Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Старинновой Л.Д.
судей Козиной Е.Г.
Межевовой Н.И.
при секретаре Цыбульской М.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 10 декабря 2013 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по апелляционной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаева В.С. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 04 октября 2013 г.
Заслушав доклад судьи Межевовой Н.И., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
УСТАНОВИЛА:
Сумашедова Т.И. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях", указывая, что решением начальника "N" от "дата" ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа работы. В специальный стаж не включен период работы в должности санитарки рентгенологического кабинета МУЗ "Городская поликлиника "N"".
Считала отказ во включении указанного периода в специальный трудовой стаж неправомерным, просила признать незаконным и отменить решение начальника "N" от "дата", обязать пенсионный орган включить период её работы в должности санитарки рентгенологического кабинета МУЗ "Городская поликлиника "N"" с 01 июня 1998 г. по 31 августа 2011 г., назначить ей досрочную трудовую пенсию с 05 июня 2013 г.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 04 октября 2013 г. исковые требования Сумашедовой Т.И. удовлетворены.
В апелляционной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаев В.С. считает решение суда неправильным, вынесенным с нарушением норм материального права, просит его отменить, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для включения оспариваемого периода работы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по нормам подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях".
В возражениях на апелляционную жалобу истица Сумашедова Т.И. просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения, поскольку имеются правовые основания для включения оспариваемого периода в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с тяжелыми условиями труда.
В судебном заседании представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Копылова О.С. доводы жалобы поддержала, истица Сумашедова Т.И., её представитель Шукшина И.А. возразили против доводов жалобы.
Заслушав объяснения представителя ответчика, истицы и её представителя, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного решения в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 04 июня 2013 года Сумашедова Т.И. обратилась с заявлением к ответчику о досрочном назначении трудовой пенсии по нормам подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях".
Решением начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от "дата" "N" истице Сумашедовой Т.И. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 ФЗ-173 от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" из-за отсутствия требуемого стажа. Требуется 10 лет 0 месяцев, имеется 0 лет 0 месяцев 0 дней.
Не включен в специальный стаж период работы с 01 июня 1998 г. по 31 августа 2011 г. в должности санитарки рентгенкабинета в городской поликлинике "N", поскольку Списком N 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, разделом XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения", позицией 22600000-14467 предусмотрены младшие медицинские сестры по уходу за больными, занятые в рентгеновских отделениях (кабинетах). Из представленной должностной инструкции не усматривается постоянная занятость в течение полного рабочего дня как младшей медицинской сестры по уходу за больными. Кроме того, в выписке из индивидуального лице
вого счета за вышеуказанный период отсутствует код льготы за особые условия труда.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
Исследовав все имеющиеся по делу доказательства, оценив их в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь нормами пенсионного законодательства, регулирующими условия и порядок назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда, суд пришел к правильному выводу о том, что отказ пенсионного органа в части включения в специальный стаж Сумашедовой Т.И. периода работы с 01 июня 1998 г. по 31 августа 2011 г. в должности санитарки рентгенологического кабинета Муниципального учреждения здравоохранения "Городская поликлиника "N"" и назначении досрочной трудовой пенсии по старости является незаконным.
При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что выполняемая истицей работа в качестве санитарки рентгеновского кабинета МУЗ "Городская поликлиника "N"" соответствует характеристике работ по профессии младшие медицинские сестры по уходу за больными, занятые в рентгеновских отделениях (кабинетах) раздела ХХIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения", позиция 22600000-14467 Списка N 2 производств, работ, профессии, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
Факт работы истицы постоянно, полный рабочий день в качестве санитарки рентгеновского кабинета МУЗ "Городская поликлиника "N"" с выполнением трудовых функций младшей медицинской сестры по уходу за больными, занятым в рентгеновских отделениях (кабинетах) судом установлен и подтверждается: должностной инструкцией санитарки рентгенкабинета, утвержденной главным врачом МУЗ "Городская поликлиника "N"" Т.С.Д.; штатными расписаниями МУЗ "Городская поликлиника "N"" за 1998-2011 г.г. в которых указано, что в структурном подразделении "рентгенкабинет" предусмотрена должность "санитарка", при этом должность "младшая медицинская сестра по уходу за больными" отсутствует, то есть, соблюдено предусмотренное письмом Минтруда Российской Федерации условие назначения досрочной трудовой пенсии санитаркам рентгенкабинетов; справкой главного врача ГБУЗ РМ "Поликлиника "N"" N 218 от 01 октября 2013 г. в которой указано, что на протяжении всего периода работы Сумашедова Т.И. выполняла постоянно полный рабочий день работу младшей медицинской сестры по уходу за больными, поскольку согласно должностной инструкции санитарки рентгенкабинета в ее обязанности, кроме ежедневной влажной уборки помещения, входили и иные обязанности; протоколом оценки обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты на рабо
чем месте (рабочее место N 3 Санитарка); картой аттестации рабочего места (подпункт 6 строка 040) по условиям труда N 3 санитарки, гарантии и компенсации работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда предусмотрено досрочное назначение трудовой пенсии по старости "Список N 2 Вид производства - XXIV. Учреждения здравоохранения и социального обеспечения. 22600000-14467 Младшие медицинские сестры по уходу за больным занятые в рентгеновских отделениях (кабинетах)"; справкой главного врача ГБУЗ РМ "Поликлиника "N"" N 218 от 01 октября 2013 г. о том, что санитарка, как и врач-рентгенолог и рентгенолаборант, в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда получает 15% компенсационную выплату и дополнительный отпуск за вредные условия труда продолжительностью 21 календарный день, и другими письменными доказательствами.
Кроме того, из разъяснений Министерства труда и занятости населения Российской Федерации, данных в письме от 27 мая 1992 г. N 1062-РБ следует, что санитаркам рентгеновских отделений (кабинетов) льготные пенсии следует назначать по Списку N 2, разделу ХХIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения", как младшим медицинским сестрам по уходу за больными, занятым в рентгеновских отделениях (кабинетах), при условии выполнения ими постоянно полный рабочий день работы младших медицинских сестер по уходу за больными и отсутствии в штатном расписании младших медицинских сестер по уходу за больными в рентгеновском кабинете и отделении.
Письмом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 26 июня 2003 г. N 5031-юл продлена практика назначения санитаркам рентгеновских отделений (кабинетов) в соответствии с письмом Минтруда России от 27 мая 1992 г. N 1062-РБ и разъяснено, что предоставление права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости санитаркам рентгеновских отделений (кабинетов) может осуществляться только при условии выполнения ими постоянно, полный рабочий день работы младших медицинских сестер по уходу за больными, при отсутствии в штатном расписании лечебного учреждения младших медицинских сестер по уходу за больными в рентгеновских отделениях и кабинетах.
Приведенные доказательства в их совокупности свидетельствуют о том, что работа истицы в период с 01 июня 1998 г. по 31 августа 2011 г. подлежит включению в трудовой стаж для назначения пенсии, поскольку Сумашедова Т.И. в указанный период выполняла свои обязанности постоянно полный рабочий день.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" досрочная трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Таким образом, поскольку по состоянию на 05 июня 2013 г. истица достигла возраста 50 лет, имела страховой стаж 33 года 02 месяца 14 дней, и с учетом включенного судом оспариваемого периода работы ее специальный стаж соста
вил более 10 лет, то суд обоснованно обязал пенсионный орган назначить ей пенсию с 05 июня 2013 г., то есть со дня возникновения права на указанную пенсию.
При таких обстоятельствах являются необоснованными доводы апелляционной жалобы о неправомерном включении оспариваемых периодов в льготной стаж работы истицы для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с тяжелыми условиями труда, и что истица не приобрела права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда.
Довод апелляционной жалобы о том, что отсутствуют доказательства выполнения льготной работы истицы в течение полного рабочего дня, отклоняется, так как вышеперечисленные документы свидетельствуют о полной занятости Сумашедовой Т.И. в спорный период на работе с тяжелыми условиями труда в должности санитарки рентгеновского кабинета МУЗ "Городская поликлиника "N"" с выполнением трудовых функций младшей медицинской сестры по уходу за больными, занятым в рентгеновских отделениях (кабинетах). Доказательств обратному, пенсионный орган не представил.
Не влияет на законность принятого по делу решения и довод апелляционной жалобы пенсионного органа о том, что индивидуальные сведения для учета в системе пенсионного страхования в отношении истицы поданы без льготных кодов, поскольку в неполноте предоставленных работодателем сведений вина Сумашедовой Т.И. отсутствует.
Иные доводы жалобы пенсионного органа по существу повторяют фактические и правовые основания отказа истице в назначении пенсии, которые были предметом разбирательства в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в решении суда. К тому же доводы апелляционной жалобы заявителя сводятся к иной оценке собранных по делу доказательств, а поэтому не могут послужить поводом к отмене решения суда, поскольку суд дал правильную оценку всем доказательствам.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены обжалуемого судебного решения по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 04 октября 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаева В.С. - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Д. Стариннова
Судьи Е.Г. Козина
Н.И. Межевова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.