Постановление Правительства Москвы от 17 февраля 1998 г. N 124
"О генеральных схемах водоснабжения, канализации, концепции отвода и очистки поверхностного стока г.Москвы на период до 2010 года"
24 ноября 1998 г., 24 мая 2005 г.
Постановлением Правительства Москвы от 14 марта 2006 г. N 176-ПП настоящее постановление признано утратившим силу
См. Целевую среднесрочную экологическую программу города Москвы на 2003-2005 годы, утвержденную постановлением Правительства Москвы от 25 февраля 2003 г. N 102-ПП
В соответствии с поручением Правительства г.Москвы Москомархитектура силами НИиПИ Генплана г.Москвы совместно с институтами "Мосинжпроект" и "МосводоканалНИИпроект" при участии Московского государственного предприятия "Мосводоканал", муниципального предприятия "Мосводосток" и Государственного унитарного предприятия "Промотходы" разработала генеральные схемы водоснабжения, канализации, концепцию отвода и очистки поверхностного стока г.Москвы на период до 2010 г.
Новые генеральные схемы водоснабжения, канализации, концепция отвода и очистки поверхностного стока г.Москвы разработаны в соответствии с Генеральным планом и Основными направлениями градостроительного развития Москвы и Московской области на период до 2010 г., утвержденными постановлением Правительства Москвы от 15 сентября 1992 г. N 837 об "Основных направлениях градостроительного развития Москвы и Московской области на период до 2010 года".
Генеральный план развития г.Москвы 1971 года был ориентирован на экстенсивный путь развития всех отраслей городского хозяйства , в том числе водоснабжения и канализации.
В результате реализации генеральных схем 1974 г. осуществлено:
По водоснабжению:
- строительство Вазузской гидросистемы на 22 куб.м в секунду;
- увеличение мощности водопроводных станций в 1,5 раза за счет введения в эксплуатацию Ново-Западной водопроводной станции на 800 тыс. куб.м/сутки, 3-го блока Рублевской водопроводной станции на 240 тыс. куб.м/сутки, реконструкции существующих сооружений производительностью 1 млн. куб.м/сутки;
- увеличение емкости регулирующих водопроводных узлов с доведением суммарного объема резервуарного парка до 40% от среднесуточной подачи воды в город;
- создание систем промышленного водопровода в составе: Юго-Восточной, Черкизовской, Кунцевской, Крымской общей мощностью 680 тыс. куб.м/сутки;
- строительство водопроводных сетей и магистралей протяженностью 3055 км.
Ряд мероприятий, намеченных Генеральной схемой развития водоснабжения 1974 г., остался невыполненным. Отменено строительство Ржевского гидроузла на р. Волга, не построены Сокольнический и Тушинский водопроводные регулирующие узлы.
Генеральная схема не предусматривала рациональное использование водных ресурсов и применение водосберегающих технологий. Экономический механизм водопользования, действующий до настоящего времени, не стимулировал водосберегающие режимы и экономное отношение к воде, в связи с чем среднегодовой прирост водопотребления к 1985 г. увеличился до 3% вместо 1,5% планируемых.
В настоящее время водопотребление в городе продолжает оставаться высоким. Удельный расход воды в отдельных жилых домах достигает 400-500 л/сутки на 1 человека при нормативном показателе 235 л/сутки.
Изменившаяся в последние годы градостроительная политика развития города, современный экономический подход к решению задач инженерной инфраструктуры, обострение экологической обстановки на поверхностных источниках водоснабжения, а также новые требования к качеству питьевой воды потребовали иных подходов к решению вопроса развития системы водоснабжения. Эти вопросы нашли отражение в постановлении Правительства Российской Федерации от 28.01.97 N 75 "О мерах по обеспечению устойчивого водоснабжения г. Москвы и Московской области" и распоряжении Премьера Правительства Москвы от 5.05.97 N 460-РП "О дополнительных мерах по обеспечению устойчивого водоснабжения г. Москвы в 1997-1998 гг."
Приоритетными направлениями в Генеральной схеме водоснабжения г. Москвы на период до 2010 года приняты:
- снижение водопотребления;
- улучшение качества воды в источниках питьевого водоснабжения и создание независимого, резервного источника на базе подземных вод;
- совершенствование технологии очистки воды.
По канализации:
- строительство канализационных сетей, каналов и коллекторов протяженностью более 2 тыс.км;
- строительство 41 канализационной насосной станции общей проектной производительностью около 2,8 млн. куб.м/сутки;
- увеличение мощности станций аэрации в 1,5 раза за счет введения в эксплуатацию 2-го блока Ново-Курьяновской станции аэрации и 1-го блока Ново-Люберецкой станции аэрации;
- строительство сооружений доочистки воды на Курьяновской станции аэрации производительностью 1,1 млн. куб.м/сутки;
- реконструкция сооружений обработки осадка Курьяновской станции аэрации;
- внедрение системы теледиагностики и санации трубопроводов.
Однако при решении проблем канализации г.Москвы ряд положений предыдущей генеральной схемы остался невыполненным:
- в перегруженном режиме работает Северная, Юго-Западная и другие системы канализационных каналов;
- не осуществлено строительство Северной и Пахринской станций аэрации;
- не завершено строительство 4-й очереди Зеленоградской станции аэрации.
В результате существующие мощности очистных сооружений не позволяют принять дополнительные объемы стоков от новой жилой застройки и осуществить требуемое повышение степени очистки.
В целях улучшения экологической обстановки в г.Москве, высвобождения городских территорий, повышения надежности системы в Генеральной схеме канализации г.Москвы на период до 2010 года приоритетными направлениями приняты:
- совершенствование технологии очистки сточных вод с повышением качества очищенной воды, прежде всего по соединениям азота и фосфора;
- создание технологически законченного цикла обработки и утилизации осадков сточных вод;
- создание системы локальных очистных сооружений в районах новой жилой застройки;
- развитие системы теледиагностики и санации трубопроводов;
- снижение неравномерности поступления сточных вод за счет строительства аварийно-регулирующих резервуаров.
Отвод и очистка поверхностного стока.
Поверхностный сток является одним из самых серьезных источников загрязнения реки Москвы и ее притоков. Водные объекты в черте города, служащие водоприемниками поверхностных вод, непригодны в настоящее время для рыбохозяйственного, питьевого и культурно-бытового водопользования.
Действующими очистными сооружениями охвачено 67,8 % застроенной части территории города. Качество очистки поверхностных вод не соответствует нормативным показателям.
В настоящее время проблема отвода и очистки поверхностного стока решается локально по мере застройки и реконструкции территорий.
Требования к степени очистки сточных вод до показателей качества водоемов рыбохозяйственного водопользования сводят проблему очистки поверхностного стока к изначальному решению, т.е. все построенные очистные сооружения нуждаются в техническом перевооружении, а новые сооружения должны быть построены по совершенным технологиям.
К настоящему времени не решен вопрос утилизации загрязнений, задержанных на очистных сооружениях. Отсутствуют нормативная база, регламентирующая дальнейшее использование осадка очистных сооружений, технологии переработки твердого осадка, полигоны для захоронения непригодных к утилизации отходов.
В целях развития и совершенствования систем водоснабжения и канализации, отвода и очистки поверхностного стока, улучшения экологического и санитарного состояния города Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить генеральные схемы водоснабжения, канализации, концепцию отвода и очистки поверхностного стока г.Москвы на период до 2010 г., предусматривающие:
1.1. По водоснабжению:
1.1.1. Снижение объемов водопотребления в целом по городу на 10-15% к 2010 г. по основным показателям развития системы водоснабжения (приложение 1).
1.1.2. Сокращение удельного водопотребления в жилых домах до 235 л/сутки на 1 человека при одновременном увеличении расхода воды в коммунально-бытовом секторе за счет реализации комплекса общегородских мероприятий по экономии воды (приложение 2).
1.1.3. Реализацию комплекса мероприятий по улучшению качества воды источников питьевого водоснабжения за счет реконструкции и строительства очистных сооружений в городах, населенных пунктах, промышленных и других объектах в зоне водосбора и ограничение любого вида строительства в водоохранных зонах I и II пояса источников питьевого водоснабжения.
1.1.4. Создание независимого, защищенного от антропогенного воздействия резервного источника водоснабжения на базе подземных вод московского артезианского бассейна, комплексно решающего вопросы повышения надежности системы и улучшения качества воды, подаваемой населению, за счет строительства Южной, Северной и Восточной систем (приложение 3).
1.1.5. Совершенствование технологии очистки воды за счет реконструкции и модернизации водопроводных станций, внедрения новых высокоэффективных реагентов для обеспечения получения питьевой воды в соответствии с требованиями Санитарных правил и норм 2.1.4.559-96 (приложение 4).
1.1.6. Увеличение емкости резервуарного парка (новое строительство, реконструкция и расширение) до 70 % от суточной подачи воды в город (приложение 5).
1.1.7. Повышение надежности работы системы подачи и распределения воды за счет реализации концепции модернизации водопроводной сети, предполагающей принципиально новый подход к решению вопросов повышения надежности ее функционирования и снижения затрат на эксплуатацию.
1.1.8. Реализацию экономического механизма, направленного на рациональное водопотребление.
1.2. По канализации:
1.2.1. Строительство новых и усиление существующих каналов и коллекторов, проведение теледиагностики, санации и перекладки ветхих сетей в целях обеспечения надежного приема и отведения сточных вод (приложение 7, 9).
1.2.2. Строительство аварийно-регулирующих резервуаров (АРР) при существующих и вновь строящихся насосных станциях для обеспечения снижения неравномерности поступления сточных вод на сооружения московской канализации и повышения надежности водоотведения (приложение 8).
1.2.3. Развитие и реконструкцию Курьяновской, Люберецкой, Зеленоградской станций аэрации с внедрением технологий биологической очистки с глубоким удалением соединений фосфора и азота (приложение 8).
1.2.4. Строительство станций аэрации малой мощности (Солнцевская, Бутовская, Новоподрезковская, Тушинская, Куркинская и другие), обеспечивающих развитие локальных систем канализования и очистки сточных вод (приложение 8).
1.2.5. Строительство цехов (узлов) обработки осадка, образующегося на станциях аэрации, обеспечивающих индустриализацию механического обезвоживания осадка с последующей его утилизацией или захоронением (приложение 8).
1.2.6. Сокращение территорий, занятых иловыми площадками Курьяновской и Люберецкой станций аэрации, с созданием на них экологически безопасных сооружений для захоронения осадков.
1.2.7. Окончание работ по рекультивации иловых площадок в Марьинском парке, включая создание системы передачи осадка Марьинского парка на Люберецкую и Курьяновскую станции аэрации со строительством сооружений для захоронения.
1.3. По отводу и очистке поверхностного стока:
1.3.1. Поэтапное обеспечение нормативных показателей очистки поверхностных вод: на I этапе до 2005 г. - достижение показателей качества до норм сброса в водоемы культурно-бытового водопользования; на II этапе после 2005 г. - очистка поверхностного стока до рыбохозяйственных показателей с использованием совершенных технологий очистки стока.
1.3.2. Первоочередное строительство уличной водосточной сети и очистных сооружений поверхностного стока (приложение 12).
1.3.3. Обеспечение 81% охвата застроенной части территории города системами очистки поверхностного стока на первую очередь.
1.3.4. Первоочередная реконструкция ветхой, маломощной водосточной сети и действующих очистных сооружений с низким эффектом очистки стоков (приложение 13).
1.3.5. Комбинированный вариант очистки поверхностного стока в центральных районах города, предусматривающий наряду с размещением очистных сооружений передачу части поверхностных вод в систему московской канализации.
1.3.6. Очистка поверхностного стока с территории промпредприятий на самостоятельных локальных очистных сооружениях.
1.3.7. Организация системы снегоудаления с преимущественным использованием снеготаялок в центральных районах города и сочетание сухих снегосвалок со снеготаялками в периферийных районах города.
Распоряжением Премьера Правительства Москвы от 25 апреля 2000 г. N 408-РП утверждена Целевая комплексная программа организации "сухих" снегосвалок, снегосплавных камер и снеготаялок, в соответствии с экологическими требованиями на 2001-2003 гг.
2. Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства:
2.1. Совместно с Московским государственным предприятием "Мосводоканал":
2.1.1. Обеспечить выполнение комплекса водосберегающих мероприятий и учета водопотребления в каждом жилом доме, согласно приложению 2.
2.1.2. Обеспечить поэтапную реализацию программы мероприятий по развитию системы водоснабжения и канализации г.Москвы, согласно приложениям 3-5, 7-9.
2.2. Совместно с Москомархитектурой и муниципальным предприятием "Мосводосток":
2.2.1. Разработать в 1998-1999 годах схему очистки территории города от снега и организации снегосвалок.
2.2.2. Разработать в 1998-1999 годах Генеральную схему отвода и очистки поверхностного стока с территории г.Москвы на период до 2010 г.
О Генеральной схеме отвода и очистки поверхностного стока с территории г.Москвы на период до 2010 г. см. постановление Правительства Москвы от 17 апреля 2001 г. N 355-ПП
3. Московскому государственному предприятию "Мосводоканал":
3.1. Осуществить функцию заказчика на проектирование и строительство сооружений и коммуникаций городского водопровода и канализации, согласно приложениям 4-5, 8-9.
3.2. Продолжить работу по привлечению инвестиций, включая иностранные, в строительство, реконструкцию и модернизацию сооружений водопровода и канализации.
3.3. Обеспечить к 2010 г. на всех станциях аэрации очистку сточных вод до региональных нормативов качества, разрабатываемых Москомприродой в соответствии с п.5 настоящего постановления.
4. АО "Москапстрой":
4.1. Осуществить функции заказчика на разработку проектно-сметной документации, строительство и реконструкцию систем отвода и очистки поверхностного стока, согласно приложениям 12, 13.
4.2. Оформить в Москомземе право пользования земельными участками на период строительства первоочередных объектов очистных сооружений поверхностного стока, а также на новое строительство и реконструкцию объектов дождевой канализации в черте г.Москвы в установленном порядке.
5. Утратил силу.
См. текст пункта 5
6. Москомархитектуре:
6.1. Совместно с Московским государственным предприятием "Мосводоканал" разработать в 1998-1999 годах предложения по передаче части объема поверхностного стока в систему московской канализации, исходя из мощности канализационных сооружений.
6.2. По заказу АО "Москапстрой" выполнить в 1998-1999 годах исходно-разрешительную документацию на строительство первоочередных сооружений, согласно приложению 12.
6.3. Обеспечить в сроки, согласованные с заказчиком, проектно-сметной документацией намечаемые строительство и реконструкцию объектов ливневой канализации, согласно приложениям 12, 13.
6.4. По заказу Московского государственного предприятия "Мосводоканал" разработать в 1998 году градостроительные заключения по размещению объектов водопроводно-канализационного хозяйства, согласно приложениям 4, 5, 8, 9.
7. Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства просить Администрацию Московской области:
7.1. Продолжить работу по разработке и утверждению генеральных планов административно-территориальных образований, совершенствованию инженерного обустройства (в первую очередь систем канализования) объектов, расположенных на площади водосбора источников питьевого водоснабжения г.Москвы на территории Московской области.
7.2. Совместно с Московским государственным предприятием "Мосводоканал" продолжить работу по созданию объединенных систем водоснабжения Москвы и Московской области.
7.3. Совместно с органами санитарного контроля, охраны природы и Московским государственным предприятием "Мосводоканал" рассмотреть в 1998 году на объединенной коллегии Правительства Москвы и Московской области вопрос об использовании осадков городских сточных вод в качестве удобрения.
8. Москомархитектуре, Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, Московскому государственному предприятию "Мосводоканал" разработать в 1998 году новые нормативы на проектирование и строительство систем инженерного оборудования жилых зданий и микрорайонов, обеспечивающих сокращение потребления холодной и горячей воды.
9. Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства совместно с Московским государственным предприятием "Мосводоканал" в месячный срок разработать и представить на утверждение Правительства Москвы проект постановления "Об экономической политике по водосбережению в Москве при реализации генеральной схемы водоснабжения".
10. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы:
10.1. По предложениям заказчиков, согласованным с проектными и подрядными организациями, предусматривать реализацию намеченных в генсхемах мероприятий, согласно приложениям 1-13, в пределах выделенных капитальных вложений на 1998 г. и последующие годы.
10.2. Обеспечить финансированием долевое участие г.Москвы в размере 12% от общей стоимости работ по реализации комплекса первоочередных мероприятий по улучшению качества воды в источниках питьевого водоснабжения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.97 N 75.
11. Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Никольского Б.В.
Премьер Правительства Москвы |
Ю.М. Лужков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Москвы от 17 февраля 1998 г. N 124 "О генеральных схемах водоснабжения, канализации, концепции отвода и очистки поверхностного стока г.Москвы на период до 2010 года"
Текст постановления опубликован в "Вестнике мэрии Москвы", N 11, июнь 1998 г.
Постановлением Правительства Москвы от 14 марта 2006 г. N 176-ПП настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Москвы от 24 мая 2005 г. N 360-ПП
Постановление Правительства Москвы от 24 ноября 1998 г. N 911