Апелляционное определение Московского городского суда от 12 декабря 2013 N 11-40542/13
Судья: Жедачевская И.Н.
гр. дело N 11 - 40542
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 декабря 2013года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего судьи Грибова Д.В.,
судей Зайцевой О.Д., Сорокиной Л.Н.,
при секретаре Огурцовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Зайцевой О.Д. дело по апелляционной жалобе Булыгина А.Г. на решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 3 сентября 2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Булыгина А. Г. к Министерству финансов РФ, Федеральному бюджетному учреждению Следственный изолятор N 3 о компенсации морального вреда отказать,
установила:
Истец обратился в суд с иском к ответчикам о компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что в период его содержания с 24 февраля по 16 октября 2002 года в ИЗ - 77/3 камеры были переполнены и находились в антисанитарном состоянии, не был отгорожен туалет, не хватало спальных мест, была сырость, осыпалась штукатурка со стен, присутствовал запах канализации, что в совокупности нанесло истцу психологическую травму, оцененную им в размере <_> рублей.
Истец Булыгин А.Г. отбывает наказание по приговору суда в ФКУ ИК-1 в Костромской области, о слушании дела был извещен.
Представитель ответчика ФБУ ИЗ-77/3 по доверенности В В.А., в судебное заседание явился, иск не признал, представил в судебное заседание отзыв, согласно которому, все действия в отношении ответчика проводились при четком соблюдении федерального законодательства и иных подзаконных актов (л.д.7-12).
Представитель ответчика Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменные возражения на иск.
Судом постановлено вышеуказанное решение, которое обжалуется Булыгиным А.Г. по доводам апелляционной жалобы.
В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщили, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении сторон о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в связи с чем в порядке ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд обоснованно исходил из того, что доводы истца не нашли своего объективного подтверждения в судебном заседании, никаких доказательств о нарушении прав истца и причинении ему морального вреда истцом не представлено и судом данные обстоятельства не установлены.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со ст. 1099 ГК РФ, моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Судом установлено, что 24.01.2001г. Булыгин А.Г. был осужден Кировским областным судом по <_> на срок <_> лет лишения свободы с отбыванием наказания в ИК особого режима с конфискацией имущества. 23.02.2002г. прибыл в ФКУ СИЗО-З УФСИН России по г. Москве из ФКУ СИЗО-1 г. Кирова для рассмотрения кассационной жалобы в Верховном суде РФ.
Из письменных объяснений истца следует, что в период нахождения его в ФКУ СИЗО-З УФСИН России по г. Москве его содержание было невыносимым, камеры были переполнены и находились в антисанитарном состоянии, не был отгорожен туалет, не хватало спальных мест, была сырость, осыпалась штукатурка со стен, присутствовал запах канализации, в камере отсутствовало освещение, что в совокупности нанесло истцу психологическую травму.
Однако суд обоснованно не принял во внимание доводы истца, поскольку своего объективного подтверждения в суде первой инстанции они не нашли.
Представитель ответчика ФБУ Следственный изолятор N 3 пояснил, то в период содержания с 23.02.2002г. по 17.10.2002г. в ФБУ Следственный изолятор N 3 на основании Приказа МЮ РФ от 12.05.2000 N 148 п. 42 "Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов УИС МК РФ" Булыгин А.Г. был обеспечен индивидуальным спальным местом, постельными принадлежностями, столовой посудой и столовыми приборами.
Все подозреваемые и обвиняемые, включая Булыгина А.Г., обеспечивались постельными принадлежностями (матрасом, подушкой, одеялом, двумя простынями, наволочкой), столовой посудой (тарелкой, кружкой, ложкой), полотенцем. Постельные принадлежности (матрасы) 1 раз в неделю подвергались и подвергаются высокотемпературной обработке (прожарке в дезкамерах) и ремонтируются, ветхие простыни и наволочки выбраковываются и изымаются из оборота.
На основании Приказа МЮ РФ от 12.05.2000 N 148 п. 43 для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдавались: мыло хозяйственное; бумага для гигиенических целей; газеты; настольные игры: шашки, шахматы, домино, нарды; предметы для уборки камеры; швейные иглы, ножницы, ножи для резки продуктов питания (могут быть выданы подозреваемым и обвиняемым в кратковременное пользование под контролем администрации).
Настольные игры выдавались из расчета по одному комплекту на 10 человек или на камеру, если в ней содержится менее 10 человек.
Для написания предложений, заявлений и жалоб подозреваемым и обвиняемым по их просьбе выдавались письменные принадлежности (бумага, шариковая ручка).
В соответствии со ст. 17 п. 13 Федерального Закона Российской Федерации от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" все подозреваемые, обвиняемые и осужденные, в том числе и Булыгин А.Г., пользовались в полном объеме услугами библиотеки учреждения, в частности касающейся приобретения художественной, научно -публицистической литературы, изданий периодической печати (журналов, газет по мере их поступления в библиотеку). Покамерный обмен литературы и выдача печатной продукции осуществлялась библиотекарем отдела по воспитательной работе с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными без задержек, не реже 1 раза в 7-8 дней.
Газеты из библиотеки учреждения выдавались в камеры по мере их поступления из расчета одна газета на 10 человек или на камеру, если в ней содержится менее 10 человек.
Обмен книг и журналов из библиотеки учреждения осуществлялся один раз в неделю.
На основании п. 44. приказа МЮ РФ от 12.05.2000 N 148 и в соответствии с требованиями п. 8.57 приказа МЮ РФ от 28.05.2001 N 161 "Об утверждении Норм проектирования следственных изоляторов и тюрем МЮ РФ (СП 15-01 МЮ РФ)" камеры в период содержания Булыгина А.Г. были оборудованы столом для принятия пищи, скамейками, шкафами для хранения продуктов питания, вешалкой для верхней одежды, двухъярусными кроватями, полкой для туалетных принадлежностей, зеркалом, кронштейном для крепления телевизора, урной для мусора, радиодинамиком для вещания общегосударственной программы, светильниками дневного и дежурного освещения, подставкой под бачок для питьевой воды, бачком для питьевой воды, кнопкой для вызова представителя администрации, розетками для подключения электроприборов, вентиляционным оборудованием. Подозреваемые, обвиняемые, содержащиеся в камерах, в том числе и Булыгин А.Г., имели возможность пользоваться оборудованием, установленным в камерах.
Камеры имели естественное и искусственное освещение (дневное и ночное).
Естественное освещение камер обеспечивается через имеющиеся окна. В камерах имелось по два окна. Размер оконного проема составляет 0.89м. х 0.94м. и обеспечивает доступ дневного света.
Доступ свежего воздуха обеспечивался при помощи оконных форточек.
Конструкция камерных окон в полной мере обеспечивала возможность работать при естественном освещении.
В соответствии с указанием Министра юстиции Российской Федерации N 18/6-2-617 от 25.11.2002, жалюзийные решетки, препятствующие проникновению солнечного света, были демонтированы 17.04.2003.
Искусственное освещение (дневное и ночное) создавалось лампами дневного света и лампами накаливания. Режим работы дневного и ночного освещения соответствует утвержденному распорядку дня.
Для дневного освещения с 06:00 до 22:00 в камере использовались люминесцентные лампы (ЛБ-40), мощностью 40 Вт в количестве 4 штук. С 22:00 до 06:00 в камерах использовалось ночное освещение с использованием ламп накаливания малой мощности - 40 Вт в количестве 2 штук.
В период содержания в учреждении Булыгина А.Г. камеры были оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией (46 м.куб./час), находящейся в технически исправном состоянии.
Система принудительной вентиляции обеспечивала воздухообмен в каждой камере, соответствующий санитарным нормам и правилам. Кроме того, камеры оборудованы естественной вентиляцией, которая осуществляется при помощи оконных форточек.
Температура в камерах выдерживалась в пределах норм, установленных СанПиН 2.1.2.10.02 - 00 (Санитарно - эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям).
В летний и зимний периоды средняя температура воздуха в камерах составляла 18 С0. В холодный период, оптимальная температура воздуха в камере составляла 20 - 22 С0 (допустимая температура 18-24 С0).
При подготовке учреждения к осеннее - зимнему периоду производилось полное остекление оконных проемов камер, в последствии, в холодный период года по потребности. В жаркий период года по заявлениям спецконтингента, администрацией учреждения производилось частичное выставление оконных фрамуг.
В период с 23.02.2002 по 17.10.2002 в учреждении система отопления камер находилась в исправном состоянии.
Поставку горячей воды осуществляло ОАО "Мосэнерго". Продолжительность отопительного периода определялась администрацией г. Москвы в соответствии с требованиями Сан ПиН 2.1.2.10.02 - 00. (Санитарно - эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям).
Согласно п. 8.66. приказа МЮ РФ от 28.05.2001 N 161 "Об утверждении Норм проектирования следственных изоляторов и тюрем МЮ РФ (СП 15-01 МЮ РФ)" все камеры режимного корпуса были оборудованы санузлами.
В камерах санузел находился справа от входа в камеру, на расстоянии 2 метра от стола для приема пищи, отгороженный сплошной кирпичной перегородкой с дверью и высотой 1 метр 70 сантиметров.. Тем самым санитарный узел изолировался от жилой части камеры, что обеспечивало необходимую приватность.
Санузел оборудован водопроводным краном, сантехническим оборудованием, имеющим систему слива и гидрозапорную систему.
Во всех камерах, в том числе, в которой содержался Булыгин А.Г., отдельно от санузла были оборудованы технически исправные умывальники с центральным горячим и холодным водоснабжением. Питьевая вода соответствовала требованиям Сан Пин 2.1.2.10.02 - 00. (Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям).
Также в камерах были установлены бачки с питьевой кипяченой водой, которая пополнялась три раза в сутки.
За время содержания Булыгина А.Г. в учреждении, в камерах насекомых-паразитов, мышей, крыс выявлено не было. Профилактические дезинсекционные и дератизационные мероприятия в камерах проводились не реже одного раза в месяц, согласно графику, дезинфицирующим раствором хлорамина в соответствии с Сан ПиН 2.1.2.10.02 - 00. (Санитарно - эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям).
Предоставление санитарной обработки спецконтингенту, в том числе и Булыгину А.Г., осуществлялось строго в соответствии с требованиями Федерального Закона 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", приказа МЮ РФ от 12.05.2000 N 148 "Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов УИС МЮ РФ" п. 47.
Еженедельно, согласно графику проведения санитарной обработки в учреждении, всему спецконтингенту, в том числе и Булыгину А.Г., предоставлялась возможность осуществления санитарной обработки продолжительностью не менее 15 минут в специально оборудованном санитарно- прачечном комплексе.
В санпропускнике учреждения имеются 2 промывочных зала для спецконтингента - большой и малый. Размеры большого зала 11,50x3,90 м., малого зала 6.00x1.34 м. В большом зале имеются 18 леек, в малом - 6 леек. Общая площадь залов - 52,89 кв.м. При каждом промывочном зале находится раздевалка: большой зал 28,6 кв.м., малый зал 9,19 кв.м.
Предоставление прогулки спецконтингенту, в том числе и Булыгину А.Г., осуществлялось строго в соответствии с требованиями ст. 17 п. 11 Федерального Закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и п. 138 приказа МЮ РФ от 12.05.2000 N 148 "Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов УИС МЮ РФ".
Ежедневно, согласно графику проведения прогулки в учреждении, всему спецконтингенту, в том числе и Булыгину А.Г., предоставлялась прогулка продолжительностью не менее 1-го часа в специально оборудованных прогулочных дворах учреждения.
Прогулочные дворы в количестве 24 штук, общей площадью 699,72 м.кв., площадь одного дворика в среднем составляет 33 м.кв., расположены на верхнем этаже режимного корпуса, оборудованы скамейками, которые надежно крепятся к полу. Стены выполнены из красного кирпича, оштукатурены и покрашены водоэмульсионной краской. Высота перекрытий 3,2 м. Перекрытия над двориками выполнены из арматурной профильной стали толщиной 10 мм., ячейкой 20 мм. х20 мм. и окрашены масляной краской. Общий навес выполнен из рифленой стали, смонтированный на профильной трубе 100 мм. х 80 мм., что не препятствует доступу света и воздуха. Пол выполнен из асфальтового покрытия.
Все лица из числа спецконтингента, обеспечивались трехразовым горячим питанием ежедневно. Организация питания спецконтингенту в учреждении, в том числе и Булыгину А.Г., осуществлялась в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.12.1992 N 935 "Об утверждении норм суточного довольствия осужденных к лишению свободы, а также лиц, находящихся в следственных изоляторах, лечебно-трудовых, воспитательно-трудовых и лечебно-воспитательных профилакториях Министерства внутренних дел Российской Федерации" и согласно приказа МЮ РФ от 04.05.2001 N 136 "Об объявлении норм питания осужденных к лишению свободы, а также лиц, находящихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы МЮ РФ".
Качество закладываемых продуктов и приготовляемой пищи ежедневно контролировалось медицинским работником и ДПНСИ, о чем делаются соответствующие записи:
- в журнале закладки продуктов для приготовления пищи;
- в книге учета контроля за качеством приготовления пищи.
Также ежедневно отбирались пробы каждого приготовленного блюда согласно меню-раскладке, хранились в холодильнике в течение суток. Пища выдавалась в горячем виде согласно норме.
В период содержания в учреждении Булыгина А.Г. нарушений требований ст. 33 Федерального Закона Российской Федерации от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" не было.
Лица из числа спецконтингента, больные грибковыми заболеваниями, туберкулезом, и нуждающиеся в особом медицинском наблюдении, содержались отдельно от других подозреваемых и обвиняемых в соответствии с требованиями ст. 33 Федерального Закона Российской Федерации от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Всем убывающим из учреждения, в том числе и транзитным, проводилось обязательное медицинское освидетельствование для определения пригодности к условиям транспортировки.
По завершению осмотра давалось заключение с отметкой в медицинской карте амбулаторного больного о состоянии здоровья каждого убывающего. Медицинский работник, проводивший осмотр, ставил под заключением и на открытой справке личного дела свою подпись с указанием фамилии, должности и даты.
В связи с плановым уничтожением учетной документации по истечении сроков хранения в соответствии с приказом МВД от 05.10.1990 N 062 "Об утверждении Перечня документов, образующихся в оперативно-розыскной и иной специальной деятельности органов внутренних дел, с указанием сроков хранения" и Распоряжения Министерства Юстиции РФ от 08.09.2004 N 86р "Об изменения сроков хранения документов" других сведений о содержании Булыгина А.Г. в учреждении не имеется.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Разрешая спор, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и истцом не опровергнуты.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 328 - 329 ГПК РФ,
судебная коллегия
определила:
решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 3 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Булыгина А.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.