Судья: Рубцова Н.В.
гр. дело N33-283
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 января 2014 года г. Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.,
и судей Шаповалова Д.В., Нестеровой Е.Б.,
при секретаре Туниной Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шаповалова Д.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Максименкова В.С. на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 30 сентября 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Максименкова В.С. к Военному комиссариату Московской области о признании права на получение пенсии за выслугу лет и об обязании назначить пенсию за выслугу лет с _ г. с учетом индексации отказать",
установила:
Максименков В.С. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Московской области, в котором просил обязать ответчика назначить ему пенсию за выслугу лет с _ г. В обоснование своих требований истец ссылался на то, что в период с _. г. по _. г. проходил военную службу и был уволен в звании полковника по пп. "б" п.1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" по истечении срока контракта о прохождении военной службы, зачислен в запас. Исключен из списков личного состава части _ г., выслуга лет составила _., в льготном исчислении _.. Пенсия за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации не назначалась. Принят вновь на службу в органы внутренних дел Российской Федерации _. г., присвоено звание полковник милиции, уволен _ г. В период с _ г. по _. г. получал пенсию за выслугу лет по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации. В связи с изменениями действующего законодательства, регулирующего вопросы денежного содержания военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, размер пенсии, которую он мог бы получать как военный пенсионер Министерства обороны Российской Федерации, по должности занимаемой до поступления на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, был бы выше назначенной и получаемой в МВД России в связи с чем он обратился с заявлением о назначении пенсии как военнослужащему без учета периода работы в МВД РФ. В назначении пенсии ему было отказано, чем, по мнению истца, нарушаются его права на пенсионное обеспечение по наиболее выгодному для него варианту.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал, представитель ответчика в суд не явился.
Судом постановлено указанное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить Максименков В.С.
Изучив материалы дела, выслушав Максименкова В.С. и его представителя - Асташенкова О.Н., представителя Военного комиссариата Московской области Шевякову О.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. N23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Максименков В.С. в период с _. г. по _. г. проходил военную службу на различных должностях в Военно-воздушных силах Министерства обороны Российской Федерации.
Приказом Министра обороны РФ N1108 от _ г. истец уволен с военной службы в звании полковника по пп. "б" п.1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" по истечении срока контракта о прохождении военной службы и зачислен в запас.
Из списков личного состава части исключен _. г., выслуга лет на день увольнения со службы составила _.., в льготном исчислении _..
_. г. Максименков В.С. принят вновь на службу в органы внутренних дел Российской Федерации на должность старшего инспектора - летчика группы безопасности полетов отдела безопасности полетов и методического обеспечения летной службы Центра авиации МВД России, присвоено звание полковник милиции.
Приказом Министра внутренних дел РФ N1159 л/с от _ г. истец уволен по п. "е" ч.1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, по сокращению штатов. Выслуга лет на день увольнения со службы составила _., в льготном исчислении _..
В период с _. г. по _. г. Максименков В.С. на основании личного заявления получал пенсию за выслугу лет по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации.
_. г. выплата пенсии прекращена на основании заявления истца, что подтверждается справкой ГУ МВД России по Московской области.
_. г. истец обратился к начальнику отдела Военного комиссариата Московской области (по городам Балашиха, Железнодорожный, Реутов и Балашихинскому району) с заявлением о назначении (возобновлении) пенсии по линии Министерства обороны РФ.
_. г. документы о назначении пенсии были направлены Военному комиссару Московской области.
_ г. документы для оформления пенсии за выслугу лет Максименкову В.С. были возвращены без исполнения в связи с отсутствием у заявителя права на получение пенсии по линии Министерства обороны РФ.
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются, что в соответствии со ст. 68 ГПК РФ освобождает участвующих лиц от их дальнейшего доказывания.
Отказывая в удовлетворении иска Максименкову В.С. суд первой инстанции исходил из того, что право на пенсионное обеспечение было реализовано истцом по последнему месту прохождения службы, что в полной мере соответствует нормам действующего законодательства. Пенсия по линии Министерства обороны РФ истцу не назначалась и не приостанавливалась, соответственно основания для возложения на Министерство обороны РФ обязанности назначить пенсию за выслугу лет отсутствуют.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на буквальном толковании норм материального права с учетом установленных обстоятельств по делу.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статьи 7 и 39, часть 1).
Перечень случаев (социальных рисков), с которыми Конституция Российской Федерации связывает право на социальное обеспечение, не является исчерпывающим. Относя установление таких случаев к сфере регулирования законом, Конституция Российской Федерации тем самым подтверждает обязанность государства гарантировать гражданам социальное обеспечение при наступлении не только названных в ее статье 39, но и других социальных рисков, признаваемых законодателем в качестве основания для его предоставления.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. При этом Конституция Российской Федерации непосредственно не предусматривает конкретные условия и порядок предоставления пенсий, - государственные пенсии и социальные пособия, согласно ее статье 39 (часть 2), устанавливаются законом.
Закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, размеры пенсий, порядок их исчисления и выплаты, федеральный законодатель вправе определять как общие правила назначения и выплаты пенсий, так и устанавливать особенности (условия) приобретения права на получение пенсий отдельными категориями лиц.
Пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны страны и безопасности государства, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, прокурорских работников, сотрудников таможенных органов Российской Федерации, сотрудников налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы производится в настоящее время на основании специальных законов - Федерального закона от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которые устанавливают виды пенсий, условия, определяющие право на их получение, размеры пенсий, правила назначения и выплаты и предусматривают, что финансирование пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Пенсия за выслугу лет, согласно статье 13 вышеуказанного Закона, назначается независимо от возраста при наличии на день увольнения со службы выслуги на военной и (или) правоохранительной службе 20 лет и более.
Пенсия за выслугу лет предоставляется, как это следует из статьи 2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в целях компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением ими службы при достижении установленной законом выслуги. Применительно к лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, назначение пенсии за выслугу лет независимо от достижения общеустановленного пенсионного возраста призвано, кроме того, создавать условия для их адаптации к гражданской жизни, способствовать переходу в другие сферы занятости, не допуская при этом существенного снижения уровня жизни в связи с изменением рода деятельности и профессии.
Выслуга лет, выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе службы. Достижение требуемой для назначения пенсии выслуги освобождает от необходимости продолжения службы, но не влечет обязанности прекратить ее. Как указывается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июня 1995 года по делу о проверке конституционности абзаца 2 части седьмой статьи 19 Закона РСФСР "О милиции", увольнение в связи с наличием выслуги, дающей право на пенсию, является дополнительной льготой, установленной с учетом специфики службы и отражающей социально оправданную правовую дифференциацию.
Таким образом, пенсия за выслугу лет - в системе действующего нормативного правового регулирования пенсионного обеспечения - является государственной гарантией материального обеспечения лиц, проходивших военную и (или) правоохранительную службу, поддержания соответствующего материального достатка, их социального статуса при оставлении службы по желанию самого гражданина либо в силу объективных обстоятельств, препятствующих ее продолжению, в том числе в случаях, когда гражданин уже не отвечает тем повышенным требованиям, которые предъявляются к лицам, проходящим соответствующую службу.
Статьей 11 названного Закона предусмотрено, что пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц в частности осуществляется:
а) Министерством обороны Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск и других воинских формирований Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (кроме формирований, перечисленных в пунктах "б" и "в" настоящей статьи), лиц, указанных в части первой статьи 3 настоящего Закона, а также их семей;
б) Министерством внутренних дел Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск и военизированной пожарной охраны, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, а также их семей;
Согласно ст. 51 Закона с заявлениями о назначении пенсий претендующие на неё лица обращаются в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Из материалов дела следует и не отрицается истцом, что при увольнении со службы с заявлением на оформление и выплату ему пенсии в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации он не обращался, пенсия по линии Министерства обороны РФ ему не назначалась.
Право на пенсионное обеспечение было реализовано истцом путем обращения в компетентный орган МВД России, как сотрудника органов внутренних дел. Пенсия за выслугу лет назначена Максименкову В.С. в учетом службы в Вооруженных силах РФ, как в календарном, так и в льготном исчислении.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для назначения Максименкову В.С. пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации.
Тот факт, что в последующем в связи с изменениями действующего законодательства, регулирующего вопросы денежного содержания военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, размеры должностных окладов по должности занимаемой в Министерстве обороны РФ стали превышать оклады по аналогичным должностям в Министерстве внутренних дел РФ, не является основанием для назначения пенсии по усмотрению сотрудника уволенного из МВД России исключительно из периода Военной службы в Министерстве обороны РФ.
Ссылка истца в апелляционной жалобе на Определение Конституционного суда Российской Федерации от 09 ноября 2004 г. N320-О и Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года N6-П "По делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" не может влечь отмену состоявшегося решения, так как по существу указанными Постановлениями были разрешены вопросы пенсионного обеспечения лиц уже получавших пенсию на момент поступления вновь на службу в правоохранительные органы, в то время как Максименков В.С. впервые за назначением пенсии обратился в Министерство внутренних дел РФ.
При рассмотрении дела судом правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда,
определила:
Решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 30 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Максименкова В.С. удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.