Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Дьякова А.Н.,
судей Ланцовой М.В., Подвязниковой Н.А.,
при секретаре Путиловой М.Л. рассмотрела в судебном заседании 26 декабря 2013 года дело по частной жалобе Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области на определение Центрального районного суда г. Омска от 31 октября 2013 года, которым в удовлетворении заявления Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области об отсрочке исполнения решения Центрального районного суда г. Омска от 05 июля 2013 года по делу N " ... ", приостановлении исполнительного производства отказано.
Заслушав доклад судьи областного суда Ланцовой М.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области обратилось в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда, приостановлении исполнительных действий. В обосновании требований заявитель указал, что решением Центрального районного суда г. Омска от 05.07.2013 на Министерство образования Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области возложена обязанность предоставить Борисову А.Ф. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений, утвержденным Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 N 284-п. Названным Постановлением предусмотрен перечень действий, этапы и сроки для каждого Министерства, соответственно, заявитель не владеет информацией о том, когда будет предоставлено жилое помещение Борисову А.Ф., поскольку в соответствии с Порядком реализует лишь одну функцию по формированию специализированного жилищного фонда Омской области и не располагает сведениями о детях-сиротах, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Заключение договора найма специализированного жилого помещения и соответственно предоставление жилого помещения Борисову А.Ф. будет осуществляться Министерством имущественных отношений Омской области. На основании изложенного заявитель просил суд предоставить отсрочку исполнения решения Центрального районного суда города Омска от 05.07.2013 по делу N " ... " до " ... ", приостановить исполнительные действия по исполнительному производству в отношении Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Стороны в судебном заседании участия не принимали.
Судом постановлено изложенное выше определение.
В частной жалобе представитель Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области Стенькина А.А. просит определение суда отменить. Ссылается на то, что согласно Порядку предоставления жилых помещений на Министерство строительства возложены обязательства по формированию специализированного жилищного фонда путем строительства (участия в долевом строительстве) на основании заявок Министерства образования. В заявке указывается только количество жилых помещений и муниципальный район Омской области. Порядком не предусмотрен адресный характер приобретения жилых помещений. Приобретение жилых помещений путем строительства (участия в долевом строительстве) в казну Омской области связано с бюджетным финансированием и необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат. Минстроем осуществляется приобретение жилых помещений с той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требуется. Решение о предоставлении жилого помещения принимается Министерством имущества.
В силу ч. 2 ст. 333 ГПК РФ частная жалоба, представление прокурора на определение суда первой инстанции, за исключением определений о приостановлении производства по делу, о прекращении производства по делу, об оставлении заявления без рассмотрения, рассматриваются без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя, либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В силу ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения.
Право на обращение в суд взыскателя, должника, судебного пристава с заявлением об отсрочке, рассрочке исполнения судебного акта указано также в ст. 37 ФЗ "Об исполнительном производстве".
По смыслу указанных норм права решение вопроса об отсрочке или рассрочке исполнения решения является правом суда, обстоятельства, являющиеся основанием для отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта должны носить исключительный характер, объективно затруднять исполнение решения. При этом, суд должен учитывать не только интересы должника, но и взыскателя, в противном случае отсрочка или рассрочка исполнения решения может привести к затягиванию его реального исполнения, что будет противоречить общим целям правосудия и исполнительного производства.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Обращаясь в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда, должник должен представить доказательства, обосновывающее наличие таких обстоятельств.
Как следует из материалов дела, решением Центрального районного суда г. Омска от 05.07.2013 на Министерство образования Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области возложена обязанность предоставить Борисову А.Ф., " ... " года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что до достижения возраста " ... " лет Борисов А.Ф. остался без попечения обоих родителей, в связи с чем до " ... " лет (а именно в " ... " года) был поставлен Администрацией Тарского муниципального района на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма как лицо, оставшееся без попечения родителей, до настоящего времени жилое помещение на условиях социального найма ему не предоставлено (л.д. " ... ").
Решение сторонами не обжаловалось, вступило в законную силу, подлежит исполнению.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МРО по ОИП " ... " в отношении должника Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области возбуждено исполнительное производство N " ... " (л.д. " ... ").
В качестве обоснования заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда заявителем в суд первой инстанции представлены письмо Министерства образования Омской области о направлении заявки на приобретение жилых помещений для детей-сирот (л.д. " ... "), заявка на приобретение жилых помещений (л.д. " ... "), распоряжение Министерства строительства о наделении КУОО "Омскоблстройзаказчик" отдельными полномочиями от " ... " (л.д. " ... "), справка по исполнению областного бюджета по состоянию на " ... " (л.д. " ... "), сводная информация о проделанной работе по состоянию на " ... " (л.д. " ... ").
Согласно указанным документам на формирование специализированного жилищного фонда Омской области для обеспечения жильем детей-сирот из областного бюджета выделено " ... " рублей, " ... " рублей - из федерального, в том числе, Министерству строительства - " ... " рублей. В соответствии с заявкой в " ... " году в г. Омске и муниципальных районах Омской области запланировано построить " ... " жилых помещений. По состоянию на " ... " в городе Омске осуществляется строительство " ... " квартир на основании государственных контрактов от " ... ", срок ввода в эксплуатацию " ... ", степень готовности жилых помещений " ... "% (за исключение за исключением отделочных работ - " ... "%, инженерное обустройство - " ... "%). Осуществляется строительство в муниципальных районах Омской области. По состоянию на " ... " Министерством освоено " ... " рублей. Данные об освоении средств, выделенных из федерального бюджета, в материалы дела не представлены.
Отказывая в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки и, как следствие, в приостановлении исполнительного производства, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что доказательств наличия обстоятельств, свидетельствующих о серьезных препятствиях к исполнению решения суда, заявителем не представлено. Указанные доказательства не представлены и в суд апелляционной инстанции.
Также заявителем в суд первой и апелляционной инстанций не представлены доказательства, обосновывающие срок отсрочки исполнения решения суда до " ... ", доказательства тому, что предоставление отсрочки исполнения решения приведет к преодолению временных неблагоприятных обстоятельств, препятствующих исполнению решения.
Наличие лимита финансирования само по себе основанием к отсрочке исполнения решения суда быть не может. Из приведенных заявителем доказательств следует, что финансовые средства, необходимые для реализации возложенных на Министерство строительства полномочий, выделены, в полном объеме не освоены.
Тот факт, что в заявке Министерства образования не указываются лица, для которых Министерству строительства необходимо приобрести жилые помещения (указывается только количество жилых помещений и муниципальный район Омской области); Порядком не предусмотрен адресный характер приобретения жилых помещений; решение о предоставлении жилого помещения непосредственно принимается Министерством имущества, правового значения для разрешения вопроса об отсрочке исполнения решения суда не имеет.
Доводы автора жалобы о том, что приобретение жилых помещений путем строительства (участия в долевом строительстве) в казну Омской области требует существенных временных затрат, Минстроем осуществляется приобретение жилых помещений с той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требуется, основанием для отсрочки исполнения судебного акта явиться не могут.
При изложенном, в целях обеспечения баланса интересов сторон суд обоснованно отказал в предоставлении заявителю отсрочки исполнения решения суда.
Определение является законным и обоснованным, по доводам частной жалобы отмене не подлежит.
Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
Руководствуясь ст.ст. 329, 334 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение Центрального районного суда г. Омска от 31 октября 2013 года оставить без изменения, частную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.