Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ
от 16 июня 1998 г. N 7835/97
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.11.97 по делу N А53-13778/96-С4-28 Арбитражного суда Ростовской области.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.
Крестьянское (фермерское) хозяйство "Колос" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском о признании недействительными указаний Государственной налоговой инспекции по Веселовскому району Ростовской области, принятых по актам проверки от 11.10.96, и о возврате 4 965 710 рублей, взысканных мемориальными ордерами и инкассовым поручением.
Решением от 22.08.97 исковые требования удовлетворены.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 25.11.97 решение отменил, в иске отказал, мотивировав отказ тем, что льгота по налогу на прибыль не может применяться истцом с 15.07.93, поскольку статус юридического лица и налогоплательщика хозяйство приобрело с 15.07.91. Не освобождено хозяйство и от уплаты страховых взносов.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается постановление суда кассационной инстанции изменить: исковые требования крестьянского (фермерского) хозяйства "Колос" частично удовлетворить.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговым органом проведена проверка правильности исчисления и уплаты крестьянским (фермерским хозяйством) "Колос" налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и специального налога, страховых платежей в государственные внебюджетные фонды за период с 01.01.93 по 01.01.96.
По результатам проверки составлены два акта от 11.06.96 и приняты указания о взыскании налогов, страховых платежей и применении санкций: 1 157 200 рублей - налог на прибыль, 4 477 100 рублей - налог на добавленную стоимость, 663 400 рублей - специальный налог, 1 946 000 рублей - в Пенсионный фонд Российской Федерации, 1 732 000 рублей - в Фонд социального страхования Российской Федерации, 275 000 рублей - в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и 1 340 000 рублей - в фонды обязательного медицинского страхования.
На основании указаний налоговым органом взыскано 1 008 400 рублей налога на прибыль (мемориальный ордер от 28.11.96 N 895), 3 087 300 рублей налога на добавленную стоимость и штрафа (мемориальный ордер от 29.11.96 N 902), 567 800 рублей специального налога и штрафа (мемориальный ордер от 21.11.96 N 867), 334 500 рублей страховых платежей во внебюджетные фонды (инкассовое поручение от 01.11.96 N 820).
Крестьянское (фермерское) хозяйство "Колос" зарегистрировано постановлением главы администрации Веселовского района Ростовской области от 15.04.92 N 119 (свидетельство о государственной регистрации N 28).
Государственный акт на право собственности, владения, пользования землей N РОС-07-0007 оформлен хозяйству на основании постановления главы администрации Веселовского района от 02.04.92 N 100. Этим постановлением отменено решение исполнительного комитета Веселовского районного Совета народных депутатов Ростовской области от 15.07.91 N 141 о предоставлении земельного участка Клоц О.О. для организации крестьянского (фермерского) хозяйства.
В соответствии с Законом РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянское хозяйство регистрируется районным (городским) Советом народных депутатов после выдачи государственного акта на право пожизненного наследуемого владения, собственности на земельный участок или подписания договора на аренду земельного участка.
При передаче земельного участка в собственность решение Совета народных депутатов является основанием для отвода земельного участка в натуре (на местности) и выдачи государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю.
В соответствии со статьей 1 указанного Закона крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой других лиц, осуществляющих производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и земельных участков, находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или собственности.
Таким образом, отвод земли в натуре и оформление соответствующих документов является квалифицирующим признаком хозяйствующего субъекта в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства.
В отношении истца указанные действия имели место в 1992 году.
В налоговом законодательстве субъектами налогообложения являются организации и физические лица.
Хозяйствующий субъект признается юридическим лицом с момента его государственной регистрации, с этого момента у него возникают налоговые обязательства.
Государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства "Колос" произведена 15.04.92. Налогообложение этого хозяйства по правилам, предусмотренным для юридических лиц, должно производиться с указанной даты.
Ответственность по налогу на прибыль применена налоговой инспекцией за неучет хозяйством в 1993 и 1994 годах в качестве объекта налогообложения средств, полученных от реализации основных фондов. За названное нарушение начислено налога на прибыль за 1993 год 30 700 рублей и за 1994 год 267 000 рублей, а также 327 500 рублей штрафов и 532 000 рублей пеней.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предприятия отраслей производственной сферы с численностью работающих до 50 человек в первые два года работы не платят налога на прибыль, если выручка от производства сельскохозяйственной продукции превышает 70 процентов общей суммы выручки.
Согласно ведомости финансовых результатов (форма 5-кх) хозяйством в апреле 1993 года, то есть до истечения 2-летнего срока действия льготы, получена выручка от реализации основных средств.
Налоговой инспекцией 15.11.96 составлен акт камеральной проверки, согласно которому прибыль, полученная хозяйством от реализации во II квартале 1993 года основных средств, налогообложению не подлежит, в связи с чем начисленные санкции подлежат уменьшению на общую сумму 149 500 рублей, в том числе 30 700 рублей налога, 33 800 рублей штрафов и 85 000 рублей пеней.
Между тем выводы названного акта проверки не привели к изменению ранее изданного неправомерного указания о применении санкций по налогу на прибыль в сумме 149 500 рублей.
Ответственность в виде взыскания 1 519 400 рублей налога на добавленную стоимость, 191 200 рублей специального налога, 100- и 10-процентного штрафов, а также пеней (всего 4 477 100 рублей и 663 400 рублей соответственно) применена налоговой инспекцией за искажение в расчетах по указанным налогам сумм, подлежащих возмещению из бюджета.
В соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" за сокрытие или неучет объекта налогообложения налогоплательщик несет ответственность в виде взыскания налога и штрафа в той же сумме.
Объектом обложения по налогу на добавленную стоимость и специальному налогу являются обороты по реализации товаров (работ, услуг). Стоимость приобретенных товарно-материальных ценностей таким объектом не является, поэтому за неверный расчет сумм, предъявляемых к возмещению, ответственность применяться не должна.
Штрафы в размере 10 процентов от дополнительно начисленных сумм налогов и пеней также не могут быть применены, поскольку недоимки по этим налогам нет.
Указания налоговой инспекции о взыскании 4 477 100 рублей и 663 400 рублей недействительны. Взысканные мемориальными ордерами от 29.11.96 N 902 и 21.11.96 N 867 соответственно 3 087 300 рублей и 567 800 рублей подлежат возврату.
Налоговым органом за 1993 год истцу начислены суммы страховых платежей и пеней: в Пенсионный фонд Российской Федерации - 1 946 000 рублей, Фонд социального страхования Российской Федерации - 1 732 000 рублей, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации - 275 000 рублей, фонды обязательного медицинского страхования - 1 340 000 рублей.
Между тем Законом Российской Федерации от 25.12.92 N 4230-I "О страховых тарифах взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование граждан на I квартал 1993 года", Законом Российской Федерации от 30.03.93 N 4696-I "О страховых тарифах взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования на II квартал 1993 года", постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 09.07.93 N 5357-I "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Государственный фонд занятости населения Российской Федерации на II полугодие 1993 года" и постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-I "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год" установлен тариф взносов на обязательное медицинское страхование, в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации по отношению к начисленной оплате труда.
Порядок исчисления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами страховых взносов в названные фонды с суммы доходов, полученных за истекший календарный год и определяемых как разность между совокупным годовым доходом, полученным в целом по хозяйству от всех видов деятельности, и документально подтвержденными плательщиком расходами, связанными с извлечением этого дохода, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 06.10.94 N 1139 "О порядке уплаты крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, родовыми и семейными общинами малочисленных народов Севера, занимающимися традиционными отраслями хозяйствования, страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации и Государственный фонд занятости населения Российской Федерации", введенным в действие с 01.01.95.
Истцом уплачивались страховые взносы с начисленной оплаты труда. У налоговой инспекции не было оснований определять базу для исчисления страховых платежей в ином порядке до 01.01.95.
В этой связи неправомерны указания налогового органа о взыскании 275 000 рублей в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, 1 340 000 рублей в фонды обязательного медицинского страхования и 1 732 000 рублей в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Взысканные инкассовым поручением от 01.11.96 N 820 и зачисленные на счет налоговой инспекции 334 500 рублей страховых платежей подлежат возврату.
Уплата крестьянскими (фермерскими) хозяйствами страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в 1993 году производилась в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 04.06,91 N 308 "О порядке уплаты членами крестьянских (фермерских) хозяйств страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР" и постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.93 N 1020 "О порядке уплаты крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, родовыми, семейными общинами малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации", согласно которым названными хозяйствами уплата страховых взносов осуществляется с доходов, полученных за истекший календарный год, не позднее 1 апреля последующего года. Доход хозяйства в денежной и натуральной формах для исчисления страхового взноса определяется как разность между совокупным годовым доходом, полученным в целом по хозяйству от всех видов деятельности, и документально подтвержденными плательщиком расходами, связанными с извлечением этого дохода.
Поскольку истец исчислял страховые взносы с начисленной оплаты труда, вывод суда кассационной инстанции о правомерности взыскания налоговым органом 1 946 000 рублей в Пенсионный фонд Российской Федерации обоснован.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.11.97 по делу N А53-13778/96-С4-28 Арбитражного суда Ростовской области отменить в части признания недействительными указания Государственной налоговой инспекции по Веселовскому району Ростовской области о взыскании 4 477 100 рублей налога на добавленную стоимость, 663 400 рублей специального налога, 149 500 рублей налога на прибыль, 275 000 рублей страховых платежей в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, 1 340 000 рублей в фонды обязательного медицинского страхования, 1 732 000 рублей в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Возвратить крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Колос" суммы, взысканные по мемориальным ордерам от 21.11.96 N 867, от 29.11.96 N 902, по инкассовому поручению от 01.11.96 N 820 - 567 800 рублей, 3 087 300 рублей, 334 500 рублей соответственно (суммы приведены в денежных единицах до 01.01.98).
В остальной части названное постановление оставить без изменения.
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации |
В.Ф.Яковлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 июня 1998 г. N 7835/97
Текст постановления опубликован в Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1998 г., N 9