Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Временному положениюо порядке лицензирования
фармацевтической деятельности
на территории города Москвы
Основные требования к аптеке
1. Общие положения
1.1. Аптека относится к системе здравоохранения и организуется в соответствии с настоящими требованиями.
1.2. Аптека может быть организована юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, имеющими специальное образование, кроме того, аптека может являться самостоятельным юридическим лицом.
1.3. Аптека организуется с целью оказания лекарственного обеспечения населения и лечебно-профилактических учреждений.
1.4. Для функционирования аптеки требуется наличие на учреждение и специалистов аккредитационных сертификатов и лицензии на право осуществления фармацевтической деятельности, полученных в установленном порядке.
1.5. Деятельность аптеки осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами Минздрава России, органов исполнительной власти г. Москвы и Комитета фармации.
1.6. Контроль за фармацевтической деятельностью осуществляет Комитет фармации г. Москвы.
1.7. Ликвидация аптеки осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Производственная деятельность. Задачи и функции
2.1. По характеру деятельности аптеки подразделяются на:
- изготавливающие лекарственные средства по рецептам врачей, прописям и требованиям лечебно-профилактических учреждений (производственная аптека),
- осуществляющие реализацию готовых лекарственных средств (аптека готовых форм).
2.2. Основной задачей аптеки является реализация населению и лечебно-профилактическим учреждениям, прикрепленным на снабжение, изготовленных и готовых лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
2.3. Для выполнения своих основных функций аптека обязана:
2.3.1. Соблюдать установленные действующими нормативными документами правила внутриаптечного изготовления и реализации продукции (согласно разрешенному ассортименту).
2.3.2. Поддерживать ассортиментный перечень продукции согласно профилю и специализации аптечного предприятия.
2.3.3. Осуществлять отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения бесплатно или со скидкой отдельным группам населения и категориям граждан в соответствии с действующим законодательством.
2.3.4. Изучать спрос и предложения на фармацевтическом рынке по номенклатуре и ценам лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
2.3.5. Соблюдать порядок сертификации и контроль качества реализуемой продукции, оформления соответствующей документации.
3. Нормативы размещения
3.1. Аптека организуется либо в отдельно стоящем здании (строении), либо в структуре здания на правах аренды или иных правах, не противоречащих законодательству. При расположении аптеки в структуре здания лечебно-профилактического учреждения или другого назначения, она должна представлять изолированный блок помещений с отдельным входом. В аптеке обязательно наличие центральных систем водоснабжения, канализации, отопления, приточно-вытяжной вентиляции и телефона.
3.2. Минимальная площадь производственных помещений аптеки готовых форм должна быть не менее 100 кв.м, производственной аптеки без права изготовления асептических лекарственных форм - 122 кв.м, с правом изготовления - 132 кв.м обеспечивать возможность выполнения видов разрешенных работ и включать:
- торговый зал (не менее 30 кв.м), данное помещение может быть предусмотрено в межбольничной и больничной хозрасчетных аптеках для подачи требований - размером не менее 10 кв.м,
- помещения для хранения лекарственных средств и изделий медицинского назначения (общей площадью не менее 30 кв.м),
- помещение для приемки и распаковки поступающей продукции, формирования заказов (не менее 10 кв.м),
- административно-бытовые помещения (комната персонала, кабинет заведующего, санузел, раздевалка - не менее 30 кв.м).
3.3. В производственной аптеке должны быть предусмотрены дополнительные помещения:
3.3.1. Для изготовления лекарственных средств, кроме лекарственных средств, требующих асептических условий:
- ассистентская не менее 15 кв.м,
- моечная не менее 5 кв.м,
- дистилляционно-стерилизационная не менее 12 кв.м.
Всего 132 кв.м.
3.3.2. Для изготовления лекарственных средств, включая лекарственные формы, требующие асептических условий:
- ассистентская не менее 15 кв.м,
- моечная не менее 5 кв.м.,
- асептический блок не менее 10 кв.м.
(8 кв.м - асептическая, 2 кв.м - шлюзовая),
- дистилляционно-стерилизационная не менее 12 кв.м.
Всего 142 кв.м.
Расположение производственных помещений должно исключать встречные потоки технологического процесса изготовления стерильных и нестерильных лекарственных средств.
Внешнее оформление аптеки должно содержать:
- зеленый крест,
- вывеску с названием "Аптека" с указанием организационно-правовой формы и режима работы,
- адреса и телефоны близлежащих и дежурных аптек.
4. Учет и отчетность
4.1. В аптеке ведется оперативный и бухгалтерский учет товарно-материальных ценностей по установленным формам.
4.2. Формирование розничных цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения осуществляется в соответствии с порядком, установленным органом исполнительной власти города.
5. Оснащение необходимым оборудованием
5.1. Аптека должна быть оснащена оборудованием и инвентарем в соответствии с выполняемыми функциями:
- специальной аптечной мебелью, производственным оборудованием, холодильниками, холодильными камерами, приборами, аппаратами для изготовления, смешения, фильтрования, фасовки, укупорки, упаковки, этикетирования,
- приборами и реактивами для проведения внутриаптечного контроля качества изготовляемых в аптеке лекарств,
- дезсредствами и хозинвентарем для обеспечения санитарного режима.
5.2. В аптеке должно быть оборудовано необходимое число рабочих мест для специалистов в зависимости от объема и характера выполняемых работ (услуг).
5.3. Рабочие места персонала аптеки должны быть отделены от зала обслуживания населения двойным стеклом, предохраняющим от прямой капельной инфекции.
6. Персонал
6.1. Руководство аптекой осуществляет специалист с фармацевтическим образованием и со стажем работы не менее 5 лет по специальности.
6.2. Численность фармацевтического и вспомогательного персонала определяются аптекой самостоятельно и зависит от типа аптеки и объема ее работы. Минимальная норма специалистов для обеспечения работы одной смены производственной аптеки - 5 человек, аптеки готовых лекарственных форм - 2 человека.
6.3. Все специалисты с фармацевтическим образованием должны иметь аккредитационные сертификаты, полученные в установленном порядке.
6.4. В своей деятельности сотрудники аптеки руководствуются действующими нормативными документами в области фармации, правилами внутреннего трудового распорядка и настоящим Положением.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.