получение социальной выплаты за счет средств федерального, областного бюджетов на строительство (приобретение) жилья.
Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о признании за Касумовым Г.А.о. права на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения и признании незаконным отказа ответчика в предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения Касумову Г.А.о.
Вывод суда о пропуске истцом трехмесячного срока для обращения в суд, предусмотренного ст. 256 ГПК РФ, является необоснованным, поскольку по настоящему делу в порядке искового производства рассматривался спор о праве Касумова Г.А.о. на получение выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения.
При данных обстоятельствах решение суда подлежит отмене с принятием нового решения.
Руководствуясь ст.ст. 327.1 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Саратова от 02 сентября 2013 года отменить.
Признать незаконным отказ министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения Касумову Г.А.о..
Признать за Касумовым Г.А.о. право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.