Постановление Правительства Москвы от 10 февраля 1998 г. N 101
"О комплексе мер по охране, восстановлению, оздоровлению рек Москвы, Яузы, других водных объектов города и благоустройству прилегающих к ним территорий"
Постановлением Правительства Москвы от 28 июля 2009 г. N 693-ПП настоящее постановление признано утратившим силу
Об организации работ по установлению границ водоохранных зон, прибрежных защитных и береговых полос водных объектов в г. Москве см. постановление Правительства Москвы от 18 ноября 2008 г. N 1058-ПП
Постановлением Правительства Москвы от 15 апреля 2003 г. N 268-ПП настоящее постановление снято с контроля
Об актуализации мероприятий Целевой среднесрочной экологической программы г. Москвы на 2006-2008 гг. с разработкой мероприятий до 2010 г. см. постановление Правительства Москвы от 14 октября 2008 г. N 946-ПП
За период с сентября 1996 г. по ноябрь 1997 г. городской комиссией и рабочей группой по устранению недостатков в содержании акваторий рек Москвы, Яузы и прилегающих территорий выполнен значительный объем работ, направленных на упорядочение использования водных объектов города и улучшение экологического состояния рек, водоемов и прилегающих к ним городских территорий.
Для выполнения поставленных задач было принято постановление Правительства Москвы от 29.10.96 N 873 "О мерах по упорядочению содержания сооружений и территорий в границах земель водного фонда г.Москвы", утверждающее разграничение зон контроля за пользованием водными объектами и ответственности за содержание сооружений на них:
- акватория р.Москвы и Химкинского водохранилища - за Государственным предприятием "Канал им.Москвы";
- акватория и 3-метровая полоса неукрепленных берегов реки Яузы - за муниципальным предприятием "Мосводосток";
- набережные и другие инженерные сооружения, расположенные на укрепленной береговой зоне - за специализированным предприятием "Гормост";
- акватория затонов "Новинки", Кожуховский, Нагатинский, Нагатинский рукав - за префектом Южного административного округа;
- акватория Строгинской поймы - за префектом Северо-Западного административного округа;
- водоохранные и другие территории, прилегающие к набережным и неукрепленным берегам - за префектами в границах административных округов.
Координация работ по устранению недостатков в содержании акваторий и прилегающих к ним территорий была поручена МГП "Мосводоканал".
Принятые организационные меры позволили на первом этапе создать систему контроля и управления водными объектами города, а также реализовать ряд мероприятий по улучшению санитарного состояния рек, водоемов и прилегающих к ним городских территорий. За текущий год:
- проведена очистка акваторий реки Москвы, Химкинского водохранилища от затопленных, полузатопленных и брошенных судов. 44 из 49 поднятых плавсредств выведены за пределы городских акваторий;
- от Краснопресненской до Нагатинской набережных выполнены работы по очистке пескоструйными аппаратами более 70 км гранитной облицовки;
- отремонтировано и покрашено 14 мостовых сооружений на реках Москва и Яуза. Приведены в порядок пешеходные сходы и причалы;
- на прибрежных территориях ликвидировано свыше 40 стихийных свалок бытового и крупногабаритного мусора;
- приведена в порядок значительная часть фасадов зданий и сооружений по берегам рек Москвы, Яузы и Химкинского водохранилища;
- принято решение и начато строительство 5 судов нефте- и мусоросборщиков для очистки городских акваторий от плавающего мусора;
- разработаны и приняты нормативно-правовые акты, определяющие порядок хозяйственной деятельности на водных объектах города, включая вопросы лицензирования и заключения договоров пользования водными объектами; размещения на акваториях города судов и иных плавсредств как транспортного, так и нетранспортного назначения; методические указания по передаче в собственность города бесхозяйных плавсредств и многие другие.
В связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ и внесением соответствующих изменений в Водный кодекс РФ, г. Москва как субъект Российской Федерации, утратил право на заключение договоров пользования водными объектами
См. Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 844
Вместе с тем необходимо отметить слабую организацию со стороны префектуры Южного административного округа в работах по уборке акваторий от плавающего мусора и береговой полосы Кожуховского, Нагатинского затонов р. Москвы.
Продолжают возникать несанкционированные свалки на ранее убранных территориях Восточного административного округа (у Глебовского моста), Центрального административного округа (на Шелепихинской набережной), Южного административного округа (Москворечье - Сабурово), Юго - Восточного административного округа (Капотня) и др.
В результате неопределенной ответственности между контролирующими речными федеральными службами (Государственная речная судоходная инспекция Московского бассейна, инспекция Российского речного Регистра, Московская транспортная инспекция) имеют неприглядный внешний вид плавательные средства, эксплуатируемые Московским речным пароходством, Западным и Южным портами и другими предприятиями, а также суда, принадлежащие частным владельцам и базирующиеся на акваториях р. Москвы.
Отсутствует согласованность городских служб и контролирующих органов в действиях по предотвращению и ликвидации последствий аварийных сбросов неочищенных сточных вод и нефтепродуктов от промпредприятий в реки и водоемы.
Главной недоработкой продолжает оставаться неудовлетворительная работа сети очистных сооружений промышленных стоков от предприятий и бессистемный подход к решению проблемы ливневой канализации города в целом.
Основными источниками загрязнения р. Москвы и ее притоков являются:
- поверхностный сток, отводимый с селитебных территорий города (дороги, жилая застройка, парки и скверы), в котором содержится значительное количество: взвешенных веществ (в среднем 1000 мг/л), нефтепродуктов с дорожного полотна (в среднем 70 мг/л) и от автозаправочных станций (до 20 мг/л), биохимической потребности кислорода (в среднем около 100 мг/л), хлоридов (от 38 мг/л в летний период до 2000 мг/л в весенний паводок);
- поверхностный сток от промышленных предприятий, содержащий: взвешенные вещества от 500 до 2000 мг/л, нефтепродукты до 70 мг/л, БПК до 100 мг/л, общее солесодержание (включая хлориды) от 2000 до 5000 мг/л.
Засорение и заиление русел малых рек и прудов с многочисленными мелководными участками, захламление прилегающих к водоемам и малым рекам территорий - все это привело к значительной потере естественной самоочищающей способности водной системы города и ухудшению экологического состояния водных объектов.
Для дальнейшего улучшения санитарного состояния рек Москвы, Яузы, Химкинского водохранилища, других малых водотоков, водоемов города и благоустройства их прибрежных территорий, организации комплексного подхода к решению проблемы их охраны, восстановления, оздоровления и благоустройства Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить Комплекс мероприятий по охране, оздоровлению и благоустройству водных объектов г. Москвы и прилегающих к ним территорий до 2005 года (далее - Комплекс мероприятий), согласно приложению 1.
2. В целях привлечения инвесторов для выполнения отдельных этапов работ считать затраты, понесенные в 1998 г. в результате выполнения мероприятий, предусмотренных утвержденным Комплексом мероприятий по охране, оздоровлению и благоустройству водных объектов г. Москвы и прилегающих к ним территорий до 2005 года, внесенными в перечень, определяемый Москомприродой, и освобожденными от налогообложения прибыли в соответствии с п. 1 статьи 2 Закона города Москвы "О ставках и льготах по налогу на прибыль" от 18.06.97 N 19 (приложение 2).
Продлить действие постановления от 18.11.97 N 804 "О перечне затрат, связанных с улучшением экологической обстановки в городе Москве" в части, касающейся водных объектов на территории города Москвы, до утверждения соответствующего перечня затрат на 1998 г.
Постановлением Правительства Москвы от 17 марта 1998 г. N 185 утверждены перечни затрат (мероприятий) по улучшению экологической обстановки в городе, принимаемых при предоставлении льгот по налогу на прибыль, подлежащему уплате в бюджет города Москвы, применяемые с 1 января 1998 г.
Постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 1998 г. N 1025 утверждены перечни затрат, связанных с улучшением экологической обстановки в городе Москве, на 1999 год
3. Принять к сведению, что приказом Министра транспорта Российской Федерации от 01.12.97 N 149 "Об упорядочении учета и списания бесхозяйных судов и судов, выведенных из рабочей группы" определен комплекс мер по приведению в надлежащее состояние плавсредств, эксплуатируемых и базирующихся на акваториях внутренних судоходных путях России.
4. Поддержать предложение Министерства транспорта Российской Федерации о создании Московской речной администрации с возложением на нее функций контроля за состоянием внешнего вида всех плавсредств, эксплуатируемых и базирующихся на акваториях города Москвы.
5. Государственной речной судоходной инспекции Московского бассейна (по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации):
5.1. Совместно с Московской транспортной инспекцией, Объединением административно-технических инспекций Правительства Москвы, Государственной инспекцией по маломерным судам г. Москвы в срок до 30 апреля 1998 г. провести комплексную проверку всех специализированных предприятий, водных клубов, других баз отстоя флота всех форм собственности по надлежащему содержанию акваторий и внешнему виду плавательных средств.
5.2. Организовать постоянный надзор за внешним видом всех судов и плавательных средств, находящихся в эксплуатации на акваториях города Москвы.
6. Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г.Москвы:
6.1. Совместно с МГП "Мосводоканал":
6.1.1. В трехмесячный срок подготовить пакет документов, провести конкурс на выполнение работ по уборке акваторий водных объектов города и береговой полосы от плавающего мусора. Обеспечить совместно с организацией, выигравшей конкурс, регулярное выполнение указанных работ с начала навигационного периода 1998 г.
6.1.2. В соответствии со сроками выполнения этапов работ Комплекса мероприятий по охране, оздоровлению и благоустройству водных объектов г.Москвы и прилегающих к ним территорий до 2005 года формировать пакет документов и проводить конкурс на право выполнения отдельных этапов работ совместно с ответственными за выполнение организациями.
6.2. Совместно с муниципальным предприятием "Мосводосток":
6.2.1. Обеспечить регулярную санитарную очистку р. Яузы с последовательным проведением расчистки русла и дноуглубительных работ.
См. распоряжение Мэра Москвы от 18 декабря 2000 г. N 1326-РМ
6.2.2. В первом полугодии 1998 г. провести полную инвентаризацию и анализ работы всех действующих очистных сооружений поверхностного стока, водовыпусков и сетей ливневой канализации города с представлением результатов в городскую комиссию.
6.2.3. При участии Москомприроды, разработать и представить на утверждение Правительства Москвы правила приема поверхностных стоков с территорий предприятий, организаций, учреждений (включая селитебные территории) в водосточную сеть города и предложения по увеличению сборов денежных средств за сброс поверхностных стоков с территории города.
7. Министру Правительства Москвы Бочину Л.А. совместно с МГП "Мосводоканал" и Москомприродой в первом полугодии 1998 г. разработать предложения по созданию единой системы контроля качества воды в р.Москве и ее притоках, в том числе по системному контролю за качеством сбросов поверхностного стока с территорий города.
8. Управлению городского заказа:
8.1. По результатам проведенного конкурса, в соответствии с п.6.1.1 настоящего постановления, в I квартале 1998 г. заключить контракт на выполнение городского заказа по уборке акваторий водных объектов города и береговой полосы от плавающего мусора.
8.2. Предусмотреть финансирование работ Комплекса мероприятий, связанных с капитальным ремонтом, в пределах средств, предусматриваемых в бюджетах города на 1998-2005 годы по статье "Расходы на благоустройство города" (капитальный ремонт объектов внешнего благоустройства), по мере исполнения п.6.1.2.
9. Префектам Южного и Юго-Восточного административных округов в первом полугодии 1998 г. обеспечить приведение в надлежащий вид и санитарное состояние прибрежной зоны, включая Кожуховский, Нагатинский затоны, а также зданий и сооружений с ликвидацией всех ветхих, полуразрушенных строений на указанных территориях.
10. Префектам административных округов г.Москвы, учитывая концепцию перспективного развития и градостроительства г. Москвы, в двухмесячный срок разработать и представить в городскую комиссию по устранению недостатков в содержании акваторий рек Москвы, Яузы и прилегающих территорий предложения по благоустройству прибрежных территорий на месте ликвидируемых свалок и навалов мусора, с привлечением внебюджетных инвестиционных средств.
11. Москомархитектуре:
11.1. Совместно с институтом "МосводоканалНИИпроект", основываясь на результатах выполнения пп. 1.4, 2.1, 2.2, 2.3 утвержденного Комплекса мероприятий, при разработке генеральной схемы развития системы отвода и очистки поверхностного стока с территорий г. Москвы:
- учесть замечания государственной экологической экспертизы Москомприроды;
- в обязательном порядке включить в состав разрабатываемой документации раздел по сохранению и восстановлению природного комплекса, оздоровлению, благоустройству малых рек города, прилегающих территорий и оценке влияния предлагаемых решений на окружающую природную среду.
О Генеральной схеме отвода и очистки поверхностного стока с территории г.Москвы на период до 2010 г. см. постановление Правительства Москвы от 17 апреля 2001 г. N 355-ПП
11.2. Подготовить в I квартале 1998 г. и представить на утверждение Департамента экономической политики и развития г. Москвы программу проектирования и работ по выносу в натуру границ водоохранных зон в г.Москве до 2005 г.
12. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы предусмотреть включение в инвестиционную программу на 1998 год в пределах выделенных лимитов, а на 1999-2005 годы предусматривать включение в инвестиционные программы в пределах лимитов капитальных вложений проектирование и строительство объектов, указанных в приложении 1.
13. Комплексу городского хозяйства предусматривать включение работ Комплекса мероприятий в программу развития науки и технологий на 1998-2005 годы в пределах выделяемых комплексу лимитов по НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы).
14. Ответственным за выполнение пунктов 5, 6.2.2 настоящего постановления направить результаты проведенных комплексных обследований в Управление милиции по предупреждению экологических правонарушений ГУВД г.Москвы для принятия соответствующих мер.
15. Рабочей группе по устранению недостатков в содержании акваторий рек Москвы, Яузы и прилегающих территорий продолжить разработку нормативно-правовой и методической документации в соответствии с главой 1 утвержденного Комплекса мероприятий, а также осуществлять координацию работ по выполнению всего комплекса мер по охране, восстановлению, оздоровлению водных объектов города и благоустройству прилегающих к ним территорий.
16. Объединению административно-технических инспекций Правительства Москвы совместно с Управлением милиции по предупреждению экологических правонарушений усилить контроль за санитарным состоянием и содержанием территорий, прилегающих к водным объектам города.
17. Контроль за выполнением настоящего постановления Премьер Правительства Москвы оставляет за собой.
Премьер Правительства Москвы |
Ю.М. Лужков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Москвы от 10 февраля 1998 г. N 101 "О комплексе мер по охране, восстановлению, оздоровлению рек Москвы, Яузы, других водных объектов города и благоустройству прилегающих к ним территорий"
Текст постановления опубликован в "Вестнике мэрии Москвы", N 10, май 1998 г.
Постановлением Правительства Москвы от 28 июля 2009 г. N 693-ПП настоящее постановление признано утратившим силу
Настоящий документ снят с контроля