Постановление Правительства РФ от 11 декабря 1997 г. N 1542
"Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по жилищной и строительной политике"
Согласно постановлению Правительства РФ от 25 января 1999 г. N 95 настоящее постановление утратило силу
Указом Президента РФ от 30 апреля 1998 г. N 483 Государственный комитет Российской Федерации по жилищной и строительной политике упразднен
Указом Президента РФ от 22 сентября 1998 г. N 1142 образован Государственный комитет Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике
Указом Президента РФ от 25 мая 1999 г. N 651 Государственный комитет Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике преобразован в Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Государственном комитете Российской Федерации по жилищной и строительной политике.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 1994 г. N 1170 "Об утверждении Положения о Министерстве строительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 27, ст.2894).
Председатель Правительства |
В. Черномырдин |
Положение
о Государственном комитете Российской Федерации по жилищной и строительной политике
(утв. постановлением Правительства РФ от 11 декабря 1997 г. N 1542)
Указом Президента РФ от 30 апреля 1998 г. N 483 Государственный комитет Российской Федерации по жилищной и строительной политике упразднен
Указом Президента РФ от 22 сентября 1998 г. N 1142 образован Государственный комитет Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике
Указом Президента РФ от 25 мая 1999 г. N 651 Государственный комитет Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике преобразован в Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу
1. Государственный комитет Российской Федерации по жилищной и строительной политике (Госстрой России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам государственной политики в области жилищно-коммунального хозяйства, строительства, архитектуры, градостроительства и промышленности строительных материалов, конструкций и деталей и функциональное регулирование в этих сферах. Комитет и органы архитектуры и градостроительства субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в области архитектуры и градостроительства.
2. Комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и некоммерческими организациями. В ведении Комитета находятся государственные унитарные предприятия и организации.
3. Комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.
4. Основными задачами Комитета являются:
1) формирование и реализация государственной политики в области жилищно-коммунального хозяйства, строительства, архитектуры, градостроительства, промышленности строительных материалов, конструкций и деталей;
2) проведение во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации федеральной жилищной политики и координация ее реализации в регионах, разработка нормативных правовых актов по вопросам создания рынка жилья и его функционирования, а также формирования, учета и технической инвентаризации объектов недвижимости всех форм собственности в жилищной сфере, подготовка предложений по формированию федеральных целевых программ, направленных на развитие социальной сферы и коммунальной инфраструктуры;
3) координация работы, проводимой органами местного самоуправления, по реализации концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и его перевода на бездотационные условия функционирования, по демонополизации отрасли и созданию конкурентной среды;
4) координация работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству, архитектуре и градостроительству;
5) осуществление экспертизы проектов на строительство предприятий, зданий и сооружений и градостроительной документации, государственного архитектурно-строительного надзора, лицензирования, сертификации строительной и проектной продукции, разработка норм, правил, государственных стандартов и проведение научно-технической политики в строительстве, архитектуре, градостроительстве, в области инженерных изысканий, проектировании, промышленности строительных материалов, конструкций и деталей и в области эксплуатации, капитального ремонта и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства;
6) разработка основных направлений федеральной политики в области градостроительства и осуществление контроля за ее реализацией, организация разработки на отдельные периоды и реализация Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации;
7) реализация государственной политики структурной перестройки производственной базы жилищно-коммунального хозяйства, строительства, промышленности строительных материалов, конструкций и деталей.
5. Комитет в соответствии с возложенными на него основными задачами осуществляет следующие функции:
1) вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проекты законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам сферы деятельности Комитета, участвует в разработке проектов федеральных законов и других нормативных правовых актов по вопросам бюджетной, налоговой, социальной, кредитной и амортизационной политики, по финансированию капитального строительства, сокращению объемов незавершенного строительства, градостроительному планированию развития территорий, регулированию землепользования, природопользования, формирования рынка недвижимости, оценки и управления объектами недвижимости;
2) разрабатывает и представляет в установленном порядке проекты федеральных стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, обеспечивает мониторинг введения указанных федеральных стандартов;
3) подготавливает предложения по совершенствованию экономических условий создания рыночной инфраструктуры в жилищно-коммунальном хозяйстве, строительстве, промышленности строительных материалов, конструкций и деталей и разрабатывает рекомендации по ценам на строительную продукцию;
4) обеспечивает разработку, принимает, вводит в действие и издает нормы, правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, а также нормы и государственные стандарты в области строительства, архитектуры, градостроительства, проектирования, инженерных изысканий, промышленности строительных материалов, конструкций и деталей, обязательных для исполнения как юридическими, так и физическими лицами, дает разъяснения и осуществляет контроль за их соблюдением и применением;
5) участвует в разработке прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и предложений к проекту федерального бюджета по разделам, относящимся к компетенции Комитета;
6) организует работы по совершенствованию экономических методов управления, сметного нормирования и развития новых форм рынка труда в строительстве, промышленности строительных материалов, конструкций и деталей;
7) участвует в разработке проектов соглашений между Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о разграничении полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства, строительства, архитектуры, градостроительства и осуществляет контроль за их реализацией;
8) обеспечивает в установленном порядке функции государственного заказчика по разработке и реализации федеральных целевых программ, участвует в формировании и реализации разделов научно-технических и опытно-конструкторских работ этих программ, участвует в формировании перечня объектов строительства для федеральных государственных нужд и осуществляет контроль за ходом их сооружения;
9) осуществляет контроль за соблюдением жилищного законодательства и сохранностью жилищного фонда и объектов коммунального назначения, а также в установленном порядке обеспечивает нормативно-методическое сопровождение инвентаризации зданий и сооружений жилищно-гражданского и производственного назначения и координацию работ, связанных с содержанием мест погребения российских граждан на территориях иностранных государств и мест погребения на территории Российской Федерации граждан, родственники которых постоянно проживают в зарубежных странах;
10) разрабатывает предложения по совершенствованию договорных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве и строительстве, а также методические рекомендации для формирования договорных цен и тарифов на услуги предприятий и организаций жилищно-коммунальной сферы; участвует в разработке порядка проведения подрядных торгов на строительство объектов для федеральных государственных нужд и в проведении этих торгов;
11) принимает участие в решении вопросов приватизации предприятий и организаций строительства, промышленности строительных материалов, конструкций и деталей, развития конкуренции между предприятиями, создания рынка жилья, коммунальных услуг и продукции промышленности строительных материалов, конструкций и деталей, а также передачи объектов жилищно-коммунальной сферы в муниципальную собственность;
12) содействует созданию финансово-промышленных групп и лизинговых компаний, разрабатывает предложения по оказанию государственной поддержки малому предпринимательству в жилищно-коммунальной сфере, строительстве, промышленности строительных материалов, конструкций и деталей;
13) подготавливает в установленном порядке предложения по созданию, реорганизации и ликвидации федеральных государственных предприятий жилищно-коммунальной сферы, строительства, промышленности строительных материалов, конструкций и деталей, находящихся в ведении Комитета, утверждает их уставы, назначает на должность и освобождает от должности руководителей указанных предприятий, заключает, изменяет и расторгает контракты с этими руководителями;
14) принимает участие в подготовке предложений о передаче в доверительное управление закрепленных в федеральной собственности акций акционерных обществ в жилищно-коммунальной сфере, строительстве, промышленности строительных материалов, конструкций и деталей, созданных путем приватизации государственных предприятий;
15) проводит по согласованию с Министерством государственного имущества Российской Федерации ревизии и инвентаризации на предприятиях, находящихся в ведении Комитета;
16) принимает в установленном порядке совместно с Министерством государственного имущества Российской Федерации решения о передаче для завершения строительства либо продажи не завершенных строительством жилых домов, заказчиками которых являлись федеральные органы исполнительной власти, организации и учреждения, финансируемые из федерального бюджета;
17) обеспечивает проведение в установленном порядке комплексной государственной экспертизы проектов на строительство и градостроительной документации; осуществляет организационно-методическое обеспечение деятельности органов вневедомственной экспертизы и экспертных подразделений федеральных органов исполнительной власти в области проектирования и строительства предприятий, зданий и сооружений, разрабатывает и реализует меры по повышению эффективности их работы;
18) осуществляет в установленном порядке лицензирование выполнения инженерных изысканий для строительства, проектных и строительно-монтажных работ, производства отдельных видов строительных материалов, конструкций и изделий, архитектурной деятельности, обеспечивает организационное и методологическое руководство лицензированием в области строительной деятельности, эксплуатации инженерных систем городов и населенных пунктов, оказания ритуальных услуг;
19) обеспечивает в установленном порядке организацию сертификации в жилищно-коммунальном хозяйстве и строительстве, осуществляет аккредитацию органов по сертификации и испытательных лабораторий, а также аттестацию экспертов-аудиторов, ведение соответствующего раздела государственного реестра объектов, подлежащих сертификации;
20) организует и осуществляет государственный архитектурно-строительный надзор за качеством строительства, а также контроль за качеством оказываемых жилищно-коммунальных услуг и продукции предприятий промышленности строительных материалов, конструкций и деталей;
21) утверждает порядок расследования причин аварий строящихся и эксплуатируемых зданий и сооружений;
22) осуществляет контроль за соблюдением норм и правил планировки и застройки городов и других поселений, а также в пределах своей компетенции контроль за использованием и охраной земель в поселениях, водных объектов и применяет установленные законодательством санкции, осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности Межведомственной комиссии по реализации Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации и градостроительству, осуществляет методическое обеспечение инженерных изысканий и разработки проектной документации по инженерной защите территории и объектов от опасных природных и техногенных процессов;
23) участвует в подготовке нормативных правовых актов по охране памятников истории и культуры, разработке мероприятий по их сохранности и использованию, созданию музеев и мемориальных объектов федерального значения, проводит экспертизу и согласовывает проектную документацию на их строительство и реконструкцию;
24) организует разработку нормативно-методической документации по созданию и ведению государственного градостроительного кадастра Российской Федерации, формирует и ведет государственный территориальный фонд материалов комплексных инженерных изысканий для строительства;
25) разрабатывает основные принципы определения сметной стоимости строительства, организует разработку сметно-нормативной базы и нормативных показателей расхода материальных ресурсов, а также осуществляет контроль за расходованием средств на содержание службы заказчика-застройщика по строительству, финансируемому из федерального бюджета;
26) осуществляет методическое обеспечение работы региональных центров по ценообразованию в строительстве;
27) формирует стратегию проведения и обеспечивает организацию выполнения научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ, финансируемых за счет средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, участвует в пределах своей компетенции в определении направлений научно-исследовательских работ, выполняемых научно-исследовательскими организациями жилищно-коммунального хозяйства и Российской академией архитектуры и строительных наук;
28) организует разработку и утверждает экспериментальные, типовые и базовые проектные решения для строительства объектов производственного и жилищно-гражданского назначения, подготавливает предложения по разработке прогрессивных технологий, оборудования, приборов, машин, механизмов и инструмента для нужд жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства и организует работу по их производству и освоению;
29) подготавливает предложения о совершенствовании статистической отчетности по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству, промышленности строительных материалов, конструкций и деталей, переоценке основных фондов зданий, сооружений и строительной техники;
30) осуществляет методическое обеспечение совершенствования организации и нормирования труда в строительстве, разрабатывает и согласовывает с Министерством труда и социального развития Российской Федерации тарифно-квалификационные характеристики по профессиям рабочих, не входящим в раздел "Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы" Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и служащих строительных организаций, а также подготавливает в установленном порядке предложения по совершенствованию льготного пенсионного обеспечения работников, занятых в строительстве и промышленности строительных материалов, конструкций и деталей;
31) выступает участником отраслевых тарифных соглашений по вопросам условий оплаты и охраны труда, социальных гарантий для работников жилищно-коммунального хозяйства, строительства, промышленности строительных материалов, конструкций и деталей, заключаемых с соответствующими отраслевыми профсоюзами и Министерством труда и социального развития Российской Федерации;
32) осуществляет техническую политику и разрабатывает нормативные правовые акты по охране труда в строительстве, принимает участие в расследовании групповых несчастных случаев со смертельным исходом, анализирует причины производственного травматизма и профессиональных заболеваний, принимает меры к их устранению и профилактике, осуществляет методическое руководство службами охраны труда в строительстве, промышленности строительных материалов, конструкций и деталей и жилищно-коммунальном хозяйстве, изучает и обобщает передовой опыт работы в области охраны труда;
33) осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в учебных заведениях Комитета;
34) организует и принимает участие в проведении федеральных и региональных выставок-ярмарок, оказывает методическую и консультативную помощь в вопросах развития и совершенствования выставочного дела в строительстве;
35) осуществляет в установленном порядке научно-техническое и экономическое сотрудничество с соответствующими органами зарубежных стран, оказывает содействие установлению прямых связей с зарубежными фирмами предприятий и организаций, осуществляющих деятельность в области жилищно-коммунального хозяйства, строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов, конструкций и деталей, участвует в работе Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности (государств-участников СНГ), а также международных организаций;
36) участвует в подборе высококвалифицированных руководящих кадров органов жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры и строительства для субъектов Российской Федерации, организует подготовку и повышение квалификации специалистов этих органов;
37) сотрудничает с общественными объединениями, привлекает их в установленном порядке к разработке социальной, экономической и технической политики в области жилищно-коммунального хозяйства, строительства, архитектуры, градостроительства;
38) выполняет другие функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
6. Комитет для выполнения возложенных на него задач имеет право:
1) в пределах своей компетенции принимать нормативные правовые акты в области жилищно-коммунального хозяйства, строительства, проектирования, архитектуры, градостроительства;
2) давать заключения по проектам нормативных правовых актов других федеральных органов исполнительной власти в сфере жилищно-коммунального хозяйства, строительства, архитектуры и социальной защиты населения в отношении оплаты жилья и коммунальных услуг;
3) выдавать в установленном порядке сертификаты на впервые производимую отечественную и импортируемую строительную продукцию (материалы, изделия, конструкции);
4) проводить инспекционный надзор за качеством жилищно-коммунального обслуживания, строительства и соответствием государственным стандартам и нормам строительной продукции, материалов, конструкций и деталей на предприятиях и в организациях независимо от формы собственности;
5) приостанавливать строительство объектов, производство строительных материалов, конструкций и изделий при выявлении грубых нарушений нормативных документов, а также при отсутствии необходимых разрешений и лицензий, применять установленные законодательством санкции;
6) осуществлять в установленном порядке аккредитацию соответствующих органов и организаций по лицензированию деятельности в жилищно-коммунальной сфере, строительстве и архитектуре;
7) осуществлять в пределах своей компетенции контроль за использованием и охраной земель;
8) устанавливать состав, порядок разработки, согласования, экспертизы и утверждения нормативной, градостроительной, проектно-сметной и научно-технической документации;
9) формировать в установленном порядке внебюджетные источники финансирования для разработки типовой проектной, нормативной и методической документации на строительство объектов, производство строительных конструкций и изделий за счет отчисления средств от реализации этой документации;
10) запрашивать от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по жилищно-коммунальному хозяйству, архитектуре, строительству и градостроительству информацию, необходимую для осуществления своих задач и функций;
11) привлекать для изучения и решения проблем в области строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства специалистов и экспертов на договорной (контрактной) основе.
7. Комитет возглавляет председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в установленном порядке.
Председатель Комитета несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет задач и осуществление им своих функций.
Заместители председателя Комитета назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством Российской Федерации.
8. Председатель Комитета:
1) издает в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации постановления, приказы, распоряжения и инструкции, подлежащие обязательному исполнению работниками Комитета, а также предприятиями и организациями, находящимися в ведении Комитета;
2) устанавливает обязанности и определяет ответственность руководителей структурных подразделений Комитета;
3) утверждает положения о структурных подразделениях Комитета;
4) утверждает в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и предельной численности работников структуру и штатное расписание центрального аппарата Комитета, а также смету расходов на его содержание в пределах утвержденных на соответствующий период бюджетных ассигнований;
5) назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Комитета;
6) утверждает в установленном порядке уставы находящихся в ведении Комитета предприятий и организаций, заключает в соответствии с законодательством Российской Федерации контракты с руководителями предприятий;
7) представляет в порядке особо отличившихся работников к награждению государственными наградами Российской Федерации, награждает работников строительства, промышленности строительных материалов, конструкций и деталей и жилищно-коммунального хозяйства отраслевыми почетными знаками и почетными грамотами;
8) осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. В Комитете образуется коллегия в составе председателя Комитета (председатель коллегии) и его заместителей, входящих в нее по должности, а также руководителей структурных подразделений Комитета, ведущих ученых и специалистов.
Численность и персональный состав коллегии (кроме лиц, входящих в ее состав по должности) утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению председателя Комитета.
Распределение обязанностей между членами коллегии производится председателем коллегии.
Коллегия рассматривает основные вопросы деятельности Комитета и находящихся в его ведении предприятий и организаций. Решения коллегии оформляются протоколами и проводятся в жизнь, как правило, приказами председателя Комитета.
10. Комитет осуществляет организационно-техническое обеспечение работы Правительственной комиссии по реформированию жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации и Межведомственного совета по вопросам архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
11. Для научного анализа проблем в области строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства в Комитете создается научно-технический совет. Состав совета и положение о нем утверждаются председателем Комитета.
12. Комитет в установленном законодательством порядке учреждает журналы и газеты.
13. Финансирование расходов на содержание работников центрального аппарата Комитета осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на государственное управление.
14. Комитет является юридическим лицом, имеет бюджетный и иные счета в банковских учреждениях, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, а также соответствующие печати и штампы.
В соответствии с указанным Положением Госстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам государственной политики в области жилищно-коммунального хозяйства, строительства, архитектуры, градостроительства и промышленности строительных материалов, конструкций и деталей и функциональное регулирование в этих сферах. Комитет и органы архитектуры и градостроительства субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в области архитектуры и градостроительства. Комитет имеет право: принимать нормативные правовые акты в области жилищно-коммунального хозяйства, строительства, проектирования, архитектуры, градостроительства; выдавать сертификаты на впервые производимую отечественную и импортируемую строительную продукцию (материалы, изделия, конструкции); приостанавливать строительство объектов, производство строительных материалов, конструкций и изделий при выявлении грубых нарушений нормативных документов, а также при отсутствии необходимых разрешений и лицензий, применять установленные законодательством санкции.
Постановление Правительства РФ от 11 декабря 1997 г. N 1542 "Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по жилищной и строительной политике"
Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 10 января 1998 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 22 декабря 1997 г., N 51, ст. 5805
Согласно постановлению Правительства РФ от 25 января 1999 г. N 95 настоящее постановление утратило силу