Участники лионского саммита заявили о своей решимости уделять первостепенное внимание борьбе с терроризмом. Они приняли решение рассмотреть и реализовать, в сотрудничестве со всеми государствами, все меры, которые могли бы усилить возможности мирового сообщества по искоренению терроризма. В этих целях они призвали безотлагательно провести совещание их министров иностранных дел и министров, ответственных за безопасность, чтобы рекомендовать дальнейшие действия.
В соответствии с этим решением мы собрались в Париже 30 июля 1996 г.
Мы сделали обстоятельный обзор новых тенденций развития терроризма в мире. С глубокой обеспокоенностью мы отметили использование террористами в 1996 году мощных взрывчатых средств. Мы повторяем нашу основную позицию - не может быть никаких оправданий терроризму. Обсуждение подтвердило наше общее мнение о необходимости нахождения решений, которые бы учитывали все факторы обеспечения прочного урегулирования нерешенных конфликтов, а также о необходимости противостоять условиям, способствующим развитию терроризма.
Мы отметили, что в международном сообществе усиливается настрой в пользу осуждения терроризма в любых его проявлениях и формах, независимо от мотивов, недопущения уступок террористам и принятия мер, соответствующих основным свободам и верховенству права, для эффективной борьбы с терроризмом. Мы полны решимости взаимодействовать со всеми странами, при полном соблюдении принципов и норм международного права и прав человека, для достижения цели искоренения терроризма, как это закреплено в Декларации, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1994 года. В этих целях и в соответствии с курсом, определенным в нашей Оттавской декларации от 12 декабря 1995 г., и работой во исполнение решений саммита в Шарм-аш-Шейхе, мы разработали пакет практических мер, которые мы намерены предпринять в наших странах.
Мы приглашаем все государства принять эти меры с целью придания большей эффективности и согласованности борьбе против терроризма. Для того, чтобы более тесно объединить наши возможности, мы решили разработать в кругу наших стран справочник контртеррористических знаний, умений и опыта для облегчения практического сотрудничества.
I. Принятие мер внутреннего характера по пресечению терроризма:
1) Улучшение контртеррористического сотрудничества и возможностей:
Мы призываем все государства:
1. Усилить внутригосударственное сотрудничество между всеми правительственными ведомствами и службами, занимающимися различными аспектами борьбы с терроризмом.
2. Расширять подготовку кадров, задействованных в борьбе с терроризмом для предотвращения всех форм террористических актов, включая акты с использованием радиоактивных, химических, биологических или токсичных веществ.
3. В свете усилий, предпринятых в области воздушного и морского транспорта и ввиду увеличения числа террористических нападений на средства общественного и городского транспорта, такие как железнодорожный, подземный и автобусный, рекомендовать службам безопасности на транспорте заинтересованных государств срочно провести консультации друг с другом по усилению возможностей государств в предотвращении, расследовании и противодействии террористическим нападениям на средства общественного транспорта и наладить сотрудничество с другими правительствами в этих целях. Эти консультации будут включать стандартизацию пассажирских и грузовых манифестов и принятие стандартных мер по идентификации транспортных средств для оказания содействия в расследовании террористических актов с применением взрывных устройств.
4. Усилить исследования и разработку методов обнаружения взрывчатых и других веществ, которые могут причинить смерть или увечья, и провести консультации по развитию стандартов маркировки взрывчатых веществ с целью идентификации их происхождения в ходе последующего после взрыва расследования и развивать, когда это целесообразно, сотрудничество в данной области.
2) Задержание, уголовное преследование и наказание террористов:
Мы призываем все государства:
5. Расследовать, когда для этого существуют весомые основания в соответствии с национальным законодательством, случаи использования террористами для прикрытия своей деятельности организаций, групп или ассоциаций, в том числе преследующих благотворительные, социальные или культурные цели.
6. Принимать во внимание возможность использования террористами электронных или телеграфных средств связи и систем для осуществления их преступных деяний и необходимость нахождения средств, соответствующих национальному законодательству, для предотвращения подобной преступной деятельности.
7. Принять эффективное внутреннее законодательство и правила, в том числе в области контроля за экспортом, регулирующие производство, торговлю, перевозку и экспорт огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или любых устройств, предназначенных для причинения насильственных увечий, ущерба и разрушений, в целях предотвращения их использования в ходе террористических актов.
8. Предпринять шаги в рамках своей компетенции с целью немедленного пересмотра и дополнения, в случае необходимости, внутреннего антитеррористического законодательства для закрепления положений, кроме всего прочего, определяющих террористический акт как тяжкое уголовное преступление и обеспечивающих надлежащее отражение тяжкого характера террористического акта в сроке отбытия приговора.
9. Привлекать к суду любое лицо, обвиняемое в планировании, подготовке или совершении террористических актов или оказании поддержки террористическим действиям.
10. Воздерживаться от предоставления любой формы поддержки, активной или пассивной, организациям или лицам, причастным к террористической деятельности.
11. Интенсифицировать консультации на соответствующих двусторонних и многосторонних форумах по использованию методов кодирования информации, что позволит, при необходимости, установить законный доступ правительств к информации и средствам связи для предотвращения или расследования, кроме прочего, террористических актов, при сохранении конфиденциальности законных средств связи.
3) Политическое убежище, пограничный контроль и проездные документы:
Мы призываем все государства:
12. Предпринять действенные меры для предотвращения передвижения отдельных террористов и террористических групп путем усиления пограничного контроля и контроля за выдачей удостоверений личности и проездных документов, а также путем недопущения подделки, подлога или использования фальшивых документов.
13. Признавая, что предоставление политического убежища и принятие на свою территорию беженцев являются законными правами, закрепленными в международном праве, подтвердить, что такие права не должны использоваться в террористических целях, и выработать дополнительные международные средства, касающиеся беженцев или лиц, добивающихся предоставления политического убежища, которые планируют, финансируют или совершают террористические акты.
II. Усиление международного сотрудничества в борьбе с терроризмом
4) Расширение сфер международных договоров и других договоренностей:
Мы призываем все государства:
14. Присоединиться к международным конвенциям и протоколам, направленным на борьбу с терроризмом, к 2000 году; принять внутреннее законодательство, необходимое для их выполнения; укрепить или расширить компетенцию судебных органов по привлечению к суду организаторов террористических актов; и, в случае необходимости, предложить поддержку и содействие в осуществлении этих задач другим странам.
15. Развивать, в случае необходимости, особенно путем заключения двусторонних или многосторонних соглашений и договоренностей, механизмы взаимной правовой помощи, имеющие целью облегчить и ускорить расследования и сбор доказательств, а также сотрудничество между правоохранительными органами для предотвращения и раскрытия террористических актов.
В случаях, когда террористическая деятельность ведется в нескольких странах, государствам, обладающим юрисдикцией, следует координировать в стратегическом плане их уголовное преследование и использование средств взаимного содействия с целью достижения большей эффективности борьбы против террористических групп.
16. Расширять, при необходимости, соглашения и договоренности о выдаче с целью обеспечения привлечения к ответственности лиц, виновных в совершении террористических актов; и рассматривать возможность такой выдачи даже при отсутствии договора.
17. Способствовать рассмотрению и разработке международной конвенции об использовании взрывчатых веществ в террористических целях или других террористических актах, представляющих коллективную опасность для физических лиц, затрагивающей те вопросы, по которым действующие многосторонние антитеррористические конвенции не обеспечивают сотрудничества.
Изучить также необходимость и возможность внесения дополнений в существующие международные инструменты и договоренности с целью противостоять другим террористическим угрозам и принять, если целесообразно, новые инструменты.
Интенсифицировать в Международной организации гражданской авиации (ИКАО) консультации для принятия единых и строгих международных стандартов для обнаружения взрывных устройств, а также уже ведущиеся консультации по выработке и принятию дополнительных повышенных мер безопасности в аэропортах и призывать к скорейшему введению уже согласованных процедур спецконтроля и всех иных стандартов ИКАО.
18. Мы рекомендуем государствам - участникам Конвенции о запрещении биологического оружия подтвердить на предстоящей конференции по рассмотрению ее действия свою приверженность обеспечению, включая принятие соответствующих национальных мер, эффективного выполнения своих обязательств по Конвенции, предпринять все необходимые шаги для запрещения и предотвращения разработки, производства, накопления, приобретения или сохранения подобного оружия на своей территории, под своей юрисдикцией и где бы то ни было под своим контролем, для того, чтобы исключить, кроме всего прочего, использование этого оружия в террористических целях.
5) Финансирование террористической деятельности:
Мы призываем все государства:
19. Предотвращать и предпринимать шаги по пресечению, используя соответствующие внутригосударственные средства, финансирования террористов и террористических организаций, как прямого, так и косвенного, через организации, которые имеют благотворительные, социальные или культурные цели или заявляют о таких целях, или те, которые при этом вовлечены в незаконную деятельностью, такую как незаконный оборот оружия, оборот наркотиков или вымогательство. Эти внутригосударственные средства могут включать, когда это предусмотрено, мониторинг и контроль за денежными переводами и процедурой раскрытия банковской тайны.
20. Интенсифицировать обмен информацией в отношении международного движения финансовых средств, направляемых из одной страны или получаемых в другой стране и предназначенных для лиц, организаций или групп, подозреваемых в том, что они осуществляют или поддерживают террористические операции.
21. Принять меры регулирующего характера, когда это целесообразно, для предотвращения переводов денежных средств, в отношении которых есть подозрения, что они предназначены террористическим организациям, не препятствуя при этом законной свободе движения капитала.
6) Улучшение обмена информацией по терроризму:
Мы призываем все государства:
22. Способствовать обмену информацией и передаче правовых запросов путем назначения центральных органов, обладающих возможностями для обеспечения быстрой координации обработки запросов; при этом понимается, что эти центральные органы не будут являться единственным каналом взаимной помощи между государствами. Следует поощрять прямой обмен информацией между компетентными ведомствами.
23. Интенсифицировать обмен базисной информацией относительно лиц или организаций, подозреваемых в деятельности, связанной с терроризмом, в частности об их структуре, "modus operandi" (образе действия) и системах связи, с целью предотвращения террористических действий.
24. Интенсифицировать обмен оперативной информацией, в особенности касающейся:
- действий и передвижений лиц или групп, подозреваемых в принадлежности или в связях с террористическими структурами;
- проездных документов, в отношении которых есть подозрения в том, что они являются поддельными и сфальсифицированными;
- оборота оружия, взрывчатых или реагенных материалов;
- использования террористическими группами средств связи;
- угрозы новых видов террористических действий, включая использование химических, биологических или ядерных материалов или токсичных веществ.
25. Находить пути расширения упомянутых выше обменов информацией, способствовать установлению прямых каналов связи, сохраняя при этом конфиденциальность в соответствии с законодательством и правилами государства, предоставляющего информацию.
Мы обязуемся без промедления обеспечить реализацию этих мер. В этой связи мы призываем наших соответствующих экспертов как можно скорее провести необходимые совещания.
Мы предлагаем нашим экспертам в сфере борьбы с терроризмом провести совещание до конца года и оценить прогресс, достигнутый в работе по реализации этих мер.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Итоговый документ совещания министров "восьмерки" по борьбе с терроризмом (Париж, 30 июля 1996 г.)
Текст Итогового документа опубликован в Сборнике правовых актов 1998 г., выпуск 10, стр. 125