Письмо Минфина РФ от 19 марта 1998 г. N 09-02-02
В соответствии с Планом основных вопросов экономической и контрольной работы Министерства финансов Российской Федерации на 1998 год (пункт 8.6) направляется программа проверки целевого использования льготных кредитов на сезонные затраты в сельском хозяйстве, полученных из специального фонда.
Материалы проверки просим представить к 20 октября 1998 года в Главное управление федерального казначейства (инспекторский отдел) по электронной почте и в Департамент агропромышленного комплекса.
Т.Г.Нестеренко
Программа
проверки целевого использования льготных кредитов на сезонные затраты
в сельском хозяйстве, полученных из специального фонда для кредитования
организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях
Целью проверки является осуществление контроля за целевым использованием льготных кредитов, полученных из специального фонда.
В ходе проверки следует руководствоваться "Положением о порядке формирования и использования спецфонда для кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.97 г. N 224, письмом Минфина России и Центрального банка России от 30.05.97 г. N 3-Г2-10/49; N 460 и дополнениями к нему от 04.08.97 г. N 3-Г2-10/93; N 71-97 и от 08.09.97 г. N 3-Г2-09; N 514 и письмом от 05.09.97 г. N 3-Г2-09; 512, Соглашениями, заключенными Минфином России, Минсельхозпродом России и Банками, а также "Порядком размещения средств спецфонда на платной и возвратной основе и дальнейшего использования их для кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях в 1998 году", утвержденным решением Межведомственного совета от 29 декабря 1997 года.
При проведении указанной работы необходимо проверить:
1. Каким предприятиям и на какие цели предоставлялись средства спецфонда.
При этом следует иметь в виду, что в соответствии с указанным Положением, средства спецфонда предоставляются сельхозтоваропроизводителям агропромышленного комплекса, включая крестьянские (фермерские), рыбохозяйственные, рыбодобывающие и звероводческие хозяйства, на цели, связанные с сезонным недостатком оборотных средств - приобретение семян, сельхозсырья для промышленной переработки, кормов, запчастей и других материальных ресурсов сезонного спроса, горюче-смазочных материалов, удобрений, средств защиты растений, ветпрепаратов и оплату топлива.
Кроме того, указанным Порядком, утвержденным решением Межведомственного совета от 29 декабря 1997 года, в перечень предприятий и организаций, на которые распространяется порядок льготного кредитования за счет средств спецфонда, вошли предприятия и организации, осуществляющие закупку сельхозсырья для его последующей обработки и переработки только у отечественных товаропроизводителей (Приложение N 1 к Порядку) размещения средств спецфонда на платной и возвратной основе и дальнейшего использования их для кредитования организаций АПК на льготных условиях в 1998 году), а именно:
- предприятия по производству сахара-песка (на закупку сахарной свеклы), растительного масла (на закупку семян масличных культур), этилового спирта-сырца из сельхозсырья, спирта-ректификата и первичного виноделия, эфиромасличной продукции, солода и пивоваренные предприятия с цехами по производству солода, крахмало-паточные, плодоовощной промышленности, осуществляющие сушение, соление и заморозку овощей и фруктов, а также по производству плодоовощных консервов, осуществляющие переработку зерна, молока, скота и птицы, рыбы и морепродуктов, чайной и табачной промышленности, первичной обработки шерсти, льна и конопли, осуществляющие обработку и переработку сельхозсырья, включая семена сельхозкультур, биологической промышленности, производящие биопрепараты для ветеринарии.
Предоставление средств спецфонда другим предприятиям при отсутствии решения по данному кредитному договору Межведомственного совета рассматривается как нецелевое использование.
К нецелевому использованию относится также предоставление банками этих кредитов другим банкам в качестве собственных кредитных ресурсов, предоставление этих средств векселями, облигациями и другими ценными бумагами.
Сумма средств, использованная банками не по целевому назначению, в бесспорном порядке взыскивается в доход федерального бюджета. Кроме того, к банкам, допустившим подобные нарушения, применяются штрафные санкции в размере двойной действующей учетной ставки рефинансирования ЦБ РФ с учетом ее изменения от суммы средств нецелевого использования за весь период его использования с перечислением этих средств в доход федерального бюджета на балансовый счет 40102.
2. Правильность заключения кредитных договоров банками, привлеченными к работе со средствами спецфонда, с ссудозаемщиками, имея в виду, отражение всех условий, предусмотренных проектом кредитного договора, являющимся приложением к Соглашениям, заключенным между Минфином России, Минсельхозпродом России и Комиссионером (банком).
При проверке этого вопроса следует учитывать, что в указанные договора не должны включаться пункты, приводящие к дополнительному взиманию денежных средств с ссудозаемщиков - взимание платы за банковское обслуживание средствами спецфонда ссудозаемщиков, а также погашение их задолженности банку по ранее выданным ссудам и процентам по ним.
3. Соблюдение банками, привлеченными к работе со средствами спецфонда, порядка ведения учета этих средств, поступающих от комиссионера, и возвратных средств спецфонда, поступающих от ссудозаемщиков в погашение долга по этим кредитам, имея в виду, что указанные средства должны зачисляться на открываемые ссудозаемщикам специальные счета и не могут зачисляться банками на свои счета.
При проверке указанного вопроса следует руководствоваться письмом Минфина России и Центрбанка России от 30.05.97 г. N 3-Г2-10/49; N 460 "О порядке учета средств и затрат на финансирование сельских товаропроизводителей за счет средств федерального бюджета на возвратной основе, выделяемых для формирования льготного фонда кредитования сезонных затрат в сельском хозяйстве" и дополнениями к нему от 04.08.97 г. N 3-Г2-10/93; N 71-97 и от 08.09.97 г. N 3-Г2-09; N 514 и письмом от 05.09.97 г. N 3-Г2-09; 512 "Порядок учета возврата сельскими товаропроизводителями и организациями АПК средств льготного фонда кредитования сезонных затрат в сельском хозяйстве и уплаты процентов за их пользование".
За нарушение порядка ведения учета указанных средств, банками уплачивается штраф в размере двойной действующей учетной ставки рефинансирования Банка России от суммы средств спецфонда, учтенных в нарушение действующих порядков, которые перечисляются в доход федерального бюджета на балансовый счет 40102.
В случае установления фактов зачисления банками средств спецфонда на свои счета, а не на счет ссудозаемщика, указать, какими банками были допущены подобные нарушения и какие к ним были приняты меры.
4. Соблюдение сроков перечисления средств спецфонда ссудозаемщикам на балансовый счет N 40108, имея в виду, что эти средства до ссудозаемщиков доводятся банками платежными поручениями не позднее следующего рабочего дня с момента их поступления на счет банка.
Если имеются случаи несоблюдения этих условий, укажите причины, по которым тем или иным банком задержано предоставление этих средств заемщикам, а также на какой срок и в какой сумме задержано предоставление этих средств.
5. Своевременность перечисления банками в доход федерального бюджета процентов, перечисляемых ссудозаемщиками за пользование средствами спецфонда, и возвратных средств спецфонда, поступающих от ссудозаемщика в погашение долга по льготным кредитам.
В случае нарушения банками своевременности перечисления в доход федерального бюджета указанных средств ими уплачивается пеня в размере одной трехсотой действующей учетной ставки рефинансирования ЦБ РФ с учетом изменения этой ставки несвоевременно возвращенных в доход федерального бюджета указанных средств (балансовый счет 40102).
6. Соблюдение правильности взимания банками с ссудозаемщиков маржи.
В случае взимания банками с ссудозаемщиков маржи, превышающий установленный соответствующими Соглашениями размер, банками уплачивается штраф в размере двойной действующей ставки рефинансирования Банка России от суммы превышения, который перечисляется в доход федерального бюджета на балансовый счет 40102.
7. Своевременность перечисления банками в доход федерального бюджета сумм штрафных санкций, перечисленных ссудозаемщиками за нецелевое использование ими средств спецфонда. Перечисление указанных средств банками должно производиться в течении одного рабочего дня.
В случае нарушения банками своевременности перечисления в доход федерального бюджета указанных средств с ним принимаются меры как это предусмотрено в пункте 5 настоящей Программы.
8. Правильность использования средств спецфонда ссудозаемщиками.
В случае использования ссудозаемщиками льготных кредитов на цели, не предусмотренные нормативными документами, перечисленными выше, а также использования этих средств на покупку свободно конвертируемой валюты без согласования с Комитентом и Министерством, с них взыскивается вся сумма средств использованная не по целевому назначению с наложением штрафа в размере двойной действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ с учетом ее изменения на эту сумму за весь период нецелевого использования, которая перечисляется в доход федерального бюджета.
9. Своевременность уплаты процентов и погашение основного долга ссудозаемщиками.
За несвоевременную уплату процентов и возврат средств спецфонда, с пользователей взыскивается пеня в размере 1/300 действующей учетной ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки с суммы соответствующей задолженности. Сумма штрафа перечисляется в доход федерального бюджета на балансовый счет 40102.
10. По выявленным нарушениям предъявить штрафные санкции к банкам и ссудозаемщикам, обеспечить перечисление средств в доход федерального бюджета.
11. По материалам проверки представить информацию и справку по штрафным санкциям согласно приложениям.
Заместитель Министра
финансов Российской Федерации |
В.Н.Ковалев |
Руководитель Департамента
агропромышленного комплекса |
Н.Д.Баранова |
Приложение N 1
к программе проверки целевого использования
бюджетных средств спецфонда льготного
кредитования предприятий и организаций АПК
тыс.руб.
Наимено- вание Ба- нка Коми- ссионера |
Не- це- ле- вое ис- по- ль- зо- ва- ние сре- дств Бан- ком |
Нап- рав- ле- ние не- це- ле- вого ис- по- ль- зо- ва- ния этих сре- дств |
На- чи- сле- но шт- раф- ных сан- кций за не- це- ле- вое ис- по- ль- зо- ва- ние |
На- ру- ше- ние по- ря- дка уче- та сре- дств спе- цфо- нда бан- ком |
На- чи- сле- но шт- раф- ных сан- кций за не- пра- ви- ль- ный учет |
Нарушения допущенные банком при выдаче средств |
Сумма штраф- ных санк- ций пред- ъяв- ленная банку |
сумма штрафа пере- числе- нная в Доход феде- раль- ного бюдже- та |
|||
Дата по- сту- пле- ния сре- дств от го- лов- ного бан- ка |
Дата вы- дачи сре- дств ссу- до- зае- мщи- ку |
Заде- ржано дней |
Начи- слено штра- фных санк- ций |
Приложение N 2
к программе проверки целевого использования
бюджетных средств спецфонда льготного
кредитования предприятий и организаций АПК
тыс.руб.
Наимено- вание Ба- нка Коми- ссионера |
Нарушения допущенные банком при перечисле- нии средств в доход федерального бюджета |
Сумма штрафных санкций предъяв- ленная банку |
сумма штрафа перечи- сленная в Доход федера- льного бюджета |
|||||||
Процентов поступающих от ссудозаемщиков |
Возвратных средств, поступающих от ссудозаемщиков в по- гашение долга |
|||||||||
Да- та по- сту- пле- ния сре- дств в банк от ссу- до- за- ем- щика |
Да- та пе- ре- чис- ле- ния Бан- ком в фе- де- раль- ный бюд- жет |
За- дер- жано дней |
начи- слено штра- фных санк- ций |
Да- та по- сту- пле- ния сре- дств в банк от ссу- до- за- ем- щика |
Да- та пе- ре- чис- ле- ния Бан- ком в фе- де- раль- ный бюд- жет |
За- дер- жано дней |
начи- слено штра- фных санк- ций |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина РФ от 19 марта 1998 г. N 09-02-02
Текст письма официально опубликован не был