Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Толстоброва А.А.
и судей краевого суда Михеева С.Н.
Процкой Т.В.
при секретаре Гурулевой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 29 октября 2013 года гражданское дело по иску Скорняковой В. В. к руководителю администрации муниципального района "Карымский район" о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным, обязании устранить допущенное нарушение
по апелляционной жалобе истца
на решение Карымского районного суда Забайкальского края от 6 мая 2013 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Скорняковой В.В. к руководителю администрации муниципального района "Карымский район" о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным, обязании устранить допущенные нарушения, отказать.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Процкой Т.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец обратилась в суд с указанным выше иском ссылаясь на то, что 17 сентября 2012 года она обращалась в администрацию муниципального района (далее - МР) "Карымский район" с заявлением о предоставлении земельного участка на "адрес" в "адрес" (квартал N) для индивидуального жилищного строительства. 26 сентября 2012 года истцу дан ответ руководителем администрации муниципального района "Карымский район" N Сидельниковым А.С., которым в предоставлении испрашиваемого участка отказано. Отказ мотивирован формированием земельного участка для строительства магазина, однако никаких ссылок на решения исполнительных органов местного самоуправления о выделении этого земельного участка в ответе нет, в связи с чем, истец полагает, что земельный участок свободен (л.д. 6).
Определением суда от 10 января 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Муравьев А.С. (л.д. 49).
Судом постановлено вышеприведенное решение (л.д. 101-105).
В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового, поскольку не согласна в выводами суда. Полагает, что отсутствие у Лиханова С.П. полномочий главы сельского поселения после вступления обвинительного приговора суда в законную силу подтверждено материалами дела. Ответчиком не предоставлено доказательств по формированию спорного земельного участка. Суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства стороны истца об истребовании из библиотек сел Урульги и Поселья сведений о поступлении им приложения к газете "Красное Знамя", в котором было опубликовано извещение о приеме заявок от претендующих на получение спорного земельного участка, которые могли бы подтвердить массовые случаи отсутствия вышеназванного приложения, следовательно незаконность предоставления земельного участка Муравьеву. Также, истец не согласна с определением судьи от 26.07.2013 об отклонении её замечаний на протоколы судебных заседаний, поскольку имеется заинтересованность суда в исходе дела (л.д.165,202,208).
В письменных возражениях третье лицо Муравьев А.С. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения (л.д. 173-175).
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца Скорняковой В.В., ее представителя Колкутина И.А., поддержавших доводы жалобы, представителя ответчика администрации муниципального района "Карымский район" Резникову Ю.А., третье лицо Муравьева А.С., его представителя Бакшееву Ю.Н., полагавших доводы жалобы не подлежащими удовлетворению, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, 17.09.2012 Скорнякова В.В. обратилась в администрацию муниципального района "Карымский район" с заявлением о предоставлении земельного участка в "адрес" в кадастровом квартале N для строительства индивидуального жилого дома. Руководителем администрации ей было отказано и разъяснено, что оформление документов по испрашиваемому земельному участку для строительства индивидуального жилого дома не представляется возможным, поскольку земельный участок сформирован для строительства магазина.
Разрешая исковые требования Скорняковой В.В., суд исходил из того, что 26.09.2012 отказ руководителя администрации муниципального района "Карымский район" Сидельникова А.С. был дан Скорняковой В.В. в пределах его компетенции, в соответствии с требованиями ст.8 Градостроительного кодекса РФ, ст.30 Земельного кодекса РФ, п.10 ст.3 ФЗ N137 "О введении в действие Земельного кодекса РФ", ст.32 Устава муниципального района "Карымский район".
С данными выводами судебная коллегия считает возможным согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с пп. 3, 20 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
В соответствии с пп. 3, 15 п. 1 и п. 2 ст. 15 названного закона к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории. Также органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми правами и полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях.
Таким образом, органы местного самоуправления в соответствии со ст. 29 Кодекса осуществляют полномочия по предоставлению земельных участков без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации в отношении земельных участков, которые находятся в собственности соответствующего муниципального образования.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, а распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений.
Статьями 31, 34, 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено полномочие органов местного самоуправления на утверждение и выдачу схем расположения земельного участка (далее - Схемы) на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Данные нормы не определяют уровень муниципальных образований, ответственных за утверждение и выдачу Схем.
Вместе с тем содержание п. 11 ст. 30 Кодекса указывает на то, что предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а следовательно, и составление Схемы не осуществляется при наличии такой документации.
Как установлено судом, не оспорено сторонами, градостроительной документации о застройке и правил землепользования и застройки (зонирование территории) сельского поселения "Урульгинское" не имеется, поэтому к полномочиям сельского поселения относится составление схемы земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и её согласование.
Учитывая вышеизложенное, ссылки представителя истца в судебном заседании апелляционной инстанции об отсутствии полномочий сельского поселения на составление схемы, отсутствие полномочий муниципального района "Карымский район" по распоряжению земельными участками, находящимися на территории сельского поселения "Урульгинское" несостоятельны.
Как установлено статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются, в том числе, на принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной или государственной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования места размещения объектов; с предварительным согласованием места размещения объектов.
При этом земельный участок может быть предоставлен без предварительного согласования места размещения объекта исключительно в следующих случаях: предоставление земельного участка для строительства в собственность, аренду (пункт 2 статьи 30, подпункт 3 пункта 4 статьи 30, пункт 3 статьи 30.1 Кодекса); предоставление Государственной компании "Российские автомобильные дороги" в аренду земельных участков, необходимых для осуществления ее деятельности, из земель, которые находятся в федеральной собственности или государственная собственность на которые не разграничена (пункт 2.3 статьи 30 Кодекса); предоставление сформированного, но не закрепленного за гражданином или юридическим лицом земельного участка (пункт 6 статьи 30 Кодекса); предоставление земельного участка в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий) (пункт 11 статьи 30 Кодекса); предоставление земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства (пункт 11 статьи 30 Кодекса); предоставление земельных участков из состава земель лесного фонда (пункт 11 статьи 30 Кодекса); предоставление земельных участков гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (пункт 11 статьи 30 Кодекса).
По правилам пункта 4 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: - проведение работ по формированию земельного участка; - проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о предоставлении земельного участка. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Процедура выбора земельного участка предусматривает, в том числе, обязанность органов местного самоуправления городских или сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Обязанность по предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для предоставления земельного участка в аренду и прием соответствующих заявлений предусматриваются исключительно в случаях предоставления земельных участков без предварительного согласования места размещения объекта (подпункт 3 пункта 4 статьи 30, пункт 3 статьи 30.1 Кодекса).
При этом, Земельным кодексом РФ не раскрываются формы и сроки информирования населения органами местного самоуправления, а также формы, сроки и процедуры участия граждан в решении вопросов, связанных с предоставлением земельных участков для строительства, когда это затрагивает их интересы (кроме случаев, связанных с использованием территорий и мест традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и этнических общностей).
Таким образом, указанная норма только лишь обязывает органы местного самоуправления своевременно предоставлять соответствующую информацию и не предусматривает обязанность органов местного самоуправления выявлять мнение населения, а также лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка, и учитывать такое мнение при принятии решения о выборе земельного участка или собирать заявления иных лиц о предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Так, на основании письма главы сельского поселения "Урульгинское" Лиханова от 28.06.2012 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане площадью 800 кв.м. в кадастровом квартале N для строительства магазина и согласованной схемы расположения земельного участка, было принято распоряжение администрацией муниципального района "Карымский район" N от 04.07.2012 об утверждении схемы расположения земельного участка.
Информация администрации муниципального района "Карымский район" о предоставлении земельного участка в аренду в "адрес", "адрес" 800 кв.м., в кадастровой квартале N для строительства магазина была опубликована в приложении к печатному изданию Красное Знамя - Вестник N от 30.06.2012, досылка которого осуществлена с номером N от 04.07.2012 по причине поломки печатной машины.
При этом, в информации указано, что заявления на земельные участки принимаются Комитетом по управлению имуществом, земельным вопросам и градостроительной деятельности администрации муниципального района "Карымский район" в течение месяца с даты публикации объявления.
Судебная коллегия принимает во внимание, что истец только 17 сентября 2012 г. обратилась с заявлением о предоставлении ей названного земельного участка, испрашиваемого Муравьевым А.С., указав разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства. Кроме того, истец не указала на каком праве либо в аренду просит предоставить земельный участок (л.д.83).
В соответствии со ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Статьей 7 ЗК РФ произведено подразделение земель на категории и определено, что эти земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Статьей 85 ЗК РФ установлено, что порядок использования земель населенных пунктов определяется в соответствии с зонированием их территорий. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Земельные участки могут использовать в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Вместе с тем, первоначально разрешенное использование участка определяется в процессе градостроительного зонирования, утверждения схемы.
Несмотря на то, что в заявлении истца формально повторяются некоторые характеристики земельного участка, сведения о планируемом предоставлении которого были размещены в приложении к печатному изданию Красное Знамя - Вестник N от 30.06.2012, досылка которого осуществлена с номером N от 04.07.2012, заявка на предоставление земельного участка не может считаться надлежащей. Об этом свидетельствует то, что истец указала разрешенное использование земельного участка - для индивидуального жилищного строительства, при этом подав заявку по истечении установленного срока.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что поскольку после опубликования объявления о возможном предоставлении данного земельного участка заявлений от истца и иных лиц на приобретение спорного земельного участка с указанными характеристиками в установленные сроки не поступило, администрация муниципального района "Карымский район" правомерно отказала истцу в оформлении документов на спорный земельный участок.
Доводы жалобы о том, что ответчиком не доказано формирование земельного участка, судебная коллегия отклоняет, поскольку фактически истец не оспаривала проведение работ по формированию земельного участка в целом, истец оспаривала законность утверждения схемы расположения земельных участков и информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, что является составляющими процедуры формирования земельных участков для строительства.
Доводы апелляционной жалобы на то, что на 28.06.2012 у Лиханова С.П. отсутствовали полномочия по согласованию схемы расположения земельного участка, в связи с вступлением в силу в отношении него приговора, судебная коллегия считает необоснованными, поскольку согласно информации Карымского районного суда Забайкальского края приговор судом обращен к исполнению "Дата", принят к исполнению филиалом по Карымскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Забайкальскому краю "Дата".
Доводы апелляционной жалобы о заинтересованности суда первой инстанции в исходе дела, судебная коллегия отклоняет за необоснованностью.
Ссылки истца, представителя истца в суде апелляционной инстанции на то, что печатное издание "Красное Знамя", его приложение не являются официальным изданием, опровергаются Уставом муниципального предприятия-редакции газеты "Красное знамя".
Кроме того, ссылки истца, представителя истца на нарушение тайны совещательной комнаты, судебная коллегия отклоняет, поскольку они не нашли своего подтверждения.
Ссылки истца, представителя истца в суде апелляционной инстанции о том, что судом неправильно определен вид судопроизводства, судебная коллегия отклоняет, поскольку согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", правильное определение судом вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений) зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).
При этом, учитывая обстоятельства дела, судебная коллегия пришла к выводу о том, что выбранный судом вид судопроизводства не повлек нарушение прав истца.
Доводы истца в апелляционной жалобе о том, что судом необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства об истребовании из библиотек сел Урульги и Поселья сведений о поступлении приложения к газете "Красное Знамя" судебная коллегия также отклоняет, поскольку суд отказал в удовлетворении ходатайства мотивированно с учетом обстоятельств дела и представленных доказательств, что не свидетельствует о нарушении судом норм процессуального права.
Таким образом, судебная коллегия оснований для отмены решения суда по приведенным в апелляционной жалобе доводам не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Карымского районного суда Забайкальского края от 6 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца без удовлетворения.
Председательствующий: Толстобров А.А.
Судьи: Михеев С.Н.
Процкая Т.В.
Копия верна:
судья Забайкальского краевого суда Процкая Т.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.