Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Гладченко А.Н.,
судей Бартенева Ю.И., Песковой Ж.А.,
при секретаре Третьяных Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гоптаревой А.Н. о признании незаконным решения Саратовской городской Думы от 27 апреля 2010 года N 50-595 по апелляционной жалобе Гоптаревой А.Н. на решение Волжского районного суда города Саратова от 11 сентября 2013 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Гладченко А.Н., объяснения представителей комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" - Животивова А.О., Саратовской городской Думы - Чеснокову С.Ю., администрации муниципального образования "Город Саратов" - Чеконова Е.Ф, возражавших по доводам жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гоптарева А.Н. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Саратовской городской Думы от 27 апреля 2010 года N 50-595. В обоснование своих требований указывает, что решением Саратовской городской Думы от 27 апреля 2010 года N 50-595 на основании заключений о результатах публичных слушаний (протокол N заседания комиссии по вопросам землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" от 30 октября 2009 года) были утверждены изменения в решение Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года N 27-280 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов"", в соответствии с которым земельные участки с кадастровым номером N; N, расположенные по адресу: "адрес" были отнесены к территориальной зоне многоэтажной застройки (Ж-1). Оспариваемое решение Саратовской городской Думы, по мнению Гоптаревой А.Н., нарушает требования действующего законодательства: ГК РФ, Водного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, ст. 42 Конституции РФ, ст. 3, 11 ФЗ "Об охране окружающей среды", также нарушается конституционное право заявителя на благоприятную окружающую среду.
Рассмотрев заявление, Волжский районный суд постановил решение, которым в удовлетворении заявленных требований Гоптаревой А.Н. было отказано.
Не согласившись с решением суда, Гоптарева А.Н. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение Волжского районного суда города Саратова от 11 сентября 2013 года отменить. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом игнорировались нормы конституционного и процессуального права, не были предоставлены доказательства, подтверждающие законность и обоснованность вынесенного Саратовской городской думой решения, в том числе протокол N заседания комиссии по вопросам землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" от "дата", проведения независимой экспертизы, подтверждающей законность и обоснованность вынесенного решения на основании Закона Саратовской области "О противодействии коррупции".
Иные лица, участвующие в деле, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов. Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами. Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам. Земельные участки в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам. Земельные участки в составе производственных зон предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам. Земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам. Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма. В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 настоящего Кодекса. Земельные участки, на которых находятся объекты, не являющиеся памятниками истории и культуры, но расположенные в границах зон охраны памятников истории и культуры, используются в соответствии с градостроительными регламентами, установленными с учетом требований охраны памятников истории и культуры. Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки. Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии с п. 3, 24, 25 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования "Город Саратов", к вопросам местного значения города относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города; утверждение правил благоустройства территории города, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории города (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах города; утверждение генерального плана города, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генерального плана города документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории города, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования города, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории города, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах города для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель города, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений;
Согласно ст. 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования. На публичные слушания должны выноситься: 1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами; 2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении; 3) проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки; 4) вопросы о преобразовании муниципального образования. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
Из материалов дела следует, что решение Саратовской городской Думы от 27 апреля 2010 года N 50-595 "О несении изменений в решение Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года N 27-280 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов"" принято с соблюдением требований действующего законодательства, что подтверждается предоставленными в материалы дела доказательствами. В обоснование законности и обоснованности решения Саратовской городской Думы представлены: проект решения с пояснительной запиской,финансово-экономическое обоснование (т.1 л.д. 113-148), заключения комитетов администрации города Саратова (т. 1 л.д. 150-154), публикация постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" от "дата" N (т. 1 д.д. 156), публикация проекта решения Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года N 27-280 в газете "Саратовская панорама" "дата" N (т. 1 л.д. 156, 158). Представлены постановление главы муниципального образования "Город Саратов"N 90 от 02 марта 2009 года, от 25 сентября 2009 года N 05-01-07(т. 1 л.д.155, 157) и публикация постановления в газете "Саратовская панорама" от "дата" N, протоколы публичных слушаний N, N, N, N по проектам изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" от "дата", от "дата", "дата", заключения о результатах публичных слушаний. Также публикация заключений о результатах публичных слушаний в газете "Саратовская панорама" от "дата" N, постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 19 ноября 2010 года N 75"О направлении проекта решения Сратовской городской Думы "О внесении изменений в решение Саратовской родской Думы от 29 апреля 2008 года N 27-280 "Об утверждении правил млепользования и застройки МО "Город Саратов" в Саратовскую городскую Думу"" (т. 2 л.д.6), заключения о результатах публичных слушаний (т.2 л.д. 15-95).
Судом первой инстанции установлено, что Гоптарева А.Н. обращалась в Заводской районный суд города Саратова с заявлением о признании незаконным распоряжения о предоставлении земельных участков, договоров аренды, соглашений об изменении вида разрешенного пользования. Решением Заводского районного суда города Саратова, вступившего в законную силу, по делу N в удовлетворении заявления было отказано (т. 1 л.д. 38-52).
На основании изложенного, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта не были нарушены положения действующего законодательства, представлены сведения о проведении публичных слушаний и соблюдении процедуры согласования.
Доводы апелляционной жалобы о том, что не были предоставлены доказательства, подтверждающие законность и обоснованность вынесенного Саратовской городской думой решения от 27 апреля 2010 года N 50-595 не могут быть приняты во внимание, поскольку не основаны на фактических обстоятельствах дела и противоречат имеющимся в деле доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, выражают несогласие с оценкой доказательств, данной судом и направлены на переоценку доказательств, имеющихся в материалах деля и выводов суда первой инстанции.
Иная оценка автором апелляционной жалобы представленных доказательств и действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу судебного решения.
Судебная коллегия считает, что все доказательства по делу судом оценены в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ. Повода для их иной оценки судебная коллегия не усматривает.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского районного суда города Саратова от 11 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гоптаревой А.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.