председательствующего судьи Дроздовой В.Ф.
с участием представителя заявителя МУП "Водоканал" Курова В.В.
представителей Комитета тарифов и цен правительства ЕАО Журбеновой Н.А., Тарасенко А.А.
при секретаре Князь Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению муниципального унитарного предприятия "Водоканал" о признании приказа от 30.11.2012 N 27/3-П Комитета по тарифам и ценам правительства Еврейской автономной области недействующим в части установления с 1 июля 2013 года тарифов на холодную воду и водоотведение
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" муниципального образования "Город Биробиджан" (далее МУП "Водоканал") обратилось в суд с заявлением о признании приказа Комитета тарифов и цен правительства ЕАО (далее Комитет тарифов и цен, Комитет) от 30.11.2012 N 27/3-П недействующим в части установления с 1 июля 2013 года для МУП "Водоканал" тарифов на холодную воду и водоотведение ниже экономически обоснованных.
В обоснование доводов указал на то, что МУП "Водоканал" 27 апреля 2012 года обратился в адрес ответчика с заявлением об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на 2013 год с приложением документов, экономически обосновывающим размер тарифов на водоснабжение в размере 9,61 руб. за 1 куб. м. без учета НДС, на водоотведение в размере 12, 48 руб. за 1 куб. м. без учета НДС.
13.09.2012 и 10.10.2012 МУП "Водоканал" дополнительно к ранее поданному заявлению направил в адрес Комитета тарифов и цен документы с учетом которых экономически обоснованные тарифы на 2013 год должны составлять на водоснабжение в размере 13,10 руб. за 1 куб.м. без учета НДС, на водоотведение в размере 24,12 руб. за 1 куб.м. без учета НДС.
Комитет тарифов и цен признал экономически обоснованным установление тарифов на водоснабжение и водоотведение с 01.07.2013 в вышеуказанном размере. Однако, в связи с тем, что Федеральной службой по тарифам и ценам России установлены предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на водоснабжение и водоотведение на 2013 года в размере 11% оспариваемым приказом установлены тарифы для МУП "Водоканал" с 1 июля 2013 года на водоснабжение 7,85 руб. за куб.м. без учета НДС, на водоотведение 10,58 руб. за 1 куб.м. без учета НДС, что ниже экономически обоснованных.
20 ноября 2011 года Комитет тарифов и цен обращался в Федеральную службу тарифов и цен России о согласовании решения об установлении для МУП "Водоканал" тарифов на водоснабжение и водоотведение выше предельного максимально возможного индекса.
Однако данное обращение оставлено без рассмотрения.
Полагают, что оспариваемый приказ Комитета тарифов и цен правительства ЕАО противоречит ст.ст.3,7 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" от 30.12.2004 N 210-ФЗ и постановлению Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", согласно которым установление тарифов на услуги коммунального комплекса должно обеспечивать баланс интересов потребителей услуг и организаций коммунального комплекса.
В результате установления Комитетом тарифов и цен экономически необоснованных тарифов на водоснабжение и водоотведение на предприятии образуются плановые выпадающие доходы, которые, начиная с 2010 года, растут в арифметической прогрессии и в 2013 году составят 73 млн. рублей, что приведет к банкротству предприятия.
В судебном заседании представитель МУП "Водоканал" Куров В.В. доводы заявления поддержал, пояснил, что предприятие в 2012 году направляло в Комитет тарифов и цен правительства ЕАО экономически обоснованные расчеты для установления тарифов по услугам водоснабжения и водоотведения на 2013 год. По представленным ими документам была проведена экспертиза, по результатам которой их расчеты признаны экономически обоснованными. Однако Комитет тарифов и цен приказом от 30.11.2012 N 27/3-П установил тарифы ниже экономически обоснованных, ссылаясь на то, что экономически обоснованные тарифы превышают установленные предельные индексы, а ФСТ не согласовал установление тарифов выше предельных индексов.
Установленные оспариваемым приказом тарифы на водоснабжение и водоотведение не обеспечат функционирование предприятия и выполнение производственной программы. Полагают, что ФСТ России не согласовал установление тарифов выше предельных индексов в связи с тем, что Комитет тарифов и цен ненадлежащим образом подготовил документы и обосновал заявку, несвоевременно направил документы.
Действующим законодательством, регулирующим деятельность организаций коммунального комплекса, установлено, что тарифы на услуги должны обеспечивать баланс интересов потребителей и предприятий коммунального комплекса.
Полагает, что признавая представленные МУП "Водоканал" расчеты тарифов на водоснабжение и водоотведение экономически обоснованными, Комитет тарифов и цен незаконно установил тарифы на период с 1 июля 2013 года по 31 декабря 2013 года ниже экономически обоснованных, в связи с чем оспариваемый приказ в части установления тарифов на водоснабжение и водоотведение на указанный период подлежит признанию недействующим.
Представитель Комитета тарифов и цен правительства ЕАО Тарасенко А.А. просила в удовлетворении заявления отказать. Пояснила, что тарифы на водоснабжение и водоотведение относятся к регулируемым тарифам, поэтому Комитет тарифов и цен без согласования с ФСТ не вправе устанавливать тарифы выше предельных индексов.
Представленные МУП "Водоканал" в 2012 году производственная программа и расчеты тарифов на указанные виды услуг на 2013 год признаны экономически обоснованными, но они превышают предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения и водоотведения на 2013 год.
Комитетом тарифов и цен правительства ЕАО в Федеральную службу по тарифам направлялись документы для согласования тарифов по водоснабжению и водоотведению для МУП "Водоканал", превышающих предельные индексы,
Тарифы на последующий год должны быть утверждены не позднее, чем за 1 месяц до окончания периода их действия, поэтому 30 ноября 2012 года, не дожидаясь ответа из ФСТ, оспариваемым приказом были установлены тарифы на водоснабжение и водоотведение на 2013 год.
ФСТ вернул документы без рассмотрения после установления тарифов на 2013 год. Если бы Федеральной службой по тарифам были согласованы тарифы, превышающие предельные индексы, то тарифы на 2013 год были бы пересмотрены.
МУП "Водоканал" в установленном порядке не обращался в Федеральную службу по тарифам с заявлением о рассмотрении разногласий по тарифам на водоотведение и водоснабжение, установленных приказом N 27/3-П.
Выпадающие доходы предприятия подлежат учету при установлении тарифов на последующий год.
Считает, что оспариваемые положения приказа Комитета тарифов и цен правительства ЕАО соответствуют законодательству, регулирующему порядок установления тарифов для организаций коммунального комплекса.
Представитель Комитета тарифов и цен правительства ЕАО Журбенова Н.А. поддержала позицию Тарасенко А.А., пояснила, что оспариваемые заявителем тарифы установлены в предусмотренном законом порядке. Процедура, предшествующая установлению тарифов, соблюдена.
Выслушав пояснения заявителя, представителей Комитета тарифов и цен правительства ЕАО, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Исходя из положений части 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами или другими нормативными актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
МУП "Водоканал" оспаривает приказ Комитета тарифов и цен правительства ЕАО N 27/3-П от 30.11.2012 и просит признать его недействующим в части установления для МУП "Водоканал" с 01.07.2013 тарифов на холодную воду в размере 7 руб. 85 коп. за 1 куб.м. без учета НДС и водоотведение в размере 10 руб. 58 коп. за 1 куб.м. без учета НДС в связи с тем, что данные тарифы не соответствуют экономически обоснованным, представленным МУП "Водоканал".
В соответствии с пунктом 1 ст. 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые и регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
На уровне Российской Федерации правоотношения в указанной сфере регламентированы Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее закон N 210-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 4 данного закона к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации отнесено установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Комитет тарифов и цен правительства ЕАО (далее Комитет) в соответствии с положением, утвержденным постановлением правительства ЕАО N 169-пп от 26 мая 2009 года, является органом исполнительной власти Еврейской автономной области, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) и контроль за соблюдением порядка ценообразования на территории области.
В целях реализации возложенных на него полномочий Комитет устанавливает, в том числе, тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения.
30 ноября 2012 года Комитетом тарифов и цен правительства ЕАО в пределах своих полномочий издан приказ N 27/3-П "О согласовании производственных программ, установлении тарифов на холодную воду и водоотведение МУП "Водоканал" на территории муниципального образования "Город Биробиджан".
Данным приказом и приложением N 3 к нему для МУП "Водоканал" установлены и введены на период с 1 июля 2013 года по 31 декабря 2013 года тарифы на холодную воду 7 руб. 85 коп. за 1 куб. м. без учета НДС, на водоотведение 10 руб. 58 коп. за 1 куб. м. без учета НДС.
Приказ опубликован в газете "Биробиджанская звезда" N 89 07.12.2012.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 30.12. 2004 N 210-ФЗ общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются: достижение баланса интересов потребителей услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающие доступность этих услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса.
Статьей 7 указанного Закона установлено, что финансовые потребности организации коммунального комплекса, необходимые для реализации ее производственной программы, обеспечиваются за счет средств, поступающих от оказания услуг данной организацией по тарифам на услуги, установленным для данной организации.
В статьях 2,3 "Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года N 520 также закреплено, что установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляется исходя из необходимости обеспечения финансовых потребностей для реализации производственной программы. Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса должны удовлетворять критериям доступности товаров и услуг организаций коммунального комплекса, устанавливаемым органами регулирования в пределах их полномочий.
В соответствии с законом N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", "Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", утвержденными Постановлением Правительства РФ N 520 от 14.08.2008 тарифы на холодную воду и водоотведение, а также надбавки к тарифам на холодную воду и водоотведение отнесены к регулируемым.
Согласно ст.9 закона N 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
В соответствии со ст. 4 названного Федерального закона федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением, устанавливает предельные индексы в среднем по субъектам Российской Федерации.
Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении предельных индексов по муниципальным образованиям, тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса на уровне выше максимального и (или) ниже минимального предельного индекса, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для субъекта Российской Федерации, подлежит предварительному согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок в порядке и по основаниям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок.
Из анализа данной нормы следует, что тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги по водоснабжению и водоотведению могут быть установлены выше максимального индекса только при условии согласования с Федеральной службой по тарифам России.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 25 октября 2012 года N 250-э/2 утверждены предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в среднем по субъектам Российской Федерации на 2013 год.
Для Еврейской автономной области такой предельный индекс установлен в размере111%.
Согласно экспертному заключению по делу об установлении тарифов на холодную воду и водоотведение на 2013 год для МУП "Водоканал" МО "Город Биробиджан" от 16.07. 2012 и дополнению к нему от 02.11.2012 экономически обоснованный тариф, обеспечивающий безубыточную работу организации в 2013 году составил с 01.07.2013 по 31.12.2013: на холодную воду 13,10 руб. за 1 куб. м. без учета НДС, рост к декабрю 2012 года 185,4%; по водоотведению - 24.12 руб. за 1 куб.м. без учета НДС, рост к декабрю 2012 года- 253,2 %.
В связи с чем было принято решение отправить на согласование в ФСТ России тарифы, обеспечивающие безубыточную работу организации в 2013 году, о чем свидетельствует представленная в материалы дела выписка из протокола заседания правления Комитета тарифов и цен правительства ЕАО от 08 ноября 2012 года N 22.
В установленном приказом ФСТ России от 26 января 2007 года N 12-э порядке заявление о согласовании проектов решений органа исполнительной власти ЕАО об утверждении тарифов на услуги организаций коммунального комплекса с 01.07.2013 на уровне выше максимального предельного индекса, установленного ФСТ России, направлено руководителю Федеральной службы по тарифам 20.11.2012.
Согласно п. 13 "Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 года N 520 органы регулирования субъектов Российской Федерации и органы регулирования муниципальных образований в рамках соответствующих предельных индексов обязаны установить тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса не менее, чем за 1 месяц до даты окончания текущего периода их действия.
В 2012 году МУП "Водоканал" оказывал услуги по водоснабжению и водоотведению по тарифам, установленным приказом Комитета тарифов и цен правительства ЕАО от 10.11.2011 N 30/4-П в размере с 01.09.2012 по 31.12.2012 по водоснабжению- 7,07 руб. за 1 куб. м. без учета НДС, по водоотведению- 9,53 руб. за 1 куб. м. без учета НДС.
Таким образом, исходя из вышеуказанной нормы, в связи с окончанием периода действия установленных на 2012 год тарифов, в отсутствие согласования ФСТ тарифов выше предельных индексов, Комитет тарифов и цен на законных основаниях установил приказом от 30.11.2012 N 27/3-П для МУП "Водоканал" тарифы по услугам водоснабжение и водоотведение на 2013 года, исходя из предельных индексов, что составило по услуге водоснабжение 7 руб. 85 коп. за куб.м. без учета НДС и по водоотведению 10 руб. 58 коп. за 1 куб.м. без учета НДС.
ФСТ России 25.12.2012 возвратил Комитету тарифов и цен без рассмотрения обращение о согласовании решений об установлении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса выше максимального, установленного приказом ФСТ России от 25.10.2012 N 250-э, в связи с истечением сроков, установленных п.13 вышеуказанных Правил.
Доводы заявителя о том, что Комитет тарифов и цен ненадлежащим образом подготовил документы и несвоевременно отправил их в Федеральную службу по тарифам России для согласования тарифов выше предельных индексов, не могут быть приняты во внимание, поскольку не являются предметом рассмотрения в настоящем деле и не влияют на законность оспариваемого в части установления тарифов на водоснабжение и водоотведение приказа N 27/3-П от 30.11.2012.
Кроме того, в случае согласования ФСТ России тарифов, превышающих предельные индексы, тарифы на 2013 год подлежали бы пересмотрению.
МУП "Водоканал" в установленном порядке не обращался в Федеральную службу по тарифам с заявлением о рассмотрении разногласий по тарифам на водоотведение и водоснабжение, установленных на 2013 год.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оснований для признания приказа Комитета тарифов и цен правительства ЕАО от N 27/3-П от 30.11.2012 недействующим в части установления для МУП "Водоканал" с 1 июля 2013 года тарифов по водоснабжению 7 руб. 85 коп. за куб.м. без учета НДС и по водоотведению 10 руб. 58 коп. за 1 куб.м. без учета НДС не имеется и требования МУП "Водоканал" удовлетворению не подлежат.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 191-197, 251-253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления муниципального унитарного предприятия "Водоканал" муниципального образования "Город Биробиджан" о признании недействующим приказа Комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 30.11.2012 N 27/3-П недействующим в части установления и введения в действие с 1 июля 2013 года тарифов на холодную воду и водоотведение для МУП "Водоканал" на территории муниципального образования "Город Биробиджан" отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации через суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий В.Ф.Дроздова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.