Решение Верховного Суда РФ от 15 июля 1998 г. N ГКПИ98-257
"Указание Государственного таможенного комитета Российской Федерации
от 29 мая 1997 г. N 01-14/677 "О некоторых вопросах определения
происхождения товаров из государств - участников СНГ" признано
незаконным недействующим) и не подлежащим применению
со дня его издания"
Именем Российской Федерации
Верховный Суд РФ в лице судьи Верховного Суда РФ Г.В.Манохиной при секретаре - Т.В.Шаховой с участием прокурора - А.В.Федотовой
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Сиротенко Петра Романовича на Указание Государственного Таможенного комитета Российской Федерации от 29 мая 1997 г. N 01-14/677 "О некоторых вопросах определения происхождения товаров из государств - участников СНГ" и Указание Государственного Таможенного Комитета Российской Федерации от 30 декабря 1996 г. N 01-14/1465 "Об определении происхождения товаров из государств - участников СНГ" установила:
П.Р.Сиротенко обратился в Верховный Суд РФ с жалобой, в которой поставил вопрос о признании недействительными Указания ГТК РФ от 29 мая 1997 г. N 01-14/677 "О некоторых вопросах определения происхождения товаров из государств - участников СНГ" и Указания ГТК РФ от 30 декабря 1996 г. N 01-14/1465 "Об определении происхождения товаров из государств - участников СНГ".
В подтверждение требований П.Р.Сиротенко указал, что в тексте названных нормативных актов содержится указание таможенным органам РФ применять их к правоотношениям, возникшим до их принятия и опубликования, то есть с обратной силой, что является грубым нарушением законодательства РФ. Указание ГТК РФ от 29 мая 1997 г. не зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации и не было официально опубликовано на территории Российской Федерации, в связи с чем не может влечь правовых последствий, как не вступившие в силу, и не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, влечь применение санкций.
В пункте 1 Указания ГТК РФ от 29 мая 1997 г. N 01-14/677 указано, что подтверждение происхождения подакцизных товаров и товаров, приведенных в Приложении N 2 к настоящему указанию, из государств участников СНГ осуществляется в порядке, определенном указанием ГТК РФ от 30 декабря 1996 г. N 01-14/1465 "Об определении происхождения товаров из государств - участников СНГ". Пунктом 1 Указания ГТК РФ от 30 декабря 1996 г. предусмотрено, что для определения происхождения товаров из государств - участников СНГ следует применять Правила определения страны происхождения товаров. По мнению Сиротенко, ГТК РФ был не вправе указывать о необходимости применения Правил определения страны происхождения товаров" утвержденными решением Совета глав Правительства СНГ 24 сентября 1993 г. с учетом новой редакции п.9 Правил, утвержденной решением Совета глав правительств СНГ от 18 октября 1996 г., поскольку текст п.9 Правил в новой редакции не был официально опубликован на территории Российской Федерации, а был лишь опубликован на территории иностранного государства в г.Минске, республика Беларусь в информационном вестнике N 4 (24) "Содружество" Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ, который не является официальным источником опубликования нормативных актов Российской Федерации.
Сиротенко в обоснование своих требований просит учесть, что оспариваемыми нормативными актами нарушаются его права и свободы как гражданина России, занимающегося предпринимательской деятельностью во внешнеэкономической сфере.
Заслушав объяснения представителя Сиротенко П.Р. - Золотухина С.И. (доверенность от 13 июля 1998 г.), поддержавшего жалобу, объяснения представителей Государственного Таможенного Комитета Российской Федерации Баландиной Г.В., Чекмарева Г.С., Малярова Е.В., возражавших против удовлетворения жалобы, выслушав мнение по жалобе представителя Министерства юстиции Российской Федерации Соловьевой О.В., исследовав письменные доказательства и заслушав заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей жалобу Сиротенко П.Р. удовлетворить частично, в части признания недействительным Указания Государственного Таможенного Комитета Российской Федерации от 29 мая 1997 г. N 01-14/677, Верховный Суд Российской Федерации находит жалобу Сиротенко П.Р. подлежащей удовлетворению в части признания недействительным Указания Государственного Таможенного Комитета Российской Федерации "О некоторых вопросах определения происхождения товаров из государств - участников СНГ". В остальной части требование Сиротенко П.Р. удовлетворению не подлежит.
Согласно п.10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений содержащих сведения составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке" не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам, организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
В судебном заседании установлено, что Указание Государственного Таможенного Комитета Российской Федерации от 29 мая 1997 г. N 01-14/677 "О некоторых вопросах определения происхождения товаров из государств участников СНГ" было возвращено Министерством юстиции Российской Федерации в связи с тем, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в ином виде названными Правилами не предусмотрено. Государственному таможенному комитету было разъяснено о необходимости приведения указанного нормативного акта в соответствии с действующим законодательством и представления его в установленном порядке на государственную регистрацию.
Между тем Указание Государственного таможенного комитета РФ от 29 мая 1997 г. N 01-14/677 не было приведено в соответствие с требованиями п.2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.
Не было это Указание официально опубликовано в порядке, предусмотренном Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763.
Указанные обстоятельства подтверждаются сообщением от 8 декабря 1997 г. N 07-02-2143-97 первого заместителя Министра юстиции РФ, объяснениями представителя Министерства юстиции РФ, данными в судебном заседании и не оспаривались представителями ГТК РФ.
При таких данных суд считает, что изданное Государственным таможенным комитетом Российской Федерации 29 мая 1997 г. Указание не может быть признано законным, как принятое с нарушением установленного Указами Президента РФ порядка.
Доводы представителей Государственного таможенного комитета РФ о том, что жалоба Сиротенко неподведомственна суду, вопросы поставленные Сиротенко, занимающимся предпринимательской деятельностью, подлежат рассмотрению в арбитражном суде; Указание от 29 мая 1997 г. не подлежало регистрации в Министерстве юстиции РФ, так как не содержит правовых норм неосновательны.
Требования о признании незаконным акта носящего нормативный характер, заявленное гражданином или юридическим лицом, или гражданином, имеющим статус индивидуального предпринимателя рассматриваются в судах общей юрисдикции, поскольку оно неподведомственно арбитражному суду. Согласно ст.22 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражному суду подведомственны споры о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным актам, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенного в установленном порядке.
Требования, заявленные Сиротенко П.Р. согласно ст.116 ГПК РСФСР подлежат рассмотрению в Верховном Суде Российской Федерации по первой инстанции.
Из текста Указания от 29 мая 1997 г. усматривается, что им устанавливаются правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение. При таком положении ошибочен довод представителей ГПК РФ о том, что Указание от 29 мая 1997 г. не носит нормативный характер.
Верховный Суд РФ полагает, что требование Сиротенко П.Р. о признании недействительным Указания Государственного таможенного комитета РФ от 30 декабря 1996 г. N 01-14/1465 "Об определении происхождения товаров из государств - участников СНГ" не подлежит удовлетворению, поскольку названное указание не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает прав и свобод заявителя.
Указание Государственного таможенного комитета РФ от 30 декабря 1996 г. N 01-14/1465 зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 мая 1997 г. N 1303, было опубликовано в порядке, предусмотренном Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763.
Довод заявителя о том, что в тексте Указания от 30 декабря 1996 г. N 01-14/1465 содержится указание таможенным органам применять его к правоотношениям, возникшим до их принятия и опубликования ошибочен. Из текста названного Указания усматривается, что такого положения в нем не предусмотрено.
Не могут быть основанием к удовлетворению требования Сиротенко о признании недействительным Указания от 30 декабря 1996 г. доводы о том, что названное Указание в пункте 1 устанавливает, что для определения происхождения товаров и государств - участников СНГ следует применять Правила определения страны происхождения товаров, утвержденные решением Совета глав Правительств СНГ от 24 сентября 1993 г. Решение Совета глав Правительств СНГ от 24 сентября 1993 г. вступило в силу и действует на территории Российской Федерации.
Сиротенко П.Р. не представлено никаких конкретных данных о том, что Указание ГТК РФ от 30 декабря 1996 г. нарушает его право осуществлять предпринимательскую деятельность, его права и свободы как гражданина.
Учитывая изложенное, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения жалобы Сиротенко П.Р. о признании недействительным Указания ГТПК от 30 декабря 1996 г. N 01-14/1465.
Руководствуясь ст.ст.191, 197, 231, 232, 239-7 ГПК РСФСР Верховный Суд Российской Федерации решил:
жалобу Сиротенко Петра Романовича удовлетворить частично.
Указание Государственного Таможенного Комитета Российской Федерации от 29 мая 1997 г. N 01-14/677 "О некоторых вопросах определения происхождения товаров из государств - участников СНГ" признать незаконным (недействующим) и не подлежащим применению со дня его издания.
В остальной части требований Сиротенко Петру Романовичу отказать.
Настоящее решение обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит.
Судья Верховного |
Г.В.Манохина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 15 июля 1998 г. "Указание Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 29 мая 1997 г. N 01-14/677 "О некоторых вопросах определения происхождения товаров из государств - участников СНГ" признано незаконным (недействующим) и не подлежащим применению со дня его издания"
Текст решения в извлечениях опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, 1999 г., N 1, стр. 10, в Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1999, N 6