Постановление Правительства Москвы от 17 декабря 1996 г. N 971
"О ходе работ по энергосбережению"
Постановлением Правительства Москвы от 26 августа 2015 г. N 541-ПП настоящее постановление признано утратившим силу
Постановлением Правительства Москвы от 6 апреля 1999 г. N 283 настоящее постановление снято с контроля
См. также Концепцию внедрения энергоэффективных технологий в городское хозяйство, одобренную постановлением Правительства Москвы от 2 декабря 2003 г. N 999-ПП
Правительство Москвы отмечает, что в течение 1993 - 1996 гг. был осуществлен ряд организационных и научно-технических мероприятий, направленных на энергосбережение.
Ход выполнения программы по энергосбережению регулярно рассматривался на заседаниях городской комиссии и созданных при ней рабочих групп. По результатам их работы принимались решения правительства Москвы.
В целях усиления контроля за использованием ресурсов установлено 2520 теплосчетчиков, что составляет около 20% абонентов. Заменено около 500 тыс. отслуживших свой срок бытовых электросчетчиков, что позволяет уменьшить погрешность при расчетах за использованную электроэнергию.
На промышленных предприятиях города за счет проведения организационно-технических мероприятий в течение 1993 - 1995 гг. получена экономия электроэнергии - 423,2 млн. кВт/ч, тепловой энергии - 1411,1 тыс.Гкал, котельно-печного топлива - 216 тыс. т.у.т.
Полностью подготовлена техническая база для перехода энергетического хозяйства Москвы на новый уровень энергоэффективного функционирования, разработано и освоено производство приборов контроля, регулирования и учета тепловой, электрической энергии, воды и газа.
Для утилизации энергии перепада давления на газопроводах ТЭЦ-21 работает энергетический комплекс АО "Криокор", на котором в течение года произведено более 30 млн кВт/ч с одновременным сокращением выбросов вредных веществ в атмосферу.
В течение двух лет функционирует демонстрационная зона высокой энергетической эффективности "Лефортово" Юго-Восточного административного округа. На демонстрационных объектах внедрены: контроль и управление потреблением энергоресурсов, частотно-регулируемый привод, система премирования за экономию топливно-энергетических ресурсов и другие мероприятия.
Ежемесячно выпускается информационный бюллетень "Энергосбережение", который рассылается на предприятия и в организации города. Проведены передачи на телевидении с освещением вопросов энергосбережения. Выпущены миллионным тиражом школьные тетради, на обложках которых размещена рекламная информация по энергосбережению.
На предприятиях строительного комплекса налажен выпуск стеновых панелей с повышенными теплоизолирующими свойствами, начат выпуск теплошумозащитных окон и балконных дверей, осваивается выпуск теплоизолирующих плит повышенного качества.
Во всех домах, возводимых АО ХК "Главмосстрой", начиная с 1995 года в массовом порядке используются материалы с высокими теплозащитными характеристиками. В 17-ти экспериментальных жилых домах внедрен комплекс энергосберегающих мероприятий.
Управлением транспорта и связи выполнено задание по внедрению тиристорной системы управления на троллейбусах и трамвайных вагонах, а также устройства бесконтактного зажигания на подвижном составе городского пассажирского транспорта.
Агентством по энергосбережению проводятся выставки современных отечественных приборов, оборудования и материалов.
Вместе с тем, несмотря на рост стоимости энергоресурсов, существенного снижения их потребления в производственной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве не происходит.
Предприятия и организации не проявляют интереса к энергосбережению в основном из-за высокой стоимости приборов учета и энергосберегающего оборудования, спада производства, отсутствия законодательно установленных стандартов и требований, регламентирующих потребление энергоресурсов, экономического стимулирования потребителей, несовершенства тарифной политики.
К существенным недостаткам, сдерживающим внедрение энергосберегающих мероприятий, относится сохранившийся до сих пор отраслевой подход к экономии ресурсов. Стоимость строительства не связывается с последующими расходами на эксплуатацию зданий и сооружений. Организации строительного комплекса не заинтересованы в выпуске энергосберегающей продукции.
Строительство и реконструкция жилых и общественных зданий в ряде случаев осуществляются по устаревшим проектным решениям, не обеспечивающим энерго- и водосбережение.
Не способствуют широкому внедрению приборов учета энергоресурсов утвержденные Минтопэнерго России 12 сентября 1995 года Правила учета тепловой энергии и теплоносителя, которые усложняют и удорожают работы по организации и эксплуатации узлов коммерческого учета тепловой энергии.
Продолжает оставаться напряженной водохозяйственная обстановка. Удельное водопотребление в жилищном фонде значительно превышает технически обоснованное и составляет от 300 до 600 литров на человека в сутки. Важнейшей причиной сложившегося положения является отсутствие экономического механизма, обеспечивающего заинтересованность в экономии воды.
В целях выполнения Федерального закона "Об энергосбережении", постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.95 N 1087 "О неотложных мерах по энергосбережению", принятых постановлений правительства Москвы, повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов правительство Москвы постановляет:
Постановлением Правительства РФ от 4 августа 2005 г. N 492 названное постановление признано утратившим силу
Об энергосбережении в г. Москве см. Закон г. Москвы от 5 июля 2006 г. N 35
1. Считать основными направлениями реализации мер по энергосбережению в г.Москве внедрение приборов учета расхода электрической, тепловой энергии и воды и экономических методов воздействия на энергопроизводителей и энергопотребителей независимо от их организационно-правовой формы и подчиненности.
2. Структурным подразделениям правительства Москвы, в ведении которых находятся организации и учреждения, финансируемые из бюджета, начиная с 1997 года в составе статей расходов смет указанных учреждений выделять расходы по оплате тепловой, электрической энергии, водоотведения и водоснабжения.
3. Установить, что при сокращении энергопотребления по показаниям приборов учета тепла (при обязательном соблюдении комфортных условий) против проектных нагрузок, скорректированных на фактическую температуру наружного воздуха, сэкономленные бюджетные средства остаются в распоряжении организации на внедрение энергосберегающих мероприятий и до 10% их может быть израсходовано на поощрение работников.
4. Принять к сведению, что проведение энергетических обследований организаций осуществляется органами энергетического надзора, а также уполномоченными ими специализированными организациями в соответствии с Временным положением о проведении энергетических обследований организаций, утвержденным Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 9 октября 1996 года.
Управлению топливно-энергетического хозяйства совместно с органами надзора Минтопэнерго России подготовить до 01.01.97 графики энергетических обследований организаций, находящихся на территории г. Москвы.
5. Ввести стимулирование предприятий и организаций, обеспечивающих экономию энергоресурсов за счет проведения энергосберегающих мероприятий, путем применения, по решению Региональной энергетической комиссии, льготных тарифов на потребляемую ими энергию и воду.
Предприятия, не обеспечивающие выполнение мероприятий по энергосбережению, разработанных по рекомендации Госэнергонадзора, Агентства по энергосбережению, а также уполномоченными ими другими организациями, и допускающие перерасход энергии, производят оплату за энергию и воду по повышенным тарифам.
6. Комиссии по предоставлению налоговых кредитов по заключению Региональной энергетической комиссии в приоритетном порядке рассматривать вопросы о предоставлении налоговых кредитов предприятиям и организациям, участвующим в разработке и освоении производства приборов, машин и механизмов, обеспечивающих экономию энергии, а также реализующим проекты технического и технологического перевооружения, направленные на энергосбережение.
7. Региональной энергетической комиссии в течение 1997 года ликвидировать систему льготных тарифов на оплату энергии, установленных для отдельных категорий потребителей, в том числе для бюджетных организаций.
8. АО "Мосэнерго", предприятиям Управления топливно-энергетического хозяйства, другим энергоснабжающим предприятиям Москвы независимо от форм собственности включать в договора на отпуск электрической и тепловой энергии с потребителями - юридическими лицами положения, предусматривающие, что при использовании топливно-энергетических ресурсов не в полном объеме, предусмотренном договорами, потребители освобождаются от возмещения расходов, понесенных энергоснабжающими организациями.
9. До введения в действие Министерством топлива и энергетики и Министерством строительства Российской Федерации новых правил учета тепловой энергии в Москве пользоваться Временной инструкцией "О порядке оборудования в г. Москве узлов учета расхода тепловой энергии для взаимных коммерческих расчетов между потребителями и поставщиками тепла", утвержденной правительством Москвы 09.10.92.
10. Установить, что с 01.04.97 вновь построенные здания, не оборудованные приборами регулирования и учета холодной воды и тепла, не подлежат приемке в эксплуатацию.
Комплексу перспективного развития города обеспечить в течение 1997-1998 гг. за счет внедрения энергосберегающих мероприятий в новом строительстве жилых домов и общественных зданий экономию не менее 8% энергоресурсов.
11. Комплексу перспективного развития города совместно с управлениями топливно-энергетического хозяйства и жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства до 01.04.97 подготовить предложения по применению новых технических решений, обеспечивающих экономию потребления энергоресурсов и воды, при проектировании, строительстве и капитальном ремонте систем инженерного оборудования зданий и микрорайонов.
О проведении конкурсов научно-технических проектов (исполнителей) по приоритетным направлениям энерго- и водосбережения в системе городского хозяйства см. распоряжение Премьера Правительства Москвы от 20 ноября 1997 г. N 1197-РЗП
12. Установить, что производители электрической и тепловой энергии в г.Москве, не входящие в системы АО "Мосэнерго" и Управления топливно-энергетического хозяйства, имеют право на отпуск энергии в сети этих организаций по тарифам, утверждаемым Региональной энергетической комиссией г.Москвы.
13. АО "Мосэнерго" до 01.04.97:
13.1. Подготовить технико-экономическое обоснование внедрения детандер-генераторных агрегатов АО "Криокор" на подведомственных предприятиях.
13.2. Разработать и согласовать в правительстве Москвы график перевода ТЭЦ на использование технической воды взамен питьевой с экономией 39,8 тыс.м3 в сутки из городского водопровода.
14. Утвердить план работ по энергосбережению на 1997 год (приложение).
15. Управлению топливно-энергетического хозяйства:
15.1. Осуществлять координацию работ по подготовке демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности и контроль за их реализацией с обязательной оценкой величины экономического эффекта, технологичности предложений, срока окупаемости мероприятий и предлагаемого объема внедрения.
15.2. В программах по обучению и переподготовке работников в области энергообеспечения предусматривать основы эффективного использования энергетических ресурсов.
15.3. Совместно с АО "Мосэнерго" до 01.01.97 подготовить и представить в Региональную энергетическую комиссию предложения по структуре тарифов для промышленных потребителей в зависимости от величины и времени использования электрической энергии.
15.4. Систематически проводить рекламную кампанию с привлечением средств массовой информации с целью доведения до населения экономических выгод от применения новых бытовых энергосберегающих приборов и оборудования, а также средств учета энергии.
16. Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства:
16.1. До 01.04.97 разработать правила расчетов потребления воды по показаниям индивидуальных счетчиков.
16.2. Совместно с префектами административных округов до 01.03.97 разработать программу внедрения энергосберегающих мероприятий в существующем жилищном фонде.
16.3. Совместно с Управлением топливно-энергетического хозяйства до 01.03.97 подготовить предложения по тарифам на горячую воду, включающим тариф на холодную воду и тариф на тепловую энергию на подогрев воды до нормативных температур.
17. Префектам административных округов:
17.1. В течение 1997 года выполнить модернизацию санитарно-технического оборудования подведомственного жилищного фонда с установкой водосберегающей арматуры и регуляторов расхода воды в не менее чем 30 тыс. квартир в каждом административном округе.
17.2. Совместно с комитетами здравоохранения и образования в течение 1997 - 1998 гг. выполнить модернизацию санитарно-технического оборудования в зданиях подведомственных организаций с установкой водосберегающей арматуры и регуляторов расхода воды.
18. Комитету образования начиная с 1997 года включать в программы подведомственных учреждений среднего профессионального образования основы эффективного использования топливно-энергетических ресурсов.
19. Просить Совет ректоров высших учебных заведений г.Москвы организовать силами специалистов и студентов работу по энергосбережению в занимаемых вузами зданиях и сооружениях.
20. Мосгосэкспертизе организовать проведение обязательной экспертизы проектно-сметной документации на внедрение прогрессивных решений, направленных на энергосбережение. Начиная с 01.07.97 не принимать на экспертизу проекты, не имеющие раздела "Энергоэффективность".
21. Московскому городскому комитету по статистике:
21.1. До 01.03.97 разработать и утвердить форму регионального государственного статистического наблюдения по эффективности использования и экономии топливно-энергетических ресурсов.
21.2. Начиная с 1997 года организовать выпуск ежегодных аналитических обзоров по энергетике и эффективности потребления топлива, тепловой и электрической энергии.
22. Департаменту экономической политики и развития Москвы совместно с департаментами науки и промышленной политики, финансов и АО "Московский комитет по науке и технологиям" по заявкам Управления топливно-энергетического хозяйства предусматривать выделение финансовых средств из городского бюджета на проведение работ, определенных пунктами 14, 21.2 настоящего постановления.
23. Постановления правительства Москвы от 27.10.92 N 897 "Об основных направлениях энергосбережения в Москве на период до 1995 года", от 22.03.94 N 217 "О ходе работы по энергосбережению в Москве и задачах на 1994 год" снять с контроля.
24. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя премьера правительства Москвы Никольского Б.В.
Премьер правительства Москвы |
Ю.М.Лужков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Москвы от 17 декабря 1996 г. N 971 "О ходе работ по энергосбережению"
Текст постановления опубликован в "Вестнике мэрии Москвы", N 6, 1997 г.
Постановлением Правительства Москвы от 26 августа 2015 г. N 541-ПП настоящее постановление признано утратившим силу
Настоящий документ снят с контроля