Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к приказу Минобразования РФ и Госкомвуза РФ
от 14 декабря 1995 г. N 622/1646
Требования
к квалификации педагогических работников учреждений образования при присвоении им квалификационных категорий
1. Настоящие Требования к квалификации педагогических работников учреждений образования при присвоении им квалификационных категорий подготовлены в соответствии с Типовым положением об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 17 июня 1993 г. N 256, зарегистрированным в Минюсте России 15 июля 1993 г., регистрационный N 304.
2. Педагогические работники, претендующие на вторую, первую или высшую квалификационные категории, как правило, должны иметь высшее профессиональное образование и стаж работы в должности, по которой они желают пройти аттестацию, не менее 1 года - для II квалификационной категории; не менее 2 лет - для I квалификационной категории и не менее 3 лет - для высшей квалификационной категории.
Работники, не имеющие указанного уровня образования или стажа работы, могут претендовать на любую квалификационную категорию и получить ее при успешном прохождении аттестации (п.3.2. Типового положения).
3. Под квалификационной категорией в настоящих Требованиях понимается - соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма и продуктивности (устойчивых результатов деятельности) педагогического и управленческого труда, обеспечивающего работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности.
3.1. II квалификационная категория.
Работник, претендующий на присвоение II квалификационной категории, должен удовлетворять всем требованиям разделов "Должностные обязанности" и "Должен знать" ТКХ; кроме того, по уровням:
квалификации
имеет знания и умения, превышающие требования стандартов педагогического или другого профессионального образования, в области:
- основ теории педагогики, психологии, валеологии и возрастной физиологии;
- содержания базового компонента преподаваемого предмета;
- методик обучения и воспитания;
профессионализма
владеет и применяет в практической деятельности:
- широкий набор методов, приемов и средств обучения (воспитания), обеспечивающих вариативность образовательного процесса;
- элементарные методы и средства педагогической диагностики;
- основные формы дифференциации контингента обучающихся (воспитанников);
- основные методы формирования и развития познавательной и коммуникативной культуры обучающихся (воспитанников).
Создает комфортный микроклимат в образовательном процессе;
продуктивности
практика работы педагога способствует сохранению контингента обучающихся (воспитанников), с которым непосредственно взаимодействует педагог;
уровень подготовки обучающихся (воспитанников) (кроме воспитанников дошкольных образовательных учреждений) соответствует требованиям Федеральных компонентов Государственного образовательного стандарта (требований) и является высоким в данном образовательном учреждении.
3.2. I квалификационная категория.
Работник должен отвечать требованиям II квалификационной категории, кроме того по уровням:
квалификации
имеет знания и умения, превышающие требования стандартов педагогического или другого профессионального образования, в области технологий индивидуализации образовательного процесса, современных методов психолого-педагогической диагностики;
в совершенстве владеет базовым компонентом содержания преподаваемого предмета, знаниями по смежным дисциплинам. Уровень теоретических знаний позволяет педагогу вести преподавание на различных уровнях;
профессионализма
владеет и применяет в практической деятельности:
- современные педагогические технологии;
- элементы технологий педагогики развития личности;
- владеет методиками анализа учебно-методической работы по предмету;
учитывает психологические особенности обучающихся (воспитанников) при отборе содержания, методов и форм учебно-воспитательного процесса;
умеет решать педагогические задачи с различными по уровню развития, склонностей, способностей, интересов и состояния здоровья категориями обучающихся (воспитанников), в том числе путем применения профильных и разноуровневых программ;
продуктивности
уровень подготовки обучающихся (воспитанников) кроме дошкольных образовательных учреждений, является высоким по профилю в муниципальной системе образования (районе, городе).
3.3. Высшая квалификационная категория.
Отвечает требованиям I квалификационной категории, кроме того по уровням:
квалификации
осваивает новейшие достижения педагогической науки и практики, профильной области знаний;
уровень квалификации позволяет творчески решать практические задачи;
профессионализма
осуществляет оптимальный отбор методов, средств, форм обучения и воспитания или (и) самостоятельно разрабатывает, апробирует и успешно применяет педагогические технологии или их элементы, которые могут быть рекомендованы к распространению;
создает условия для реализации креативных (творческих) возможностей обучающимися (воспитанниками);
владеет и применяет в практической деятельности:
- исследовательские и опытно-экспериментальные методы обучения и воспитания;
- методики управления и прогнозирования педагогического процесса;
- приемы планирования и организации самообразования обучающихся (воспитанников);
продуктивности
уровень подготовки обучающихся (воспитанников) является высоким по профилю в системе образования данного субъекта Российской Федерации (республики, края, области, автономного образования, городов Москвы и С.-Петербурга), отраслевого министерства или ведомства Российской Федерации.
5. При аттестации на квалификационную категорию использование таких дополнительных критериев (требований), как например: наличие печатных работ, ведение научной работы, руководство методическими объединениями, наставничество и др., не допускается.
6. Органы управления образованием субъектов Российской Федерации, отраслевые министерства и ведомства Российской Федерации при проведении аттестации вправе вносить коррективы в требования квалификационных категорий с учетом специфики деятельности учреждения образования данного региона, хозяйственной отрасли (наличие национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта, особенности контингента обучающихся и др.).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.