Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Козловой А.А.,
судей: Мацкив Л.Ю. и Шнытко С.М.,
при секретаре "данные изъяты" Р.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 28 августа 2013 года.
Заслушав доклад судьи Мацкив Л.Ю., объяснения Потапенковой Н.П. и её представителя Потапенкова С.Н., полагавших решение суда правильным, а доводы апелляционной жалобы - несостоятельными, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Потапенкова Н.П. обратилась в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее Департамент) о предоставлении в собственность последней бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельного участка в черте ... , ссылаясь на то, что она является "данные изъяты" и в соответствии с областным законом N 23-з от 10.06.2003г. имела право на бесплатное однократное приобретение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, однако, Департаментом в этом было необоснованно отказано со ссылкой на необходимость предоставления чертежа (схемы) испрашиваемого участка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности.
В судебном заседании истица и её представитель Потапенков С.Н. исковые требования поддержали.
Представитель Департамента в судебное заседание не явился, в письменном отзыве иск не признал, указав, что рассмотрение вопроса о предоставлении земельного участка ввиду отсутствия сведений о наличии свободных земельных участков возможно после предоставления схемы испрашиваемого земельного участка в уполномоченный орган, обязанность по осуществлению выбора земельного участка в данном случае на Департамент не возложена.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 28.08.2013г. исковые требования удовлетворены. Суд обязал Департамент предоставить Потапенковой Н.П. в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельный участок в г. Смоленске в пределах установленных минимальных и максимальных размеров в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, с проведением за счет истицы работ по формированию данного земельного участка.
В апелляционной жалобе Департамент просит отменить решение суда, поскольку оно принято с нарушением норм материального права и при неправильном определении обстоятельств, имеющих юридическое значение, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Одновременно просит постановить новое решение, которым отказать истице в удовлетворении требований.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителя Департамента, который, будучи надлежащим образом извещён о явке, в заседание судебной коллегии не явился.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов жалобы и возражений на неё, не находит оснований для его отмены.
Судом установлено, что Потапенкова Н.П. как "данные изъяты", проживающая в г. Смоленске, относилась к числу лиц, которым в силу п. 4 ст. 1 Закона N 23-з было предоставлено право на получение в собственность земельныхучастковбесплатнодля индивидуального жилищного строительства (л.д. 4-7).
Истица 16.03.2012г. обратилась с заявлением в Департамент о предоставлении в собственность бесплатно земельногоучастка для индивидуального жилищного строительства в черте ... в пределах нормы, установленной законом (л.д. 8).
Не оспаривая права Потапенковой Н.П. на предоставлениеземельногоучастка, письмом Департамента N от 04.04.2012г. ей разъяснена необходимость в срок до 02.05.2012г. представить схему земельного участка с отображением в графической форме сведений о его расположении на местности (л.д. 9).
В соответствии с п. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставлениеземельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.
В силу п. 4 ст. 1 Закона Смоленской области от 10.06.2003г. N 23-з "О предоставлении земельныхучастков в собственность граждан бесплатно" инвалидам для индивидуального жилищного строительства предоставляются земельные участкибесплатно.
В связи с принятием областного Закона от 28.09.2012 N 66-з "О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан на территории Смоленской области" названный закон утратил силу с 10.10.2012г.
Согласно п. 3 ст. 1 закона Смоленской области N 66-з от 28.09.2012г. бесплатно в собственность земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются ветеранам труда, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Гражданам, имевшим в соответствии с областным законом от 10.06.2003г. N 23-з "О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно" право на получение земельных участков в собственность бесплатно, обратившимся за их предоставлением и не получившим такие земельные участки до дня вступления в силу настоящего областного закона, земельные участки предоставляются в собственность бесплатно с соблюдением требований земельного и градостроительного законодательства в порядке, установленном, в частности нормативным правовым актом Администрации Смоленской области - в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске (п. 3 ст. 3 закона Смоленской области N 66-з от 28.09.2012г.).
В соответствии с п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставлениеземельныхучастков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно п. 1 ст. 30.1 ЗК РФ предоставлениеземельныхучастков для жилищного строительства осуществляется без предварительного согласования места размещения объекта.
Пункт 4 статьи 30 ЗК РФ указывает на порядок предоставленияземельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, который включает в себя, в частности, и проведение работ по формированию земельногоучастка.
Исходя из анализа положений данной нормы права, под формированием земельного участка понимается подготовка проекта границ земельногоучастка и установление его границ на местности; осуществление государственного кадастрового учета; определение разрешенного использования земельногоучастка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
Постановлением Администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 утвержден Порядок организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельнымиучастками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске.
В соответствии с п.п. 2.1, 2.2 указанного Порядка предоставлениеземельных участков в собственность граждан бесплатно осуществляется уполномоченным органом на основании заявления лица, обладающего таким правом. К заявлению прилагается, в частности, чертеж (схема) земельногоучастка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности.
В случае отсутствия у заявителя права на бесплатноепредоставление земельного участка либо если в соответствии с федеральным и областным законодательством земельныйучасток не может быть предоставлен в собственность, уполномоченный орган в 30-дневный срок принимает решение об отказе в предоставленииземельногоучастка.
Из изложенного следует, что само предоставлениеземельных участков в собственность бесплатно носит заявительный характер и любой субъект земельного права вправе инициировать формирование земельногоучастка.
При этом отсутствие возможности формирования земельногоучастка для индивидуального жилищного строительства в границах городского поселения может быть обусловлено особенностями развития данного поселения с учетом градостроительных, экологических и иных норм.
Однако, как установил суд, соответствующим органом не было предоставлено сведений об отсутствии свободных земель для размещения индивидуального жилищного строительства в черте г. Смоленска, то есть по существу принятие решения о формировании земельных участков для индивидуального жилищного строительства возможно.
В то же время отсутствие решений по своевременной подготовке документации по планировке территории не должно ограничивать право соответствующих категорий граждан на получение бесплатноземельногоучастка для индивидуального жилищного строительства.
Оценив доказательства по делу, учитывая факт обращения истицы с заявлением о предоставлении земельного участка в 2012г., суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований, поскольку непредставление Потапенковой Н.П. чертежа (схемы) земельногоучастка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности не должно служить препятствием для разрешения соответствующего вопроса по существу, при том, что действующее законодательство не возлагает на гражданина обязанность по самостоятельному поиску свободных земельныхучастков, а требование о предоставлении указанной схемы является допустимым в том случае, когда гражданин претендует на конкретный земельныйучасток.
Поскольку доказательств, свидетельствующих об отсутствии свободных земельныхучастков, Департамент суду не представил, иных оснований, установленных земельным законодательством, для отказа в предоставленииземельногоучастка из материалов настоящего гражданского дела не усматривается, суд обоснованно признал требования Потапенковой Н.П. подлежащими удовлетворению, возложив на Департамент обязанность предоставить ей для индивидуального жилищного строительства земельныйучасток в г. Смоленске площадью в пределах нормы предоставления.
Гражданин не в состоянии реализовать свое право на бесплатное получение земельногоучастка, поэтому Департамент, обладая соответствующей компетенцией, обязан предпринять действия, необходимые для обеспечения прав гражданина.
Тот факт, что Потапенкова Н.П. не указала на конкретный земельныйучасток с определенными индивидуальными характеристиками, не может служить основанием для отказа ей в предоставленииземельногоучастка, поскольку такое основание отказа не предусмотрено законом (п. 4 ст. 28 ЗК РФ). Обращение в суд как раз и вызвано тем, что Департамент, не предоставляя соответствующих сведений, лишает истицу возможности реализовать свое право на приобретение земельногоучастка.
Доводы жалобы о том, что Постановлением администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 предусмотрена необходимость приложения чертежа (схемы) земельногоучастка с отображением в графической форме сведений о его положении на местности, не имеет правового значения, так как отсутствие такого чертежа не является основанием к отказу гражданину в получении испрашиваемого участка.
В основном доводы жалобы сводятся к мотивам, которые проверил суд первой инстанции и обоснованно опроверг, правильно определив обстоятельства, имеющие значение по делу, распределив бремя по доказыванию, всесторонне и полно исследовал представленные сторонами доказательства в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ, дав им надлежащую оценку.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 28 августа 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.