Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Абдуллаева М.К.,
судей Биремовой А.А. Ибрагимовой А.М.,
при секретаре Таибове Т.З.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе главы администрации МО "Карабудахкентский район" - Гаджиева А.А. гражданское дело по иску прокурора Карабудахкентского района Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц, воспитанников и работников муниципального и образовательного учреждения к администрации МО "Карабудахкентский район" и МКДОУ "Детский сад N 13 "Родничек" об обязании устранить нарушения норм пожарной безопасности.
Заслушав доклад судьи Абдуллаева М.К., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Карабудахкентского района обратился в суд с исковым заявлением о обязании МКДОУ "Детский сад N 13 "Родничек" устранить нарушения норм пожарной безопасности указанные в акте N 85 от 31 июля 2013 г. отделения надзорной деятельности Карабудахкентского района по пожарному надзору УНД ГУ МЧ России по Республике Дагестан, а в случае недостаточности средств у МКДОУ "Детский сад N 13 "Родничек" для их устранения, в порядке субсидиарной ответственности обязать устранить их за счет бюджета МО "Карабудахкентский район" в 3-х месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Карабудахкентского района по поручению прокуратуры Республики Дагестана проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей. Проверкой установлено, что школой нарушается законодательство о пожарной безопасности. Согласно ч.1 ст.51 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Непринятие мер к устранению нарушений пожарной безопасности в здании школы создает угрозу жизни и здоровью находящихся в помещении граждан, способствует снижению уровня безопасности жизни и здоровья граждан, может повлечь за собой трагические последствия в результате пожаров, что является нарушением прав граждан на жизнь и охрану здоровья, гарантированных Конституцией Российской Федерации. Согласно п.4 ч.1 ст.31 Закона Российской Федерации от 10 июля.1992 г. N 3266 -1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Согласно ч.1 ст.32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266 -1 "Об образовании" образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и Уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах финансовых средств. Согласно акта проверки от 31 июля 2013 г. отделения надзорной деятельности Карабудахкентского района по пожарному надзору УНД ГУ МЧС России по Республике Дагестан в МКДОУ "Детский сад N 13 "Родничек" выявлены следующие нарушения противопожарной безопасности:
Допускается прием количество детей здание детского сада нарушение нормативного количества приема детей ФЗ 123 от 22 июля 2008 г. ППР N 390 от 25 апреля 2012 г.
Не ведется учет проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения в специальном журнале произвольной формы (ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п.53).
Не проведена проверка сопротивления изоляции осветительной и силовой электросети и контуров заземления (ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п.13).
В помещении кухни установлена газовая печь, на горючем основании, форсунки, работающие открытым пламенем (ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п.66 п.72-73).
Соединение, оконцевание и ответвление жил электрических проводов выполнены в скрутку, без опрессовки, сварки, пайки или специальных зажимов в помещениях детского сада (ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п.90).
Во всех помещениях на полу расстелена ковры и линолеум не закреплён к полу надежно (ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п.53).
Допускается прокладка и эксплуатация воздушных линий электропередач по стене, через коробку дверного проёма, в помещении детского сада ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п.21 (п.36, СНиП 21-01-97* п.7.1, 7.13).
Во всех помещениях на видных местах не вывешены таблички, с указанием номера телефона вызова пожарной охраны не везде установлены (п.55 ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п.З8).
В спальных помещениях отсутствует вторые эвакуационные (ППР N390 от 25 апреля 2012 г. п.51).
Не производится очистка вентиляционных каналов от горючей пыли (ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п.108 приложение 3).
Отсутствуют указатели путей эвакуации с коридоров к эвакуационным выходам (п.42 ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п.25).
Возле блоков приемно-контрольных приборов (ПКП) от систем АПС и СО не вывешены инструкции по их эксплуатации, а также о порядке действия дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности систем, отсутствуют схемы распределения шлейфов ПС с указанием наименования защищаемых помещений, (п.34,98 ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п.61).
Не установлены соответствующие указатели к пожарному водоему и по направлению движения к нему (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), с указанием цифр, указывающих расстояние до водоисточника, (ст.20 ФЗ от 21 декабря 1994 г. N 69 "О пожарной безопасности"; п.1.1 РД 78.145-93).
На трубопроводах подводящие газ к бытовым и промышленным приборам для его сжигания не оборудованы термочувствительные запорные устройства (клапаны) (п.14 НПБ 88-2001 ППР N 390 от 25 апреля 2012 г.).
15.Не обеспечены первичными средства пожаротушения по норме положенности ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п. 108.
Не обеспечено запасом воды для целей наружного пожаротушения СНИП 2-04-02-84 п. 2.13 т 6.
Электропроводка проложена по сгораемому основанию в помещениях детского сада ППРN390от25 апреля 2012 г. п.57.
Распорядительным документом не установлен соответствующий пожарной опасности противопожарный режим в том числе: не установлен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончанию рабочего дня; порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; не определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно - техническому минимуму (ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п. 57, ПТЭЭП) п.7.1.13).
Не обработаны огнезащитным составом деревянные конструкции чердачного помещения. (ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п.15,25).
Приемно-контрольные приборы от систем АПС и СО установленные в коридоре во всех этажах размещены на высоте менее чем 2,2 м., (РД 78.145-93 ППР N 390 от 25 апреля 2012 г.).
Своевременно не очищена территория от сухой травы и горючих отходов ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п.21.
В пищеблоке потолки обшиты сгораемым материалом "Пластиком"(ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п.53).
Приемно-контрольные приборы от систем АПС и СО установленные в коридоре во всех этажах размещены на высоте менее чем 2,2 м., (РД 78.145-93 ППР N 390 от 25 апреля 2012 г.).
Допускается в помещении одновременное пребывание людей более 50 чел с одним эвакуационным выходом п.42 ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п.25.
Шлейфы пожарной сигнализации в зданиях детского сада выполнены проводами диаметром жил менее чем 0,5 мм, (п.12.64 НПБ 88-2001) ППР N 390 от 25 апреля 2012 г.
Установленная автоматическая сигнализация находится в неисправном состоянии, п.34,98 ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п.61.
Работы по монтажу технических средств автоматической пожарной сигнализации (АПС) и систем оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ) в зданиях производится без утвержденной проектно-сметной документации (ст.20 ФЗ от 21декабря 1994 г. N 69 "О пожарной безопасности"; п.1.1 РД 78.145-93).
От систем АПС здания отсутствует источник резервного питания (п.14 НПБ 88-2001); ППР N 390 от 25 апреля 2012 г.
Отсутствует Акт испытания пожарной сигнализации п.34,98 ППР N390 от 25 апреля 2012 г. п.61.
Отсутствует Акт испытания обработки чердачного помещения ППР N 390 от 08 апреля 2012 г. п.21 (п.36,СНиП 21-01-97 п.7.1, 7.13).
Согласно Уставу школы учреждение является юридическим лицом, которое обязано соблюдать законодательство Российской Федерации и иные действующие нормативные акты. В этой связи, обязанность по устранению нарушений пожарной безопасности возлагается на школу.
В связи с тем, что учредителем данной школы является администрация МО "Карабудахкентский район" и финансовое обеспечение осуществляется через районный бюджет, администрация привлечена в качестве ответчика.
Решением Карабудахкентского районного суда от 2 октября 2013 г. постановлено:
"Исковое заявление прокурора Карабудахкентского района удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 13 "Родничек" устранить нарушения норм пожарной безопасности указанные в акте инспектора отделения надзорной деятельности Карабудахкентского района по пожарному надзору УНД ГУ МЧС России по РД Пашаева Н.М. от 31 июля 2013 г., в случае недостаточности средств у МКДОУ "Детский сад N 13 "Родничек" для их устранения, обязать администрацию МО "Карабудахкентский район" Республики Дагестан в порядке субсидиарной ответственности устранить их за счет бюджета МО "Карабудахкентский район" в 3-х месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 13 "Родничек" государственную пошлину в сумме "данные изъяты" рублей в бюджет МО "Карабудахкентский район"".
В апелляционной жалобе глава администрации МО "Карабудахкентский район" - Гаджиев А.А. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Карабудахкентского района.
В обоснование требований жалобы указано, что в бюджет района дотационный и в бюджете на 2014 год не заложены средства на устранение данных нарушений.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе главы администрации МО "Карабудахкентский район" - Гаджиева А.А.
В соответствии со ст.34 Федерального закона "О пожарной безопасности" граждане имеют право, в том числе на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Согласно ч.1 ст.38 того же Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Судом первой инстанции установлено и стороной ответчиков не оспаривается, что нарушения правил пожарной безопасности, указанные в акте инспектора отделения надзорной деятельности Карабудахкентского района по пожарному надзору УНД ГУ МЧС России по РД Пашаева Н.М. от 31 июля 2013 г. имеют место.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.31 Федерального закона "Об образовании", содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно Уставу, МКДОУ является муниципальным казенным дошкольным учреждением, которое осуществляет оказание муниципальных услуг, выполнение работ и исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления. Учредителем школы является муниципальное образование Карабудахкентский район. Функции и полномочия учредителя школы осуществляет администрация Карабудахкентского муниципального района. МКДОУ является юридическим лицом, обладает на праве оперативного управления обособленным имуществом и отвечает по своим обязательствам находящимися в ее распоряжении денежными средствами. МКДОУ как юридическое лицо, вправе иметь расчетные и другие счета в органах казначейства и вправе от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика (п.п.2.1-2.5).
Согласно пункту 2.7 Устава финансовое обеспечение деятельности школы осуществляется за счет средств бюджета МО "Карабудахкентский район" и на основании бюджетной сметы.
Школа отвечает по своим обязательствам, находящимися в ее распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных средств субсидиарную ответственность по обязательствам школы несет собственник имущества (п. 2.6. Устава).
В соответствии с п.2 ст.120 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Руководствуясь вышеназванными нормами суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что школа обязана устранить нарушения в области пожарной безопасности в здании МКДОУ в пределах доведенных МКДОУ лимитов бюджетных обязательств, а в случае недостаточности денежных средств у МКДОУ, собственник имущества МКДОУ - муниципальный район в лице администрации МО "Карабудахкентский район", являющегося исполнительно-распорядительным органом муниципального района в порядке субсидиарной ответственности должен профинансировать выполнение работ по их устранению и принял законное и обоснованное решение об удовлетворении иска прокурора.
Доводы апелляционной жалобы о недостаточности средств в бюджете МО "Карабудахкентский район" на устранение выявленных нарушений норм противопожарной безопасности не могут служить основанием к отмене правильного решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Карабудахкентского районного суда от 2 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации МО "Карабудахкентский район" Гаджиева А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий М.К. Абдуллаев
Судьи А.А. Биремова
А.М. Ибрагимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.