Письмо Госналогслужбы РФ и Госкомзема РФ
от 20 марта 1998 г. NN ВЗ-6-04/191, 30-171/4/614
Государственная налоговая служба Российской Федерации и Государственный комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, направляя для использования в работе обзор "О результатах работы государственных налоговых инспекций и комитетов по земельным ресурсам и землеустройству субъектов Российской Федерации по полному охвату платежами территорий, подлежащих налогообложению или взиманию арендной платы", обращают внимание на необходимость более полного привлечения к налогообложению земельных площадей, усиление контроля за соблюдением налогового законодательства, обеспечение полноты и своевременности поступления платы за землю, повышение собираемости и сокращение недоимки по этим платежам.
Крайне недостаточно осуществлялся контроль за поступлением в 1997 году в федеральный бюджет земельного налога и арендной платы за землю Рязанской, Тульской, Тамбовской, Волгоградской, Самарской, Пермской, Кемеровской, Сахалинской, Ульяновской областями, Республикой Калмыкия, Хабаровским краем, Республикой Адыгея.
В январе-феврале 1998 года также сложилась тяжелая ситуация с поступлением средств от платы за землю в федеральный бюджет. Продолжают нарушать налоговое и бюджетное законодательство, оставляя все средства, поступающие от уплаты земельного налога и арендной платы, в местных бюджетах, кроме названных выше и Ленинградская, Новгородская, Калужская, Костромская, Московская, Ярославская, Кировская, Липецкая, Магаданская, Пензенская, Владимирская, Калининградская, Ростовская, Читинская области, Республика Алтай, Красноярский край, Алтайский край и Республика Хакасия.
Слабо организована работа на местах по выполнению пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11.10.97 N 1297 "Вопросы исполнения федерального бюджета в 1997 году", в соответствии с которым контроль за аккумулированием средств от платежей по земельному налогу и арендной плате в части, централизуемой на федеральном уровне, осуществляется органами федерального казначейства. В тех регионах, где нет полного взаимодействия налоговых органов и комитетов по земельным ресурсам и землеустройству с финансовыми органами по привлечению земельных платежей в федеральный бюджет, не принимаются и решения местными органами власти о возложении функций по распределению платы за землю между бюджетами на территориальные органы федерального казначейства.
В целях обеспечения поступления в федеральный бюджет платы за землю в 1998 году налоговым органам и комитетам по земельным ресурсам и землеустройству усилить контроль за полным и своевременным поступлением земельных платежей в соответствующие бюджеты. Осуществить действенные меры по выполнению решения коллегии Госналогслужбы России от 28.01.98 "О мерах повышения действенности контроля по мобилизации ресурсных платежей в 1998 году".
Приложение: на 14 листах.
Заместитель Руководителя Государственной
налоговой службы Российской Федерации
государственный советник
налоговой службы 1 ранга |
В.А.Зверховский |
Заместитель Председателя Государственного
комитета Российской Федерации по земельным
ресурсам и землеустройству |
П.Ф.Лойко |
О результатах работы государственных налоговых инспекций
и комитетов по земельным ресурсам и землеустройству субъектов
Российской Федерации по полному охвату платежами территорий,
подлежащих налогообложению или взиманию арендной платы
В 1997 году на территории России сбор земельного налога и арендной платы, контролируемых налоговыми органами, превысил 9450 млрд.рублей. По сравнению с 1996 годом поступления средств составили 176%.
С выполнением бюджетных назначений по плате за землю успешно справились налоговые органы г.Москвы, Астраханской, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Тамбовской, Томской областей, Республики Калмыкия.
В федеральный бюджет направлено 1068 млрд.руб. платежей за землю, что на 618 млрд.рублей, или почти в 2,4 раза больше, чем в 1996 году.
Около 50% поступлений в федеральный бюджет приходилось на г.Москву - 370 млрд.руб. и г.Санкт-Петербург - 128 млрд.рублей. Обеспечили выполнение бюджетных назначений в федеральный бюджет налоговые органы Брянской и Камчатской областей, Корякского АО.
Земельная площадь Российской Федерации (по отчетным данным, кроме Ингушской, Чеченской Республик и Республики Тыва) возможная к налогообложению (без земель под лесом, водной поверхностью, улицами и площадями) составляет 712,7 млн.га. В эту площадь вошли земельные участки, занимаемые землепользователями, освобожденными от уплаты земельного налога.
В настоящее время привлечено к налогообложению 268,5 млн.га земельных площадей, или 37,7%.
Удельный вес облагаемой площади по разным субъектам Российской Федерации колеблется в значительных пределах. Более 90% земельных площадей привлечено к налогообложению в Центрально-Черноземном районе. Высокая доля фактически облагаемых налогом земель в Волго-Вятском (88,1%), Северо-Кавказском (86,9%), Центральном (85,4%) и Поволжском экономических районах. Выше средних по экономическим районам показатели облагаемой площади в Ульяновской области (96,2%), Республике Татарстан (94,6%), Ивановской области (94,7%), Республике Марий-Эл (94%), Чувашской Республике (93,4%), Карачаево-Черкессии (93,7%), Ростовской области (93,6%). В то же время большое количество льготных категорий землепользователей, освобожденных от уплаты земельного налога, существенно уменьшают площади земель облагаемых налогом в г.Москве (лишь 54,3%), Московской области (68,9%), Краснодарском крае - 75,6%.
Значительные резервы привлечения земель к налогообложению на Урале, севере Европейской части России и Поволжье. В настоящее время поступают платежи лишь с 55,7% земельных площадей в Свердловской области, 56,5% - Челябинской области, 44,1% - Республике Карелия, 61,4% - Астраханской области.
Удельный вес облагаемых налогом земель существенно ниже среднего по России в Восточной Сибири - 12,7%, Дальневосточном районе - 14,1%. Крайне низка доля облагаемых налогом земель в Ямало-Ненецком АО (0,3%), Таймырском АО и Камчатской области (1%), Корякском АО (0,2%), Чукотском АО (0,1%), Эвенкийском АО (3,5%), Хабаровском крае (3,2%), что объясняется, главным образом, особенностями структуры земельного фонда, связанной с объективными условиями природной среды.
По отчетным данным за 1997 год из 533 тыс. налогоплательщиков - юридических лиц, состоявших на учете в налоговых органах, документально проверена по плате за землю почти третья часть от их общего количества. Привлечено дополнительно к налогообложению 25 тыс. юридических лиц и 214 тыс. физических лиц. Всего налогоплательщикам дополнительно начислено платы за землю по документальным проверкам на сумму 483 млрд.рублей.
В расчете на одного плательщика, проверенного в ходе документальной проверки, сумма доначисленных платежей составила 18 млн.руб., а в отдельных регионах этот показатель значительно выше, сложившегося в среднем по России. Например, по г.Москве - 49 млн.руб., Курганской области - 37 млн.руб., Омской области - 62 млн.руб., Ямало-Ненецкому АО - 106 млн.руб.
Однако, в истекшем году в ряде регионов ослаблено внимание к документальным проверкам правильности расчетов с бюджетом по плате за землю. Так, если в целом по России документально проверено 28% налогоплательщиков, то по Ленинградской области - 12%, Новгородской - 14%, Мурманской - 14%, Республике Саха (Якутия) - 14%, Еврейской автономной области - лишь 10%.
Продолжает оставаться тяжелым положение с поступлением в федеральный бюджет платы за землю. За 1993-1996 гг. выполнение бюджетных назначений не превышало 50%. В 1997 году выполнение бюджетных назначений составило всего лишь 44%.
Значительную задолженность федеральному бюджету по платежам за землю имеет Московская область, Самарская, Пермская, Кемеровская, Волгоградская, Ленинградская, Ростовская, Калининградская, Тульская области, Хабаровский край, на долю которых приходится более трети задолженности.
В 1997 году продолжался рост недоимки по плате за землю в консолидированный бюджет. Так, на 1 января 1998 года она составила 5,7 трлн.руб., или 61% от общих поступлений. 40% юридических и 10% физических лиц имеют недоимку по земельному налогу. Треть всей задолженности по плате за землю сосредоточена в Московской области (392 млн.руб.), Самарской (258 млн.руб.), Свердловской (392 млн.руб.), Кемеровской (261 млн.руб.) и Иркутской областях (167 млн.руб.), Ханты-Мансийском АО (156 млн.руб.).
При этом значительные суммы недоимки, превышающие фактически поступившие суммы земельного налога более чем в 2 раза, имеют госналогинспекции по Кабардино-Балкарской Республике, Еврейскому АО, Амурской, Воронежской, Свердловской и Курганской областям.
Одним из путей сокращения объемов недоимки по плате за землю в Федеральный бюджет являлось применение механизма учета средств земельного налога, направленных местными органами на финансирование федеральных программ по землеустроительным работам, с последующим зачетом их в выполнение доходной части федерального бюджета по плате за землю. Анализ погашения задолженности по плате за землю показывает, что наиболее активно эта работа проводилась в 1997 году по 28 субъектам Российской Федерации. Среди них - Краснодарский край, Саратовская и Ярославская области, г.Москва.
Кроме того, во многих субъектах Российской Федерации исполнительными и законодательными органами принимались решения, обязывающие территориальные органы федерального казначейства распределять плату за землю между федеральным, региональным и местным бюджетом, исходя из п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 11.10.97 N 1297 "Вопросы исполнения федерального бюджета в 1997 году". Необходимо налоговым органам совместно с комитетами по земельным ресурсам и землеустройству продолжить работу по подготовке таких решений к принятию на местах исполнительными и законодательными органами власти.
В соответствии с планом мероприятий налоговыми органами совместно с комитетами по земельным ресурсам и землеустройству проведена проверка в ноябре 1997 г. - январе 1998 г. полноты охвата территорий земельным налогом или арендной платой. В ходе осуществления проверок вовлечено дополнительно к налогообложению 287 тыс.га земель. В 89 регионах Российской Федерации в результате проведенных проверок привлечено к уплате земельного налога 21,5 тыс. юридических лиц и 187 тыс. физических лиц. Всего дополнительно начислено земельного налога и арендной платы с учетом финансовых санкций - 187 млрд.руб., в т.ч. за 1995 г. - 35 млрд.руб., за 1996 г. - 48 млрд.руб. и за 1997 г. - 104 млрд.рублей.
При этом по Республике Бурятия вновь привлечено к налогообложению 6,6 тыс. юридических лиц, по Республике Татарстан - 2,5 тыс. и по Вологодской области - 1,4 тыс. плательщиков. Наибольшие суммы доначислили налоговые органы Московской области (27,7 млрд.руб.) и Самарской области (22,7 млрд.руб.), более чем 5 млрд.рублей дополнительно начислено в Кемеровской и Свердловской областях.
При проведении налоговыми органами проверок плательщиков земельного налога на земли, занятые дачным, жилищным строительством и личным подсобным хозяйством выявлено 1,5 тыс. юридических лиц и 97 тыс. физических лиц, уклоняющихся от уплаты налога, которым доначислено 28,2 млрд.рублей. Площадь земель, не охваченная своевременно налогообложением по данной позиции, составила 58,3 тыс.га.
Наибольшие площади земель садоводческих товариществ, не привлеченных к налогообложению, выявлены в Сургутском районе Ханты-Мансийского АО - 22,6 тыс.га. В результате доначислено земельного налога со штрафными санкциями 918 млн.рублей.
Значительные площади земель в ходе проверок привлечены к уплате налога в Ростовской области (3,6 тыс.га), Новосибирской (2,2 тыс.га) и Томской (2,1 тыс.га) областях и Республике Дагестан - 2,6 тыс.га.
Госналогинспекция по г.Рузаевка (Республика Мордовия) совместно с земельным комитетом выявили садоводческие товарищества, не уплачивающие платежи за землю в течение последних трех лет на площади от 15,3 га в 1995 г. до 71,3 га в 1997 году, в связи с этим было дополнительно начислено в бюджет с учетом штрафных санкций 48,7 млн.рублей.
На территории Калининского района Тверской области в ходе проверки выявлены два крупных неплательщика земельного налога - ТОО "Интеллект" и АО "Пурнефтегаз" за земли, выделенные им под жилищное строительство общей площадью 113,4 га, в результате своевременно не поступило в бюджет 3,5 млрд.рублей. Следует отметить, что в списки плательщиков земельного налога, представленных земельным комитетом в госналогинспекцию, указанные плательщики включены не были.
В ходе проверки контролировались также правильность исчисления, полнота и своевременность внесения в бюджет платы за земли, занятые жилищным фондом предприятий, организаций и учреждений. По 1599 предприятиям был дополнительно начислен земельный налог, за находящийся на их балансе жилищный фонд, в сумме 13,6 млрд.рублей и 4,2 тыс.га земли вовлечено к налогообложению. Таких предприятий в Кемеровской области выявлено 311, в Республике Коми - 144. Наибольшие площади земельных участков (более 200 га), вовлеченных к налогообложению, имели место в Омской и Кемеровской областях, Республике Коми и Приморском крае. Свыше 3 млрд.рублей доначислений за земли, занятые жилищным фондом предприятий, произведено в Московской области, свыше 500 млн.рублей - Ленинградской, Пермской, Иркутской областях и Ханты-Мансийском АО.
ПО ЖСК "Импульс", ТИЗ "Сулажгора" и ТИЗ "Дом-1" Республики Коми доначислен земельный налог со штрафными санкциями за земли, занятые под жилищное строительство, на общую сумму 418 млн.рублей. Малое предприятие "Дирекция строящихся коттеджей" Курганской области, имея участок для строительства площадью 54 га, с 1993 года не представляло расчеты и не уплачивало земельный налог. За три года (1995-1997 гг.) доначислен земельный налог со штрафными санкциями на сумму 5,3 млрд.рублей.
Казанское отделение Горьковской железной дороги не уплачивало налог за земли, отведенные под строительство электровозного депо, площадью 27 га. Сумма доначисленного налога с учетом штрафных санкций составила 2,4 млрд.рублей
Налоговыми органами не осуществлялся надлежащий контроль за налогообложением земель, занятых санитарно-защитными, техническими и другими зонами в городах и поселках. В целом по Российской Федерации 502 предприятия, имеющие санитарно-защитные и технические зоны, не уплачивали земельный налог, и по которым в результате проведенных проверок дополнительно охваченная налогообложением в 1997 году площадь составила 14,3 тыс.га и в бюджет дополнительно поступило 31 млрд.рублей. Наибольшее количество нарушителей (более 25) выявили налоговые органы Московской, Нижегородской, Самарской, Свердловской, Новосибирской, Омской, Иркутской областей, Республики Дагестан.
Определенные трудности по привлечению к налогообложению таких земель связаны с тем, что предприятия не имеют необходимой документации по установлению санитарно-защитных зон (СЗЗ). Например, на территории Липецкой области по данным центра Госсанэпиднадзора зарегистрировано 89 предприятий, которые по нормам должны иметь санитарно-защитные зоны. В целях привлечения предприятий к уплате земельного налога за эти земли по предложению областной налоговой инспекции принято постановление главы администрации Липецкой области "Об организации санитарно-защитных зон промышленных предприятий и других объектов". Для привлечения юридических лиц к уплате земельного налога за СЗЗ госналогинспекциями были проведены семинары с налогоплательщиками по вопросам включения этих зон в налогооблагаемую базу. В результате многие предприятия добровольно представили расчеты и произвели уплату налога за санитарно-защитные зоны, из них такие крупные налогоплательщики как АО "Липецкцемент" и АО "Липецкрыба" на сумму 280 млн.руб.
В Тверской области 11 предприятий, среди которых ТОО "Ками-ред" и Клинское объединение "Химволокно" исключали из налогооблагаемой базы земли санитарно-защитных зон производственных объектов общей площадью 59 га. Госналогинспекцией предъявлен к взысканию земельный налог и финансовые санкции по этим предприятиям на сумму 142 млн.рублей.
В 32 регионах (Смоленской, Тульской, Кировской, Курской, Мурманской областях, г.Москве, Республике Алтай и других) работа по привлечению налогоплательщиков к уплате земельного налога, за имеющиеся у них санитарно-защитные зоны, организована слабо. Поэтому еще раз необходимо вернуться к рассмотрению данного вопроса, усилив работу по выявлению таких объектов.
В ходе проведения проверок плательщиков земельного налога или арендной платы за земли, занятые кооперативными и индивидуальными гаражами, автостоянками, установлены нарушения по 166 тыс. индивидуальных гаражей и 11,2 тыс. кооперативных гаражей и автостоянок, за земельные участки которых не уплачивался земельный налог. Вынесены решения о взыскании налога со штрафными санкциями в размере 5,9 млрд.руб. и привлечено к налогообложению 1,1 тыс.га земель.
В Тамбовской области под кооперативными, индивидуальными гаражами и автостоянками дополнительно привлечено в 1997 году 254 га земель, доначислено 507 млн.рублей. Основными причинами неплатежей налога являлись частая сменяемость руководителей, отсутствие документов и невозможность установить пользователей участка на данный момент.
Наибольшая результативность проверок по этим землепользователям наблюдалась в Вологодской области, Республике Бурятия и Республике Татарстан, в которых было привлечено дополнительно к уплате земельного налога от 1180 до 5200 плательщиков, пользующихся отведенными им земельными участками под кооперативные гаражи и автостоянки.
В г.Новгороде 46 гаражно-эксплуатационных комплексов и 5,5 тыс. участков под индивидуальными гаражами в 1997 г. не привлекались к уплате земельного налога в виду того, что не закончена инвентаризация земельных участков, проводимая комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г.Новгорода.
Госналогинспекцией по Пролетарскому району г.Саранска своевременно не привлекалось к налогообложению гаражное общество "Ветеран", которому в соответствии с заключенным договором аренды земельного участка была выделена земля для эксплуатации автостоянки площадью 3,2 тыс.кв.м. Однако, в течение 1995-1997 гг. платежи в бюджет не вносились, в результате проверки предъявлено для взыскания платежей за землю с учетом финансовых санкций 129,8 млн.рублей.
В ходе проверок установлено, что в ряде городов и районов земельные комитеты в списки плательщиков земельного налога не включают землепользователей автогаражей, которые используют земельные участки, но временно не имеют правоустанавливающих документов на землю. При этом налоговые инспекции для постановки на учет землепользователей и привлечения их к уплате запрашивают сведения в органах архитектуры и предприятиях технической инвентаризации. Так, проверкой в г.Мурманске выявлены 26 кооперативных автогаражей, которые горкомземом не включены в списки плательщиков земельного налога, а налоговыми инспекциями не привлечены к уплате за землю в связи с отсутствием данных по площадям, занимаемых ими земельных участков.
Кроме тех мероприятий, которые были запланированы в программе проверки налоговыми органами были проверены и обнаружены нарушения еще по 6195 объектам и дополнительно начислено земельного налога на сумму 107 млрд.руб., привлечено к налогообложению 287 тыс.га земельных площадей.
Активно вели работу по дополнительному привлечению земельных участков к налогообложению комитеты по земельным ресурсам и землеустройству совместно с налоговыми органами Свердловской, Омской, Челябинской, Кемеровской областей, Республике Дагестан, Ставропольского края, Ханты-Мансийского АО. Общая площадь привлеченных дополнительно только ими земельных участков разного целевого назначения составила около 150 тыс.га или более 50% всех дополнительно привлеченных к обложению земель в 1997 году в России.
Дополнительные начисления были произведены в связи с задержкой заключения договоров аренды земельных участков предприятиями и организациями при переходе их с землепользования на аренду земли. Во многих субъектах Российской Федерации имеет место практика сдачи юридическими лицами, имеющими льготы по уплате земельного налога, своих земельных участков в аренду, при этом земельный налог за эти площади не уплачивается.
ОАО "Вулкан" (г.Санкт-Петербург) в 1996 г. не представило расчет по земельному налогу, т.к. должно было перейти на арендную плату земли. Договор аренды с КУГИ ими не был заключен. В результате дополнительно начислено с учетом штрафных санкций 1,8 млрд.рублей.
В г.Петрозаводске в ходе документальной проверки СП "Медсервис-Интернешнл" установлено, что предприятием не начислена арендная плата за земельный участок площадью 29 га на сумму 1,9 млрд.рублей.
В Республике Дагестан спорткомитетом переданы в аренду 3,8 га земель без уплаты земельного налога. Среди неплательщиков земельного налога в Дагестане также спортивное общество "Труд" - 1 га, АО "Авиаагрегат" 1,5 га.
Среди нарушителей - льготники по уплате земельного налога (научные организации, учреждения Автодора, железнодорожного транспорта, общества инвалидов, комитеты по управлению имуществом), сдающие свои земельные участки в аренду. Например, во Владимирской области за сданные в аренду органами исполнительной власти земельные участки доначислено 154,8 млн.рублей.
Широкое распространение получила практика предоставления органами исполнительной власти городов, поселков земель общего пользования юридическим лицам под торговые точки и другие коммерческие цели без оформления договоров аренды земли (Владимирская, Свердловская, Воронежская области, Приморский край, Кабардино-Балкарская Республика).
В Воронежской и Читинской областях, Приморском крае отмечены случаи, когда органы исполнительной власти заключают договора аренды на земли общего пользования, но зачисляют арендную плату на внебюджетные счета.
Закон Российской Федерации "О плате за землю" освободил от уплаты земельного налога граждан, впервые организующих крестьянские (фермерские) хозяйства, только в течение пяти лет с момента предоставления им земельных участков. Однако, в Новгородской области не были привлечены к налогообложению земельные площади 94 крестьянских (фермерских) хозяйств, по которым истек льготный пятилетний срок. Налогооблагаемая площадь их участков составила 890 га, а сумма доначисленного налога - 494 млн.рублей.
Необходимо внимательнее осуществлять проверки по таким категориям плательщиков с целью наиболее полного привлечения их к налогообложению.
В соответствии с планом мероприятий по полному охвату территорий платежами важное значение имеет определение резервов земель, которые можно привлечь в перспективе к налогообложению, в т.ч. уже в 1998 году. Основные категории земель перспективные к налогообложению - это земли под сенокосами и для пастьбы скота, используемые населением стихийно и земли муниципального ведения, не переданные в пользование и, поэтому не охваченные платежами в 1997 году.
В целом по Российской Федерации площадь земель граждан под сенокосами и для пастьбы скота, охваченная платежами в 1997 году составила 5116 тыс.га. Анализ показывает, что значительные площади сенокосов и пастбищ, облагаемые платой за землю в Оренбургской области (495 тыс.га), Алтайском крае (417 тыс.га), Омской области (442 тыс.га), Читинской области (369 тыс.га), Республике Саха (Якутия) (320 тыс.га).
В то же время в Республике Калмыкии и Вологодской области земли, используемые под сенокосы и для пастьбы скота, не охвачены в 1997 году налогообложением. Следует принять срочные меры по выявлению таких земельных участков. В 1998 году наибольшие земельные площади под сенокосами и пастбищами для населения планируется привлечь к платежам в Алтайском крае (516,7 тыс.га), Воронежской (184,5 тыс.га), Астраханской (222,4 тыс.га), Курганской (189,8 тыс.га), Новосибирской (260,3 тыс.га) областях.
Общая площадь земель муниципального ведения Российской Федерации, выявленная в ходе мероприятий, не переданных в собственность или аренду и поэтому не охваченных платежами, составляет 6802 тыс.га. Значительные резервы земель муниципального ведения в Приморском крае (824,4 тыс.га), Амурской области (327,1 тыс.га), Хабаровском (310,7 тыс.га) и Алтайском (333,4 тыс.га) краях, Курганской, Новосибирской и других областях. При этом в Приморском, Хабаровском краях, Амурской области планируется привлечь к налогообложению в 1998 году менее 3% муниципальных земель и лишь в Новосибирской области и Алтайском крае - более 30%.
Комитетам по земельным ресурсам и землеустройству необходимо провести анализ использования земель, находящихся в муниципальном ведении, а также земель под сенокосами и для пастьбы скота с целью привлечения их к платежам.
При реализации материалов данного обзора государственным налоговым инспекциям по субъектам Российской Федерации и комитетам по земельным ресурсам и землеустройству субъектов Российской Федерации предлагается рассмотреть имеющиеся недостатки в работе и принять конкретные меры по их устранению.
Кроме того, обращаем внимание на низкое качество представленных материалов по выполнению мероприятий, предусмотренных планами проверок, проводимых в течение 1996-1998 гг. госналогинспекциями и земельными комитетами по Агинско-Бурятскому, Таймырскому, Усть-Ордынскому, Чукотскому, Эвенкийскому и Корякскому автономным округам.
В связи с поступившими многочисленными запросами от государственных налоговых инспекций сообщаем следующее.
1. По пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 31.12.97 N 158-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" следует руководствоваться ст.13 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с последующими изменениями).
В целях реализации этой нормы Закона, начиная с 4 января 1998 г., размер пени, взыскиваемой с налогоплательщика в случае задержки уплаты земельного налога, установлен в 0,3 процента неуплаченной суммы земельного налога за каждый день просрочки платежа.
Федеральным законом от 26 марта 1998 г. N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год" ежедневная ставка пени за несвоевременную уплату налогов установлена в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования ЦБР
По документальным проверкам, проводимым после 4 января 1998 г., исчисление пени за прошлые годы производится в размере 0,3 процента неуплаченной суммы земельного налога за каждый день просрочки платежа начиная с установленного срока уплаты выявленной суммы налога.
2. Государственный комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству своим письмом от 03.12.97 N 5-16/2315 "О порядке исчисления земельного налога за участки торфяных болот" сообщил следующее.
При налогообложении земель торфяных болот (водного объекта по определению Водного кодекса Российской федерации или земель водного фонда - статья 95 Земельного кодекса РСФСР) следует исходить из нормы статьи 10 Закона Российской Федерации "О плате за землю", в соответствии с которой земельный налог должен исчисляться по средним ставкам земель сельскохозяйственного назначения, при условии принятия решения на местах по этому вопросу органами местного самоуправления. При отсутствии такого решения ставки налога за эти земли продолжают применяться в соответствии со статьей 9 указанного выше Закона.
3. Для использования в практической работе, исходя из нового масштаба цен, введенного с 1 января 1998 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 04.08.97 N 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" и постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.97 N 1182 "О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен", а также с учетом индексации ставок и средних размеров земельного налога в 1995-1997 гг. в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году" и от 03.04.96 N 378 "Об индексации ставок земельного налога в 1996 году" и Федеральным законом от 26.02.97 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год", сообщаем, что при контроле за правильностью расчетов земельного налога в 1998 году возможно использование следующих ставок и средних размеров земельного налога:
Федеральным законом от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году для всех категорий земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и пастьбы скота, с коэффициентом 2
Об изменении средних размеров земельного налога и коэффициентов к ним см. также справку
1) Земельный налог на участки, указанные в части второй статьи 6 Закона Российской Федерации "О плате за землю", взимается со всей площади земельного участка в размере трех копеек за квадратный метр.
2) Налог за земли, указанные в части пятой статьи 8 Закона, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 6 копеек за квадратный метр.
3) Налог за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства, огородничества, животноводства (включая земли, занятые строениями и сооружениями), в пределах городской, поселковой черты устанавливается в размере 6 копеек за квадратный метр.
4) Средние размеры земельного налога, указанные в приложении 1 к Закону, применяются в следующих размерах:
Субъекты Российской Федерации | Земельный налог с 1 га пашни (руб.) |
1 | 2 |
Республика Адыгея (Адыгея) 16,60
Республика Алтай 3,33
Республика Башкортостан 7,76
Республика Бурятия 4,75
Республика Дагестан 9,18
Ингушская Республика 10,60
Кабардино-Балкарская Республика 17,46
Республика Калмыкия - Хальмг Тангч 5,29
Карачаево-Черкесская Республика 8,96
Республика Карелия 7,20
Республика Коми 5,47
Республика Марий Эл 8,10
Республика Мордовия 6,59
Республика Саха (Якутия) 3,49
Республика Северная Осетия 18,54
Республика Татарстан (Татарстан) 8,06
Республика Тыва 3,35
Удмуртская Республика 5,83
Республика Хакасия 4,23
Чеченская Республика 10,60
Чувашская Республика 10,08
Алтайский край 5,15
Краснодарский край 22,28
Красноярский край 7,11
Приморский край 6,46
Ставропольский край 12,94
Хабаровский край 5,06
Амурская область 4,01
Архангельская область 4,91
Астраханская область 5,15
Белгородская область 11,77
Брянская область 6,50
Владимирская область 7,18
Волгоградская область 5,42
Вологодская область 6,08
Воронежская область 8,84
Ивановская область 6,37
Иркутская область 6,82
Калининградская область 10,42
Калужская область 5,92
Камчатская область 3,24
Кемеровская область 6,73
Кировская область 5,83
Костромская область 5,06
Курганская область 5,69
Курская область 10,44
Ленинградская область 10,40
Липецкая область 8,71
Магаданская область 2,99
Московская область 11,48
Мурманская область 2,48
Нижегородская область 7,34
Новгородская область 4,16
Новосибирская область 5,65
Омская область 5,85
Оренбургская область 4,64
Орловская область 8,33
Пензенская область 5,74
Пермская область 5,27
Псковская область 4,30
Ростовская область 10,58
Рязанская область 6,86
Самарская область 6,46
Саратовская область 4,73
Сахалинская область 6,12
Свердловская область 7,02
Смоленская область 5,65
Тамбовская область 8,19
Тверская область 5,83
Томская область 6,41
Тульская область 9,20
Тюменская область 7,18
Ульяновская область 7,72
Челябинская область 5,42
Читинская область 4,10
Ярославская область 5,47
Еврейская автономная область 4,01
Агинский Бурятский авт.округ 4,10
Коми-Пермяцкий авт.округ 5,27
Усть-Ордынский Бурятский авт.округ 6,82
5). Средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах коп./кв.м в расчете на год:
Экономические районы | Численность населения (тыс.человек) | |||||||
до 20 | 20 - 50 |
50 - 100 |
100 - 250 |
250 - 500 |
500 - 1000 |
1000 - 3000 |
свыше 3000 |
Северный 15 33 36 42 45 - - -
Северо-Западный 27 42 48 51 57 - - 105
Центральный 30 45 51 54 60 69 - 135
Волго-Вятский 24 39 45 48 54 - 72 -
Центрально-Черноз. 27 42 48 51 57 66 - -
Поволжский 27 42 48 51 57 66 75 -
Северо-Кавказский 24 39 45 48 54 63 72 -
Уральский 21 36 42 45 51 60 69 -
Западно-Сибирский 18 36 39 45 48 57 63 -
Восточно-Сибирский 15 33 36 42 45 54 - -
Дальневосточный 18 36 39 45 48 57 - -
Начальник Управления ресурсных
платежей Госналогслужбы России
государственный советник
налоговой службы II ранга |
И.К.Выскребенцев |
Начальник
Финансовоэкономического управления
Госкомзема России |
И.Е.Сорокин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Госналогслужбы РФ и Госкомзема РФ от 20 марта 1998 г. NN ВЗ-6-04/191, 30-171/4/614
Текст письма официально опубликован не был