Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Сафина Ф.Ф.
судей Хамидуллиной Э.М.
Салихова Х.А.
с участием прокурора Крупновой А.И.
при секретаре Искужине С.Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Кабирова С.А. на решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
заявление начальника ФКУ ИК-4 ГУФСИН России по адрес об установлении административного надзора в отношении Кабирова С.А. - удовлетворить.
Установить в отношении Кабирова С.А., дата года рождения, уроженца адрес, Татарской АССР, освобождаемого из мест лишения свободы дата года, административный надзор на 5 (пять) лет, исчисляя срок со дня постановки на учет в органе внутренних дел по месту жительства или пребывания Кабирова С.А. с установлением следующих административных ограничений:
запретить пребывание в местах распития спиртных напитков;
запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
запретить пребывание вне места жительства или пребывания с 22 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин., если это не связано с исполнением своих
функциональных обязанностей по месту работы;
запретить выезд за пределы территории места жительства или
пребывания без уведомления контролирующего органа внутренних дел по месту жительства или пребывания;
обязать Кабирова С.А. являться в контролирующий
орган внутренних дел по месту жительства или пребывания четыре раза в месяц.
Срок административного надзора, установленного в отношении Кабирова С.А., дата года рождения, уроженца адрес, Татарской АССР, исчислять со дня постановки его на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Заслушав доклад судьи Салихова Х.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Начальник ФКУ ИК-4 ГУФСИН России по РБ обратился в суд с заявлением об установлении в отношении Кабирова С.А. административного надзора сроком на пять лет, применив ему следующие ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22.00 до 06.00 час.; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
В обоснование заявления указано, что Кабиров С.А. за период отбывания наказания характеризуется отрицательно, в связи с наличием в его действиях особо опасного рецидива преступлений в отношении него необходимо установить административный надзор.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Кабиров С.А. просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявления, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, полагая, что устанавливая административный надзор, суд повторно назначает наказание за преступление, за которое он уже отбывает наказание. Считает, что Федеральный закон "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" не имеет обратную силу, поскольку принят после совершения им преступления.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, а также Кабиров С.А., отбывающий наказание в ИК-4, извещены о месте и времени рассмотрения дела. Ходатайство о своем участии в рассмотрении апелляционной жалобы Кабиров С.А. не заявил. В силу ст.167 ГПК РФ, это не является препятствием для рассмотрения дела.
Ходатайство Кабирова С.А. об участии в судебном заседании в качестве его представителя Родина А.А., находящегося в ФКУ ИК-4 ГУФСИН России по РБ адрес, судебной коллегией оставлено без удовлетворения, поскольку в силу ч.1 ст.53 ГПК РФ полномочия представителя должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом. Доверенность Кабирова С.А. на имя Родина А.А. в материалах дела отсутствует. Согласно ч.6 ст.53 ГПК РФ, полномочия представителя могут быть определены также в устном заявлении, занесенном в протокол судебного заседания, или письменном заявлении доверителя в суде. Однако для применения данной нормы оснований не имеется, поскольку Кабиров С.А. в судебном заседании не участвует.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора Крупнову А.И., полагавшую о необходимости изменения решения суда, судебная коллегия приходит к выводу об изменении решения суда по следующим основаниям.
В соответствии с ч.2 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от дата N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
Согласно ч.2 указанной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 3 указанной статьи в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если:
1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;
2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
Согласно ч. 1 ст. 5 указанного Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении:
1) лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости;
2) лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Кабиров С.А. осужден приговором Набережночелнинского городского суда РТ от дата по ...
Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Республики Татарстан от дата приговор Набережночелнинского городского суда РТ от дата в отношении Кабирова С.А. изменен: исключено осуждение Кабирова С.А. по ... ; тот же приговор в части осуждения Кабирова С.А. по ... по эпизоду от дата к лишению свободы на ... , оставлен без изменения. На основании ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров путем частичного сложения назначено Кабирову С.А. наказание ... лишения свободы в исправительной колонии особого режима.
Постановлением Салаватского городского суда РБ от дата переквалифицированы действия Кабирова С.А. по приговору Менделеевского районного суда РТ от дата с ... (в редакции Федерального закона от дата N26-ФЗ), со снижением наказания до ... лишения свободы. На основании ст.70 УК РФ окончательное наказание Кабирову С.А. по приговору Набережночелнинского городского суда РТ от дата снижено до ... лишения свободы. В остальной части судебные решения оставлены без изменения.
Исходя из изложенного, суд пришел к правильному выводу, что имеются основания для установления административного надзора и административных ограничений для предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, и обоснованно удовлетворил заявление.
При этом срок административного надзора суд установил в 5 лет, исходя из того, что такой срок просил установить в своем заявлении начальник ИК-4.
Судебная коллегия приходит к выводу, что срок административного надзора Кабирову С.А. судом установлен с нарушением требований п. 2 ч. 1 ст. 5 вышеназванного Федерального закона.
Пунктом 25 Постановления от дата N ... "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что согласно положениям статьи 245, частей 1 и 3 статьи 246 ГПК РФ при установлении срока административного надзора за лицами, указанными в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ, суд не связан основаниями и доводами, изложенными в заявлении исправительного учреждения или органа внутренних дел, и вправе определить срок в пределах, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона.
Поскольку Кабиров С.А. осужден и имеет непогашенную судимость за совершение особо тяжкого преступления при особо опасном рецидиве, административный надзор устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Согласно ч. 3 ст. 86 УК РФ (в редакции Федерального закона от дата N 64-ФЗ) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления, судимость погашается по истечении 8 лет после отбытия наказания.
Следовательно, срок административного надзора Кабирову С.А. в силу императивной нормы пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от дата N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", следует установить в ...
При таких обстоятельствах, решение суда в этой части следует изменить.
Довод апелляционной жалобы о незаконности решения ввиду того, что права Кабирова С.А. никто не защищал, является необоснованным, поскольку Кабиров С.А. при рассмотрении дела участвовал, для назначения Кабирову С.А. представителя оснований, предусмотренных ГПК РФ, у суда не имелось.
Доводы апелляционной жалобы о назначении повторного наказания за одно и то же преступление, о нарушении требований ст.10 УК РФ, несостоятельны, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Статья 10 УК РФ устанавливает, что не имеет обратной силы уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица.
Однако, Федеральный закон "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" не является уголовным законом, не устанавливает преступность деяния, не устанавливает и не усиливает наказание за совершенное преступление, за которое лицо уже отбыло наказание, или иным образом не ухудшает положение осужденного.
Административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом (пункт 1 статьи 1), не является наказанием, а относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (статья 2).
Установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии предусмотренных Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 2 и 3), в частности, административные ограничения в виде запрещения пребывания в определенных местах, посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в таких мероприятиях, пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, выезда за установленные судом пределы территории, а также в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзорного для регистрации (часть 1 статьи 4), согласуется с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно было введено.
В силу п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N 22 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре" административный надзор в обязательном порядке применяется к совершеннолетним лицам, освобождаемым или освобожденным из мест лишения свободы, если они имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (часть 2 статьи 3 Закона и часть 1 статьи 173.1 УИК РФ).
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены судебного решения. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от дата изменить в части установления срока административного надзора в отношении Кабирова С.А., установив этот срок в ...
В остальной части то же решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Кабирова С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Сафин Ф.Ф.
Судьи Хамидуллина Э.М.
Салихов Х.А.
Справка: судья ...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.