В последние годы в Российской Федерации отмечается значительный рост нарушений федерального лесного законодательства. Только за 1990-1996 гг. число зарегистрированных случаев незаконных порубок леса возросло с 8,8 до 22,3 тыс., кубомасса незаконно вырубленного леса - с 319 до 400 тыс. куб. м, порубки с невыявленными лесонарушителями - с 39 до 150 тыс. куб. м.
В стране ежегодно возникает до 30 тыс. лесных пожаров, уничтожающих сотни тысяч гектаров леса, из них 80 % - по вине человека. Наибольшее количество пожаров отмечается в Республиках Бурятия, Тыва и Саха (Якутия), Красноярском и Хабаровском краях, Амурской, Иркутской, Читинской и других областях.
Вместе с тем, несмотря на распространение нарушений лесного законодательства, к уголовной ответственности привлекается около 2 % виновных, к административной -10%.
Таким образом, количество возбуждаемых уголовных и административных дел явно не соответствует числу реально совершаемых правонарушений, отражает неадекватность реакции органов управления лесным хозяйством и правоохранительных органов на сложившуюся кризисную ситуацию в сфере борьбы с нарушениями федерального лесного законодательства.
Все чаще нарушители отказываются повиноваться законным требованиям работников гослесоохраны и оказывают вооруженное сопротивление. Участились случаи нападения на работников гослесоохраны с применением оружия. В результате поджогов уничтожается большое количество производственных зданий, кордонов и жилых домов, хозяйственных построек, служебного транспорта.
В то же время органы управления лесным хозяйством не всегда дают принципиальную оценку установленным фактам нарушений, в ряде случаев не ставят вопросы об отмене незаконных решений и постановлений местных органов власти и управления, не используют в должной мере установленных законом полномочий, а ограничиваются зачастую привлечением нарушителей к материальной ответственности.
Следственный аппарат органов прокуратуры и внутренних дел, органы дознания не всегда используют имеющиеся возможности в оперативном и квалифицированном расследовании нарушений федерального лесного законодательства, фактов возникновения лесных пожаров. Отсутствует должное взаимодействие правоохранительных органов и гослесоохраны, допускается волокита при принятии решений в порядке ст. 109 УПК РСФСР.
Все это вызывает безотлагательную необходимость укрепления законности в сфере охраны лесов России, установления четкого взаимодействия и координации органов прокуратуры, внутренних дел и территориальных органов гослесоохраны при проведении соответствующих проверок и передаче материалов о нарушениях федерального лесного законодательства с признаками уголовно наказуемых деяний.
В этих целях рекомендуется создание на местах специализированных следственно-оперативных групп, из опытных, прошедших специальную подготовку сотрудников органов внутренних дел, владеющих методикой проведения неотложных следственных действий и оперативных мероприятий по делам о нарушениях лесного законодательства, лесных пожарах, включающих также работников гослесохраны.
Для регламентации передачи материалов о нарушениях лесного законодательства и лесных пожарах в органы прокуратуры и внутренних дел установить следующий порядок:
1. Органам управления лесным хозяйством в обязательном порядке не позднее чем в 3-дневный срок со дня получения протокола о лесонарушении или протокола о лесном пожаре, направлять материалы* в территориальные органы прокуратуры и внутренних дел, а в бассейне реки Волга - в Волжскую природоохранную прокуратуру для проверки и принятия по ним процессуального решения в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством в случаях:
- уничтожения или повреждения пожарами лесов и насаждений;
- незаконных порубок деревьев и кустарников, совершенных в значительном или крупном размере**, или на особо охраняемых природных территориях;
- самовольных захватов земель лесного фонда и других нарушений лесного законодательства, повлекших значительный или крупный ущерб.
В случае неустановления юридического или физического лица, причастного к совершению преступного нарушения федерального лесного законодательства, материалы направляются в органы внутренних дел для проведения необходимых оперативно-розыскных мероприятий и принятия процессуального решения.
2. Материалы, направляемые государственными органами управления лесным хозяйством в правоохранительные органы, должны содержать:
- сопроводительное письмо с изложением данных о нарушителе, существа нарушения лесного законодательства; справки с полным расчетом причиненного ущерба; ходатайства о признании органа управления лесным хозяйством гражданским истцом по уголовному делу (при наличии ущерба), доверенность на лицо, представляющее в суде интересы органа управления лесным хозяйством; перечень прилагаемых документов, предметов, которые могли быть признаны вещественными доказательствами:
- протокол о лесонарушении или протокол о лесном пожаре, содержащий исчерпывающие сведения о месте, времени и обстоятельствах нарушения или лесного пожара;
- копии донесения летчика-наблюдателя, обнаружившего пожар, а также составленных им карт и схем визуального наблюдения;
- письменное объяснение нарушителя по существу совершенных действий;
- письменное объяснение лиц, принимавших участие в обнаружении и задержании нарушителей;
- копия извещения руководителя органа управления лесным хозяйством о предъявлении нарушителю иска о возмещении ущерба.
3. Все документы, направляемые в органы прокуратуры и внутренних дел должны быть надлежаще оформлены в соответствии с Инструкцией о порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства, утвержденной постановлением Государственного комитета СССР по лесному хозяйству от 22.04.86 N 1.
4. Органы прокуратуры и внутренних дел при получении материалов о нарушениях федерального лесного законодательства в установленные законом сроки принимают соответствующие процессуальные решения в порядке ст. 109 УПК РСФСР.
В случае истребования прокурором, следователем или органом дознания дополнительных материалов орган управления лесным хозяйством обязан обеспечить их своевременное предоставление, дать информацию по вопросам, входящим в его компетенцию.
О принятом по материалам процессуальном решении прокурор, следователь, орган дознания уведомляют руководство органа управления лесным хозяйством.
Кроме материалов о фактах нарушений лесного законодательства, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний, органам управления лесным хозяйством следует информировать органы прокуратуры о принятии органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления незаконных правовых актов или совершении действий, нарушающих федеральное лесное законодательство, в том числе:
- о незаконной выдаче разрешений на рубку леса в лесах всех групп;
- о необоснованном переводе лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства;
- о нарушениях установленного порядка выдачи разрешений (лицензий) на пользование лесным фондом и т.д.
В целях обеспечения законности, совершенствования взаимодействия и повышения эффективности борьбы с нарушениями федерального законодательства об охране лесов, предлагаем:
- прокурорам республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, гг.Москвы и Санкт-Петербурга, военным, природоохранным и другим специализированным прокурорам принять реальные меры к улучшению координации и взаимодействия с органами внутренних дел и органами управления лесным хозяйством по усилению борьбы с нарушениями федерального лесного законодательства.
Органам прокуратуры обеспечить действенный надзор за соблюдением законодательства, полнотой и объективностью расследования уголовных дел данной категории, законностью принимаемых органами гослесоохраны мер. Особое внимание уделять надзору за рассмотрением материалов о посягательстве на жизнь и здоровье работников гослесоохраны и общественных инспекторов при выполнении ими служебных обязанностей;
- природоохранным и территориальным прокурорам регулярно проводить семинарские занятия с госинспекторами по вопросам оформления материалов о совершении уголовно наказуемых деяний и исполнения действующего лесного законодательства;
- министрам и начальникам управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации, начальникам ОВД районов, городов разработать конкретные меры по улучшению координации и взаимодействия с органами управления лесным хозяйством в целях усиления борьбы с нарушениями федерального лесного законодательства;
- правоохранительным органам при отказов в возбуждении либо при прекращении за отсутствием состава преступления уголовного дела, но при наличии в действиях правонарушителя административного правонарушения в 3-дневный срок направлять материалы уполномоченным органам для привлечения виновных к административной ответственности;
- руководителям правоохранительных органов и органов управления лесным хозяйством ежеквартально проводить сверку переданных и поступивших материалов и принятых по ним решений;
- руководителям органов управления лесным хозяйством обеспечить незамедлительное оповещение органов внутренних дел о возникновении лесных пожаров и ходе их развития; доставку лесхозами и авиаотделениями следственно-оперативных групп к местам возникновения лесных пожаров, оформление и своевременную передачу материалов о нарушениях федерального лесного законодательства с признаками уголовно наказуемых деяний в правоохранительные органы.
Заместитель Генерального прокурора
Российской Федерации
государственный советник
юстиции 1 класса |
В.И.Давыдов |
Заместитель Министра внутренних дел
Российской Федерации
генерал-полковник милиции |
П.М.Латышев |
Заместитель Руководителя Федеральной
службы лесного хозяйства
Российской Федерации |
Д.И.Одинцов |
-------------------------------------------------------------------------
* Материалы, содержащие признаки преступления, предусмотренные ч.2 ст. 260, ч.2 ст. 261 и ст. 262 УК РФ, направляются в органы внутренних дел для производства предварительного расследования: предусмотренные ч.1 ст. 260 и ч.1 ст. 261 УК РФ. - в органы дознания, содержащие признаки уголовно наказуемых деяний - в органы прокуратуры.
** Значительным размером признается исчисленный по существующим таксам ущерб в 20 раз превышающий минимальный размер оплаты труда,установленный законодательством Российской Федерации на момент совершения преступления, крупным размером - в 200 раз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указание Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ и Рослесхоза РФ от 16 апреля, 12, 14 мая 1997 г. NN 25/7, 1/8588, ДО-5-27/166 "Об усилении координации и взаимодействия в борьбе с нарушениями федерального лесного законодательства и порядке оформления и передачи материалов о лесных пожарах и лесонарушениях в правоохранительные органы"
Текст указания официально опубликован не был