Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего Кочуковой Г.Н.,
членов коллегии Хуснутдиновой И.И., Аноприенко К.В.,
при секретаре Владимировой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области на решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 27 августа 2013 года по гражданскому делу по иску Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области к Негосударственному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования "Центр подготовки частных охранников" о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
Заслушав доклад судьи Хуснутдиновой И.И., пояснения представителя ГУ Министерства юстиции РФ по Хабаровскому краю и ЕАО Но Е.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области обратился в суд с иском к Негосударственному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования "Центр подготовки частных охранников" о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, ссылаясь на то, что за 2011, 2012 годы указанная организация не информировала Управление юстиции о продолжении своей деятельности, не предоставляла сведения, установленные статьей 32 ФЗ "О некоммерческих организациях". За указанные нарушения в адрес организации неоднократно вносились предупреждения. Последняя отчетность, представленная в УФНС по Хабаровскому краю, содержит нулевые показатели. Просили суд удовлетворить заявленные требования.
Решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 27 августа 2013 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
Поскольку стороны извещены о рассмотрении апелляционной жалобы надлежащим образом и своевременно, судебная коллегия в соответствие со ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Центр подготовки частных охранников" зарегистрировано в Управлении Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю в качестве юридического лица, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц N от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о внесении записи в указанный реестр.
В соответствии с п. 11.9 Устава Негосударственному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования "Центр подготовки частных охранников" в компетенцию учредителя входит утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса; утверждение финансового плана и внесение в него изменений, решения по всем вопросам принимаются учредителем единолично и оформляются письменно.
Главным управлением Министерства юстиции РФ по Хабаровскому краю и ЕАО в адрес Негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Центр подготовки частных охранников" направлялись предупреждения, в которых указывалось на нарушение требований ст. 32 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона, иных правовых актов.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 18 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В силу требований ч. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 13.10.04 N 1313, Министерство юстиции РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере по контролю за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 15.04.06 N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 18.07.03 N 14-П по делу "О проверке конституционности положений ст. 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 ГК РФ ... " указано, что отсутствие в п. 2 ст. 61 ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции РФ критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных ими последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Таким образом, исходя из конституционно-правового смысла указанных норм юридическое лицо, в том числе, некоммерческую организацию, нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности. При этом характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.
Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Между тем, при рассмотрении дела судом было установлено, что ответчик представлял уполномоченным органам в установленном порядке все сведения, обязанность по предоставлению которых возложена на него законом.
Факт предоставления отчетности в налоговые органы, Пенсионный фонд подтверждается сообщением ИФНС по г. Комсомольску-на-Амуре, сообщением Управления Пенсионного фонда РФ в г. Комсомольске-на-Амуре. Последний отчет Единая (упрощенная) налоговая декларация была представлена за 3 квартал 2012 г. За 1 полугодие 2013 г. отчетность в УПФР РФ в г. Комсомольске-на-Амуре не представлена.
Согласно сообщению Управления Пенсионного Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность учреждения перед бюджетом составляет "данные изъяты"
По смыслу п. 10 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" непредставление сведений, предусмотренных п. 3 данной статьи, может служить основанием для обращения в суд уполномоченного органа с заявлением о ликвидации некоммерческой организации, однако не является безусловным основанием для ее ликвидации.
Принимая во внимание приведенную выше правовую позицию Конституционного Суда РФ, судебная коллегия считает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции об отсутствии достаточных оснований для ликвидации Негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Центр подготовки частных охранников", поскольку характер допущенных им нарушений не является существенным и не повлек неустранимых последствий.
При этом следует принять во внимание возможность устранения допущенных нарушений.
На основании изложенного, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы, выражающие несогласие с произведенной судом оценкой представленных при разрешении спора доказательств, не могут быть положены в основу отмены решения суда.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 27 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области - без удовлетворения.
Председательствующий: Кочукова Г.Н.
Судьи: Хуснутдинова И.И.
Аноприенко К.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.