Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 6 октября 1998 г. N 762
Порядок
оценки оферт и выбора победителя конкурсов среди заказчиков, проектных и подрядных организаций при реализации инвестиционных программ, финансируемых из городских источников
О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд см .Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ, вступивший в силу с 1 января 2006 г.
См. также Методику проведения конкурсов заказчиков-застройщиков, генеральных проектных и строительных организаций на стадии разработки предпроектной документации, утвержденную постановлением Правительства Москвы от 27 апреля 1999 г. N 363
1. Введение
Проводимые в строительном комплексе Москвы инвестиционные конкурсы и подрядные торги уже стали основным инструментом оптимизации цены и качества строительной продукции. Однако, несмотря на значительное количество имеющихся пособий и методических рекомендаций по различным этапам организации и проведения конкурсов (торгов) выбор системы показателей (критериев) для оценки предложений претендентов и подведение итогов конкурса с выбором победителя часто встречает у организаторов конкурсов значительные затруднения.
Настоящий порядок (в дальнейшем по тексту - методика) определяет общий методический подход к установлению в составе конкурсной (тендерной) документации системы показателей (критериев) для оферт и выбору победителя конкурсов среди заказчиков, проектных и подрядных организаций при реализации инвестиционных программ, финансируемых из городских источников.
Основной целью проводимых конкурсов (торгов) является выявление участника (претендента), представившего наиболее выгодное, отвечающее квалификационным требованиям конкурсное (тендерное) предложение. Достижению этой цели и должны способствовать излагаемые ниже в настоящей методике рекомендации.
Настоящий порядок (методика) разработан на основе распоряжения Мэра Москвы от 25.09.97 г. N 767-РМ "О новой редакции инструкций, утвержденных распоряжением Мэра Москвы от 23.12.96 г. N 617/1-РМ "Об организации конкурсов при реализации инвестиционных программ, финансируемых из городских источников" и в развитие инструкций, утвержденных указанным распоряжением, а именно:
Инструкции о порядке проведения инвестиционных конкурсов при выборе заказчика по реализации программ капитального строительства (реконструкции), принятых Правительством Москвы и финансируемых из городских источников;
Инструкции о порядке проведения подрядных торгов (конкурсов) по реализации программ капитального строительства (реконструкции), принятых Правительством Москвы и финансируемых из городских источников.
Данная инструкция содержит описание функций, прав, обязанностей и ответственности организаторов конкурсов (торгов), претендентов, членов конкурсной комиссии, порядок проведения предварительной квалификации претендентов торга и критерии отбора, требования к разработке и оформлению тендерной документации, оценка результатов торга.
В утвержденных инструкциях выделяются следующие основные критерии для оценки предложений претендентов: стоимость заказа, условия финансирования, сроки выполнения заказа, технические параметры (энергосбережение, экономное расходование материалов, организация строительного производства, чистота и порядок на строительной площадке), отдельные экономические характеристики, показатели качества, безопасность производства работ, охрана окружающей среды, комплекс услуг, выполняемых при проектировании, строительстве и эксплуатации объекта, влияние на развитие прилагаемой территории, технические и имущественные гарантии и т.д. Настоящая методика разработана в развитие основных положений утвержденных инструкций.
Методика призвана помочь всем участникам конкурсов. Она будет способствовать более качественной организации конкурсов, объективному подведению их итогов, недопущению возможных конфликтных ситуаций.
Методика разработана Управлением инвестиционной политики и финансирования из городских источников совместно с Центральным Научно-исследовательским институтом экономики и управления строительством Госстроя России и Научно-техническим центром компьютерных и информационных технологий "Гектор". На основе методики создана автоматизированная система "Подрядные торги", которая на основе применения компьютерных технологий обеспечивает комплексное решение задач оценки предложений претендентов.
2. Общие положения
Специфика проведения подрядных конкурсов (торгов) в строительстве, их нацеленность на реализацию проектирования и строительства конкретного объекта подразумевает использование системы разнотипных показателей. Эти показатели могут отражать сроки, цены, физические характеристики объектов торгов, возможные финансово-экономические показатели, данные об организациях-претендентах и т.д.
Система показателей для оценки оферт должна обеспечивать учет всех основных факторов, характеризующих данный конкурс, в том числе уровень капитальных и текущих затрат инвестора, качество продукции, работ и услуг, гарантию выполнения контракта в установленные сроки, экономические, экологические, социальные и другие последствия реализации оцениваемого предложения, технические решения и т.д.
Победитель должен быть выявлен на основе обработки всей совокупности показателей.
Показатели, используемые при проведении подрядных инвестиционных конкурсов и торгов в строительстве можно условно разбить на следующие группы.
Показатели безразмерные, получаемые от претендентов или экспертным путем. К ним могут относиться: наличие тех или иных документов (лицензий, сертификатов), организационные и производственные возможности претендента, соответствие техническим требованиям, обоснования предложений, способы реализации условий проводимого конкурса и т.д. К этой группе относятся и показатели, принимающие логические значения "да", "нет", например, показатели, характеризующие наличие заключений, справок, аудиторских проверок и т.п.
Показатели размерные, представляемые претендентом, получаемые в ходе независимых испытаний или выявляемые иным путем. Это могут быть сроки строительства, цена продукции, технические характеристики.
Показатели размерные, расчетные, вычисляемые алгоритмически на основании данных претендента или получаемые любым иным путем. К этой группе относятся различные экономические показатели: приведенные затраты, дисконтированные значения цен и т.д.
Обработка такого рода разнотипных и разноразмерных показателей требует организации продуманного перехода от значений показателя к его оценке, которая, как правило, должна быть безразмерной, балльной.
Для итоговой оценки предложенных оферт по системе разнородных показателей должны использоваться квалиметрические методы.
В отдельных случаях, когда принятая для оценки данного конкурса система показателей представляет собой однородную группу, оценка предложенных оферт может проводиться иными способами. Так, для случая, когда принимаются во внимание только стоимостные показатели и при этом можно достоверно рассчитать величину прибыли, выбор победителя может быть осуществлен по критерию минимума приведенных затрат. Для случая, когда играют роль только сроки строительства, должны учитываться технологические решения по производству работ, производительность ресурсов и т.д.
Выполнение всех необходимых расчетов может осуществляться как на основе применения компьютерных технологий, так и традиционными, инженерными методами.
Организацию работ по оценке оферт и определению победителя конкурса осуществляет конкурсная комиссия (тендерный комитет). Перечень показателей, по которым производится оценка, методический подход к оценкам оферт в целом также разрабатывается конкурсной комиссией с учетом особенностей объекта, специфики предмета, задач и целей, поставленных организатором конкурса.
Для выполнения расчетов значений показателей и получения их оценок тендерный комитет может привлекать экспертов по соответствующим вопросам.
При привлечении экспертов к оценке предложений целесообразно обеспечивать анонимность материалов, передаваемых экспертам для подготовки заключений. Анонимность обеспечивается путем передачи на экспертизу копий оферт, из которых устранена информация о наименовании предприятия претендента, его адресе, телефонах и т.д.
Прямые переговоры экспертов с оферентами не допускаются. В случае необходимости в дополнительной информации, в уточнении терминов или в каких-либо разъяснениях эксперт ставит свои вопросы перед конкурсной комиссией.
Конкурсная комиссия обеспечивает привлекаемых экспертов исходными формами, соответствующими разделами документов конкурсного (тендерного) предложения, и другой необходимой информацией.
На основании проведения анализа эксперт заполняет представленные формы, подписывает их и передает под расписку ответственному представителю конкурсной комиссии. Одновременно эксперт возвращает все полученные исходные материалы.
Оценка оферт производится в течение срока, установленного регламентом конкурсной комиссии. Выбор победителя определяется системой показателей (критериями), содержащимися в тендерной документации. Конкурсная комиссия извещает участников о результатах конкурса, в установленном порядке на условиях оферты заключается контракт с победителем.
3. Система показателей оценки оферт
Номенклатура и важность основных показателей оценки оферт могут существенно отличаться для различных конкурсов; они приводятся в тендерной документации в разделе "Условия и порядок проведения конкурса".
Если конкурс проводится на этапе, когда основные технологические, архитектурные, объемно-планировочные и конструктивные решения уже приняты и речь идет лишь о практической реализации решений, то в этом случае на передний план выдвигаются такие основные показатели, как предложенная цена предмета конкурса (торга), возможности участника по выполнению работ в установленные или в более короткие сроки с требуемым качеством.
При размещении заказов на комплекс работ по исполнению функций заказчика по проектированию, материально-техническому обеспечению и строительству предприятий, зданий и сооружений в качестве показателей оферт наряду с показателями предлагаемого уровня стоимости работ заказчика, его опыта, квалификации, технической вооруженности и финансового состояния могут рассматриваться также показатели экономической эффективности проектируемого объекта, его технического уровня, сроки ввода объекта в эксплуатацию, степень воздействия объекта на окружающую среду и др.
При размещении подрядов на проектирование и строительство непроизводственных объектов "под ключ" могут также рассматриваться такие показатели, как архитектурная выразительность градостроительного комплекса, стоимость строительства и затраты за эксплуатацию возводимых зданий и сооружений и др.
При проведении международных торгов, кроме указанных показателей, в перечень основных показателей может включаться степень использования местных материальных и трудовых ресурсов.
3.1. Номенклатура показателей
В перечень показателей для оценки оферт могут входить показатели оценки коммерческой части предложений, показатели оценки технической части предложений, показатели, характеризующие квалификацию претендентов и их финансово-хозяйственную надежность и т.д.
В перечень показателей для оценки коммерческой части предложений участников конкурса, торга, которые целесообразно учитывать в стоимостном выражении, могут входить:
предложение оферента (претендента) по цене предмета конкурса (торга), представляемое в полном соответствии с условиями конкурса, с указанием на что относится предлагаемый показатель (на единицу измерения предмета конкурса, торга; на объект в целом);
предложения по графику оплаты за выполненные работы (размер аванса, даты и объемы промежуточных и окончательного платежей);
изменение текущих расходов и доходов инвестора на этапе использования создаваемого предмета конкурса, торга вследствие принятия альтернативных предложений, снижающих затраты на техническое обслуживание и ремонты строительных конструкций и инженерного оборудования, на отопление, холодное и горячее водоснабжение, освещение и т.п.;
чистый доход инвестора вследствие принятия альтернативного предложения претендента по сокращению продолжительности исполнения контракта:
сопутствующие издержки инвестора в ходе проектирования и строительства в случае принятия предложения данного оферента;
стоимостная оценка отдельных составляющих предлагаемой цены (этот показатель, характеризующий надежность цены предложения, рассматривается в случае, когда условиями конкурса предусмотрено представление цены предложения с разбивкой ее по составным элементам);
финансовое состояние участника и его соответствие предстоящему объему работ.
В перечень показателей для оценки технической части оферты могут входить:
показатели качества продукции или услуг, предоставляемых оферентом (качество решений генерального плана, градостроительных, архитектурных, объемно-планировочных, конструктивных проектных решений основных и вспомогательных объектов, качества выполнения инженерно-изыскательских, проектных, конструкторских работ, качество поставляемого технологического и инженерного оборудования, другой промышленной продукции, качество строительных, монтажных, пусконаладочных, ремонтных работ и др.);
показатели, характеризующие организацию выполнения оферентом работ с соблюдением мер безопасности, охраны здоровья работающих и охраны окружающей среды (меры по охране здоровья и труда, по соблюдению пожарной безопасности, по предотвращению загрязнения воздуха, поверхности земли и подземных вод и др.);
показатели, характеризующие технический уровень средств производства, используемых оферентом при исполнении контракта (качественный уровень машин, механизмов, технологических процессов, средств контроля за качеством и степень оснащенности оферента этими средствами);
показатели, характеризующие степень использования местных ресурсов иностранными подрядчиками, а также подрядчиками из других регионов Российской Федерации (местной рабочей силы по тем профессиям, по которым в регионе имеется неполная занятость; материалов, изделий и полуфабрикатов местного производства, когда в регионе имеются избыточные мощности по их изготовлению, отходов местного промышленного производства и др. ресурсов);
показатели, характеризующие обязательства оферентов по бесплатному устранению обнаруженных дефектов и недоделок в течение гарантийного срока, по компенсации возможного ущерба заказчика и т.п.;
другие показатели технической части предложений, определяемые заказчиком для каждого конкретного случая.
В перечень показателей, характеризующих квалификацию претендентов, могут входить:
показатели, характеризующие уровень организации оферентом управления процессами подготовки и реализации проектирования, материально-технического обеспечения строительства или выполнения комплексов работ "под ключ", уровень квалификации рабочих и административно-управленческого персонала (использование современных методов управления проектами, автоматизированных систем обработки информации, обеспечение сбалансированности графиков производства работ, применение прогрессивной структуры руководства предприятием, привлечение высококвалифицированных специалистов и др.);
срок деятельности организации, наличие лицензий на выполнение необходимых работ, наличие собственной производственной базы; отзывы заказчиков; численность работающих.
В перечень показателей, характеризующих финансово-хозяйственную надежность претендентов, могут входить данные баланса предприятия, показатели объемов работ в качестве генподрядчика и субподрядчика и т.д.
3.2. Структура показателей
Показатели, используемые при проведении торгов в строительстве, имеют достаточно сложную структуру. Так, при проведении различных торгов с целью ранжирования претендентов часто используется показатель "финансово-хозяйственная надежность организации". Этот показатель, в свою очередь, состоит из ряда показателей, характеризующих годовые объемы работ, кредиторские и дебиторские задолженности, наличие основных средств и т.д. Таким образом, система показателей в общем случае должна иметь сложную иерархическую, древовидную структуру. Как показывает предварительный анализ проведенных подрядных торгов в строительстве, практически можно ограничиться тремя уровнями. Самый высокий, обобщающий уровень целесообразно назвать разделом, уровни внутри раздела - подразделами, включающими в себя собственно показатели - наиболее детальный уровень. При такой системе каждый показатель имеет код, состоящий из трех частей: номера раздела, номера подраздела и номера самого показателя. Необходимо отметить, что показатель высшего уровня не обязательно является разделом - он может быть и простым показателем, не имеющим составляющих. В этом случае не может быть показателей второго (подразделы) и третьего уровня (простые показатели), которые имеют тот же номер раздела.
Пример возможной структуры показателей с соответствующими кодами:
Показатель 1. - показатель
Показатель 2. - раздел
Показатель 2.1. - показатель
Показатель 2.2. - подраздел
Показатель 2.2.1. - показатель
Показатель 2.2.2.- показатель
Пример возможной структуры показателей с тремя выделяемыми уровнями приводятся в таблице 1.
Таблица 1
Пример структуры системы показателей подрядных торгов
Уровень и код показателя |
Наименование показателя | ||
1. | Цена предложения | ||
1.1. | Предложенная участником цена в базисном уровне цен | ||
1.2. | Распределение цены по составляющим (комплексам, видам работ и т.п.) |
||
1.3. | Экономия по графику оплаты | ||
1.4. | Снижение эксплуатационных затрат объекта | ||
2. | Сроки строительства | ||
2.1. | График производства работ с вводом мощностей | ||
2.2. | Экономический эффект от досрочного ввода | ||
2.3. | Срок контракта | ||
3. | Квалификация претендентов | ||
3.1. | Наличие документов, в т.ч. лицензий на выполнение необ- ходимых работ |
||
3.2. | Срок деятельности организации | ||
3.3. | Численность работающих | ||
3.4. | Наличие собственной производственной базы (машины, ме- ханизмы, транспорт) |
||
3.5. | Участие в строительстве аналогичных объектов | ||
3.6. | Отзывы заказчиков | ||
3.7. | Уровень организации и управления производством | ||
3.8. | Количество сертифицированных специалистов | ||
4. | Финансовое положение и результаты хоз. деятельности | ||
4.1. | Годовой оборот | ||
4.2. | Наличие основных средств на начало текущего года | ||
4.3. | Общий объем СМР в качестве генподрядчика | ||
4.4. | Общий объем СМР в качестве субподрядчика | ||
4.5. | Дебиторская задолженность | ||
4.6. | Кредиторская задолженность | ||
4.6.1. | по налогам | ||
4.6.2. | по зарплате | ||
4.7. | Прибыль | ||
4.8. | Убытки | ||
4.9. | Наличие аудиторских проверок | ||
4.10 | Участие в арбитражных процессах | ||
5. | Обеспечение участия в торгах (наличие банк. гарантий, залогового поручительства) |
||
6. | Техническая часть предложений | ||
6.1. | Описание методов производства работ | ||
6.2. | Предложения по механизации работ | ||
6.3. | Справка об управлении качеством строительства | ||
6.3.1. | - входной контроль качества СМР, конструкций и материа- лов |
||
6.3.2. | - операционный контроль качества СМР | ||
6.3.3. | - наличие комплексной системы управления качеством строительства |
||
6.4. | Мероприятия по технике безопасности и охране окр. среды | ||
6.5. | График производства работ | ||
7. | Наличие дополнительных предложений |
При выборе конкретного объекта торга тот или иной показатель может играть большую или меньшую роль. Так, например, при строительстве инженерного сооружения превалирующую роль могут играть сроки ввода в эксплуатацию, а стоимость объекта уже не столь важна. Для отражения относительной значимости показателя вводится понятие веса (весомости) показателя. Итак, вес показателя, по существу, отражает важность данного показателя при подведении итогов торгов. Вес показателей устанавливается конкурсной комиссией в соответствии с особенностями данного объекта. Абсолютное значение веса не важно, важно только соотношение весов показателей данного уровня. Вес показателя можно задавать произвольным образом: целыми числами, в долях единицы, в процентах. Если вес показателей принимать в процентах, то на каждом уровне суммарных вес показателей должен составлять 100%.
Проставление весов показателей очень важный этап проведения оценки торгов. Для удобства работы конкурсная комиссия должна быть обеспечена специальной формой для проставления весов каждого показателя. Пример такой формы приводится в таблице 2.
Следует подчеркнуть, что продуманный выбор системы показателей с назначенными весами и их соответствие конкретному объекту торга предопределяет объективную оценку предложений претендентов конкурсными комиссиями.
Пример системы показателей с проставленными весами приводится в таблице 3.
Таблица 2
Система показателей подрядных торгов
(таблица для простановки весов)
Код | Вес 1 | Вес 2 | Вес 3 | Наименование показателя |
1. | Х | Х | Цена предложения | |
2. | Х | Х | Сроки строительства | |
3. | Х | Х | Квалификация претендентов | |
3.1. | Х | Х | Наличие документов, в т.ч. лицензий на выпол- нение необходимых работ |
|
3.2. | Х | Х | Срок деятельности организации | |
3.3. | Х | Х | Численность работающих | |
3.4. | Х | Х | Наличие собственной производственной базы (ма- шины, механизмы, транспорт) |
|
3.5. | Х | Х | Участие в строительстве аналогичных объектов | |
3.6. | Х | Х | Отзывы заказчиков | |
3.7. | Х | Х | Уровень организации и управления производством | |
3.8. | Х | Х | Количество сертифицированных специалистов | |
4. | Х | Х | Финансовое положение и результаты хоз. дея- тельности |
|
4.1. | Х | Х | Годовой оборот | |
4.2. | Х | Х | Наличие основных средств на начало текущего года |
|
4.3. | Х | Х | Общий объем СМР в качестве генподрядчика | |
4.4. | Х | Х | Общий объем СМР в качестве субподрядчика | |
4.5. | Х | Х | Дебиторская задолженность | |
4.6. | Х | Х | Кредиторская задолженность | |
4.7. | Х | Х | Прибыль | |
4.8. | Х | Х | Убытки | |
4.9. | Х | Х | Наличие аудиторских проверок | |
4.10. | Х | Х | Участие в арбитражных процессах | |
5. | Х | Х | Обеспечение участия в торгах (наличие банк. гарантий, залогового поручительства) |
|
6. | Х | Х | Техническая часть предложений | |
6.1. | Х | Х | Описание методов производства работ | |
6.2. | Х | Х | Предложения по механизации работ | |
6.3. | Х | Х | Справка об управлении качеством строительства | |
6.3.1. | Х | Х | - входной контроль качества СМР, конструкций и материалов |
|
6.3.2. | Х | Х | - операционный контроль качества СМР | |
6.3.3. | Х | Х | - наличие комплексной системы управления ка- чеством строительства |
|
6.4. | Х | Х | Мероприятия по технике безопасности и охране окр. среды |
|
6.5. | Х | Х | График производства работ | |
7. | Х | Х | Наличие дополнительных предложений |
Примечание
1) Необходимо заполнить относительные веса показателей в свободных клетках таблицы. Чем выше вес показателя, тем больше его влияние на результат. Сумма весов для каждого уровня должна составлять 100%.
2) Значения весов показателей можно заполнять не более чем с двумя знаками после запятой.
Таблица 3
Система показателей подрядных торгов с проставленными весами
Код | Показатель | Весомость | ||
Проц.1 | Проц.2 | Проц.З | ||
1. | Цена предложения, тыс.руб. | 50,0 | ||
2. | Сроки строительства, мес. | 5,0 | ||
3. | Квалификация претендентов | 12,0 | ||
3.1. | Наличие документов, в т.ч. лицензий на вы- полнение необходимых работ |
12,5 | ||
3.2. | Срок деятельности организации, лет | 12,5 | ||
3.3. | Численность работающих, чел. | 12,5 | ||
3.4. | Наличие собственной производственной базы (машины, механизмы, транспорт),машин |
12,5 | ||
3.5. | Участие в строительстве аналогичных объек- тов, объектов |
12,5 | ||
3.6. | Отзывы заказчиков, отзыв | 12,5 | ||
3.7. | Уровень организации и управления производс- твом |
12,5 | ||
3.8. | Количество сертифицированных специалистов | 12,5 | ||
4. | Финансовое положение и результаты хоз. дея- тельности |
20,0 | ||
4.1. | Годовой оборот, тыс.руб. | 20,0 | ||
4.2. | Наличие основных средств на начало текущего года, тыс.руб. |
10,0 | ||
4.3. | Общий объем СМР в качестве генподрядчика, тыс.руб. |
20,0 | ||
4.4. | Общий объем СМР в качестве субподрядчика, тыс.руб. |
20,0 | ||
4.5. | Дебиторская задолженность, тыс.руб. | 5,0 | ||
4.6. | Кредиторская задолженность, тыс.руб. | 5,0 | ||
4.7. | Прибыль, тыс.руб. | 5,0 | ||
4.8. | Убыток, тыс.руб. | 5,0 | ||
4.9. | Наличие аудиторских проверок, шт. | 5,0 | ||
4.10. | Участие в арбитражных процессах, шт. | 5,0 | ||
5. | Обеспечение участия в торгах (наличие банк. гарантий, залогового поручительства) |
2,0 | ||
6. | Техническая часть предложений | 10,0 | ||
6.1. | Описание методов производства работ | 30,0 | ||
6.2. | Предложения по механизации работ | 10,0 | ||
6.3. | Справка об управлении качеством строитель- ства |
30,0 | ||
6.3.1. | - входной контроль качества СМР, конструк- ций и материалов |
25,0 | ||
6.3.2. | - операционный контроль качества СМР | 25,0 | ||
6.3.3. | - наличие комплексной системы управления качеством строительства |
50,0 | ||
6.4. | Мероприятия по технике безопасности и охра- не окр. среды |
10,0 | ||
6.5. | График производства работ | 20,0 | ||
7. | Наличие дополнительных предложений | 1,0 |
3.3. Основные требования к системе показателей
Принимаемая при проведении конкретного торга в строительстве система показателей должна отвечать следующим основным требованиям:
- отражать основные, определяющие особенности проводимого конкурса;
- обладать иерархической структурой, позволяющей осуществлять переход от уровня к уровню с целью более детального определения сложных составляющих показателей;
- давать возможность гибко менять конкретные показатели в системе (в том числе добавлять новые, исключать ненужные, менять их иерархию) с тем, чтобы в максимальной степени отразить специфику проводимого конкурса;
- допускать простые изменения значений тех или иных уже принятых показателей;
- реализовывать простой способ перехода от конкретного значения показателя (размерного или безразмерного) к его оценке, причем оценка должна быть применима для всех показателей принятой системы;
- давать возможность перехода от оценки отдельных показателей к итоговым оценкам по группе: подразделу, разделу и по всей системе в целом;
- обладать простыми способами оперативной обработки отдельных показателей, в том числе давать возможность включения алгоритмически вычисляемых показателей.
4. Методы оценки оферт
4.1. Основные принципы получения итоговой оценки
В зависимости от принимаемой при проведении данного конкурса (торга) системы показателей должна быть выбрана та или иная методика оценки его результатов.
Для получения итоговой, интегральной оценки для сложной системы разнотипных (имеющих разный физический смысл) показателей общепринята балльная шкала. При применении балльной методики по каждому из показателей устанавливается шкала допустимых балльных оценок, то есть максимально и минимально возможное количество баллов по каждому из показателей, обычно используется шкала от 0 до 10 баллов.
В настоящей методике рекомендуется для применения балльная методика. Баллы по каким-то из показателей могут рассчитываться. Например, можно принять, что претендент, давший наилучшее предложение по каждому показателю, получает по нему максимально возможные баллы, а баллы, полученные другими участниками, рассчитываются как относительные. В то же время возможно и "назначение" баллов, например, экспертно. При этом, конечно, баллы должны лежать в заданных границах принятой шкалы.
Рекомендуемые системы показателей для оценки торгов и методики оценки их результатов должны отражать специфику-особенности возводимого объекта, требования к условиям его последующей эксплуатации и т.д.
Для получения итоговой интегральной оценки предложений претендентов целесообразно использовать методы квалиметрии, которые обеспечивают сопоставимость предложений, получивших разную оценку по разным показателям.
В квалиметрии используются следующие основные понятия.
Дерево свойств (показателей) - показывает взаимозависимость различных свойств (показателей) объекта, строится по иерархическому принципу, обобщенное свойство определяется свойствами более высокого уровня. Система показателей, приведенная в таблице 1, и является примером дерева свойств.
Значение показателя - абсолютная, размерная характеристика какого-либо свойства (сроки, стоимость и т.д.). Значение показателя может быть и логической величиной (да/нет), например, наличие тех или иных документов.
Оценка показателя - как правило, безразмерная величина, характеризующая данный показатель; наиболее часто употребляется балльная оценка, которая используется и в настоящей методике.
Вес показателя (или весомость) - безразмерная величина, характеризующая относительную значимость данного показателя при переходе на другой, более низкий уровень.
Для получения интегральной оценки предложений претендентов рекомендуется использовать следующий алгоритм, пригодный как для инженерных методов, так и для автоматизированных компьютерных систем.
1) Построение дерева свойств (системы показателей). При построении системы показателей должен соблюдаться основной принцип: свойства i-ого уровня определяются соответствующими свойствами i+1-го уровня (i=0, 1,..., m).
Уровень 0 - соответствует обобщенному, комплексному показателю объекта или его интегральной оценке.
2) Назначение интервала изменений значений Рij каждого показателя (индексы показывают, что рассматривается j-ый показатель на i-ом уровне).
3) Выбор (на каждом уровне рассмотрения свойств) значений базовых показателей для сравнения (Рijбаз). В качестве базового показателя можно принимать наилучший из предложенных всеми претендентами.
4) Определение зависимости между значениями показателей Рij и их оценками Кij причем оценки должны являться функциями значений показателей. Само значение показателя Рij не дает возможность определить его качество, в отличие от их оценки.
Оценка показателя является функцией его значения К = f(Рij; Рijбаз), обычно принимается, что:
Рij
Кij = фи(-------)
Рij баз
Можно использовать различные функциональные зависимости между показателями и соответствующими оценками, самыми простейшими являются следующие.
Для показателей, которые качественно можно описать "чем меньше, тем лучше" (это сроки, стоимость и т.д.):
Рijбаз
Кij = 10 * -------,
Рij
где
Рijбаз - наименьшее (следовательно, лучшее) из предложенных всеми претендентами значение данного показателя.
Для показателей, которые качественно можно описать "чем больше, тем лучше" (основные фонды, срок деятельности организации и т.д.):
Рij
Кij = 10 * -------,
Рijбаз
где
Рijбаз - наибольшее (следовательно, лучшее) из предложенных всеми претендентами значение данного показателя.
5). Вычисление оценок отдельных показателей или их назначение в случае, например, экспертного опроса.
6). Выбор размерности комплексной оценки К (для сопоставления единиц измерения отдельных показателей); в настоящей методике применяется безразмерная, балльная оценка.
7). Определение весов (весомостей) отдельных показателей. Это чрезвычайно важный шаг, при котором определяется относительно значимость оценки какого-либо отдельного показателя относительно других показателей. Вес показателя рекомендуется задавать в процентах (возможно, в долях единицы).
Каждый показатель определяется своей относительной оценкой Кij и ее весомостью Мij, таким образом шкала оценок неодинакова для разных показателей: оценка показателя включает его весомость. Необходимо отметить, что сумма всех весомостей должна быть постоянна на каждом уровне, в нашем случае это 100%.
SMij = const = 100%
i
Увеличение весомости данного показателя может происходить только за счет уменьшения весомостей других показателей.
При определении весомостей наиболее употребим экспертный способ: назначение весомостей с последующим их усреднением для группы экспертов. Весомость показателей может назначать конкурсная комиссия, как это показано в таблицах 2 и 3. Необходимо, чтобы вес каждого показателя был определен однозначно.
8). Сведение воедино оценок различных показателей и получение итоговой интегральной оценки. На этом шаге рекомендуется использовать различные математические средневзвешенные величины.
Следует иметь ввиду, что весомость и оценка показателя i-ого уровня определяются соответствующими значениями показателей (i-1)-ого уровня.
Наиболее простой способ получения итоговой оценки - без учета весомостей составляющих показателей:
n
S Kij
j=1
Ki = ---------
n
Этот способ применим только для случая, когда все показатели равнозначны.
При проведении конкурсов в строительстве учет весомостей необходим практически во всех случаях. Наиболее употребительны следующие математические методы получения итоговых оценок.
Средняя взвешенная арифметическая итоговая оценка:
Ki=S Mij * Kij
j
Средняя взвешенная геометрическая итоговая оценка:
_________
Ki = S Mij Y П КijMij
j j=1
Средняя взвешенная гармоническая итоговая оценка:
S Mij
j=1
Ki= --------
Mij
S -----
i=1 Kij
Победителем конкурса является оферент, предложение которого по назначенной системе показателей с заданными весомостями получило наибольшее число баллов.
4.2. Расчет значений показателей
Каждый показатель, используемый при проведении торгов, имеет определенное значение. Значение показателя может быть размерным (абсолютным) и характеризовать какое-либо свойство: сроки строительства, стоимость. Значение показателя может быть и логической величиной (да/нет), например, наличие лицензий на выполнение определенного вида работ.
Расчет значений показателей должен, как правило, проводить претендент. Для отдельных расчетов могут привлекаться эксперты. Алгоритмы расчетов некоторых показателей могут закладываться в специализированные автоматизированные системы подведения итогов конкурсов.
Некоторые стоимостные показатели оценки оферт рассчитаются по достаточно сложным алгоритмам (дисконтирование цен, текущие доходы и расходы инвестора, определение уровня цен на заданную дату и т.д.)
В целях обеспечения конкурсной комиссии качественными и объективными расчетными экономическими показателями при оценках предложений претендентов, оперативного получения их значений и быстрой их корректировки приводятся основные расчетные формулы.
В систему показателей для оценки финансово-коммерческой части предложений претендентов входят:
Показатель учета претендентом реальных условий исполнения контракта и отсутствие пропусков при стоимостной оценке отдельных составляющих предлагаемой цены. Рекомендуемая форма представления этого показателя приведена в таблице 4. Оценка определяется экспертно, на основе анализа проектно-сметной документации.
Таблица 4
Предложения по цене по основным элементам, работам, затратам
NN | Наименование элементов объекта, работ и затрат (см. пояснения к приложению 2) |
Стоимость, тыс. рублей |
1. 2. ... ... |
Итого ______________________________________________________________
В ценах _______________
(месяц, год)
Примечания:
1. Все налоги, сборы, отчисления, пошлины и другие платежи, которые в соответствии с действующим законодательством должны оплачиваться Претендентом при выполнении Контракта включены в поэлементные цены и в общую цену предложения.
2. Претендент информирован о том, что элементы, по которым в данный таблице не указаны цены, не будут оплачены Заказчиком после выполнения работ и будут покрываться за счет других цен, указанных в ценовом предложении.
Руководитель предприятия претендента: _______________ __________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Для характерных предметов конкурсов, торгов в тендерной документации рекомендуется предусматривать форму представления предложения по цене по следующим примерным перечням основных элементов, работ и затрат (приводимые ниже перечни не исключают возможности объединения отдельных элементов в более крупные группы и добавления новых элементов).
Для инвестиционных конкурсов по выбору заказчика на проектирование и строительство: выбор площадки, передача и подготовка земельных участков под строительство; планирование строительства; обеспечение предпроектной документацией; обеспечение проектно-сметной документации; организация и проведение подрядных торгов и конкурсов; заключение договоров подряда на капитальное строительство; обеспечение оборудованием и материальными ресурсами поставки заказчика; финансирование и расчеты с участниками строительства; технический надзор за строительством и качеством оборудования и материалов; организация приемки законченных строительством объектов в эксплуатацию.
Для конкурсов по выбору проектной организации: изыскательские работы всего, в том числе по видам и стадиям; проектные работы всего, в том числе по стадиям; проектные работы всего, в том числе по частям проекта и видам работ: архитектурная часть, генеральный план и благоустройство; конструкторская часть; технологическая часть; электрооборудование, отопление, вентиляция, кондиционирование, водопровод, канализация, горячее водоснабжение, водостоки, связь и сигнализация, механизация и транспорт, прочие виды инженерного оборудования зданий; инженерное оборудование территории (внутриплощадочные сети); вертикальная планировка; проект организации строительства; сметная документация, технико-экономические показатели; ведомости потребности в материалах и конструкциях; оценка состояния и мероприятия по улучшению и охране окружающей среды; городские сети, проходящие по территории отведенного участка; внеплощадочные инженерные сети и сооружения; разработка художественно-декоративных решений зданий, включая интерьеры, индивидуальную мебель, элементы дизайна и рекламы при условии включения таких работ в задание на проектирование; проектирование конструкций на стадии КМД; проектирование вспомогательных сооружений, приспособлений и устройств в связи с особой сложностью конструкций и методов производства работ; корректировка проектных решений в связи с изменением условий проектирования (введение в действие новых нормативных документов, дополнительных заданий на проектирование и др.); выполнение функций заказчика, а также дополнительных работ по поручению заказчика; командировочные расходы; оплата счетов согласующих организаций по работам, выполняемым по поручению заказчика.
Для подрядных торгов на строительство жилых зданий и объектов культурно-бытового назначения: подготовка территории строительства; полы; временные здания и сооружения; отделочные работы; земляные работы; лифты; подземная часть здания; внутренние сети и системы; каркас; стены; инж. оборудования зданий (отопление и вентиляция; водоснабжение, канализация; электроосвещение; слаботочные устройства; газоснабжение); перегородки и сантехкабины; перекрытия и покрытия; кровля; лестницы; балконы и лоджии; благоустройство территории; окна и двери; сдача объекта в эксплуатацию.
Для подрядных торгов на строительство отдельных видов зданий и сооружений внешнего водоснабжения, канализации, теплофикации, электроснабжения и транспорта рекомендуется приводить конкретный перечень основных конструктивных элементов и укрупненных видов работ. Например:
Станции насосные над артезианскими скважинами: земляные работы; полы; фундаменты; заполнение проемов; стены подземной части; отделочные работы; покрытие; электроосвещение; кровля; разные работы.
Компрессорная станция: общестроительные работы; подземная часть; надземная часть; санитарно-технические работы; электромонтажные работы; КИП и автоматика; монтаж технологического оборудования.
Подземные железобетонные резервуары с обвалованием: земляные работы; основание бетонное; железобетонные конструкции; отделочные работы; разные работы.
Хлораторная установка: земляные работы; каменные конструкции; железобетонные конструкции; деревянные конструкции; полы; кровля; отделочные работы; санитарно-технические работы и электроосвещение; разные работы.
Очистные канализационные сооружения: земляные работы; отделочные работы; каменные конструкции; разные общестроительные бетонные и железобетонные работы; конструкции; санитарно-техн.работы; биофильтр двухсекционный; - электроосвещение; двухъярусный отстойник; загрузка фильтров; проемы; вторичный вертикальный отстойник; полы; кровля; иловые площадки; септик.
Внешние сети водопровода и канализации: земляные работы, в том числе отвозка остаточного грунта и сохранение растительного слоя; устройство специальных оснований; укладка и изоляция трубопроводов; устройство колодцев и камер переключения; установка арматуры; укладка кожухов; отвод поверхностных вод; разборка и устройство дорожных покрытий; устройство переходов под автомобильными и железными дорогами.
Дымовая труба: земляные работы; металлоконструкции; фундаменты; окраска; ствол; площадка; футеровка; электромонтажные работы (светоограждение).
Трансформаторная подстанция открытого типа: распределительное устройство; резервуар; установка трансформаторов; молниеотвод; маслосборник; ограждение; ремонтная площадка; разные работы.
Автомобильная дорога: земляное полотно (земляные работы, сопутствующие работы, укрепительные работы, устройство нагорных и других водоотводных канав); дорожная одежда (устройство дополнительного слоя основания, покрытия, досыпка обочин и их укрепление, устройство водосбросных сооружений); искусственные сооружения (железобетонные трубы с учетом затрат по срезке и укреплению русел и т.п.); дорожные устройства и обстановка дороги (установка дорожных знаков, разметка проезжей части, устройство ограждений и т.п.).
Железнодорожный путепровод: проезды и площадки под тяжелое строительное оборудование; шпунтовое ограждение котлованов с водоотливом; подкопровые мостики; фундаменты; опоры; пролетные строения; перила; тротуары; смотровые приспособления; отсылка откосов дренирующим грунтов и их укрепление; лестничные сходы по откосам насыпи; электромонтажные работы.
Для подрядных торгов на отдельные комплексы строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ: рекомендуется приводить конкретный перечень укрупненных видов работ.
Показатель уровня контрактной цены (с пересчетом цен на заданную конкурсной комиссией дату); должна базироваться на показателе 7a0 (в %) - ожидаемым среднемесячным темпом изменения цен по предмету торга.
Пересчет предложенной участником цены (на дату tn) в уровень цен на дату tp производится по формуле:
/ \tp- tn
| aльфа |
Цр = Цn * | 1+ ----- | (1)
\ 100 /
Показатель предложения по изменению графика оплаты за выполненные работы (предполагается задание в условиях конкурса графика оплаты за выполненные работы и наличие альтернативного предложения участника торгов).
При этом должна быть назначена дата, в уровне цен которой определяется расчетная стоимость, а также норма дисконта Е (обычно E=0,08).
Дисконтированное значение предложенной участником контрактной цены Цd определяется по формуле:
n Ki
Цd = Цр * S -------- (2)
i=1 ti
(1 + E)
где
Цd - пересчитанная по (1) контрактная цена, предложенная участником;
Ki - доля i-го платежа (в долях единицы);
ti - интервалы времени даты i-го платежа от даты tp (в годах).
Эффект от принятия предложения претендента по изменению графика оплаты за выполнение работы Дельта Ц рассчитывается по формуле:
Дельта Ц = Цк - Цd (3)
где
Цк - дисконтированное значение цены по графику, заложенному в условиях конкурса.
Показатель дополнительных издержек инвестора в ходе проектирования и строительства Дельта Цн определяется экспертно и основывается на показателях сводного сметного расчета, а также возможными дополнительными затратами.
Показатель изменения текущих расходов и доходов инвестора на этапе эксплуатации объекта в результате принятия альтернативных предложений претендента, улучшающего его эксплуатационные характеристики Сэ. Данный показатель рассчитывается исходя из изменения годовых эксплуатационных затрат D, принятой конкурсной комиссией нормы дисконты Е, расчетного срока службы объекта Т, и таблично заданного коэффициента фи.
Cэ = 0,1D * фи (4)
При Ен = 0,08 величина фи составит:
Срок службы объекта, Т, лет |
1 | 3 | 5 | 10 | 15 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 100 |
фи | 0,96 | 2,6 | 4,1 | 7,0 | 8,9 | 10,2 | 11,7 | 12,4 | 12,7 | 12,9 | 13,0 |
Показательвеличины чистого дохода инвестора в результате принятия предложения претендента по сокращению продолжительности строительства рассчитывается по формуле:
СТ = Ф * Дельта Т * k (5)
где
k - ставка капитализации, норматив которой принимается конкурсной комиссией; обычно К= 0,2
Ф - стоимость основных фондов, вводимых в более ранний срок;
Дельта Т - сокращение продолжительности строительства.
Показатель расчетной стоимости Ср является обобщающим и рассчитывается по формуле:
Ср =Цр + Дельта Ц + Дельта Цн + СЭ + Ст (6)
Значения всех рассчитанных экономических показателей должны быть оценены в баллах. С учетом назначенных конкурсной комиссией весов (весомостей) этих показателей должна быть получена общая оценка этой группы показателей.
В соответствии с принятой системой показателей конкурсная комиссия выдает претендентам форму для проставления конкретных, предлагаемых претендентом значений тех или иных показателей (пример - таблица 5). Затем претендент заполняет эту форму (таблица 6) и представляет материалы конкурсной комиссии. Конкурсная комиссия может привлекать экспертов для получения значений оценки и показателей. Пример формы для экспертов приводится в таблице 7.
Таблица 5
Значения показателей подрядных торгов Форма для претендента
N | Наименование показателя | Ед. изм. | Значе- ние |
Приме- чание |
1. | Цена предложения | тыс.руб | ||
2. | Сроки строительства | мес | ||
3. | Квалификация претендентов | Х | ||
3.1. | Наличие документов, в т.ч. лицензий на выполнение необходимых работ |
|||
3.2. | Срок деятельности организации | лет | ||
3.3. | Численность работающих | чел. | ||
3.4. | Наличие собственной производственной базы (машины, механизмы, транспорт) |
машин | ||
3.5. | Участие в строительстве аналогичных объ- ектов |
объектов | ||
3.6. | Отзывы заказчиков | отзыв | ||
3.7. | Уровень организации и управления произ- водством |
|||
3.8. | Количество сертифицированных специалистов | чел. | ||
4. | Финансовое положение и результаты хоз. деятельности |
Х | ||
4.1. | Годовой оборот | тыс.руб. | ||
4.2. | Наличие основных средств на начало теку- щего года |
тыс.руб. | ||
4.3. | Общий объем СМР в качестве генподрядчика | тыс.руб. | ||
4.4. | Общий объем СМР в качестве субподрядчика | тыс.руб. | ||
4.5. | Дебиторская задолженность | тыс.руб. | ||
4.6. | Кредиторская задолженность | тыс.руб. | ||
4.7. | Прибыль | тыс.руб. | ||
4.8. | Убыток | тыс.руб. | ||
4.9. | Наличие аудиторских проверок | шт. | ||
4.10. | Участие в арбитражных процессах | шт. | ||
5. | Обеспечение участия в торгах (наличие банк. гарантий, залогового поручительст- ва) |
|||
6. | Техническая часть предложений | Х | ||
6.1. | Описание методов производства работ | |||
6.2. | Предложения по механизации работ | |||
6.3. | Справка об управлении качеством строи- тельства |
Х | ||
6.3.1. | - входной контроль качества СМР, конс- трукций и материалов |
|||
6.3.2. | - операционный контроль качества СМР | |||
6.3.3. | - наличие комплексной системы управления качеством строительства |
|||
6.4. | Мероприятия по технике безопасности и ох- ране окр. среды |
|||
6.5. | График производства работ | |||
7. | Наличие дополнительных предложений |
Примечания:
1) Показатели, отмеченные знаком "Х" в колонке "Значение", рассчитываются конкурсной комиссией и не должны заполняться претендентом.
2) При необходимости по некоторым показателям могут представляться дополнительные материалы, ссылки на которые указываются в колонке "Примечание".
Таблица 6
Значения показателей подрядных торгов
Код показателя |
Показатель | Значения показателей |
1. | Цена предложения, тыс.руб. | 3030 |
2. | Сроки строительства, мес. | 3.1 |
3. | Квалификация претендентов | - |
3.1. | Наличие документов, в т.ч. лицензий на выполне- ние необходимых работ |
Есть |
3.2. | Срок деятельности организации, лет | 65 |
3.3. | Численность работающих, чел. | 208 |
3.4. | Наличие собственной производственной базы (маши- ны, механизмы, транспорт),машин |
1226 |
3.5. | Участие в строительстве аналогичных объектов, объектов |
12 |
3.6. | Отзывы заказчиков, отзыв | - |
3.7. | Уровень организации и управления производством | 65 |
3.8. | Количество сертифицированных специалистов | 187 |
4. | Финансовое положение и результаты хоз. деятель- ности |
- |
4.1. | Годовой оборот, тыс.руб. | 7659879 |
4.2. | Наличие основных средств на начало текущего го- да, тыс.руб. |
46117 |
4.3. | Общий объем СМР в качестве генподрядчика, тыс. руб. |
644835 |
4.4. | Общий объем СМР в качестве субподрядчика, тыс. руб. |
7015044 |
4.5. | Дебиторская задолженность, тыс.руб. | 32967 |
4.6. | Кредиторская задолженность, тыс.руб. | 275197 |
4.7. | Прибыль, тыс.руб. | 45180 |
4.8. | Убыток, тыс.руб. | 2389 |
4.9. | Наличие аудиторских проверок, шт. | 3 |
4.10. | Участие в арбитражных процессах, шт. | 4 |
5. | Обеспечение участия в торгах (наличие банк. га- рантий, залогового поручительства) |
Есть |
6. | Техническая часть предложений | - |
6.1. | Описание методов производства работ | Есть |
6.2. | Предложения по механизации работ | Есть |
6.3. | Справка об управлении качеством строительства | - |
6.3.1. | - входной контроль качества СМР, конструкций и материалов |
Нет |
6.3.2. | - операционный контроль качества СМР | Нет |
6.3.3. | - наличие комплексной системы управления качест- вом строительства |
Нет |
6.4. | Мероприятия по технике безопасности и охране окр. среды |
Нет |
6.5. | График производства работ | Есть |
7. | Наличие дополнительных предложений | Нет |
Руководитель организации ____________________________________
Таблица 7
Экспертная оценка показателя в подрядных торгах по объекту
Показатель:
Предложения по механизации работ
Эксперт: ___________________________________________________
Оценка показателя дается по десятибалльной шкале (0 - наихудшая оценка, 10 - наилучшая).
Код участника | Значение показателя | Оценка в баллах |
05 | Есть | |
01 | Есть | |
04 | Есть | |
02 | Есть | |
03 | Нет |
Все формы являются машиноориентированными, в случае использования вычислительной техники обеспечен быстрый и точный ввод показателей в компьютерную базу данных.
4.3. Получение оценок показателей
При переходе от разных физических значений показателей к их оценкам в баллах рекомендуется использовать следующие способы.
Экспертный - рассматривается какой-либо показатель, например, качество представленных документов и эксперт проставляет его оценки в баллах. Частным случаем этого способа является логическая экспертная оценка, т.е. подтверждение какого-либо факта, например, наличие лицензии на производство данного вида работ.
Расчетный - значение показателя дается претендентом, а его оценка в баллах рассчитывается по формулам, приведенным в разделе 4.1. В случае необходимости расчетные формулы можно менять.
Оценка для сложных показателей, т.е. показателей, которые состоят из показателей следующего уровня, выводится на основе квалиметрических методов (например, средняя арифметическая).
Напомним, что границы изменения оценок (баллов) каждого показателя задаются в пределах от 0 до 10, причем чем выше балл, тем лучше оценка самого показателя.
Весомость каждого показателя можно задавать произвольно, с учетом специфики проводимого конкурса. Его абсолютное значение не важно, играет роль только соотношение весомостей показателей на каждом уровне. Для определенности можно указывать значение весомостей в процентах. Для каждого уровня показателей сумма весомостей должна составлять 100%.
При получении интегральной оценки рекомендуется использовать методы средней взвешенной арифметической, средней взвешенной геометрической и средней взвешенной гармонической.
При одинаковых (приблизительно) оценках показателей (т.е. при малом их разбросе) эти методы дают приблизительно одинаковые оценки. При сильном разбросе показателей средняя геометрическая и средняя гармоническая дают меньший результат, чем применение средней арифметической оценки. Таким образом, идет отсев претендентов (предметов) с некоторыми плохими результатами. Следует отметить, что применять среднее геометрическое и среднее гармоническое для набора показателей с оценками (одной или несколькими) равными нулю, нельзя. В этом случае применяются искусственные приемы: например, изменение диапазона допустимых баллов.
Изложенные выше методы получения комплексных оценок носят достаточно общий характер и могут быть рекомендованы при подведении итогов всех видов конкурсов и торгов, проводимых в строительстве.
4.4. Технология оценки оферт. Использовании компьютерных и традиционных методов
При оценке оферт и определении победителя конкурсов рекомендуется принять следующую основную последовательность организационных мероприятий.
Подготовка системы показателей для проведения данного конкурса. В системе должны быть четко выделены уровни показателей: раздел, подраздел, показатель. При использовании компьютерных технологий предлагаемая система показателей распечатывается из справочников или из хранящихся в базе данных по объекту - аналогу.
Уточнение системы показателей конкурсных комиссий. Предложенные показатели корректируются, при необходимости добавляются новые.
Назначение весов показателей. Напомним, что для каждого уровня сумма весов показателей должна составлять 100%. При использовании компьютерных технологий это требование удовлетворяется автоматически, постоянным пересчетом весов. При использовании традиционных методов проверка выполнения этого условия следует уделить особое внимание.
Расчет значений показателей. Расчет значений показателей должен, как правило, выполняться претендентами или специально привлекаемыми экспертами. При использовании компьютерных технологий можно включить в функцию системы автоматизированный расчет значений некоторых показателей. Так, в автоматизированную систему "Подрядные торги" включен автоматизированный расчет экономических показателей по формулам п.4.2.
Определение способов получения оценки показателей. Для оценки показателей можно выбрать один из следующих способов определения:
- экспертная оценка - оценка (и, возможно, само значение) показателя задается экспертом; при применении компьютерных технологий для таких показателей запрещен автоматический расчет оценок и разрешена распечатка опросных листов для экспертов;
- экспертная оценка да/нет - аналогично предыдущему показателю, но задается не оценка показателя, а признак да/нет (например, наличие лицензии);
- значение - значение показателя предоставляется претендентом, возможен как в п.4.1. расчет оценок (например, цена контракта - оценка тем выше, чем ниже предложенная претендентом цена);
- значение да/нет - аналогично предыдущему, но задается не значение показателя, а признак да/нет.
Подготовка исходных форм для заполнения их претендентами. При использовании компьютерных технологий эти формы для принятой системы показателей готовятся автоматизированно. При традиционных методах рекомендуется использовать заготовленные шаблоны.
Подготовка опросных листов для экспертов по тем показателя, где подразумевается экспертная оценка. Эта позиция выполняется аналогично предыдущей.
Получение (сбор) данных от претендентов, принятие решения о допуске претендента к участию в торгах.
Подготовка опросных листов для экспертов по полученным от претендента сведениям.
Обработка данных, полученных от претендентов.
Получение данных от экспертов.
Обработка данных, полученных экспертным путем.
Обработка показателей (расчеты), при использовании компьютерных технологий выполняются автоматизированно.
Формирование итоговых документов: в т.ч. сводная (итоговая) таблица: претендент, баллы (итого), приведенная стоимость, срок строительства (в месяцах); общая таблица: показатель, вес, баллы, претендент.
Представление полученных материалов конкурсной комиссии; корректировка по результатам; принятие решения по конкурсу.
Укрупненная блок-схема технологии оценки оферт приводится в таблице 8.
Таблица 8
Технология работы с автоматизированной системой
"Подрядные торги" (укрупненно)
/--------------------\ /--------------------\ /--------------------\
|Получение распечаток|-->|1. Подготовка пока-|<---|Получение распечаток|
|показателей для каж-| |зателей для конкурс-| |перечня экономичес-|
|дого уровня с пред-| />|ной комиссии |<-\ |ких показателей с|
|лагаемыми весами | | \--------------------/ | |предлагаемыми значе-|
\--------------------/ | /--------------------\ | |ниями параметров |
/--------------------\ | |2. Уточнение состава| | \--------------------/
|Получение перечня| | |показателей конкурс-| | /--------------------\
|сведений и докумен-|-/ |ной комиссией | | |Подготовка опросни-|
|тов по претенденту | \--------------------/ \-|ков для экспертов |
\--------------------/ /--------------------\ \--------------------/
/--------------------\ |3. Подготовка пока-|
|Распечатка перечня|-->|зетелей для претен-|<-\ /--------------------\
|необходимых сведений| |дентов | | |Распечатка форм по-|
|и документов | \--------------------/ \-|казателей |
\--------------------/ /--------------------\ \--------------------/
|4. Ввод (корректи-|
|ровка) в систему|
|принятой системы по-| /--------------------\
|казателей для конк-| |Распечатка опросных|
/--------------------\ |ретных торгов | /-|листов по полученным|
|Получение (сбор)| \--------------------/ | |сведениям для экс-|
|данных от претенден-| /--------------------\ | |пертов |
|тов, принятие реше-|-->|5. Сбор данных |<-/ \--------------------/
|ния о допуске пре-| | |<-\ /--------------------\
|тендента к участию в| \--------------------/ | |Получение данных|
|торгах | | \-|экспертов |
\--------------------/ | \--------------------/
/--------------------\ /--------------------\ /--------------------\
|Ввод в систему дан-|-->|6. Ввод данных |<-\ |Ввод в систему дан-|
|ных, полученных от| \--------------------/ \-|ных, полученных экс-|
|претендентов | /--------------------\ |пертным путем |
\--------------------/ |7. Автоматизирован-| \--------------------/
|ная обработка пока-|
|зателей (расчеты) |
/--------------------\ \--------------------/ /--------------------\
|Общая таблица: пока-| /--------------------\ |Сводная (итоговая)|
|затель, вес, баллы,|-->|8. Получение итого-|<---|таблица: претендент,|
|претендент | |вых документов | |баллы (итого), при- |
\--------------------/ \--------------------/ |веденная стоимость,|
/--------------------\ |срок строительства|
|9. Представление по-| |(в месяцах) |
|лученных материалов| \--------------------/
|конкурсной комиссии;|
|корректировка по ре-|
|зультатам; принятие|
|решения по торгам |
\--------------------/
5. Пример деловой игры по подведению итогов торгов
и определению победителей
В качестве примера приведены результаты подведения итогов торгов на строительство объекта "Водовыпуск". В торгах принимали участие пять претендентов:
- ГПР1;
- Сварочно-монтажный трест;
- СУ-39;
- Гидростроитель;
- РСУ-19.
Деловая игра проведена на основе разработанной НТЦ "Гектор" по заданию Управления инвестиционной политики и финансирования из городских источников автоматизированной системы оценки конкурсных предложений при проведении подрядных торгов.
Программа организована таким образом, что не требует изменения обычной схемы работы конкурсной комиссии по проведению торгов. Использование программы лишь облегчает и упорядочивает работу комиссии и подведение итогов торгов.
После объявления торгов в программу заносится объект торгов и распечатывается типовой список показателей оценки предложений претендентов (справочник показателей). Конкурсная комиссия корректирует список показателей применительно к особенностям конкретного объекта и устанавливает весомость (важность) тех или иных показателей. Эта информация заносится в программу, при этом формируется список показателей по данному объекту торгов.
Указанный список показателей распечатывается программой для заполнения претендентами.
Организации - участники торга заполняют список показателей и передают его вместе с необходимыми дополнительными материалами в конкурсную комиссию. Комиссия принимает решение о допуске тех или иных претендентов к участию в торгах. Организации, допущенные к участию в торге, заносятся в программу.
Показатели, значения которых представляются претендентами, вносятся в программу с документов, представленных претендентами. По показателям, требующим экспертной оценки распечатываются опросные листы для экспертов; после их заполнения значения и оценки по этим показателям также вносятся в программу.
По мере ввода показателей может распечатываться промежуточная таблица результатов, служащая для проверки ввода информации. При необходимости на любом этапе работ могут вноситься изменения в состав и весомость показателей, список участников торга и др.
После завершения ввода всех показателей программа формирует итоговую таблицу результатов торга с указанием итогового балла по каждому претенденту. После утверждения конкурсной комиссией по этой таблице определяется победитель торгов.
В программе реализованы теоретические подходы, описанные в разделах 2-4 настоящей методики.
Для расчета итоговых оценок использовались два метода: средний арифметический и средний геометрический.
Результаты расчетов по этим двум методам приведены в таблицах 9-10 и 11-12 соответственно. Сравнение полученных результатов показывает:
- распределение итоговых мест участников торгов сохраняется при использовании обоих методов;
- соотношение баллов организаций, занявших первое и последнее места выше при использовании средней геометрической оценки (2.06 против 1.89 для средней арифметической оценки). Это показывает, что средняя геометрическая оценка более чувствительна к показателям, имеющим относительно небольшую весомость.
Таблица 9
Итоговая оценка конкурсных предложений Претендентов
на строительство объекта: Водовыпуск
N N п/п |
Наименование критериев |
Оценка конкурсных предложений претендентов в баллах с учетом весов |
||||
ГПР1 | Сварочно- монтажный трест |
СУ-39 | Гидростро- итель |
РСУ-19 | ||
1 | Цена предложения | 500 | 390 | 448 | 459 | 272 |
2 | Сроки строительства | 48 | 50 | 31 | 27 | 33 |
3 | Квалификация претендентов | 79 | 95 | 46 | 35 | 41 |
4 | Финансовое положение и ре- зультаты хоз.деятельности |
152 | 122 | 68 | 37 | 30 |
5 | Обеспечение участия в тор- гах (наличие банк.гарантий, налогового поручительства) |
16 | 20 | 20 | 18 | 18 |
6 | Техническая часть предложе- ний |
44 | 73 | 73 | 58 | 49 |
7 | Наличие дополнительных предложений |
0 | 10 | 0 | 0 | 0 |
Итого (средняя арифметичес- кая оценка) |
839 | 760 | 686 | 634 | 443 |
Таблица 10
Оценки показателей подрядных торгов (в баллах) по объекту
Водовыпуск
N | Показатель | Весомость | Оценка показателей в баллах | ||||||
Проц. 1 |
Проц. 2 |
Проц. 3 |
ГПР1 | Сва- роч- но- мон- таж- ный трест |
СУ-39 | Гид- ро- стро- итель |
РСУ- 19 |
||
1. | Цена предложения | 50,0 | 10,00 | 7,80 | 8,96 | 9,18 | 5,44 | ||
2. | Сроки строитель- ства |
5,0 | 9,68 | 10,00 | 6,25 | 5,45 | 6,67 | ||
3. | Квалификация претендентов |
12,0 | 6,58 | 7,92 | 3,82 | 2,94 | 3,43 | ||
3.1. | Наличие докумен- тов, в т.ч. ли- цензий на выпол- нение необходи- мых работ |
16,7 | 3,33 | 10,00 | 10,00 | 10,00 | 10,00 | ||
3.2. | Срок деятельнос- ти организации |
16,7 | 10,00 | 7,69 | 3,54 | 1,38 | 0,31 | ||
3.3. | Численность ра- ботающих |
8,3 | 10,00 | 9,74 | 0,91 | 0,44 | 0,27 | ||
3.4. | Наличие собс- твенной произ- водственной базы (машины, меха- низмы, транс- порт) |
24,9 | 7,43 | 10,00 | 0,39 | 0,13 | 0,08 | ||
3.5. | Участие в строи- тельстве анало- гичных объектов |
16,7 | 10,00 | 6,67 | 5,00 | 0,83 | 0,00 | ||
3.6. | Отзывы заказчи- ков |
16,7 | 0,00 | 3,33 | 3,33 | 5,00 | 10,00 | ||
4. | Финансовое поло- жение и резуль- таты хоз.дея- тельности |
20,0 | 7,60 | 6,10 | 3,42 | 1,87 | 1,48 | ||
4.1. | Наличие основных средств на нача- ло текущего года |
5,0 | 5,24 | 10,00 | 0,49 | 0,51 | 0,03 | ||
4.2. | Общий объем СМР в качестве ген- подрядчика |
50,0 | 10,00 | 6,88 | 1,55 | 0,07 | 0,12 | ||
4.3. | Дебиторская за- долженность |
12,0 | 2,76 | 9,46 | 10,00 | 0,03 | 0,33 | ||
4.4. | Кредиторская за- долженность |
13,0 | 0,04 | 0,08 | 0,10 | 10,00 | 6,19 | ||
4.5. | Прибыль | 10,0 | 10,00 | 0,12 | 4,03 | 0,01 | 0,73 | ||
4.6. | Наличие ауди- торских проверок |
5,0 | 10,00 | 10,00 | 10,00 | 0,00 | 0,00 | ||
4.7. | Участие в арбит- ражных процессах |
5,0 | 10,00 | 10,00 | 10,00 | 10,00 | 10,00 | ||
5. | Обеспечение участия в торгах (наличие банк.гарантий, налогового пору- чительства) |
2,0 | 8,00 | 10,00 | 10,00 | 9,00 | 9,00 | ||
6. | Техническая часть предложе- ний |
10,0 | 4,40 | 7,30 | 7,30 | 5,80 | 4,85 | ||
6.1. | Описание методов производства ра- бот |
30,0 | 7,00 | 10,00 | 10,00 | 8,00 | 0,00 | ||
6.2. | Предложения по механизации ра- бот |
10,0 | 5,00 | 0,00 | 8,00 | 8,00 | 10,00 | ||
6.3. | Справка об уп- равлении качест- вом строительст- ва |
30,0 | 0,00 | 5,00 | 5,00 | 0,00 | 3,50 | ||
6.3.1. | - входной конт- роль качества СМР, конструкций и материалов |
25,0 | 0,00 | 10,00 | 10,00 | 0,00 | 7,00 | ||
6.3.2. | - операционный контроль качест- ва СМР |
25,0 | 0,00 | 10,00 | 10,00 | 0,00 | 7,00 | ||
6.3.3. | - наличие комп- лексной системы управления ка- чеством строи- тельства |
50,0 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | ||
6.4. | Мероприятия по технике безопас- ности и охране окр.среды |
10,0 | 0,00 | 10,00 | 10,00 | 10,00 | 10,00 | ||
6.5. | График произ- водства работ |
20,0 | 9,00 | 9,00 | 5,00 | 8,00 | 9,00 | ||
7. | Наличие дополни- тельных предло- жений |
1,0 | 0,00 | 10,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
Примечание. Используется средняя арифметическая оценка
Таблица 11
Итоговая оценка конкурсных предложений Претендентов
на строительство объекта: Водовыпуск
NN п/п |
Наименование критериев | Оценка конкурсных предложе- ний претендентов в баллах с учетом весов |
||||
ГПР1 | Сва- рочно- мон- тажный трест |
СУ-39 | Гид- ро- стро- итель |
РСУ- 19 |
||
1 | Цена предложения | 316 | 279 | 299 | 303 | 233 |
2 | Сроки строительства | 112 | 112 | 110 | 109 | 110 |
3 | Квалификация претендентов | 122 | 127 | 114 | 109 | 110 |
4 | Финансовое положение и результаты хоз.деятельности |
144 | 137 | 119 | 109 | 107 |
5 | Обеспечение участия в торгах (на- личие банк.гарантий, налогового поручительства) |
104 | 105 | 105 | 104 | 104 |
6 | Техническая часть предложений | 113 | 119 | 120 | 116 | 113 |
7 | Наличие дополнительных предложений | 100 | 102 | 100 | 100 | 100 |
Итого (средняя геометрическая оценка) |
731 | 693 | 562 | 473 | 355 |
Таблица 12
Оценки показателей подрядных торгов (в баллах) по объекту
Водовыпуск
N | Показатель | Весомость | Оценка показателей в баллах | ||||||
Проц. 1 |
Проц. 2 |
Проц. 3 |
ГПР1 | Сва- роч- но- мон- таж- ный трест |
СУ-39 | Гид- ро- стро- итель |
РСУ- 19 |
||
1. | Цена предложения | 50,0 | 10,00 | 7,80 | 8,96 | 9,18 | 5,44 | ||
2. | Сроки строитель- ства |
5,0 | 9,68 | 10,00 | 6,25 | 5,45 | 6,67 | ||
3. | Квалификация претендентов |
12,0 | 5,26 | 7,43 | 2,90 | 2,03 | 2,16 | ||
3.1. | Наличие докумен- тов, в т.ч. ли- цензий на выпол- нение необходи- мых работ |
16,7 | 3,33 | 10,00 | 10,00 | 10,00 | 10,00 | ||
3.2. | Срок деятельнос- ти организации |
16,7 | 10,00 | 7,69 | 3,54 | 1,38 | 0,31 | ||
3.3. | Численность ра- ботающих |
8,3 | 10,00 | 9,74 | 0,91 | 0,44 | 0,27 | ||
3.4. | Наличие собс- твенной произ- водственной базы (машины, меха- низмы, транс- порт) |
24,9 | 7,43 | 10,00 | 0,39 | 0,13 | 0,08 | ||
3.5. | Участие в строи- тельстве анало- гичных объектов |
16,7 | 10,00 | 6,67 | 5,00 | 0,83 | 0,00 | ||
3.6. | Отзывы заказчи- ков |
16,7 | 0,00 | 3,33 | 3,33 | 5,00 | 10,00 | ||
4. | Финансовое поло- жение и резуль- таты хоз.дея- тельности |
20,0 | 6,15 | 4,85 | 2,38 | 1,51 | 1,42 | ||
4.1. | Наличие основных средств на нача- ло текущего года |
5,0 | 5,24 | 10,00 | 0,49 | 0,51 | 0,03 | ||
4.2. | Общий объем СМР в качестве ген- подрядчика |
50,0 | 10,00 | 6,88 | 1,55 | 0,07 | 0,12 | ||
4.3. | Дебиторская за- долженность |
12,0 | 2,76 | 9,46 | 10,00 | 0,03 | 0,33 | ||
4.4. | Кредиторская за- долженность |
13,0 | 0,04 | 0,08 | 0,10 | 10,00 | 6,19 | ||
4.5. | Прибыль | 10,0 | 10,00 | 0,12 | 4,03 | 0,01 | 0,73 | ||
4.6. | Наличие ауди- торских проверок |
5,0 | 10,00 | 10,00 | 10,00 | 0,00 | 0,00 | ||
4.7. | Участие в арбит- ражных процессах |
5,0 | 10,00 | 10,00 | 10,00 | 10,00 | 10,00 | ||
5. | Обеспечение участия в торгах (наличие банк.гарантий, налогового пору- чительства) |
2,0 | 8,00 | 10,00 | 10,00 | 9,00 | 9,00 | ||
6. | Техническая часть предложе- ний |
10,0 | 3,27 | 5,50 | 6,03 | 4,38 | 3,29 | ||
6.1. | Описание методов производства ра- бот |
30,0 | 7,00 | 10,00 | 10,00 | 8,00 | 0,00 | ||
6.2. | Предложения по механизации ра- бот |
10,0 | 5,00 | 0,00 | 8,00 | 8,00 | 10,00 | ||
6.3. | Справка об уп- равлении качест- вом строительст- ва |
30,0 | 1,00 | 3,16 | 3,16 | 1,00 | 2,65 | ||
6.3.1. | - входной конт- роль качества СМР, конструкций и материалов |
25,0 | 0,00 | 10,00 | 10,00 | 0,00 | 7,00 | ||
6.3.2. | - операционный контроль качест- ва СМР |
25,0 | 0,00 | 10,00 | 10,00 | 0,00 | 7,00 | ||
6.3.3. | - наличие комп- лексной системы управления ка- чеством строи- тельства |
50,0 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | ||
6.4. | Мероприятия по технике безопас- ности и охране окр.среды |
10,0 | 0,00 | 10,00 | 10,00 | 10,00 | 10,00 | ||
6.5. | График произ- водства работ |
20,0 | 9,00 | 9,00 | 5,00 | 8,00 | 9,00 | ||
7. | Наличие дополни- тельных предло- жений |
1,0 | 0,00 | 10,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
Примечание. Используется средняя геометрическая оценка
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Москвы от 6 октября 1998 г. N 762 "Об утверждении Порядка оценки оферт и выбора победителя... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.