СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.,
судей Тебеньковой Л.Г., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Буткиной А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 декабря 2013 года дело по апелляционной жалобе председателя независимого профсоюза работников скорой медицинской помощи Клочковой Т.И. в интересах Ворониной Н.А., Сердитовой О.А., Люскова А.В., Миненковой Ю.В., Запоточной О.Н., Гошевой И.В. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 октября 2013 года, по которому
исковые требования председателя независимого профсоюза работников скорой медицинской помощи Клочковой Т.И. в интересах Ворониной Н.А., Сердитовой О.А., Люскова А.В., Миненковой Ю.В., Запоточной О.Н., Гошевой И.В. к ГБУЗ РК "СССМП" о признании действия работодателя незаконными, обязании выплатить стимулирующие выплаты на прежнем уровне с "Дата обезличена" года до принятия соответствующих нормативных документов, взыскании морального вреда оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснения истца Клочковой Т.И., представителя Министерства здравоохранения Республики Коми, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
председатель независимого профсоюза работников скорой медицинской помощи Клочковой Т.И. в интересах Ворониной Н. А., Сердитовой О. А., Люскова А.В., Миненковой Ю. В., Запоточной О. Н., Гошевой И. В. обратилась в суд с иском к ГБУЗ РК "СССМП" о признании действия работодателя незаконными, обязании выплатить стимулирующие выплаты на прежнем уровне с "Дата обезличена" года до принятия соответствующих нормативных документов, компенсации морального вреда в сумме ... каждому. В обоснование иска указано, что с "Дата обезличена" г. работодатель без учета мнения представительного органа ГБУЗ РК "СССМП" единолично снизил стимулирующие выплаты, являющиеся частью заработной платы, чем ухудшены условия оплаты труда, нарушено трудовое законодательство.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство здравоохранения Республики Коми, ФОМС Республики Коми.
Председатель независимого профсоюза скорой медицинской помощи Клочкова Т.И. в судебном заседании на удовлетворении требований настаивала в полном объеме
Воронина Н. А., Сердитова О. А., Люсков А.В., Миненкова Ю. В., Запоточная О. Н., Гошева И. В. в судебном заседании не принимали участия, ходатайств об отложении не заявляли.
Представитель ответчика в судебном заседании не согласился с требованиями истца, поддержав доводы, изложенные в отзыве.
Представитель Министерства здравоохранения РК с исковыми требованиями не согласился, настаивал на доводах, изложенных в возражениях.
Представитель ФОМС Республики Коми в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял.
Судом принято указанное выше решение.
В апелляционной жалобе председатель НП РСМП Клочкова Т.И. просит решение отменить, указывая на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истцы состоят в трудовых отношениях с ответчиком, со всеми истцами заключены трудовые договоры, по которым они приняты на должности фельдшеров.
"Дата обезличена". со всеми истцами заключены дополнительные соглашения, согласно которым внесены изменения в трудовые договоры в части установления выплаты стимулирующего характера: за интенсивность и высокие результаты работы - ...
Согласно п. 2 указанных дополнительных соглашений выплаты стимулирующего характера установлены на период с "Дата обезличена" года по "Дата обезличена" года.
"Дата обезличена" года Клочкова Т.И., Воронина Н. А., Сердитова О. А., Люсков А.В., Миненкова Ю.В., Запоточная О.Н., Гошева И.В. письменно уведомлены администрацией ответчика о том, что с "Дата обезличена". произойдет изменение величины выплат стимулирующего характера работникам МБУЗ "СССМП". Истцам было разъяснено, что в случае несогласия продолжать работу в новых условиях им может быть предложена иная работа, соответствующая квалификации и состоянию здоровья, а при отсутствии такой работы - нижестоящая должность или нижеоплачиваемая работа. При отсутствии указанной работы, а также в случае отказа от предложенной работы трудовой договор будет прекращен в соответствии с п.7 ст.77 Трудового кодекса РФ.
Трудовые отношения с Клочковой Т.И., Ворониной Н.А., Сердитовой О.А., Люсковым А.В., Миненковой Ю.В., Запоточной О.Н., Гошевой И.В. прекращены не были, с "Дата обезличена" года размер выплат стимулирующего характера: за интенсивность и высокие результаты работы установлен ...
В соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 20.11.12 года N 498 ГБУЗ РК "Сыктывкарская станция скорой медицинской помощи" с 1 января 2013 года было передано в государственную собственность Республики Коми.
Стимулирующие надбавки в 2013 году установлены работникам ГБУЗ РК "Сыктывкарская станция скорой медицинской помощи" с учетом заключенного тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования РК на 2013 год по распределению средств на финансовое обеспечение скорой медицинской помощи в размере ... Расчет расходов на оплату труда в 2013 году составляет ... , утвержденный план финансово-хозяйственной деятельности на 2013 год составляет ... , то есть расчет на сумму ... не принят, следовательно, имеется недофинансирование учреждения.
В тоже время, в 2013 году всем работникам сохранен должностной оклад, увеличенный ранее с "Дата обезличена", выплачивается доплата за работу во вредных условиях труда в размере ... , надбавка за стаж непрерывной работы.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, правильно установив фактические обстоятельства дела и руководствуясь положениями трудового законодательства, регулирующего спорные правоотношения, исходил из того, что истцы в соответствии со ст.74 Трудового кодекса РФ были надлежащим образом уведомлены об изменении существенных условий трудовых договоров, волеизъявления на расторжение трудового договора не выразили, до настоящего времени являются работниками ГБУЗ РК "СССМП", следовательно, приняли условия об изменении размера стимулирующих выплат, которое произведено в соответствии с положениями трудового законодательства и локальных нормативных актов работодателя.
В качестве стимулирующих выплат в ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ указаны доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты. Данные выплаты устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст. 135 Трудового кодекса РФ).
Приказом Министерства здравоохранении и социального развития РФ от 29.12.2007 года N 818 утвержден перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях. В перечне видов выплат предусмотрены выплаты за интенсивность и высокие результаты работы. Пунктом 1 разъяснения установлено, что выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствий с Перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях согласно приложению N 1 в пределах фонда оплаты труда.
При введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждений размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера конкретизируются в трудовых договорах работников (п. 3 разъяснения).
Согласно п. 3 раздела 2 Положения об оплате труда работников ГБУЗ РК "Сыктывкарская станция скорой медицинской помощи" фонд выплат стимулирующего характера формируется из объема средств на выплату надбавок за стаж непрерывной работы, объема средств на выплату надбавок за интенсивность и высокие результаты работы, качество выполняемых работ, премиальные выплаты по итогам работы устанавливается в размере не менее 20 процентов от планового фонда оплаты труда по должностным окладам, окладам, тарифным ставкам с учетом повышений должностных окладов, окладов, тарифных ставок и выплат компенсационного характера, установленных приложением N 3 Постановления Правительства Республики Коми от 11 сентября 2008 года N 239 (в ред. Постановления Правительства РК от 05 августа 2009 года N 229).
В соответствии с п.8 раздела 1 Положения о стимулирующих выплатах работников ГБУЗ РК "Сыктывкарская станция скорой медицинской помощи", утвержденного руководителем 11 февраля 2013 года, выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления, в том числе премиальных выплат по итогам работы, а также надбавок за интенсивность и высокие результаты работы, качество выполняемых работ, определяются учреждением самостоятельно в пределах утвержденного планового фонда оплаты труда с учетом мнения представительного органа работников.
Конкретные размеры выплат стимулирующего характера, в том числе премиальных выплат по итогам работы, надбавок за интенсивность и высокие результаты работы, качество выполняемых работ, работникам учреждения устанавливаются приказом руководителя учреждения.
На основании п.1 раздела 2 Положения установлен минимальный размер ежемесячных выплат за интенсивность и высокие результаты работы - 10 %.
Истцам с "Дата обезличена" года надбавка за интенсивность и высокие результаты установлена в размере ...
С учетом изложенного, судебная коллегия считает вывод суда законным и обоснованным.
Доводы жалобы о том, что ответчик при принятии Положения об оплате труда работников нарушил требования статьи 372 Трудового кодекса РФ, являются несостоятельными.
Перед принятием решения работодатель должен направить проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников (ч. 1 ст. 372 ТК РФ). Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме (ч.2 ст. 372 ТК РФ).
Из материалов дела следует, что администрация ГБУЗ РК "СССМП" "Дата обезличена" года направляла в адрес председателей профсоюзных комитетов Клочковой Т.И. (получено "Дата обезличена" года), Шуляковскому B.C. (получено "Дата обезличена" года) на согласование Положение об оплате труда с приложениями (приложением N 8 является Положение о стимулирующих выплатах работников).
Однако материалы дела не содержат доказательств, что в установленный законом срок профсоюзы высказали мотивированное несогласие с проектом локального нормативного акта. По истечении установленного законом срока и отсутствия мотивированного мнения профсоюза, работодатель "Дата обезличена" года утвердил и ввел в действие локальный нормативный акт.
При этом, как правильно указано судом первой инстанции, отсутствие какого-либо возражения со стороны профсоюзов не обязывает работодателя проводить процедуру дополнительных консультаций и не свидетельствует о незаконности введения локального нормативного акта в действие.
Доводы жалобы о том, что локальный нормативный акт был принят на 5 день срока, установленного ст. 372 Трудового кодекса РФ необоснованны, поскольку согласно части 1 статьи 14 Трудового кодекса Российской Федерации течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей.
Из буквального толкования положений ч. 2 ст. 372 Трудового кодекса РФ во взаимосвязи с положением ч. 1 ст. 14 Трудового кодекса РФ следует, что установленный срок начинает исчисляться с момента получения проекта локального нормативного акта, т.е. в рассматриваемом случае с "Дата обезличена" года.
Кроме того, в установленный законом пятидневный срок профсоюзный комитет мотивированное мнение по проекту локального нормативного акта в письменной форме работодателю не представил.
Таким образом, утвердив "Дата обезличена". Положение об оплате труда с приложениями, при отсутствии мотивированного несогласия профсоюзных комитетов, работодатель не нарушил установленный ст. 372 Трудового кодекса РФ срок.
Доводы жалобы о том, что уведомления от "Дата обезличена". прекратили свое действие в связи с уведомлением от "Дата обезличена". ошибочны, поскольку уведомлением от "Дата обезличена". работники были поставлены в известность о смене собственника учреждения, сведений об изменении размера стимулирующих выплат указанные уведомления не содержат. Доводы истцов, что уведомления от "Дата обезличена" года прекратили свое действие в связи с тем, что с "Дата обезличена". изменения стимулирующих выплат не произошло, основаны на ошибочном толковании положений статьи 74 Трудового кодекса РФ.
Доводы жалобы об ухудшении положения работников в связи со снижением размера стимулирующих выплат, не влекут отмену решения суда, являлись предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Обстоятельства, имеющие значение для дела судом исследованы и установлены в полном объеме. Нормы материального права применены верно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу председателя НП РСМП Клочковой Т.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.