Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Охапкиной Г.А.,
судей Соколовой М.В., Слепухина Л.М.,
при секретаре Кудряшовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Артемьева О.В. на решение Шекснинского районного суда Вологодской области от 10 сентября 2013 года, которым заявление ФКУ ИК-17 УФСИН России по Вологодской области удовлетворено.
Установлен в отношении Артемьева О.В., родившегося "ДАТА" в "адрес", административный надзор сроком на 6 лет, то есть до "ДАТА", за вычетом срока истекшего после отбытия наказания.
На Артемьева О.В. возложена обязанность два раза в месяц являться для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания.
Запрещено Артемьеву О.В. находиться без разрешения органа внутренних дел вне жилого помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания с 23 часов до 6 часов.
Срок административного надзора исчислен со дня постановки на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Соколовой М.В., объяснения Артемьева О.В., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., полагавшей решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
приговором ... от "ДАТА" (с учётом постановления ... от "ДАТА" и постановления ... от "ДАТА") Артемьев О.В. осуждён по ... Уголовного кодекса Российской Федерации к ... лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
С "ДАТА" осужденный Артемьев О.В. отбывал наказание в Федеральном казенном учреждении "Исправительная колония N ... Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Вологодской области" (далее - ФКУ ИК-17 УФСИН России по Вологодской области).
"ДАТА" начальник ФКУ ИК-17 УФСИН России по Вологодской области обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора и административных ограничений.
Требования мотивировал тем, что Артемьев О.В. отбывает наказание за совершение тяжкого преступления, приговором суда в его действиях установлен особо опасный рецидив.
Просил суд установить в отношении Артемьева О.В. административный надзор сроком на шесть лет и административные ограничения в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрета пребывания в определённых местах, устанавливаемых органом внутренних дел; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в определённое время суток.
В судебном заседании представитель ФКУ ИК-17 УФСИН России по Вологодской области по доверенности Матвеенко О.Ф. доводы заявления поддержала.
Заинтересованное лицо Артемьев О.В. с требованиями не согласился. Полагал, что по освобождению из мест лишения не нуждается в административном надзоре, поскольку полностью отбыл срок наказания.
Участвующий в деле помощник Шекснинского межрайонного прокурора Червякова Т.А. полагала требования законными и подлежащими удовлетворению.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Артемьев О.В. просит изменить решение суда в части срока административного надзора. Указывает, что наказание он отбыл полностью, характеризировался положительно, имеет благодарности и поощрения от администрации учреждения за хороший труд и добросовестное поведение. Злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания не признавался, в связи с чем, считает, что срок административного надзора является завышенным.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник Шекнинского межрайонного прокурора, участвующий в деле, Червякова Т.А. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения, приходит к следующему.
Согласно статье 6 Федерального закона от 06 апреля 2011года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Закон N 64-ФЗ) административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя, прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
По смыслу части 1 статьи 3 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего при наличии условий, предусмотренных частью 3 статьи 3 Закона N 64-ФЗ: признания в период отбывания наказания в местах лишения свободы злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания либо совершения в течение года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
В то же время часть 2 статьи 3 названного Закона предусматривает установление административного надзора в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений - независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Понятие рецидива и его виды установлены Уголовным кодексом Российской Федерации, в соответствии со статьей 18 которого рецидивом признается совершение преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление. Рецидив может быть опасным и особо опасным в случае совершения вновь тяжкого и (или) особо тяжкого преступления, при наличии ранее судимости (или нескольких) за тяжкие и особо тяжкие преступления.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Артемьев О.В. отбывал наказание по приговору Череповецкого городского суда от "ДАТА" за совершение тяжкого преступления, предусмотренного ... Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции ФЗ N ... от "ДАТА") в виде реального лишения свободы. Приговором суда в действиях Артемьева О.В. установлен особо опасный рецидив преступлений.
"ДАТА" Артемьев О.В. освобождён из ФКУ ИК- 17 УФСИН России по Вологодской области по отбытию срока наказания.
В силу статьи 5 указанного Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 Закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, и исчисляется со дня постановки лица на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Согласно статье 4 Закона N 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
На основании части 2 статьи 261.8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.
Учитывая положения статей 2, 4, 5 Федерального закона N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", а также то, что Артемьев О.В. был осужден за совершение тяжкого преступления, срок погашения судимости за которое, установленный подпунктом "г" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации составляет шесть лет после отбытия наказания (в редакции ФЗ N 61 от 21 февраля 2010 года) и на момент рассмотрения дела судимость Артемьева О.В. не снята и не погашена в установленном законом порядке, суд обоснованно установил административный надзор Артемьеву О.В. сроком на шесть лет, определив ему административные ограничения в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания 2 раза в месяц; запрета пребывания без разрешения органа внутренних дел вне жилого помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 23 часов до 06 часов.
При выборе административных ограничений судом первой инстанции обоснованно приняты во внимание конкретные обстоятельства дела, тяжесть совершенного преступления и характеризующие Артемьева О.В. данные.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64 - ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" наблюдение за соблюдением поднадзорным лицом установленных в отношении него ограничений, а также за выполнением им предусмотренных законом обязанностей осуществляется органом внутренних дел по месту жительства или месту пребывания.
Пунктом 2 статьи 9 Федерального закона N 64 - ФЗ предусмотрено, что административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства или пребывания.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц.
Тем самым ограничения, установленные Законом N 64-ФЗ, согласуются с положениями Конституции Российской Федерации, и подлежат применению в отношении определенной категории граждан.
Установленные судом первой инстанции административные ограничения соответствуют перечню таких ограничений, приведенному в статье 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", чрезмерными не являются, и способствуют предупреждению совершения Артемьевым О.В. преступлений и других правонарушений, оказанию на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, в полной мере отвечают целям административного надзора.
Довод апелляционной жалобы Артемьева О.В. относительно того, что применение к нему административного надзора противоречит Конституции Российской Федерации, является мерой наказания за деяния, в отношении которых он уже понес наказание, не может повлечь отмену решения суда, поскольку основан на неверном толковании норм материального права, так как административный надзор не является мерой уголовной или административной ответственности, устанавливается не в порядке исполнения наказания, а в целях предупреждения совершения лицом повторного преступления.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Это означает, что административный надзор не является мерой уголовной или административной ответственности, в связи с чем, устанавливается не в порядке исполнения наказания, а в целях предупреждения совершения лицом повторного преступления.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права применены судом верно. Решение суда является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для вмешательства в решение суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шекснинского районного суда Вологодской области от 10 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Артемьева О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.А. Охапкина
Судьи: Л.М. Слепухин
М.В.Соколова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.