2. Министерству финансов Российской Федерации предусматривать средства для реализации федеральной целевой программы "Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи (1995 - 1997 годы)" при разработке проектов федеральных бюджетов на 1996 - 1997 годы.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать региональные целевые программы по совершенствованию психиатрической помощи на 1995 - 1997 годы и обеспечить их финансирование.
Председатель Правительства |
В.Черномырдин |
Федеральная целевая программа
"Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи (1995 - 1997 годы)"
(утв. постановлением Правительства РФ от 20 апреля 1995 г. N 383)
I. Обоснование разработки Программы
Принятие Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", введенного в действие 1 января 1993 г., явилось выражением существенных изменений государственной политики в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами. Среди предоставленных государством этой категории граждан России прав выделяются права на получение всех видов психиатрической помощи и на социальную защиту. Законом установлено, что финансирование деятельности учреждений, оказывающих психиатрическую помощь, должно осуществляться в размерах, обеспечивающих ее гарантированный уровень и высокое качество.
Указанные требования нашли отражение в постановлении Правительства Российской Федерации от 25 мая 1994 г. N 522 "О мерах по обеспечению психиатрической помощью и социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 6, ст.606), которым утверждены новые положения: об учреждениях, оказывающих внебольничную и стационарную психиатрическую помощь; о лечебно-производственных государственных предприятиях для проведения трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства лиц, страдающих психическими расстройствами, включая инвалидов; об общежитиях для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи.
Разработка федеральной целевой программы "Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи (1195 - 1997 годы)" (далее - Программа) обусловлена необходимостью принятия экстренных мер для обеспечения прав лиц, страдающих психическими расстройствами, и для уменьшения отрицательных для государства и общества последствий психических заболеваний, таких как инвалидность и нетрудоспособность, преступность среди лиц, страдающих психическими расстройствами, непригодность к военной службе и другие.
За последние 10 лет число инвалидов вследствие психических расстройств возросло в Российской Федерации на 30,6 процентов и достигло 669 тыс. человек. При этом более 80 процентов составляют инвалиды I-II групп. Рост инвалидности во многом обусловлен возникновением серьезных препятствий при трудоустройстве и трудовой реабилитации лиц с психическими расстройствами на обычных предприятиях. Увеличивается число больных, не имеющих средств к существованию, утративших жилье и социальные связи.
Дети с аномалиями психического развития составляют около 4,5 процента от всех учащихся средних школ. Не снижается число лиц, признанных негодными к несению воинской службы вследствие наличия у них психических расстройств.
По данным военно-врачебной комиссии Московского военного округа, из числа всех подростков и юношей, признанных негодными к службе в мирное время, 42,8 процента составляют лица с психическими расстройствами. Из числа солдат, уволенных в течение действительной службы по состоянию здоровья, 35,1 процента уволены по причине психических расстройств, а среди военных строителей их число составляет 62,2 процента.
Серьезные усилия необходимо приложить к укреплению материально-технической базы и кадров психиатрической службы, состояние которой в настоящим момент не соответствует предъявляемым к ней требованиям. Большинство зданий и помещений психиатрических учреждений и их оснащение не позволяют оказывать психиатрическую помощь в достойных человека условиях. Дальнейшее пребывание психиатрических учреждений в старых зданиях монастырей, тюрем и других приспособленных помещениях является нетерпимым. Значительная часть учреждений не имеет необходимой системы водоснабжения, канализации и регулярного энергоснабжения. Эпизодический текущий ремонт за счет скудных ассигнований, которые получает психиатрическая служба, малоэффективна. Психиатрические учреждения не соответствуют принципам организации психиатрической помощи, предусмотренным Законом Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".
См. Отраслевую программу "Реорганизация сети психиатрической помощи в Российской Федерации (2003 - 2008 годы)", утвержденную приказом Минздрава РФ от 27 марта 2002 г. N 98
Крайне напряженное положение складывается с кадрами психиатрических учреждений. Врачей-психиатров и других специалистов, участвующих в оказании психиатрической помощи, недостаточно. По расчетам, в ближайшие годы необходимо подготовить дополнительно 3500 врачей-психиатров, 3600 медицинских психологов, 3900 психотерапевтов, 400 юрисконсультов, обеспечивающих юридическую помощь психически больным, 9500 социальных работников. Для подготовки указанных специалистов необходимо пересмотреть систему их вузовской и последипломной подготовки. Следует определить перечень высших и средних учебных заведений в Российской Федерации, осуществляющих первичную подготовку и повышение квалификации специалистов для работы в учреждениях, оказывающих психиатрическую помощь.
О подготовке медицинских психологов для учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь" см. приказ Минздрава РФ от 26 ноября 1996 г. N 391
О подготовке специалистов по социальной работе и социальных работников, участвующих в оказании психиатрической и психотерапевтической помощи см. приказ Минздрава РФ от 28 июля 1997 г. N 226
Наряду с укреплением стационарной и диспансерной врачебной помощи лицам, страдающих психическими расстройствами, требуется расширение научно-практических разработок в области вторичной и третичной профилактики психических расстройств. Приоритетное развитие должно получить создание системы психиатрической, в том числе психотерапевтической, помощи с участием медицинских психологов и социальных работников.
По данным органов внутренних дел, число лиц, страдающих психическими расстройствами и совершивших преступления, за последние пять лет увеличилось на 60 процентов, что создает дополнительную нагрузку на судебно-психиатрические учреждения, часть которых расположена в помещениях следственных изоляторов и не соответствует требованиям, предъявляемым к медицинским учреждениям.
В неудовлетворительных условиях находятся психиатрические больницы со строгим наблюдением для больных, совершивших тяжкие правонарушения и направленных судом на принудительное лечение. Такие больницы расположены в бывших помещениях исправительных учреждений в европейской части России, а регионы Сибири и Дальнего Востока не имеют больниц соответствующего профиля.
II. Цели и задачи Программы
Целью настоящей Программы является создание условий для реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и обеспечение гарантированного государством современного уровня и качества психиатрической помощи, оказываемой лицам, страдающим психическими расстройствами.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные задачи:
повышение эффективности и доступности психиатрической помощи, оказываемой населению России;
совершенствование форм специализированной психиатрической помощи, в том числе оказываемой детям, подросткам и лицам пожилого и старческого возраста;
совершенствование подготовки психиатров, других специалистов и работников для работы в психиатрических учреждениях; организация подготовки психологов, социальных работников и юристов для работы в учреждениях, оказывающих психиатрическую помощь;
разработка новой концепции проектирования и строительства специализированных психиатрических учреждений с учетом разных контингентов психически больных;
достижение уровня материально-технической оснащенности психиатрических учреждений, обеспечивающего оказание современной психиатрической помощи;
развитие и реорганизация судебно-психиатрической службы с учетом проводимой судебно-правовой реформы.
III. Основные этапы и направления
Программа совершенствования психиатрической помощи рассчитана на 1995 - 1997 годы и будет реализована в три этапа (приложение N 1).
На первом этапе (1995 год) необходимо разработать:
информационную систему оценки и прогнозирования состояния психического здоровья населения;
предложения по изменению и дополнению законодательства Российской Федерации с целью усиления социальной защищенности лиц с психическими расстройствами;
мероприятия по внедрению научно обоснованных рекомендаций по организации работы специалистов в учреждениях, оказывающих психиатрическую помощь;
концепцию и организационные основы последипломной подготовки специалистов для учреждений, оказывающих психиатрическую помощь.
На втором этапе (1996 год) будут осуществлены:
клинико-эпидемиологический анализ психосоматических расстройств в детском и подростковом возрасте;
разработка комплекса учебных программ вузовской и последипломной подготовки специалистов для учреждений, оказывающих психиатрическую помощь.
На третьем этапе (1997 год) должны быть решены следующие задачи:
внедрение в практику методов медико-психологической коррекции девиантного поведения детей и подростков;
открытие специализированных геронтологических отделений;
внедрение автоматизированных рабочих мест в учреждениях, оказывающих психиатрическую помощь.
В течение всех трех этапов реализации Программы будет производиться с равномерным распределением финансовых средств в течение 1995 - 1997 годов (приложение N 2):
улучшение материально-технической оснащенности учреждений, оказывающих психиатрическую помощь;
проектирование, строительство и реконструкция учреждений, оказывающих психиатрическую помощь;
совершенствование подготовки специалистов для учреждений, оказывающих психиатрическую помощь.
IV. Ожидаемый результат реализации Программы
Настоящая Программа явится прежде всего инструментом реализации основных положений Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и началом материально-технического переоснащения психиатрической службы.
Выполнение Программы позволит в течение 1995 - 1997 годов решить неотложные вопросы улучшения психиатрической и медико-психологической помощи населению и создаст основу для разработки и реализации долгосрочной программы охраны психического здоровья населения Российской Федерации.
V. Управление комплексом программных работ
Руководство реализацией Программы осуществляет Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации. На него возлагаются:
координация выполнения и анализ эффективности предусмотренных Программой работ;
поэтапная оценка состояния психиатрической помощи и коррекция проводимых мероприятий с учетом минимизации финансовых затрат и определение оптимальных сроков завершения работ.
Исполнители работ:
Министерство экономики Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, Министерство строительства Российской Федерации, Министерство социальной защиты населения Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию.
Приложение N 1
к федеральной целевой программе
"Неотложные меры по совершенствованию
психиатрической помощи (1995 - 1997 годы)"
Мероприятия
по реализации программы на 1995 - 1997 годы
Сроки выпол- нения |
Источники и объем финансирования (в ценах на 1 января 1994 г.) |
Исполни- тель |
|||
федераль- ный бюджет (млн.руб.) |
бюджеты субъектов Российской Федерации (млн.руб.) |
бюджетные ассигнова- ния Мин- здравмед- прома России (млн.руб.) |
1. Социальная поддержка психически больных
1. Разработка 1995 - - 6,8 Минздрав-
нормативных до- год медпром
кументов по ор- России
ганизации дея- Минсоц-
тельности ле- защиты
чебно-производ- России
ственных госу-
дарственных
предприятий для
проведения тру-
довой терапии,
обучения новым
профессиям и
трудоустройст-
ва лиц, стра-
дающих психи-
ческими рас-
стройствами,
включая инва-
лидов
2. Разработка 1995 - - - 8,6 Минздрав-
инструкций и 1996 медпром
методических годы России
рекомендаций
по организации
работы общежитий
для лиц с психи-
ческими рас-
стройствами, ут-
ративших соци-
альные связи
3. Подготовка 1995 - - - 42,9 Минздрав-
предложений по 1996 медпром
изменению и до- годы России
полнению законо- Минсоц-
дательства Рос- защиты
сийской Федера- России
ции с целью Минюст
усиления соци- России
альной защи-
щенности лиц с
психическими
расстройствами
и проектов со-
ответствующих
нормативно-
правовых доку-
ментов - всего
в том числе:
по гражданскому
законодательству - - 13,7
брачно-семейному
законодательству - - 12
по жилищному
законодательству - - 8,6
по трудовому
пенсионному
законодательству - - 8,6
4. Разработка 1995 - - - 25,8 Минздрав-
нормативных доку- 1996 медпром
ментов по созданию годы России
социально-правовой Минсоц-
службы в учрежде- защиты
ниях, оказывающих России
психиатрическую Минюст
помощь - всего России
в том числе:
положения о
юрисконсульте,
обеспечивающем
помощь психи-
чески больным - - 8,6
положения о со-
циальном работ-
нике - - 8,6
методических
рекомендаций о
формах и мето-
дах работы
социальных
работников - - 8,6
5. Разработка 1995 - - - 10,3 Минздрав-
нормативно-право- 1996 медпром
вых основ работы годы России
медицинских пси- Минсоц-
хологов в учреж- защиты
дениях, оказыва- России
ющих психиатри-
ческую помощь
6. Разработка нор- 1995 - - - 8,6 Минздрав-
мативно-правовых 1996 медпром
основ для органи- годы России
зации работы пси- Минсоц-
хотерапевтов в защиты
учреждениях, ока- России
зывающих психиат-
рическую помощь
7. Разработка ор- 1995 - - - 5,1 Минздрав-
ганизационных ос- 1996 медпром
нов развития ме- годы России
дико-психической
и психотерапевти-
ческой помощи на-
селению
8. Разработка нор- 1995 - - - 12 Минздрав-
мативно-правовой 1996 медпром
основы для органи- годы России
зации отделений Минсоц-
(кабинетов) меди- защиты
ко-психологической России
и психотерапевти-
ческой помощи в
многопрофильных
стационарах,
поликлиниках,
других лечебно-про-
филактических уч-
реждениях, психо-
неврологических
интернатах
9. Изучение опыта 1995 - - - 30,8 Минздрав-
работы психиатри- 1996 медпром
ческих кабинетов годы России
и подготовка
предложений по
совершенствова-
нию их деятель-
ности
10. Разработка 1995 - - - 13,7 Минздрав-
системы оказания 1996 медпром
медико-психологи- годы России
ческой помощи на-
селению, прожива-
ющему в условиях
социально-эколо-
гического стрес-
са, и вынужденным
мигрантам
11. Выявление 1995 - - - 17,1 Минздрав-
социокультурных 1996 медпром
факторов возник- годы России
новения и динами-
ки психических
расстройств с
целью их профи-
лактики
12. Разработка 1995 - - - 41 Минздрав-
дифференцирован- 1997 медпром
ной оценки уровня годы России
социального фун- Минсоц-
кционирования и защиты
качества жизни России
психически боль-
ных
2. Проектирование, строительство, реконструкция
и оснащение психиатрических учреждений
13. Формирование 1995 - - - 30,5 Минздрав-
сети и определе- 1996 медпром
ние типов учреж- годы России
дений (подразде- Минсоц-
лений), оказыва- защиты
ющих психиатри-
ческую помощь в
разных условиях
проживания на-
селения
14. Программа на 1995 - - - 51,6 Минздрав-
разработку объем- 1996 медпром
но-планировочных годы России
решений для про- Минсоц-
ектирования пси- защиты
хиатрических уч- России
реждений, всего Минстрой
России
в том числе:
психиатрических
больниц - - 23,7
психоневрологи-
ческих диспан-
серов - - 8
общежитий для
лиц, страдающих
психическими
расстройствами,
устративших со-
циальные связи - - 6
психиатрических
и психосомати-
ческих (сомато-
психиатрических)
отделений сома-
тических больниц - - 7,9
психоневрологи-
ческих интерна-
тов - - 6
15. Разработка 1995 - - - 430 Минздрав-
унифицированных 1997 медпром
объемно-планиро- годы России
вочных решений Минсоц-
для проектирова- защиты
ния психиатричес-
ких учреждений и
отделений - всего
в том числе:
психиатрических
больниц - - 197
психоневрологи-
ческих диспан-
серов - - 67
общежитий для
лиц, страдающих
психическими
расстройствами,
утративших со-
циальные связи - - 50
психиатрических
и психосомати-
ческих (сомато-
психиатрических)
отделений сома-
тических больниц - - 66
психоневрологи-
ческих интернатов - - 50
16. Разработка 1995 - - - 4,4 Минздрав-
рекомендаций по 1996 медпром
оформлению инте- годы России
рьеров психиатри- Минсоц-
ческих учреждений защиты
(кроме детских) России
Минстрой
России
17. Завершение 1995 - - - 23,4 Российс-
строительства ла- 1996 кая ака-
бораторного кор- годы демия ме-
пуса Научного дицинских
центра психичес- наук
кого здоровья
Российской ака-
демии медицинс-
ких наук
18. Строительство 1996 - - - 2800 Минздрав-
клинического кор- 1997 медпром
пуса Санкт-Петер- годы России
бургского научно-
исследовательско-
го психоневроло-
гического инсти-
тута имени В.М.
Бехтерева
19. Строительство 1996 - - - 3000 Сибирское
клинического кор- 1997 отделение
пуса Томского на- годы Российс-
учного центра Си- кой ака-
бирского отделения демии ме-
Российской акаде- дицинских
мии медицинских наук
наук
20. Реконструкция 1996 - - - 2240 Минздрав-
двух клинических 1997 медпром
корпусов Санкт- годы России
Петербургского
научно-исследо-
вательского пси-
хоневрологическо-
го института име-
ни В.М.Бехтерева
21. Оснащение 1996 - - - 2000 Минздрав-
учебного центра 1997 медпром
по психиатрии на годы России
базе Государст-
венного научного
центра социальной
и судебной психи-
атрии имени
В.П.Сербского
22. Проектирование 1996 - - - 1800 Минздрав-
и строительство 1997 медпром
клинического кор- годы России
пуса Московского Минстрой
НИИ психиатрии России
23. Разработка 1995 - - - 57,2 Минздрав-
рекомендаций по 1997 медпром
проектированию - годы России
всего Минсоц-
защиты
в том числе: России
Минстрой
России
детских психи- 1995 - - - 15,2
атрических от- 1996
делений годы
психоневроло-
гического са-
натория для
детей в воз- 1995 - - - 6
расте от 4 до 1996
14 лет годы
специализиро-
ванного дома
ребенка для
детей с по-
следствиями
органического
поражения це-
нтральной не-
рвной системы
в возрасте от 1995 - - - 6
6 месяцев до 1996
3 лет годы
адаптационно-
реабилитацион-
ных центров
для подростков
с нервно-пси- 1996 - - - 12
хическими рас- 1997
стройствами годы
учреждений для
глубоко умст-
венно отсталых
детей и под-
ростков, рас-
считанных на 1996 - - - 12
недельное 1997
пребывание годы
детских домов-
интернатов для 1996 - - - 6
умственно от- 1997
сталых детей годы
24. Программа 1995 - - - 38,2 Минздрав-
разработки объем- 1997 медпром
но-планировочных годы России
решений - всего Минзащиты
России
в том числе: Минстрой
России
отделений
психиатричес-
ких больниц
для детей в 1995 - - 5,3
возрасте от год
4 до 14 лет
отделений при
соматической
больнице для
детей в воз- 1996 - - 2,6
расте от 1 до год
3 лет
психосомати-
ческих отделе-
ний для детей
в возрасте от 1996 - - 5,3
4 до 14 лет год
психоневроло-
гического са-
натория для
детей в воз- 1996 - - - 10,5
расте от 4 до 1997
14 лет годы
специализиро-
ванного дома
ребенка для
детей в воз-
расте от 6 ме- 1997 4
сяцев до 3 лет год
детского дома-
интерната для
умственно от- 1996 10,5
сталых детей год
25. Разработка 1996 - - - 319 Минздрав-
унифицированных 1997 медпром
объемно-планиро- годы России
вочных решений - Минзащиты
всего: России
Минстрой
в том числе: России
отделений пси- 1996 - - - 44
хиатрических 1997
больниц для годы
детей в воз-
расте от 4 до
14 лет
отделений при 1996 - - - 44
соматической 1997
больнице для годы
детей в воз-
расте от 1 до
3 лет
психосоматичес- 1996 - - 22
ких отделений год
для детей в
возрасте от 4
до 14 лет
психоневроло- 1996 - - - 88
гического са- 1997
натория для годы
детей в воз-
расте от 4 до
14 лет
специализиро- 1997 - - 33
ванного дома год
ребенка для
детей в возрас-
те от 6 меся-
цев до 3 лет
детского дома- 1997 - - 88
интерната для год
умственно от-
сталых детей
26. Разработка 1996 - - 4,4 Минздрав-
рекомендаций по год медпром
оформлению ин- России
терьеров детских Минзащиты
психиатрических России
учреждений Минстрой
России
27. Программа 1995 - - 2,5 Минздрав-
разработки про- год медпром
ектного решения России
корпуса судебно- Минстрой
психиатрической России
экспертизы для
лиц, содержащих-
ся под стражей
(на 30 коек)
28. Разработка 1995 - - 50 Минздрав-
объемно-планиро- год медпром
вочного решения России
корпуса судебно- Минстрой
психиатрической России
экспертизы для
лиц, содержащих-
ся под стражей
(на 30 коек)
29. Программа 1995 - - 3,8 Минздрав-
на разработку год медпром
проектного реше- России
ния корпуса Минстрой
принудитель- России
ного лечения с
усиленным наблю-
дением в составе
общепсихиатриче-
ских больниц (на
50 коек)
30. Разработка 1995 - - - 75 Минздрав-
объемно-планиро- 1996 медпром
вочного решения годы России
корпуса для при- Минстрой
нудительного ле- России
чения с усиленным
наблюдением в со-
ставе общепсихиат-
рической больницы
(на 50 коек)
31. Проектирование 1995 - - 986 Минздрав-
двух психиатрических год медпром
больниц со строгим России
наблюдением (на 500 Минстрой
коек каждая) России
32. Реконструкция 1996 - - - 84000 Минздрав-
психиатрических 1997 медпром
больниц со строгим годы России
наблюдением -
всего
в том числе:
г. Санкт-Петер-
бург - - 12000
г.Кострома - - 12000
г.Орел - - 12000
г.Сычевка
Смоленской
области - - 12000
г.Казань - - 12000
с.Дворянское
Волгоградской
области - - 12000
г.Черняховск
Калининградской
области - - 12000
33. Реконструкция 1995 - - - 4900 Минздрав-
клинико-экспертных 1997 медпром
корпусов Государст- годы России
венного научного
центра социальной
психиатрии имени
В.П.Сербского
3. Подготовка специалистов для учреждений,
оказывающих психиатрическую помощь
34. Разработка 1995 - - - 17,1 Минздрав-
новой концепции 1997 медпром
и организационных годы России
основ последиплом- Минсоц-
ной подготовки защиты
специалистов для России
учреждений, оказы- Госком-
вающих психиатри- вуз
ческую помощь России
35. Разработка 1995 - - - 17,1 Минздрав-
предложений по пла- 1997 медпром
нированию подготов- годы России
ки и переподготовки Минсоц-
специалистов для защиты
учреждений, оказы- России
вающих психиатри- Госком-
ческую помощь вуз
России
36. Усовершенство- 1995 - - - 34,2 Минздрав-
вание существующих 1996 медпром
унифицированных годы России
учебных программ Госком-
по психиатрии с вуз
введением в их со- России
став разделов, не-
обходимых для под-
готовки медицинских
психологов и психо-
терапевтов
37. Разработка 1995 - - - 17,1 Минздрав-
унифицированных 1996 медпром
учебных программ годы России
социальных работ- Минсоц-
ников для учрежде- защиты
ний, оказывающих России
психиатрическую Госком-
помощь вуз
России
38. Разработка 1995 - - - 46,2 Минздрав-
научно-методичес- 1997 медпром
кого пособия по годы России
подготовке соци- Минсоц-
альных работников защиты
для учреждений, России
оказывающих пси- Госком-
хиатрическую по- вуз
мощь России
39. Разработка 1995 - - - 61,6 Минздрав-
учебных программ 1996 медпром
для специалистов, годы России
оказывающих пси- Минсоц-
хиатрическую по- защиты
мощь детям и под- России
росткам Госком-
вуз
России
40. Введение курса 1995 - - 8,6 Минздрав-
детской психиатрии год медпром
на педиатрических России
факультетах меди-
цинских вузов
41. Разработка 1995 - - - 13,7 Минздрав-
программы подготов- 1996 медпром
ки психиатров и со- годы России
циальных работников Минсоц-
для оказания герон- защиты
топсихиатрической России
помощи Госком-
вуз
России
4. Развитие и совершенствование детской
и подростковой психиатрии
42. Разработка кри- 1995 - - - 41 Минздрав-
териев пограничных 1996 медпром
психических расст- годы России
ройств в детском и
подростковом воз-
расте для создания
соответствующих
оздоровительных
служб
43. Изучение эпи- 1995 - - - 41 Минздрав-
демиологии алкого- 1996 медпром
лизма, наркомании годы России
и токсикомании у
детей и подростков
44. Клинико-эпи- 1995 - - - 82 Минздрав-
демиологический 1996 медпром
анализ психосома- годы России
тических расст-
ройств в детском
и подростковом
возрасте
45. Изучение кли- 1995 - - - 27,5 Минздрав-
ники легких форм 1996 медпром
интеллектуального годы России
недоразвития
46. Разработка сис- 1995 - - - 17 Минздрав-
темы помощи детям, 1996 медпром
пострадавшим в ре- годы России
зультате жестокого
обращения
47. Разработка ме- 1995 - - - 35,9 Минздрав-
тодов медико-пси- 1997 медпром
хологической кор- годы России
рекции девиантного
поведения детей и
подростков
5. Развитие геронтопсихиатрической помощи
48. Разработка мо- 1995 - - - 36 Минздрав-
делей психогериат- 1997 медпром
рических дневных и годы России
ночных стационаров
в системе различных
медицинских служб
49. Разработка мо- 1995 - - - 36 Минздрав-
делей психогериат- 1997 медпром
рической помощи в годы России
системе первичной Минсоц-
медицинской помощи защиты
России
50. Разработка 1995 - - - 25,5 Минздрав-
структуры геронто- 1997 медпром
логической психи- годы России
атрической службы Минсоц-
защиты
России
6. Развитие судебно-психиатрической службы
51. Разработка 1995 - - 0,9 Минздрав-
предложений по из- год медпром
менению и дополне- России
нию Уголовного Минюст
кодекса Российской России
Федерации, уточне-
нию оснований для
принудительного
лечения в психи-
атрических боль-
ницах с различны-
ми режимами на-
блюдения и введе-
нию принудитель-
ного амбулаторно-
го (диспансерного)
наблюдения и лече-
ния у психиатра
52. Разработка 1995 - - - 10,3 Минздрав-
проекта инструкции 1996 медпром
"О порядке взаимо- годы России
действия органов МВД
здравоохранения и России
органов внутренних
дел по предупреж-
дению общественно
опасных действий
психически больных"
53. Разработка ме- 1995 - - - 10 Минздрав-
тодов профилактики 1996 медпром
общественно опасных годы России
действий лиц, стра-
дающих психическими
расстройствами
7. Информатизация психиатрической службы
54. Разработка ин- 1995 - - - 49,2 Минздрав-
формационной систе- 1997 медпром
мы оценки и прогно- годы России
зирования состояния
психического здоро-
вья населения на
региональном и фе-
деральном уровнях
55. Разработка и 1995 - - - 21,3 Минздрав-
реализация унифи- 1997 медпром
цированной инфор- годы России
мационной много- Минсоц-
уровневой системы защиты
сбора и обработки России
статистической
информации о де-
ятельности психи-
атрических и нар-
кологических уч-
реждений
56. Внедрение ав- 1995 - - - 23,9 Минздрав-
томатизированных 1997 медпром
рабочих мест руко- годы России
ководителя психи-
атрического учреж-
дения, участкового
психиатра, психиат-
ра стационара, су-
дебного психиатра
------------------------------------------------------------------------
Всего: - - 103711,8
Приложение N 2
к федеральной целевой программе
"Неотложные меры по совершенствованию
психиатрической помощи
(1995 - 1997 годы)"
Технико-экономическое обоснование программных мероприятий
(в ценах на 1 января 1994 года)
1. Обоснование расчетов финансирования по капитальным вложениям:
Наименование мероприятий |
Стоимость на 1995 - 1997 годы (млн.руб.) |
Источник финанси- рования (млн.руб.) |
Исполнитель |
1. Строительство 7623,4 бюджетные ассиг- Минздравмед-
научно-исследователь- нования Минздрав- пром России
ских учреждений медпрома России -
7623,4
2. Внедрение автома- 23,9 бюджетные ассиг- Минздравмед-
тизированных рабочих нования Минздрав- пром России
мест руководителя медпрома России -
психиатрического 23,9
учреждения, участ-
кового психиатра,
психиатра стациона-
ра, судебного пси-
хиатра
Всего: 7647,3
Примечания:
По пункту 1: строительство лабораторного корпуса НЦПЗ РАМН - 23,4 млн.руб., в т.ч. 1995 г. - 13,4 млн.руб.; строительство клинического корпуса Санкт-Петербургского НИПИ им.В.М.Бехтерева - 2800 млн. руб.; клинического корпуса МНИИП - 1800 млн. руб.; клинического корпуса Томского НЦ Сибирского отделения РАМН - 300 млн.руб.
По пункту 2: внедрение автоматизированных рабочих мест специалистов учреждений, оказывающих психиатрическую помощь, - 23,9 млн.руб., в т.ч. 1995 г. - 8 млн.руб.
2. Обоснование расчетов финансирования реконструкции учреждений, оказывающих психиатрическую помощь:
Наименование мероприятий |
Стоимость на 1995 - 1997 годы (млн.руб.) |
Источник финанси- рования (млн.руб.) |
Исполнитель |
Реконструкция психиат- 91140 бюджетные ассигно- Минздравмед-
рических больниц и на- вания Минздравмед- пром России
учно-исследовательских прома России -
учреждений 91140
Примечание.
Реконструкция: двух клинических корпусов Санкт-Петербургского НИПИ им.В.М.Бехтерева - 2240 млн.руб.; клинико-экспертных корпусов ГНЦССП им.В.П.Сербского - 4900 млн.руб., в т.ч. 1995 г. - 2450 млн.руб.; психиатрических больниц со строгим наблюдением (г.Санкт-Петербург, г.Кострома, г.Орел, г.Сычевка Смоленской обл., г.Казань, с.Дворянское Волгоградской обл., г.Черняховск Калининградской обл. - 84000 млн.руб.).
3. Обоснование расчетов финансирования проектирования учреждений, оказывающих психиатрическую помощь:
Наименование мероприятий |
Стоимость на 1995 - 1997 годы (млн.руб.) |
Источник финанси- рования (млн.руб.) |
Исполнитель |
1. Разработка принци- 30,5 бюджетные ассигно- Минздравмед-
пов пространственной вания Минздравмед- пром России
организации и номенк- прома России - Минсоцзащиты
латуры унифицированных 30,5 России
элементов проектирова- Минстрой
ния психиатрических России
учреждений различного
типа и мощности
2. Программирование 2013,3 бюджетные ассигно- -"-
и разработка унифи- вания Минздравмед-
цированных объемно- прома России -
планировочных реше- 2013,3
ний для проектиро-
вания психиатричес-
ких учреждений (от-
делений)
3. Разработка ре- 8,8 бюджетные ассигно- Минздравмед-
комендаций по офор- вания Минздравмед- пром России
млению интерьеров прома России - Минсоцзащиты
психиатрических 8,8 России
учреждений Минстрой
России
Всего: 2052,6
Примечания:
По пункту 1: формирование сети и определение для проектирования типов учреждений, оказывающих психиатрическую помощь, - 30,5 млн.руб., в т.ч. 1995 г. - 15,8 млн.руб.
По пункту 2:
2.1. Программирование и разработка унифицированных объемно-планировочных решений для проектирования психиатрических учреждений для взрослых - 481,6 млн.руб., в т.ч. 1995 г. - 104 млн.руб.
2.2. Программирование и разработка унифицированных объемно-планировочных решений для проектирования психиатрических учреждений для детей и подростков - 414,4 млн.руб., в т.ч. 1995 г. - 23,3 млн.руб.
2.3. Проектирование и разработка унифицированного объемно-планировочного решения корпуса судебно-психиатрической экспертизы для лиц, содержащихся под стражей - 52,5 млн.руб., в т.ч. 1995 г. - 52,5 млн.руб.
2.4. Программирование и разработка унифицированного объемно-планировочного решения корпуса для принудительного лечения с усиленным наблюдением - 78,8 млн.руб., в т.ч. 1995 г. - 38,8 млн.руб.
2.5. Проектирование психиатрических больниц со строгим наблюдением (гг.Новосибирск и Хабаровск) - 986 млн.руб., в т.ч. 1995 г. - 986 млн.руб.
По пункту 3:
разработка рекомендаций по оформлению интерьеров психиатрических учреждений:
3.1. для взрослых - 4,4 млн.руб., в т.ч. 1995 г. - 3 млн.руб.
3.2. для детей и подростков - 4 млн.руб.
4. Обоснование расчетов финансирования подготовки специалистов для работы в учреждениях, оказывающих психиатрическую помощь:
N п/п |
Наименование мероприятий |
Стоимость на 1995 - 1997 годы (млн.руб.) |
Источник финанси- рования (млн.руб.) |
Исполнитель |
1. Разработка новой 34,2 бюджетные ассигно- Минздравмед-
концепции и ор- вания Минздравмед- пром России
ганизационных прома России - Минсозащиты
основ подготовки 34,2 России
специалистов Госкомвуз
России
2. Разработка и 135,2 бюджетные ассигно- Минздравмед-
усовершенство- вания Минздравмед- пром России
вание учебных прома России - Минсозащиты
программ под- 135,2 России
готовки специ- Госкомвуз
алистов России
3. Разработка ме- 46,2 бюджетные ассигно- -"-
тодического вания Минздравмед-
пособия по прома России -
подготовке со- 46,2
циальных ра-
ботников для
учреждений,
оказывающих
психиатричес-
кую помощь
--------------------------------------------------------------------
Всего: 215,6
Примечания:
По пункту 1:
1.1. Разработка новой концепции последипломной подготовки специалистов для учреждений, оказывающих психиатрическую помощь, - 17,1 млн.руб., в том числе 1995 год - 8,6 млн.руб.
1.2. Разработка предложений по планированию подготовки и переподготовки специалистов для учреждений, оказывающих психиатрическую помощь, - 17,1 млн.руб., в том числе 1995 год - 8,6 млн.руб.
По пункту 2:
разработка унифицированных учебных программ подготовки: специалистов по оказанию психиатрической помощи, включая психологов и психотерапевтов - 104,4 млн.руб., в том числе 1995 год - 56,5 млн.руб.; социальных работников - 17,1 млн.руб., в том числе 1995 год - 8,6 млн.руб.; психиатров и социальных работников для геронтопсихиатрической службы 13,7 млн.руб., в том числе 1995 год - 6,8 млн.руб.
По пункту 3:
разработка методического пособия по подготовке социальных работников - 46,2 млн.руб., в том числе 1995 год - 15,4 млн.руб.
5. Обоснование расчетов финансирования разработки нормативных документов по организации работы учреждений, оказывающих психиатрическую помощь:
N п/п |
Наименование мероприятий |
Стоимость на 1995 - 1997 годы (млн.руб.) |
Источник финанси- рования (млн.руб.) |
Исполнитель |
1. Разработка нор- 72,1 бюджетные ассигно- Минздравмед
мативных доку- вания Минздравмед- пром России
ментов по орга- прома России - Минсоцзащиты
низации деяте- 72,1 России
льности учреж-
дений, оказы-
вающих психи-
атрическую
помощь
2. Разработка 10,3 бюджетные ассигно- Минздравмед
межведомст- вания Минздравмед- пром России
венной инст- прома России - МВД России
рукции по 10,3
профилактике
общественно
опасных
действий лиц,
страдающих
психическими
расстройствами
Приказом Минздрава РФ и МВД РФ от 30 апреля 1997 г. N 133/269 утверждена Инструкция об организации взаимодействия органов здравоохранения и органов внутренних дел РФ по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами
--------------------------------------------------------------------
Всего: 82,4
Примечания:
По пункту 1:
разработка нормативных документов по организации деятельности:
1.1. Лечебно-производственных государственных предприятий - 6,8 млн.руб., в том числе 1995 года - 6,8 млн.руб.
1.2. Общежитий для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи - 8,6 млн.руб., в том числе 1995 год - 4,3 млн.руб.
1.3. Социально-правовой службы в учреждениях, оказывающих психиатрическую помощь, - 25,8 млн. руб., в том числе 1995 год - 12,9 млн.руб.
1.4. Психологов и психотерапевтов в учреждениях, оказывающих медицинскую помощь, - 30,9 млн.руб., в том числе 1995 год - 15,3 млн.руб.
По пункту 2:
разработка межведомственной инструкции по профилактике общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами, - 10,3 млн.руб., в том числе 1995 год - 5 млн.руб.
Постановление Правительства РФ от 20 апреля 1995 г. N 383 "О федеральной целевой программе "Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи (1995-1997 годы)"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 1 мая 1995 г., N 18, ст. 1665