Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Герман М.В.
судей Алексеевой Е.Д.и Насиковской А.А.
при секретаре Дадашевой М.З.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) на решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 29 ноября 2013 года, которым удовлетворены исковые требования Матичева А. С. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Подпорожском районе Ленинградской области об обязании назначить социальную пенсию.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Герман М.В., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Матичев А.С. обратился в суд с иском к УПФР в Подпорожском районе Ленинградской области об обязании назначить социальную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование исковых требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в УПФР в Подпорожском районе Ленинградской области с заявлением о назначении социальной пенсии. Решением УПФР в Подпорожском районе Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N ему было отказано в назначении социальной пенсии. С указанным решением он не согласен, так как достиг возраста "данные изъяты" лет, по национальности является вепсом, постоянно проживает на территории "данные изъяты" сельского поселения, трудовую пенсию не получает, занимается традиционной хозяйственной деятельностью вепсов: огородничеством (выращивает овощи), сбором в лесу грибов и ягод, рыболовством, заготовкой дров, сена, раньше занимался животноводством. В соответствие с подп.4 п. 1 ст. 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" он имеет право на социальную пенсию. Просит обязать ответчика назначить ему социальную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика- УПФР в Подпорожском районе Ленинградской области исковые требования не признала и пояснила, что в соответствии с п/п. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" граждане, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) имеют право на социальную пенсию. Истец достиг возраста 55 лет и проживает на территории Российской Федерации. Однако третье условие- принадлежность к коренным малочисленным народам Севера истец не подтвердил. Согласно ст. 1 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" под коренными малочисленными народами Российской Федерации понимаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. В указанных Федеральных законах не оговорено, какие из малочисленных народов Российской Федерации относятся к малочисленным народам Севера. Право на досрочное пенсионное обеспечение лицам из числа малочисленных народов Крайнего Севера предоставлялось в соответствии с Законом "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям". Полагала, что необходимо руководствоваться Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера от 10 ноября 1967 года N 1029, согласно которому Ленинградская область не относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации были утверждены Правительством Российской Федерации в целях защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов Российской Федерации, а не в целях пенсионного обеспечения указанной категории граждан. Таким образом, льгота по установлению социальной пенсии должна предоставляться только тем гражданам из числа малочисленных народов Севера, которые проживают на территории Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и ведут традиционный образ жизни.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,- администрации МО "Винницкое сельское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" в судебном заседании суда первой инстанции не участвовал, в письменном заявлении исковые требования поддержал.
Судом постановлено указанное выше решение, которым исковые требования Матичева А.С. удовлетворены. УПФР в Подпорожском районе Ленинградской области обязано назначить Матичеву А.С. социальную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В апелляционной жалобе УПФР в Подпорожском районе Ленинградской области просит указанное решение суда отменить и принять новое решение или направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы ссылается на то, что при вынесении решения судом были нарушены нормы материального права, подменены понятия "Перечень районов традиционного расселения коренных малочисленных народов Севера", которого не существует, и "Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации". Кроме того, в суде не было установлено, что истец относится к малочисленным народам именно Севера. Истец не подтвердил одно из условий для назначения социальной пенсии в соответствие с п/п. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"- свое проживание непосредственно в районах Севера.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В соответствии с п/п. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации: граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины).
Пенсионное обеспечение соответствующей категории граждан производится во взаимосвязи с нормами специального законодательства, определяющего, малочисленные народы Российской Федерации пользующиеся мерами социальной поддержки со стороны государства.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" коренные малочисленные народы Российской Федерации- народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Действие настоящего Федерального закона распространяется на лиц, относящихся к малочисленным народам, постоянно проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами, а так же на лиц, которые относятся к малочисленным народам, постоянно проживают в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов и для которых традиционное хозяйствование и занятие традиционными промыслами являются подсобными видами деятельности по отношению к основному виду деятельности в других отраслях народного хозяйства, социально-культурной сфере, органах государственной власти или органах местного самоуправления (ч. 1 ст. 3).
Суд первой инстанции правильно указал, что пенсионное обеспечение указанной выше категории граждан производится во взаимосвязи с нормами специального законодательства, определяющего, какие малочисленные народы Российской Федерации пользуются мерами социальной поддержки со стороны государства.
Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы.
В указанный перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 года N 255 включены вепсы, проживающие на территории Республики Карелия, Ленинградской и Вологодской областей.
Распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2006 года N 536-р утвержден Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, согласно которому к таким народам относятся вепсы.
Также распоряжением Правительства РФ от 8 мая 2009 года N 631-р, в соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" утвержден перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.
При этом к соответствующим местам проживания и деятельности отнесено "данные изъяты" сельское поселение "данные изъяты" муниципального района "данные изъяты" области, а к видам деятельности: рыболовство, земледелие (огородничество), собирательство (заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений).
Из правового анализа норм Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" следует, что назначение пенсии коренным малочисленным народам связано с их национальной принадлежностью, с постоянным местом проживания в определенных районах Севера с сохранением мест традиционного расселения предков, а также ведением самобытного образа жизни (традиционной хозяйственной деятельности).
Предусматривая возможность назначения социальной пенсии по старости для граждан из числа малочисленных народов Севера по достижении определенного возраста, законодатель исходил из сложившихся для них неблагоприятных социально-экономических и демографических обстоятельств, необходимости сохранения и развития соответствующих этносов.
Таким образом вепсам, проживающим на территории "данные изъяты" сельского поселения "данные изъяты" муниципального района "данные изъяты" области, для которых традиционное хозяйствование и занятие традиционными промыслами являются подсобными видами деятельности по отношению к основному виду деятельности, как гражданам из числа коренных малочисленных народов Севера, по достижении 55 лет (мужчины), предоставлено право на социальную пенсию в соответствии с п/п. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Судом установлено и из материалов дела следует, что Матичев А.С. родился ДД.ММ.ГГГГ, его отец- С.В. указан по национальности- вепс, что подтверждается свидетельством о рождении истца.
Согласно справке Администрации МО "Винницкое сельское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" от ДД.ММ.ГГГГ N, справке о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ N Матичев А.С. с момента рождения по настоящее время проживает на территории "адрес".
Согласно справке администрации МО "Винницкое сельское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" от ДД.ММ.ГГГГ N к традиционным видам деятельности вепсского народа относится: животноводство- разведение овцеводства, свиноводства, выращивание крупного рогатого скота, мелкого рогатого скота, птицы, уход за коровами в личных подсобных хозяйствах; переработка продукции животноводства, выделка шкур, шерсти; пчеловодство, рыболовство, охота; земледелие (огородничество)- выращивание сельскохозяйственной продукции на личных подсобных хозяйствах (овощи- картофель, морковь, свекла, капуста и многое другое); заготовка древесины для собственных нужд; сбор лекарственных растений; художественные промыслы и народные ремёсла (изготовление домашней утвари, инвентаря, лодок, берестяных изделий, чучел птиц, вязание сетей, резьба по дереву, пошив национальной одежды, ткание половиков; вепсская национальная кухня (пироги, калитки и т.д.); строительство жилых домов, бань, сельскохозяйственных построек. Среди вепсского народа развиты и используются следующие виды народных промыслов: охота, рыбалка, разведение крупного (мелкого) рогатого скота, выделка шкур, шерсти, народные ремёсла (изготовление сельскохозяйственного инвентаря, лодок, вязание сетей, ткание половиков, плетение корзин, изделий из бересты и т.д.) Многие владеют и свободно разговаривают на своём родном вепсском языке, читают вепсские газеты "Кодима", книги. Матичев А.С., проживая в сельской местности, соблюдает традиции вепсского народа и занимается земледелием (огородничеством), выращивает сельскохозяйственную продукцию на личном подсобном хозяйстве (картофель, лук, морковь, чеснок, свеклу, редьку, капусту, огурцы), животноводством (ранее содержал корову, овец, кур, коз, свиней, лошадей), занимался переработкой молочной и мясной продукции, занимается сбором дикорастущих ягод и грибов, их переработкой, в летний период занимался заготовкой кормов для скота - косил сено вручную, ворошил, ставил копна, стога, заготавливает веники. В хозяйстве имеются постройки: баня (топится по-черному), двор для содержания скота, которые построили сами, занимается заготовкой распиловкой и разделкой дров, занимается рыбалкой, делает сам деревянные лодки. Свободно владеет вепсским языком.
Указанные обстоятельства подтверждаются также актом обследования о занятии Матичева А.С. традиционной хозяйственной деятельностью вепсского народа, составленным администрацией МО "Винницкое сельское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области".
С учетом установленных обстоятельств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Матичев А.С., достигший возраста "данные изъяты" лет, являющийся вепсом по рождению, постоянно проживающий на территории традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности вепсов, занимающийся традиционным хозяйствованием вепсов (коренного малочисленного народа Севера), имеет право на социальную пенсию, в соответствии с п/п. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
ДД.ММ.ГГГГ Матичев А.С. обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Подпорожском районе Ленинградской области с заявлением о назначении социальной пенсии как гражданин из числа малочисленных народов Севера в соответствии с п/п. 4 п. 1 ст.11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Решением УПФР в Подпорожском районе Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N Матичеву А.С. в назначении указанной пенсии отказано по тем основаниям, что данный вид пенсии устанавливается только тем гражданам из числа малочисленных народов Севера, которые фактически проживают на территории традиционного расселения предков. Эти территории определены в Перечне районов проживания малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденном Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 года N 536-р. Данный перечень содержит наименование народности "вепсы", но не указывает принадлежность вепсов именно к малочисленным народам Севера, как того требует п/п. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Согласно Перечню районов Крайнего Севера, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1029, Ленинградская область не относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено наличие всех необходимых условий для назначения Матичев А.С. социальной пенсии, суд обоснованно признал указанное решение пенсионного органа незаконными и обязал пенсионный орган назначить истцу социальную пенсию в соответствии с п/п. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в пенсионный орган с соответствующим заявлением о назначении пенсии истец обратился ДД.ММ.ГГГГ.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда полагает, что суд первой инстанции правильно определил юридически значимые для дела обстоятельства, оценил представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, и постановил решение в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, при точном соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, оспаривание выводов суда об установленных им обстоятельствах без достаточных оснований, а потому не могут быть положены в основу отмены решения суда.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит. В силу ст. 327.1 ГПК РФ судебной коллегией проверена законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 29 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Подпорожском районе Ленинградской области- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Синявина О.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.