Решение Верховного Суда РФ от 10 июня 1996 г. N ГКПИ96-61
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в лице:
Судьи Верховного Суда РФ Федина А.И.
при секретаре Поповой Ю.В.
с участием прокурора Харланова А.В.
Рассмотрев в открытом судебным заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества (ОАО) "Томскнефть" и жалобе территориального комитета профсоюза Северного флота об оспаривании разъяснения Минтруда России от 25 июня 1993 г., установил:
Генеральный директор ОАО "Томскнефть" обратился в Верховный Суд РФ с заявлением, в котором поставил вопрос о признании недействительным разъяснения Минтруда России от 25 июня 1993 г. N 7 "О некоторых вопросах, связанных с порядком предоставления дополнительных отпусков, предусмотренных действующим законодательством", сославшись на то, что согласно законам о труде дополнительные отпуска работникам должны присоединяться к ежегодному оплачиваемому отпуску, составляющему не менее 24 рабочих дней в расчете на шестидневную рабочую неделю, а не к 12 рабочим дням с доведением общего ежегодного отпуска и ежегодных дополнительных отпусков до продолжительности в 24 рабочих дня и более, как это предусмотрено оспариваемым разъяснением.
Впоследствии в Верховный Суд РФ обратился территориальный комитет профсоюза Северного флота с жалобой, в которой поставлен аналогичный вопрос о признании недействительным указанного разъяснения Минтруда РФ по тем же основаниям.
Определением Верховного Суда РФ от 20 мая 1996 г. дело по заявлению ОАО "Томскнефть" и дело по жалобе территориального комитета профсоюза Северного флота на основании ст.128 ГПК РСФСР объединены в одно производство.
В настоящем судебном заседании представители территориального комитета профсоюза поддержали поданную жалобу.
Представитель Минтруда России возражал против удовлетворения заявления ОАО "Томскнефть" и жалобы теркома профсоюза.
В ранее состоявшихся судебных заседаниях представитель ОАО "Томскнефть" поддержал заявление, представители Минтруда России и Минюста России возражали против удовлетворения заявления.
Заслушав объяснения представителей территориального комитета профсоюза Северного флота Габдуллина Р.А. и Закировой Р.Ф., поддержавших жалобу, объяснения представителя Минтруда России Панина С.А., возражавшего против удовлетворения заявления и жалобы, исследовав письменные доказательства, огласив объяснения других лиц, участвовавших в деле, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Харланова А.В., полагавшего признать обжалуемое разъяснение Минтруда России незаконным, Верховный Суд РФ находит, что разъяснение Минтруда России, обжалуемое заявителями, следует признать недействительным (незаконным) по следующим основаниям.
Из содержания обжалуемого разъяснения Минтруда России следует, что оно дано в связи с введением постановлением Верховного Совета РСФСР от 19 апреля 1991 г. в действие Закона РСФСР "О повышении социальных гарантий для трудящихся", установившего в Российской Федерации ежегодный оплачиваемый отпуск для всех трудящихся продолжительностью не менее 24 рабочих дней в расчете на шестидневную рабочую неделю (четырех календарных недель).
О продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска см. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ, вступивший в силу с 1 февраля 2002 г.
Согласно данному разъяснению общая продолжительность ежегодного отпуска с учетом дополнительных отпусков (ст.68 КЗоТ РФ), предоставляемых работникам за ненормированный рабочий день, за работу с вредными условиями труда, за продолжительный стаж работы на данном предприятии и по другим основаниям, за счет увеличения минимальной продолжительности ежегодного отпуска не подлежит изменению, если эта продолжительность составляет 24 и более рабочих дней.
Оспариваемым правовым актом также разъяснено, что в этом случае, когда общая продолжительность ежегодного отпуска с учетом дополнительных отпусков, предусмотренных действующим законодательством, составляет менее 24 рабочих дней, подлежит предоставлению ежегодный отпуск продолжительностью 24 рабочих дня.
При этом в разъяснении приводятся примеры присоединения дополнительных отпусков к основному ежегодному, определяемому Минтрудом России продолжительностью в 12 рабочих дней с доведением общей продолжительности ежегодного (основного) и ежегодных дополнительных отпусков до 24 рабочих дней в случае, если она (такая общая продолжительность двух видов отпусков) составляет менее 24 рабочих дней.
Таким образом, указанное разъяснение Минтруда России, действующее до настоящего времени, предусматривает возможность предоставлять ежегодные дополнительные отпуска к ежегодному (основному) отпуску, равному 12 рабочим дням, хотя согласно ст.67 КЗоТ РФ ежегодный оплачиваемый отпуск не может быть менее 24 рабочих дней.
Как пояснили в судебных заседаниях представители Минтруда России и Минюста России, основанием для дачи такого разъяснения послужило указание в ч.II п.2 ст.2 постановления Верховного Совета РСФСР от 19 апреля 1991 г. "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О повышении социальных гарантий для трудящихся" на то, что впредь до принятия нового законодательства об отпусках сохранить порядок и условия предоставления дополнительных отпусков, предусмотренных действующим законодательством.
Представители заинтересованных в деле лиц утверждают, что до настоящего времени действуют порядок и условия предоставления дополнительных отпусков, предусмотренные Правилами об очередных и дополнительных отпусках, утвержденными 30 апреля 1930 г. НКТ СССР (л.д.78-79), которыми очередной (ежегодный оплачиваемый) отпуск был определен продолжительностью в 12 рабочих дней.
Представители Минтруда России утвердили в судебном заседании, что именно указанный в данных Правилах от 30 апреля 1930 г. очередной отпуск в 12 рабочих дней является основным (базовым), к которому должны присоединяться дополнительные отпуска, а указанный в Кодексе законов о труде РФ ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 24 рабочих дней является минимальным, а не базовым, и, следовательно, к нему не обязаны, а вправе присоединять дополнительные отпуска предприятия (учреждения, организации) с учетом производственных и финансовых возможностей и тем трудящимся, которые пользуются ежегодным отпуском продолжительностью 24 дня и более.
Однако с таким доводом представителей Минтруда России суд не может согласиться.
В ст.114 Кодекса законов о труде РСФСР 1922 года, действовавшего до 1 апреля 1972 г., также указывалось на то, что очередной отпуск продолжительностью не менее двух недель (12 рабочих дней) предоставляется всем лицам, работающим по найму и проработавшим определенный период времени.
Между тем в статье 115 этого Кодекса было предусмотрено, что дополнительные отпуска лицам, работающим в особо вредных и опасных предприятиях, предоставляются помимо отпусков, предусмотренных ст.114 КЗоТ РСФСР 1922 года.
Таким образом, дополнительные отпуска подлежали присоединению к очередному (ныне - ежегодному оплачиваемому) отпуску продолжительностью не менее 12 рабочих дней, указанному законодателем.
То обстоятельство, что впоследствии в п.7 утвержденных НКТ СССР 30 апреля 1930 г. Правил было указано на предоставление взрослым работникам во всех случаях очередного (ежегодного оплачиваемого) отпуска на 12 рабочих дней, свидетельствует об отражении в подзаконном акте предусмотренной ранее ст.114 КЗоТ РСФСР продолжительности очередного (основного) отпуска такой же продолжительности, а не об установлении Наркоматом труда СССР самостоятельной (не зависящей от продолжительности очередного отпуска предусмотренной в КЗоТ РСФСР) нормы, которая бы регламентировала такую продолжительность очередного отпуска.
С 1 января 1971 г. Законом СССР от 15 июля 1970 г. были введены в действие Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, согласно ст. 33 которых ежегодный отпуск рабочим и служащим предоставлялся продолжительностью не менее 15 рабочих дней (вместо предусмотренных ранее ст.114 КЗоТ РСФСР 12 рабочих дней).
Статьей 1 Закона Союза ССР от 15 июля 1970 г. "Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде" было поручено Президиуму Верховного Совета СССР установить порядок введения в действие Основ о труде и привести законодательство Союза СССР в соответствие с Основами.
Статьей 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР "О порядке введения в действие "Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде" было предусмотрено, что впредь до приведения законодательства Союза СССР и союзных республик в соответствии с Основами о труде действующие акты трудового законодательства Союза ССР, кодексы законов о труде и иные акты трудового законодательства союзных республик применяются, поскольку они не противоречат Основам.
Таким образом, с 1 января 1971 г. 114 статья КЗоТ РСФСР 1922 года в части определения продолжительности очередного отпуска в не менее 12 рабочих дней не подлежала применению в связи с тем, что такая продолжительность основного отпуска противоречила ст. 33 Основ законодательства о труде, установившей продолжительность ежегодного отпуска не менее 15 рабочих дней.
Вместе с тем ст.115 КЗот РСФСР 1922 года, предусматривавшая предоставление дополнительных отпусков работникам, кроме отпусков в 15 рабочих дней (согласно Основам законодательства о труде), продолжала действовать, поскольку не противоречила Основам.
Следовательно, по этим же основаниям не подлежали применению и Правила об очередных и дополнительных отпусках, утвержденные НКТ СССР 30 апреля 1930 г., в части определения продолжительности очередного отпуска во всех случаях в 12 рабочих дней.
С 1 января 1971 г. дополнительные отпуска подлежали присоединению не к 12 рабочим дням очередного (ежегодного оплачиваемого отпуска), а к 15 рабочим дням, установленным Основами законодательства о труде.
Поскольку именно законодатель начиная с 1922 года устанавливал в принимаемых им законах продолжительность очередного (ежегодного оплачиваемого) отпуска, другие органы, ведомства и министерства в подзаконных актах не вправе были предусматривать иную величину такого отпуска.
Кроме того, из разъяснения Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 1 июня 1971 г. не следует, что предусмотренная как не подлежащая изменению общая продолжительность ежегодного отпуска с учетом дополнительных отпусков свидетельствует об уменьшении продолжительности именно ежегодного отпуска, установленной к тому времени законодателем в не менее 15 рабочих дней.
Тем более по изложенным основаниям не подлежали применению Правила об очередных и дополнительных отпусках, утвержденные НКТ СССР 30 апреля 1930 г., в части определения продолжительности очередного отпуска в 12 рабочих дней ко времени принятия Верховным Советом РСФСР Закона "О повышении социальных гарантий для трудящихся", статьей 4 которого ежегодный оплачиваемый отпуск для всех трудящихся был установлен продолжительностью не менее 24 рабочих дней.
Именно ежегодный отпуск этой продолжительностью может быть признан в качестве основного (базового), к которому частично либо полностью подлежат присоединению дополнительные отпуска.
Указание же в постановлении Верховного Совета РСФСР от 19 апреля 1991 г. "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О повышении социальных гарантий для трудящихся" на то, что впредь до принятия нового законодательства об отпусках сохранить порядок и условия предоставления дополнительных отпусков, предусмотренных действующим законодательством, не дает оснований полагать о сохранении порядка и условий, по которым именно к 12 рабочим дням следовало присоединять дополнительные отпуска, а не к 24 дням основного (без учета дополнительных отпусков) отпуска, поскольку задолго до этого времени (как указано выше) определение основного (базового) отпуска в 12 рабочих дней, предусматривавшееся в п.7 Правил об очередных и дополнительных отпусках от 30 апреля 1930 г., не могло применяться.
Кроме того, связь с действующим законодательством проведена в постановлении Верховного Совета РСФСР от 19 апреля 1991 г. в отношении видов дополнительных отпусков, а не с порядком и условиями предоставления таких отпусков.
Продолжительность же очередного (ежегодного оплачиваемого отпуска), основного (базового) отпуска, к которому подлежит присоединять дополнительные отпуска (частично или полностью), начиная с 1922 года определялась законодателем в законах, а не в подзаконных актах.
Из смысла указания в постановлении Верховного Совета РСФСР от 19 апреля 1991 г. "при этом у трудящихся, пользующихся ежегодным отпуском продолжительностью 24 дня и более, продолжительность отпуска не изменяется; предприятия (учреждения, организации) с учетом производственных и финансовых возможностей могут предоставлять им отпуск большей продолжительности за счет присоединения дополнительных отпусков (полностью или частично) к отпуску продолжительностью в 24 рабочих дня" не следует (и не может следовать исходя из того, что продолжительность основного (базового) отпуска, к которому подлежали присоединению дополнительные отпуска, законодатель определял в законах), что предприятия вправе уменьшать продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законом в пределах не менее 24 рабочих дней.
Введенный в действие с 6 октября 1992 г. Закон РФ "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации" изменил и ст. 67 Кодекса, установив вместо ранее предусматривавшейся продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска не менее 15 рабочих дней продолжительность такого отпуска не менее 24 рабочих дней.
При этом ни данным Законом (введенным в действие с 6 октября 1992 г.), ни постановлением Верховного Совета РФ о его введении в действие не предусмотрено сохранение прежнего порядка и условий предоставления дополнительных отпусков.
Другая же продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, кроме не менее 24 рабочих дней, никакими иными законами не предусмотрена.
Следовательно, никакая иная продолжительность такого ежегодного оплачиваемого отпуска не могла быть использована Минтрудом России в качестве продолжительности основного (базового) отпуска, к которому предприятия (учреждения, организации) вправе при определенных условиях частично или полностью присоединять дополнительные отпуска.
По изложенным основаниям обжалуемое разъяснение Минтруда России как противоречащее ст.67 КЗоТ РФ, действовавшей на день утверждения этого разъяснения, является незаконным и подлежит признанию недействительным.
Признавая недействительным разъяснение Минтруда России, суд принимает также во внимание и то, что обжалуемые положения этого разъяснения искажают смысл и цель предоставления дополнительных отпусков (закрепление квалифицированных кадров на предприятиях, компенсирование вредных условий работы и т.д.) и в определенных случаях могли приводить к нарушению прав отдельных категорий граждан.
Так, например, работнику, занятому на подземных горных работах с продолжительностью основного отпуска в 28 календарных дней (24 рабочих), дополнительный отпуск за работу в подземных условиях 24 календарных дня, а также дополнительные отпуска других видов (за работу с вредными условиями труда - 14 календарных дней и др.) присоединяются не к 12 рабочим дням, как это предусмотрено разъяснением Минтруда в отношении этих же дополнительных отпусков для работников, не занятых на подземных горных работах, а к 24 рабочим дням основного отпуска.
Поскольку указанное разъяснение Минтруда России, исходя из названия и взаимосвязанности его положений как несоответствующих закону, так и не содержащих таких несоответствий, приводит к бессмысленности признания недействительности лишь части норм этого разъяснения, суд полагает, что признанию недействительным подлежит разъяснение Минтруда России от 25 июня 1993 г. в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.116, 191-197, 231-232, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
признать недействительным (незаконным) разъяснение Министерства труда Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 7 "О некоторых вопросах, связанных с порядком предоставления дополнительных отпусков, предусмотренных действующим законодательством", утвержденное постановлением Минтруда России от 25 июня 1993 г. N 123.
Решение Верховного Суда РФ обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит и вступает в законную силу немедленно после этого провозглашения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации |
А.И.Федин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 10 июня 1996 г. N ГКПИ96-61
Текст решения опубликован в журнале "Экспресс - Закон", 1997 г., N 27