Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Блиновской Е.О.,
судей: Старцевой Е.А., Мелехиной Т.И.,
при секретаре Тавлиной Л.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью Промышленная Группа "Регионтехпроект", администрации сельского поселения Унъюган об устранении нарушений природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства,
третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования, территориальный отдел управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в г. Нягани и Октябрьском районе,
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью Промышленная Группа "Регионтехпроект" на решение Октябрьского районного суда от 30 июля 2013 года, которым исковые требования удовлетворены.
На общество с ограниченной ответственностью Промышленная группа "Регионтехпроект" возложена обязанность в срок до 01 октября 2013 года привести в соответствие с требованиями п.п. 1.5; 2.2.1.1.; 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" зоны санитарной охраны для водозаборных скважины находящихся по адресу: (адрес) в срок до 01 мая 2014 года получить лицензию на право пользования недрами с целью добычи подземных пресных вод из эксплуатируемых водозаборных скважин; привести качество питьевой воды, подаваемой населению МО с.п. Унъюган, в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
На администрацию муниципального образования сельское поселение Унъюган возложена обязанность обеспечить население сельского поселения Унъюган Октябрьского района питьевой водой, отвечающей санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Заслушав доклад судьи Старцевой Е.А., возражения прокурора Рейм Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Октябрьского района, выступая в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском с вышеозначенными требованиями, указывая на то, что в ходе проверки соблюдения требований санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства в сфере обеспечения качественной питьевой водой населения поселка Унъюган установлено, что Общество осуществляет хозяйственную деятельность по централизованному обеспечению водой в целях питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения с грубыми нарушениями требований законодательства, а именно: зоны санитарной охраны скважин, используемых для подачи воды населению по (адрес) в целях питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения, а также водопроводов питьевого назначения не организованы; эксплуатация водозаборных скважин осуществляется без лицензии на недропользование. Согласно протоколам лабораторного исследования отобранных проб вода не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения" по органолептическим показателям, содержанию цветности, аммиака, железа и марганца.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 4 ч. 1 ст. 4 Устава сельского поселения Унъюган организация в границах поселения водоснабжения населения относится к вопросам местного значения с.п. Унъюган. Согласно ст. 28 Устава сельского поселения Унъюган администрация поселения является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения. В нарушение требований законодательства администрацией муниципального образования с.п. Унъюган водоснабжение на территории поселения надлежащим образом не организовано.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя общества и администрации сельского поселения Унъюган.
Помощник прокурора Пашков С.В. на заявленных требованиях настаивал.
Представитель третьего лица Дерябин Ф.В. требования прокурора поддержал.
Администрация сельского поселения Унъюган в письменных возражениях указала, что между администрацией и обществом заключен договор аренды муниципального имущества N 46-11 от 18 июля 2011 года, в соответствии с п. 1.1. которого администрация предоставила обществу во временное пользование за плату имущественный комплекс, предназначенный для добычи, очистки, транспортировки и распределения воды, а общество в силу п. 2.2.3. договора обязано при использовании имущества соблюдать требования норм законодательства о пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства, отраслевых правил и норм, действующих в отношении видов его деятельности и арендуемого имущества.
Общество в письменных возражениях против удовлетворения иска возразило, заявив о том, что лицензия на право пользования недрами была выдана Унъюганскому муниципальному унитарному производственному предприятию жилищно-коммунального хозяйства. В соответствии со ст. 17.1. Федерального Закона N 2395-1 от 21 февраля 1992 года "О недрах", при переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению. Переоформление лицензии не возможно, поскольку держатель лицензии находится в состоянии банкротства.
Судом постановлено указанное выше решение, которое Общество просит отменить, поскольку установленные судом нарушения имели место на момент передачи водозаборных скважин обществу. В материалах дела имеется копия санитарно-эпидемиологического заключения N 86.НЯ.04.000.Т.000001.02.12 от 1 февраля 2012 года на проект санитарной зоны водозаборных скважин с.п. Унъюган; проект зон санитарной охраны эксплуатируемых скважин в п. Унъюган; экспертное заключение N 114 от 02 декабря 2011 года, выданное территориальным отделом управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав и потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре в городе Нягани и Октябрьском районе, согласно которым водозаборные скважины в п. Унъюган признаны соответствующими государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
В п. Унъюган для очистки воды используются водоочистные комплексы типа "Импульс" и "Гейзер", которые производят обеззараживание воды, но не позволяют произвести очистку воды по химическому составу до уровня требований СанПин. Общество использует водоочистные комплексы в соответствии с их техническими характеристиками и производит очистку воды настолько, насколько позволяет техническая возможность используемого оборудования. Для приведения качества воды в соответствие с СанПином необходимы реконструкция и установка станции обезжелезивания существующих комплексов, что находится в компетенции собственника имущества. Вопрос по реконструкции водоочистных комплексов находится на рассмотрении в управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации Октябрьского района.
Лицензия на право пользования недрами в п.Унъюган была выдана Унъюганскому муниципальному унитарному производственному предприятию жилищно-коммунального хозяйства, в отношении которого в настоящее время введена процедура конкурсного производства.
В соответствии с п.6.ч.1.ст.20 Федерального Закона N 2395-1 от 21 февраля 1992 года "О недрах" действие лицензии прекращается ликвидацией предприятия, которому недра были предоставлены в пользование.
Конкурсное производство в отношении Унъюганского муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования сельское поселение Унъюган продлено на шесть месяцев. Судебное заседание по рассмотрению отчета конкурсного управляющего назначено на 29 октября 2013 года.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ответчиков и третьего лица не явились. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Третье лицо заявило о рассмотрении дела в отсутствии его представителя.
Руководствуясь ст. 327, 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствии не явившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы по правилам ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, обсудив их, судебная коллегия оснований для отмены оспариваемого решения не усматривает.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции общество, осуществляя хозяйственную деятельность по централизованному обеспечению водой в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения п. Унъюган Октябрьского района эксплуатирует водозаборные скважины в (адрес). Вместе с тем, подаваемая населению питьевая вода требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения" по органолептическим показателям, содержанию цветности, аммиака, железа и марганца не соответствует.
Согласно ч.1 ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
В силу ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Согласно положениями статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее и холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего и холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Вместе с тем, из протоколов лабораторных исследований Центра гигиены и эпидемиологии следует, что в пробе питьевой воды, из скважины, отобранной в (адрес) уровень цветности превышает допустимый (норма не более 20°) - 31.63 + 6,33 градусов, уровень аммиака (не более 2.0) - 2.72 + 0.27, уровень железа (не более 0,3 мг/дм3) ? 11.29 + 2,82 мг/дм3, марганец (не более 0,1 мг/дм3) - 0,27 + 0,07 мг/дм3. В пробах воды отобранных из разводящих сетей централизованного водоснабжения п. Унъюган, после очистки показатель железа, марганца, окисляемости перманганатрия не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения".
Кроме того, судом первой инстанции правомерно установлено, что Общество осуществляет хозяйственную деятельность по централизованному обеспечению водой в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения п. Унъюган Октябрьского района не имея на то соответствующей лицензии.
Порядок приобретения права пользования подземными водными объектами, а также порядок их использования устанавливается Федеральным законом РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах", согласно требованиям статьи 11 которого предоставление недр в пользование оформляется специальным разрешением в виде лицензии, которая подтверждает наличие всех необходимых разрешений и согласований пользования природными ресурсами, допустимость воздействия добычи полезных ископаемых из недр на состояние окружающей среды (статья 12).
Согласно ст. 2 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Суд правильно разрешил возникший спор, а приведенные в жалобе доводы по существу заявленного прокурором спора основаны на неправильном толковании норм материального права, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, не опровергают выводов суда и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке. Их необоснованность отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда от 30 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Промышленная Группа "Регионтехпроект" - без удовлетворения.
Председательствующий: Блиновская Е.О.
Судьи: Старцева Е.А.
Мелехина Т.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.