Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Кулаковой О.К.
и судей Ануфриевой Н.В., Чайкиной Е.В.
при секретаре Боздоевой С.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 27 ноября 2013 года дело по заявлениям военного прокурора Читинского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к командиру войсковой части 11387, Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности провести аттестацию рабочих мест и выделить денежные средства для проведения аттестации рабочих мест
по апелляционной жалобе представителя ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю" Яшиной Е.В.
на решение Центрального районного суда г. Читы от 28 августа 2013 года, которым постановлено исковые требования военного прокурора Читинского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к командиру войсковой части 11387, ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю" о признании бездействия незаконным, понуждении к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда удовлетворить.
Признать бездействие командира войсковой части 11387, связанное с непроведением мероприятий по аттестации рабочих мест слесаря-электрика по ремонту электрооборудования, столяра, маляра, электрогазосварщика, слесаря по контрольно-измерительным приборам и автоматике, слесаря-ремонтника, аккумуляторщика войсковой части 11387, незаконным.
Обязать командира войсковой части 11387 в течение года со дня вступления решения в законную силу провести аттестацию следующих рабочих мест по условиям труда: слесаря-электрика по ремонту электрооборудования, столяра, маляра, электрогазосварщика, слесаря по контрольно-измерительным приборам и автоматике, слесаря-ремонтника, аккумуляторщика войсковой части 11387.
Обязать ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю" выделить денежные средства войсковой части 11387 для проведения аттестации следующих рабочих мест по условиям труда: слесаря-электрика по ремонту электрооборудования, столяра, маляра, электрогазосварщика, слесаря по контрольно-измерительным приборам и автоматике, слесаря-ремонтника, аккумуляторщика войсковой части 11387.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Кулаковой O.K., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
военный прокурор Читинского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлениями о признании бездействия незаконным, возложении обязанности провести аттестацию рабочих мест и выделить денежные средства для проведения аттестации рабочих мест к командиру войсковой части 11387, Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю" (далее - ФКУ "Управление финансового обеспечения МО РФ по Забайкальскому краю"), ссылаясь на следующие обстоятельства. В ходе проверки, проведенной в войсковой части 11387, военной прокуратурой Читинского гарнизона выявлены нарушения трудового законодательства, выразившиеся в том, что командиром данной войсковой части не проведена аттестация рабочих мест слесаря-электрика по ремонту электрооборудования, столяра, маляра, электрогазосварщика, слесаря по контрольно-измерительным приборам и автоматике, слесаря-ремонтника, аккумуляторщика. Невыполнение работодателем требований по проведению аттестации рабочих мест нарушает как права работников, осуществляющих трудовую деятельность в настоящее время, так и неопределенного круга граждан, которые вправе вступать с указанной организацией в трудовых отношения, на безопасные условия труда. Военный прокурор просил суд признать бездействие командира войсковой части 11387 полковника Данильченко Г.Н., связанное с непроведением мероприятий по аттестации рабочих мест слесаря-электрика по ремонту электрооборудования, столяра, маляра, электрогазосварщика, слесаря по контрольно-измерительным приборам и автоматике, слесаря-ремонтника, аккумуляторщика войсковой части 11387, незаконным; обязать командира войсковой части 11387 провести аттестацию рабочих мест слесаря-электрика по ремонту электрооборудования, столяра, маляра, электрогазосварщика, слесаря по контрольно-измерительным приборам и автоматике, слесаря-ремонтника, аккумуляторщика войсковой части 11387; обязать ФКУ "Управление финансового обеспечения МО РФ по Забайкальскому краю" выделить денежные средства войсковой части 11387 для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
Определением судьи Центрального районного суда г. Читы от 14.06.2013г. гражданские дела по указанным заявлениям объединены в одно производство.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, судом привлечено государственное учреждение - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования РФ.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ФКУ "Управление финансового обеспечения МО РФ по Забайкальскому краю" Яшина Е.В. просит апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда отменить как незаконное, привлечь Министерство обороны РФ к участию в деле в качестве ответчика. Ссылается, что ФКУ "Управление финансового обеспечения МО РФ по Забайкальскому краю" осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, утвержденной в установленном порядке главным распорядителем бюджетных средств - Министерством обороны РФ. Система и порядок финансирования проведения аттестации рабочих мест по условиям труда главным распорядителем не определены, и лимиты на данные цели не выделяются. Финансовое обеспечение предупредительных мер, в том числе проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом Фонда социального страхования РФ. Решение о выделении денежных средств на оплату мероприятий по охране труда принимает Забайкальское региональное отделение Фонда. Войсковая часть 11387 статусом юридического лица не обладает, на учете в региональном отделении Фонда в качестве самостоятельного страхователя не состоит, в связи с чем возможности представить в Фонд документы на выделение денежных средств самостоятельно не имеет. Такая документация направляется ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" либо Министерством обороны РФ. Заключение договоров с аттестующей организацией без лимитов бюджетных обязательств на данные расходы будет являться нарушением бюджетного законодательства.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник военного прокурора Читинского гарнизона Даньшов А.С. просит решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное.
Командир войсковой части 11387, ГУ "Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования РФ" в лице своего представителя, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте апелляционного рассмотрения дела, в судебное заседание не явились и о причинах неявки суду не сообщили, в связи с изложенным судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц на основании ст.167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, выслушав объяснения представителя ФКУ "Управление финансового обеспечения МО РФ по Забайкальскому краю" Соболевой Е.Н. о поддержании доводов апелляционной жалобы, объяснения военного прокурора Читинского гарнизона Казейкина М.А. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не усматривает.
Из дела видно, что в нарушение п.9 ч.2 ст.212 Трудового кодекса РФ, предусматривающего обязанность работодателя по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, в войсковой части 11387 не проведена аттестация рабочих мест по профессиям слесаря-электрика по ремонту электрооборудования, столяра, маляра, электрогазосварщика, слесаря по контрольно-измерительным приборам и автоматике, слесаря-ремонтника, аккумуляторщика.
В результате непроведения аттестации нарушаются конституционные права лиц, работающих в войсковой части 11387 в указанных профессиях, на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, и на пенсионное обеспечение по старости в том случае, если названные лица работают в тяжелых либо во вредных условиях труда. Отсутствие аттестации рабочего места может лишить работника, работающего в тяжелых или вредных условиях труда, права на досрочное пенсионное обеспечение, т.к. результаты аттестации рабочего места являются подтверждением условий работы лица, претендующего на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Поскольку в соответствии с п.9 ч.2 ст.212 Трудового кодекса РФ обязанность по проведению аттестации законом возложена на работодателя, решением суда по настоящему делу такая обязанность возложена на работодателя гражданского персонала войсковой части 11387 в лице командира войсковой части.
С решением суда в части возложения на ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю" обязанности выделить войсковой части 11387 денежные средства на аттестацию рабочих мест судебная коллегия считает возможным согласиться, т.к. из материалов дела и из объяснений представителей ответчика в суде первой инстанции следует, что названное финансовое управление осуществляет финансово-экономическое обеспечение войсковой части 11387.
Довод апелляционной жалобы о том, что финансирование аттестации рабочих мест производится за счет средств Фонда обязательного страхования РФ, в связи с чем ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю" не должно выделять средства на аттестацию рабочих мест войсковой части 11387, отмену решения суда повлечь не может.
Действительно, в соответствии с п.2 и п.3 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных Приказом Минтруда России от 10.12.2012 г. N 580н от 10.12.2012 г. (далее - Правила), финансовое обеспечение предупредительных мер в виде проведения аттестации рабочих мест осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом Фонда социального страхования РФ.
Однако данное финансирование в соответствии с Правилами производится в размере не более 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем (юридическое лицо любой организационно-правовой формы либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) в предшествующем календарном году.
В силу п.9 Правил территориальные органы Фонда социального страхования РФ вправе принять решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер в том случае, если у страхователя имеется недоимка по уплате страховых взносов, непогашенные пени и штрафы.
Как усматривается из материалов дела, территориальный орган Фонда социального страхования РФ по Забайкальскому краю готов рассмотреть вопрос о финансировании аттестации рабочих мест войсковой части 11387 в том случае, если указанная войсковая часть является самостоятельным страхователем, уплачивающим страховые взносы (л.д. 73-74).
Из письменных возражений ответчика на заявленные прокурором требования видно, что войсковая часть 11387 юридическим лицом не является, на учете в территориальном органе Фонда социального страхования РФ как страхователь не состоит и страховые взносы в государственные внебюджетные фонды не производит, указанные страховые взносы уплачиваются ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю". При этом ответчик указывает на то, что обращение ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю" к страховщику с заявлением о финансировании расходов на аттестацию рабочих мест войсковой части 11387 является невозможным ввиду отсутствия денежных средств, доведенных до ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю" как до получателя бюджетных средств, на заключение договора по проведению аттестации рабочих мест. Предоставление такого договора является обязательным условием для выделения страховщиком финансовых средств. До настоящего времени порядок финансового обеспечения мероприятий по проведению аттестации рабочих мест в войсковых частях не определен (л.д. 71-72).
Из объяснений представителя ответчика Соболевой Е.Н. в суде первой инстанции следует, что ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю" может обратиться в Фонд социального страхования РФ с заявлением о финансировании аттестации рабочих мест, однако, вероятнее всего, в удовлетворении заявления будет отказано, так как Управление не является страхователем войсковой части 11387 (л.д. 123).
С учетом изложенного, разрешая спор, суд пришел к правильному выводу о том, что ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю" обязано выделить войсковой части 11387 для аттестации рабочих мест денежные средства.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что правом на обращение с пакетом документов, необходимых для выделения Фондом социального страхования РФ средств для проведения аттестации рабочих мест войсковой части 11387, обладают ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа", структурным подразделением которого является войсковая часть 11387, либо Министерство обороны РФ, основанием к отмене решения суда являться не может, поскольку на данное обстоятельство ответчик до вынесения судом решения не ссылался и доказательств, подтверждающих, что указанные лица вправе обратиться в территориальный орган Фонда социального страхования РФ с заявлением о финансировании мероприятий по аттестации рабочих мест войсковой части 11387 и что по этому заявлению страховщиком финансирование данного мероприятия будет произведено в полном объеме, суду не представил.
Предусмотренных законом оснований для привлечения к участию в деле Министерства обороны РФ, которое, по мнению ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю", является надлежащим ответчиком, не имеется, т.к. в силу п.6 ст.327 ГПК РФ в суде апелляционной инстанции (если указанный суд не перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ) не применяются правила о соединении и разъединении нескольких исковых требований, об изменении предмета или основания иска, об изменении размера исковых требований, о предъявлении встречного иска, о замене ненадлежащего ответчика, о привлечении к участию в деле третьих лиц.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии выделенных бюджетных средств на проведение аттестации рабочих мест отмену решения суда повлечь не может, поскольку ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю" в соответствии с утвержденным в отношении него Министром обороны РФ Положением и в соответствии с договором на обслуживание войсковой части 11387 от 31.12.2010 г. N 28 в целях финансового обеспечения войсковых частей планирует и получает бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств у вышестоящего распорядителя бюджетных средств для осуществления расходов на обеспечение деятельности войсковой части в соответствии с утвержденной бюджетной сметой (л.д.96-115). Исходя из чего, указанное учреждение вправе запланировать расходы на проведение аттестации рабочих мест войсковой части 11387 и получить на эти цели бюджетные ассигнования.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется, решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 28 августа 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Забайкальскому краю" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.