Решение Экономического Суда СНГ от 15 сентября 1997 г. N 01-1/2-97
О рекомендациях по исполнению настоящего решения см. Консультативное заключение Экономического Суда СНГ от 25 октября 1997 г. N 01-1/2-97
Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:
председательствующего - Председателя Экономического Суда Сафиуллина Д.Н.,
судей Экономического Суда Апостола Д.Д., Бегалиева М.А., Бекенова Р.А., Вылкова И.К., Махмудовой Л.Ш., Мирошник В.И., Плаксина С.А., Симоняна Г.В.,
при секретаре Мадудиной Т.И.,
с участием специалиста - заведующего кафедрой коммерческого права Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова Пугинского Б.И., Генерального советника Экономического Суда Хвалея В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело о толковании Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года по запросу Министерства Российской Федерации по сотрудничеству с государствами - участниками Содружества Независимых Государств.
Установил:
9 июля 1997 года в Экономический Суд Содружества Независимых Государств обратилось Министерство Российской Федерации по сотрудничеству с государствами - участниками Содружества Независимых Государств с просьбой дать толкование применения отдельных положений Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года по следующим вопросам:
1. Правомерно ли осуществление таможенными органами Российской Федерации таможенного контроля за товарами, происходящими из третьих стран и ввозимыми на территорию Российской Федерации, если эти товары ранее прошли таможенный контроль и оформление на территории Республики Беларусь и выпущены таможенными органами для свободного обращения?
2. Правомерно ли применение таможенными органами Российской Федерации положений, установленных пунктом 1 статьи 4 Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года, о взимании ввозных таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, на товары, происходящие из третьих стран и выпущенные для свободного обращения на территории Республики Беларусь и реализуемые продавцами-резидентами Республики Беларусь покупателям в Российской Федерации; либо в этом случае должен применяться порядок, установленный пунктом 2 статьи 4 Соглашения о суммах вывозных таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, на товары, происходящие из третьих стран, но выпущенные для свободного обращения на территории Республики Беларусь, которые должны взиматься исключительно на территории Республики Беларусь с организаций-резидентов Республики Беларусь, которые реализуют данный товар покупателям в Российской Федерации?
Заслушав судью-докладчика Апостола Д.Д., специалиста Пугинского Б.И., Генерального советника Экономического Суда Хвалея В.В. и исследовав имеющиеся в деле документы, Экономический Суд пришел к следующим выводам.
Таможенный союз между Российской Федерацией и Республикой Беларусь создан в соответствии с Соглашением о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, подписанным в г.Минске 6 января 1995 года.
Данное Соглашение было ратифицировано:
со стороны Российской Федерации - Федеральным законом "О ратификации Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь и Протокола о введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений между Российской Федерацией и Республикой Беларусь" от 4 ноября 1995 года;
со стороны Республики Беларусь Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь "О ратификации Соглашения о Таможенном союзе между Республикой Беларусь и Российской Федерацией" от 13 апреля 1995 года N 3721-XXII.
В соответствии со статьей 2 Соглашения о Таможенном союзе под Таможенным союзом понимается экономическое объединение государств, базирующееся на следующих основных принципах:
а) наличие единой таможенной территории государств - участников Таможенного союза;
б) наличие однотипного механизма регулирования экономики, базирующегося на рыночных принципах хозяйствования и унифицированном законодательстве.
При этом Соглашение прямо не определяет, что же понимается под единой таможенной территорией. В подпункте а) пункта 2 указывается, что формирование единой таможенной территории осуществляется путем:
отмены в торговле между государствами Договаривающихся Сторон товарами, происходящими с их территорий, таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, а также количественных ограничений;
установления и применения в отношениях с третьими странами одинакового торгового режима, общих таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования внешней торговли;
формирования механизма взаимоотношений Таможенного союза с третьими государствами и международными организациями на основе положений Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности от 12 апреля 1994 года.
В соответствии со статьей 6 Соглашения о Таможенном союзе государства - участники Таможенного союза должны были обеспечить единство управления своими таможенными службами на основе соответствующего Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь.
С учетом данного положения Стороны должны были организовать совместный контроль за перемещением товаров и транспортных средств, а также отменить таможенный контроль на общей границе при безусловном обеспечении надежного таможенного контроля на своих внешних границах.
21 февраля 1995 года в г. Минске подписано Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о единстве управления таможенными службами. В соответствии со статьей 21 данное Соглашение временно применяется со дня его подписания и вступает в силу с даты последнего уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу. Указывается также, что Соглашение будет действовать до истечения шести месяцев со дня, когда одна из Сторон направит другой Стороне письменное уведомление о своем намерении прекратить его действие.
В целях реализации положений по отмене таможенного контроля на общей границе в соответствии со статьей 6 Соглашения о Таможенном союзе со стороны Российской Федерации совершены следующие действия:
Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 1995 года N 525 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь" было дано поручение Правительству Российской Федерации отменить таможенный контроль на границе Российской Федерации и Республики Беларусь.
В нем указано также на необходимость обеспечения контроля на этой границе за транзитными грузами третьих стран по специальному плану-графику.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 1995 года N 583 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 25 мая 1995 года N 525 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь" предписано Государственному таможенному комитету Российской Федерации отменить таможенный контроль и таможенное оформление перемещаемых через границу Российской Федерации с Республикой Беларусь российских товаров и товаров, происходящих с территории Республики Беларусь или выпущенных для свободного обращения в Республике Беларусь.
Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 7 июля 1995 года N 443 "Об отмене таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через границу Российской Федерации с Республикой Беларусь" отменены таможенный контроль и таможенное оформление в отношении перемещаемых между Российской Федерацией и Республикой Беларусь через границу Российской Федерации с Республикой Беларусь российских товаров и товаров, происходящих с территории Республики Беларусь или выпущенных для свободного обращения в Республике Беларусь. Этим же приказом упразднялись пункты пропуска на российско-белорусской границе.
В целях реализации положений по отмене таможенного контроля на общей границе в соответствии со статьей 6 Соглашения о Таможенном союзе со стороны Республики Беларусь были совершены следующие действия:
Указом Президента Республики Беларусь от 30 мая 1995 года N 208 "Об отмене таможенного контроля на границе Республики Беларусь с Российской Федерацией" отменен таможенный контроль на границе Республики Беларусь с Российской Федерацией;
Постановлением кабинета министров Республики Беларусь от 30 июня 1995 года N 345 "О мерах по выполнению Указа Президента Республики Беларусь от 30 мая 1995 года N 208" поручено Государственному таможенному комитету отменить таможенное оформление и таможенный контроль товаров, происходящих из Республики Беларусь или Российской Федерации либо находящихся в свободном обращении в Республике Беларусь или Российской Федерации, перемещаемых в пределах единой таможенной территории Таможенного союза. Этим же постановлением упразднены пограничные пункты таможенного оформления на белорусско-российской границе.
Указанием Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 6 июня 1995 года N 29 "Об отмене таможенного контроля и таможенного оформления товаров, перемещаемых в пределах единой таможенной территории Таможенного союза" отменено с 5 июня 1995 года таможенное оформление и таможенный контроль товаров, происходящих с территории Республики Беларусь или Российской Федерации либо находящихся в свободном обращении в Республике Беларусь или Российской Федерации, перемещаемых в пределах единой таможенной территории Таможенного союза.
Кроме того, Государственным таможенным комитетом Российской Федерации 5 сентября 1995 года и Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь 4 августа 1995 года принято совместное Положение о порядке контроля за товарами, вывозимыми с территории Таможенного союза.
В данном Положении фактически фиксируется установление общего таможенного контроля на внешних границах государств - участников Таможенного союза при отсутствии контроля на границе между Республикой Беларусь и Российской Федерацией.
Таким образом, анализ Соглашения о Таможенном союзе, а также нормативных актов, принятых государствами - участниками Соглашения, свидетельствует о том, что воля государств - участников Соглашения при создании Таможенного союза была направлена на отмену таможенного контроля при перемещении товаров между государствами-участниками, причем как в отношении товаров, происходящих с территорий государств - участников Таможенного союза, так и в отношении товаров, происходящих с территории третьих стран, но выпущенных для свободного обращения на территории Республики Беларусь или Российской Федерации. Кроме того, движение товаров, выпущенных для свободного обращения на территории одного из государств, впоследствии не подлежит никакому ограничению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Соглашения о Таможенном союзе "суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, на товары, происходящие с территории третьей страны, вносятся в бюджет государства той Договаривающейся Стороны, которая является страной назначения товара".
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Соглашения о Таможенном союзе Стороны обязались применять Единую методологию таможенной статистики внешней торговли государств - участников Содружества Независимых Государств, утвержденную Советом глав правительств государств Содружества 10 декабря 1994 года.
В соответствии с разделом IX Единой методологии страной назначения товара считается страна, известная на момент отгрузки как конечная страна назначения товара. Страной назначения для товаров, вывозимых для переработки, считается страна, в которой товар подвергается переработке.
Таким образом, если в момент отгрузки товара из сопроводительных документов видно, что конечной страной назначения является Российская Федерация, то суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, на товары, происходящие с территории третьей страны, должны вноситься в бюджет Российской Федерации. В случае если в момент отгрузки товаров известно, что страной назначения является Республика Беларусь, платежи вносятся в бюджет Республики Беларусь.
Впоследствии данные платежи не должны перераспределяться, поскольку, как указывалось выше, движение товаров, выпущенных для свободного обращения на территории одного из государств - участников Таможенного союза, не должно впоследствии никоим образом ограничиваться.
Это подтверждается также Порядком распределения и зачисления в соответствующие бюджеты Российской Федерации и Республики Беларусь таможенных пошлин и налогов на товары, экспортируемые белорусскими предприятиями, которые изготовлены из российского сырья, на российские товары, вывозимые в неизменном виде, а также на импортные товары, предназначенные для потребления на территории Российской Федерации, представленным в письме Экономическому Суду Представительством таможенной службы Российской Федерации при таможенной службе Республики Беларусь от 21 августа 1997 года.
В соответствии со статьей 4 данного Порядка при импорте из третьих стран товаров, предназначенных для использования на территории Российской Федерации, суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, вносятся в бюджет Российской Федерации в полном объеме.
При импорте из третьих стран товаров, предназначенных для использования на территории Республики Беларусь, суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, вносятся в бюджет Республики Беларусь в полном объеме.
В соответствии с пунктом 8 этого же Порядка при импорте из третьих стран товаров, предназначенных для использования на территории Российской Федерации, таможенное оформление которых производится таможенными органами Республики Беларусь, ввозные таможенные пошлины, налоги и сборы уплачиваются импортерами и переводятся на соответствующие счета Представительства Государственного таможенного комитета Российской Федерации, открытые для этих целей в банке Республики Беларусь.
Исходя из этих положений в бюджет Российской Федерации платежи должны вноситься лишь в случае, если:
а) при импорте товара было известно, что товар предназначается для использования на территории Российской Федерации;
б) импорт производится с территории третьей страны.
Нормы Соглашения о Таможенном союзе и принятых в соответствии с ним двусторонних соглашений не предусматривают, что при импорте с территории Республики Беларусь товаров, выпущенных для свободного обращения на территории Республики Беларусь, необходимо перечислить суммы таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентный характер, в бюджет Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Соглашения о Таможенном союзе "суммы вывозных таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, на товары, происходящие с территории третьей страны и вывозимые с территории государства любой Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны, вносятся в бюджет государства той Договаривающейся Стороны, с территории которой данный товар вывозится".
Исходя из анализа текста Соглашения о Таможенном союзе можно сделать вывод, что под таможенными пошлинами, налогами и сборами, имеющими эквивалентное действие, которые взимаются при вывозе, понимаются экспортные таможенные пошлины либо иные платежи тарифного характера, которые взимаются при вывозе товара за пределы государства.
Таким образом, порядок, установленный пунктом 2 статьи 4 Соглашения о Таможенном союзе, применяется в случае, когда:
а) речь идет о товаре, происходящем с территории третьего государства;
б) в отношении данного товара установлен экспортный таможенный тариф либо иной вывозной налог или пошлина;
в) данный товар вывозится с территории одного государства - участника Таможенного союза на территорию другого государства - участника Таможенного союза.
В случае если в отношении какого-либо товара не установлен экспортный таможенный тариф, то пункт 2 статьи 4 Соглашения о Таможенном союзе не применяется.
На момент подписания Соглашения о Таможенном союзе таможенное законодательство как Российской Федерации, так и Республики Беларусь предусматривало взимание экспортных таможенных тарифов.
Однако постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 1996 года N 479 "Об отмене вывозных таможенных пошлин, изменении ставок акциза на нефть и дополнительных мерах по обеспечению поступления доходов в федеральный бюджет" с 1 апреля 1996 года были отменены вывозные таможенные пошлины на все товары, за исключением нефти и газового конденсата, а с 1 июля 1996 года экспортный таможенный тариф отменен и в отношении нефти и газового конденсата.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 1996 года N 499 "Об отмене экспортного таможенного тарифа Республики Беларусь" в целях унификации таможенного законодательства Республики Беларусь и таможенного законодательства Российской Федерации в соответствии с Соглашением о Таможенном союзе между Республикой Беларусь и Российской Федерацией от 6 января 1995 года отменен экспортный таможенный тариф.
Таким образом, пункт 2 статьи 4 Соглашения о Таможенном союзе между Республикой Беларусь и Российской Федерацией в настоящее время не имеет практического применения только относительно экспортного таможенного тарифа в связи с тем, что ни законодательство Российской Федерации, ни законодательство Республики Беларусь не устанавливают экспортный таможенный тариф, имеющий эквивалентный характер, в случае вывоза товара из данных государств.
При этом отмена государствами - участниками Таможенного союза взимания вывозных (экспортных) таможенных пошлин, предусмотренных пунктом 2 статьи 4 Соглашения о Таможенном союзе, не сопровождалась договоренностью об установлении обязанности уплаты в отношении таких товаров ввозных таможенных пошлин.
Руководствуясь пунктами 5 и 16 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств и пунктами 143 и 148 Регламента Экономического Суда, Экономический Суд Содружества Независимых Государств
Решил:
1. По запросу Министерства Российской Федерации по сотрудничеству с государствами - участниками Содружества Независимых Государств дать следующее толкование:
Соглашением о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года установлен правовой режим, в соответствии с которым образована единая таможенная территория и отменен таможенный контроль при перемещении товаров между государствами-участниками. Национальным законодательством, принятым государствами-участниками указанного Соглашения по реализации его положений, режим единой таможенной территории распространен как в отношении товаров, происходящих с территорий государств - участников Таможенного союза, так и в отношении товаров, происходящих с территории третьих государств, но выпущенных для свободного обращения на территории Республики Беларусь или Российской Федерации. Движение товаров, выпущенных для свободного обращения на территории одного из государств, впоследствии ограничению не подлежит.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Соглашения о Таможенном союзе "суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, на товары, происходящие с территории третьей страны, вносятся в бюджет государства той Договаривающейся Стороны, которая является страной назначения товара".
Если в момент отгрузки товара известно, что страной назначения является Российская Федерация, то суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие на товары, происходящие с территории третьей страны, должны вноситься в бюджет Российской Федерации; в случае если в момент отгрузки товаров известно, что страной назначения является Республика Беларусь, платежи вносятся в бюджет Республики Беларусь.
Порядок, установленный пунктом 2 статьи 4 Соглашения о Таможенном союзе, применяется в случае, когда:
а) речь идет о товаре, происходящем с территории третьего государства;
б) в отношении данного товара установлен экспортный таможенный тариф либо иные налоги, пошлины или сборы, имеющие эквивалентное значение, взимаемые при вывозе товара;
в) данный товар вывозится с территории одного государства - участника Таможенного союза на территорию другого государства - участника Таможенного союза.
Действующим законодательством государств - участников названного Соглашения экспортный таможенный тариф либо иные налоги и сборы, имеющие эквивалентный характер, в случае вывоза товара из данных государств, не предусмотрены.
2. Копию решения направить Министерству Российской Федерации по сотрудничеству с государствами - участниками Содружества Независимых Государств, правительствам государств - участников Содружества Независимых Государств, Межгосударственному экономическому Комитету Экономического союза, Исполнительному Секретариату Содружества Независимых Государств, Межпарламентской Ассамблее государств - участников Содружества Независимых Государств, Совету руководителей таможенных служб государств - участников Содружества, Исполнительному Комитету Союза Беларуси и России, Интеграционному Комитету Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, а также судебно-арбитражным органам государств - участников Содружества.
3. Настоящее решение является окончательным.
4. Решение подлежит опубликованию в изданиях Содружества и средствах массовой информации государств - участников Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств.
Председатель |
Д.Н.Сафиуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Экономического Суда СНГ от 15 сентября 1997 г. N 01-1/2-97
Текст решения опубликован в "Российской газете" от 5 ноября 1997 г.